Статьи

Пятнадцать лет дебилизации

Пятнадцать лет дебилизации

В Музее архитектуры до 21 января работает выставка « Москва 1993-2009: бремя перемен », посвященная самым резким изменениям в московской застройке за последние 15 лет, к которым наша индустрия имеет непосредственное отношение.

Advertology.Ru настоятельно рекомендует читателям посетить сию выставку. Ибо за 15 лет расцвета бизнеса и рекламы мы  - бизнесмены и рекламисты - умудрились хорошенько испоганить город, в котором живем. Каждый день мы спешим из дома в офис и обратно, не замечая (или привыкнув уже) к фасадам и интерьерам стиля russian casual, к застилающим взгляд билбордам и растяжкам...

А здесь есть возможность остановиться и поскользнуться на банановой кожуре собственных амбиций - лучшие виды и панорамы, площади и переулки претерпели необратимые метаморфозы. Знаете, можно долго слушать про все эти гаражи, этажи и билборды и считать все это брюзжанием выживших из ума старушек. Но стоит только посмотреть.... А тут еще и потрогать можно - белый камень с резьбой шестнадцатого века, балки из цельного дерева - современника Петра Великого (в отличном состоянии), великолепные двери, отреставрированные московскими детьми под руковосдством школьного учителя Валентина Карелина, номерные знаки квартир, замки и даже планочки на подоконник с размашистыми подписями дореволюционных плотников. И это богатство извлечено из обломков снесенных зданий. Самое главное, что сделано все очень добротно, со вкусом, дизайнеры и настоящие капиталисты поймут, о чем речь... Короче, хорошо жили люди, отличный был город!"Было-стало" - увы, не рекламный прием...

Ниже - пресс-релиз кураторов выставки - Александра Можаева и Наталии Самовер ( "Архнадзор").

"Шестнадцать лет на глазах у нас из тела исторической Москвы постепенно вылуплялся Чужой.

В 1993 году он пробил первую брешь на Кадашевской набережной и высунул наружу позолоченный стальной коготок.

Потом он рос, тучнел и становился все ненасытнее. Он поглотил Остоженку, стер с лица земли Балчуг, воцарился на Пресне. Теперь он терзает Замоскворечье, нацелился на Пушкинскую площадь, ЦДХ, Хитровку, Газовый завод и еще много мест, где пока еще живет дух города. Выжрать этот дух и заменить его своим, поступить с городом так, как вирус поступает с живой клеткой, заменяя ее ДНК своей - чуждой, вирусной, - такова его конечная цель, если, конечно, можно говорить о цели применительно к вирусам.

Неправда, что процесс деградации исторической среды в мегаполисе неизбежен и анонимен. У градостроительных ошибок всегда есть авторы, и мы называем их имена. Каждая пара фотографий «было - стало» - свидетельство ответственности архитектора, градостроителя и градоначальника перед нынешним и будущим поколениями.

Эта выставка - субъективная попытка подведения итогов градостроительной политики московского правительства в минувшие 16 лет, в эпоху мэра Ю.М. Лужкова.

В 1992-м, когда второй мэр Москвы занял свой пост, строился Казанский собор на Красной площади и казалось, что всё ещё может измениться к лучшему. Но безнаказанный разгром заповедных Кадашей явно указывал на то, что моральные принципы советских градостроителей, возводивших на месте памятников прошлого «более достойные образцы архитектурного творчества», по-прежнему актуальны.

Уже тогда стало понятно, что Москву ждут, мягко говоря, неоднозначные перемены. Однако их масштаб превзошел любые ожидания. Организаторам выставки не хотелось бы быть излишне эмоциональными, мы надеемся, что представленные экспонаты говорят сами за себя. 15 лет назад мы бы вряд ли поверили, что такое вообще возможно, не говоря о темпах и масштабах патологических изменений.

