ВАС не защищает от спамеров

Вспомните, сколько раз вы поминали нехорошими словами "проклятых спамеров", в очередной раз вздрагивая от пришедшей SMS-ки с предложением купить что-нибудь необыкновенно полезное или скачать/послушать/подключить необычайно привлекательное?
Особенно радуют такие послания минут эдак за 30-40 до звонка будильника. Небось, при этом ворчали: "вот поймать бы его..." А они и не прячутся. Более того, получают за свой нелегкий труд престижные награды и почетные звания.
Казалось бы, при чем тут Конституция? Оказывается, очень даже при чем. Однако - по порядку.
На днях "Вестник гражданского права" опубликовал отчет о вручении ежегодной "национальной" премии "Успех. Лучший корпоративный юрист года 2009". Торжественная церемония была посвящена Дню Конституции России. Награждались лучшие из лучших. Цитата:
"Открывая событие, президент ОКЮР (Объединение корпоративных юристов - Ред.) Александра Нестеренко отметила, что День Конституции является одной из самых важных дат для российских юристов. Именно Конституция России является ядром правовой системы и определяет смысл и содержание других законов. Объединение корпоративных юристов уже четвертый год подряд собирает юридическое сообщество в этот знаменательный день".
Лауреатом премии "Успех" в номинации "Реформатор года" стал начальник судебно-правового отдела юридического департамента ОАО "Мобильные ТелеСистемы". С чем мы его от всей души и поздравляем.
"Реформатор года" завоевал профессиональную награду целеустремленной и бескомпромиссной борьбой за право оператора рассылать своим абонентам рекламные SMS-сообщения. Цитата из описания достижений Андрея Пьяных:
"Формирование судебной практики на уровне ВАС (Высший арбитражный суд) в части легитимности автоматической SMS-рассылки рекламных сообщений абонентам (постановление ВАС РФ № 15732/08 31 марта 2009 г.). Рассмотрению данного вопроса в ВАС предшествовало последовательное отстаивание в арбитражных судах различных инстанций права операторов отправлять на номера своих абонентов, выбор которых осуществляется специалистом оператора, SMS-сообщений, содержащих рекламу. В результате создана судебная практика, которую будут в дальнейшем учитывать арбитражные суды, и которая создает дополнительные возможности для развития рекламного бизнеса в России".
В чем состоит эпохальность события, и над чем не покладая рук трудился судебно-правовой отдел оператора? Трудился, надо полагать, не только за деньги своих абонентов (других денег у оператора нет), но и в их интересах. Значимость "Реформы года" состоит в том, что не в последнюю очередь благодаря усилиям г-на Пьяных, спам с юридической точки зрения волшебным образом перестал являться спамом, если в его рассылке принимал участие живой человек. Цитата из постановления президиума Верховного арбитражного суда:
"Согласно части 2 статьи 18 Закона о рекламе, не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки). В рассматриваемом случае выбор абонентских номеров для рассылки SMS-сообщений, содержащих рекламу, производился специалистом, поэтому Оператора нельзя признать нарушившим часть 2 статьи 18 Закона о рекламе".
С вопросом по поводу юридических тонкостей превращения ненавистного спама в легитимную и добропорядочную "информационную рассылку" мы обратились в пресс-службу МТС, от которой и получили исчерпывающие разъяснения:
"МТС оспаривала предписание Антимонопольной службы относительно SMS-рассылок рекламного характера. Суд установил, что выбор абонентских номеров для рассылки SMS-сообщений, содержащих рекламу, производился специалистом, поэтому МТС нельзя признать нарушившим часть 2 статьи 18 Закона о рекламе. <...> часть 2 статьи 18 Закона о рекламе определяет, что рассылка не должна проводиться автоматически. Вместе с тем, закон не содержит критерии определения рассылки как "автоматической", поэтому возникают подобные споры".
Иными словами, талантливому юристу удалось найти нечеткую формулировку в законе о рекламе и ею воспользоваться. МТС добилась фактической легитимизации любых рекламных SMS-рассылок, производимых оператором.
Абоненты, правда, чем-то недовольны. Но отныне их недовольство - их проблема. Юридически все шито-крыто. Благодарить за это следует ВАС, МТС и Андрея Пьяных.
Вот и всё. Похоже, что мы с вами лишились даже той куцей защиты от SMS-спама, которая была прописана в "Законе о рекламе". Надо полагать, что теперь для соблюдения закона оператору достаточно иметь специально обученного человека, который будет нажимать кнопку "Отправить".
Действительно, "реформа года". Поздравляем судебно-правовой отдел МТС с очередной победой в борьбе за интересы абонентов. А на несознательных граждан, которые ругают по форумам массированный SMS-спам, теперь, наверное, можно и в суд подать - за попытки ущемления феодального права оператора сотовой связи рассылать рекламу.
Advertology.Ru
28.12.2009
Комментарии
Написать комментарий