Нами представлены традиционные пары фотографий, приглашающие зрителя к сопоставлению «было - стало». Однако сравнивать сегодняшнюю Москву предлагается не с Москвой легендарного 1913-го года, а с Москвой недавней, такой, какой она была на нашей вполне свежей памяти. Исторический город, переживший беспощадные сносы и реконструкцию советских времен, вот уже полтора десятилетия несет необратимые потери под натиском нового русского капитализма. Мы не только теряем отдельные памятники архитектуры; перерождению подвергается сама ткань городского организма - материалы, масштаб и плотность застройки, силуэт, важнейшие панорамы. Видеоряд, смонтированный из десятков фотосравнеий, подчёркивает чудовищную фантасмагоричность происходящего с нашим городом.

О домах, исчезнувших с городских улиц за эти годы, о разоренных уникальных интерьерах, об убитых воспоминаниях о жизни наших предков напоминают подлинные фрагменты из собрания Валентина Карелина - старинные филенчатые двери с выбитыми замками; обрезки могучих балок, вытесанных из двухсотлетних сосновых стволов; тяжелые железные петли, которым больше нечего затворять, потому что они навсегда разлучены с родными створками; резные белые камни. Эти вещи собирались непреднамеренно: извлекались из-под ковша бульдозера или из мусорных контейнеров во дворах реконструируемых зданий. Когда целое унесено вихрем вандализма, они превращаются в архитектурные окаменелости, странные и иногда малопонятные как кости динозавров. Красота их рукотворных фактур, мощь, тщательность исполнения мельчайших деталей свидетельствуют об уже утраченном качестве отношения человека к среде своего обитания, в том числе и городской.

И все-таки выставка «Бремя перемен» - не мартиролог. Она посвящена не прощанию с исторической Москвой, а любви к ней, ко всем ее подробностям и измерениям - от километровых панорам до точеной балясины, внимательной и деятельной любви, открывающей человеку глаза на город, в котором он живет."

Кураторы выставки - Александр Можаев, Наталья Самовер.
Экспозиция - Валерий Риван, Наталия Риво.
Исторические фотографии предоставлены архивом ЦИГИ или собраны из открытых Интернет-источников.
Современные фотосопоставления - Александр Иванов, Александр Можаев.
Компьютерный дизайн - Кирилл Болдырев.

Выставка открыта до 21 января 2010 г. в Музее архитектуры (Воздвиженка, 5).

29.12.2009

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну


Япония: шедевры минувших эпох

Япония: шедевры минувших эпох
Япония: шедевры минувших эпох. «Чудеса света», рожденные гением японского народа, не уступают по масштабам, красоте и изысканности более известным монументальным постройкам из Египта, Греции, Италии и Ближнего Востока. Подобно пирамиде Хеопса в Египте, в Японии расположен могильный холм гробницы императора Нинтоку, сад камней храма Рёандззи не уступает полумифическим садам Семирамиды, а гигантское изваяние Будды, высеченное в массиве хребта Нокогирияма, – Колоссу Родосскому. Любой из многочисленных буддийских и синтоистских храмов в Наре, Киото или Токио не проиграет храму Артемиды в Эфесе. Судьбы величественных зданий, расположенных в разные исторические периоды в разных точках Земного шара, схожи: как европейские и ближневосточные «чудеса», многие японские постройки подвергались землетрясениям и цунами и были разрушены, частично или полностью, а Золотой павильон в Киото (Кинкакудзи), как и храм Артемиды в Эфесе, был сожжен. Несмотря на общие исторические и архитектурные параллели, японские сооружения имеют исключительную культурную и эстетическую ценность и по праву могут пополнить список мировых «чудес света». Книга об удивительных творениях архитектуры, сделанных руками японских мастеров, отправляет читателя в путешествие по Японскому архипелагу, позволяя прикоснуться к богатой многовековой культуре этого народа. Издание богато иллюстрировано и будет интересно всем увлеченным культурой Японии.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

05.03.2025 - 14:09
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация