Статьи

На дне

На дне

Пытаться поймать точку выхода из кризиса - все равно, что дать прогноз его начала. Если невозможно второе, то почему должно быть возможно первое?

Глядя на программу конференции, проведенной Aegis Media 27 октября 2009 - «Рекламная индустрия и новый потребитель - итоги 2009, прогноз 2010» - именно этим, т.е. поисками заветного «дна», там и собирались заняться. И занялись.

Как ни пытались докладчики, а это были первые люди в своих областях, откреститься от прогнозов не удалось - желание узнать «когда это кончится», висит в воздухе, от докладчиков ждали соответствующих ответов. Однако главным итогом конференции можно считать не обозначение «точки возврата» (будучи людьми опытными, выступающие таких дат, естественно, не называли), но выявление основных связей, управляющих экономической ситуацией. Рассматривая все выступления на конференции «в целом» можно было сделать и выводы о том, почему невозможно прогнозирование кризисных явлений, аналогичных тому, что бы переживаем сегодня. Собственно, одна причина известна и так - это нелогичное с экономической точки зрения поведение людей, подверженных эмоциям, стрессам, а вовсе не только и не столько стремлением к выгоде. Интересно, что это касается не только обывателей (они же потребители), но и профессионалов рынка. Вот примеры.

Туризм и отдых

Многочисленные опросы еще осенью прошлого года зафиксировали желание людей экономить и, прежде всего, на развлечениях, отдыхе, путешествиях, словом, досуге. Сегодня эта тенденция только усилилась. По данным Synovate, в августе 2008 г. доля тех, кто заявил о своем желании сократить расходы на отдых и путешествия, составляла 18%, а в сентябре 2009 - 27%. И в то же время по словам Сергея Васильева, генерального директора «Видео Интернешнл» рекламодатели, работающие именно в этих категориях, на 22% увеличили свои расходы на телерекламу в январе-сентябре 2009 года по отношению к аналогичному периоду прошлого года. О причинах остается только догадываться. Одну из таких догадок Васильев высказал: менеджеры сокращают рекламные расходы, во многом, под давлением собственников бизнеса, которым кажется, что она, реклама, не так сильно влияет на состояние бизнеса, как, скажем, состояние производства. Очевидно, у работников досуга другое мнение. «Прогнозы строить в такой ситуации невозможно», - утверждает Васильев.

Уйти, чтобы остаться

В целом, объем телерекламы в 2009 году, как известно, уменьшился в рублевом исчислении на 21%. Какова тактика рекламодателей? Основная часть их них, по словам Васильева, не стала «размазывать масло по бутерброду более тонким слоем». Доля Топ-10 за тот же период (1 - 3 кв. 2009/2008 г.г.) выросла на 7 п.п. и составила 35%, при этом состав наиболее щедрых (для ТВ) рекламодателей изменился незначительно. Другими словами, если рекламодатель остается на ТВ, то бюджеты старается не уменьшать. Те же, кто забрал свои бюджеты из самого массового медиа, «изменили» ему, по словам Васильева, не ради другого привычного коммуникативного канала, типа наружной рекламы или прессы, а поступили радикально и перенесли свою маркетинговую активность в BTL. Называть этих инноваторов Васильев не стал.

Каковы доли эмоций и рацио в решениях маркетологов, работающих в таких компаниях, судить сложно, однако можно констатировать, что «вычислить» эти компании методом экономического анализа не получится: в одних и тех же категориях можно встретить как «любителей ТВ», так и предпочитающих BTL. Все решают люди, их пристрастия, опыт и т.п.  

Важнейшее из искусств

Кстати, о развлечениях. Как показывают опросы, люди говорят, что стремятся сэкономить на них. Однако данные, приведенные Сергеем Болотиным, директором по маркетингу компании Cinema 360, этого не подтверждают. Если судить по количеству кинопосещений, кризиса вообще нет и не было: число кинозрителей в последние 5 лет монотонно росло. В первые 9 месяцев 2009 года их было 101 млн, за аналогичный период 2008 - 99 млн. По словам Болотина, частоту посещений определяют два фактора: качество репертуара и наблюдаемый в последние годы рост числа современных многозальных кинотеатров, расположенных, как правило, в крупных торговых центрах. Кроме того, появляется все больше 3D-залов, открывающих невиданные раньше (в прямом смысле) возможности.

Новые условия просмотра привлекают и другую аудиторию. Становится больше семейных пар, все чаще ходят в кино люди с высшим образованием, увеличивается доля людей среднего возраста 25 - 44 года.  В итоге, складывается впечатление, что опросы проводят среди одной группы людей, а в кино ходит другая. Вряд ли это так, но факт остается фактом: заполняя анкету, респонденты говорят о своих желаниях, но... человек слаб. Его соблазняет реклама (вспомним о росте активности «досуговых» рекламодателей), его привлекает возможность увидеть хороший фильм в хорошем месте. Как говорила в своем выступлении Оксана Поварищникова, директор по работе с клиентами Synovate, люди хотят комфорта и не хотят слышать слова «кризис». Как мы видим по ситуации с посещением кино, их решения становятся все более импульсными.

Жизнь будет веселей. Когда?

Не будем забывать: кино - это мир яркий, насыщенный, но... придуманный, ненастоящий. Выйдя из темного кинозала, человек оставляет там киногероев и возвращается к своим проблемам, к настоящему миру. Что же происходит в нем? Есть ли надежды на улучшения? Не делая прогнозов, докладчики конференции, тем не менее, не могли не говорить об этом.  

Наметилось восстановление рынка, нижняя точка пройдена еще летом, - считает Сергей Васильев. - падение доходов населения замедлилось в сентябре 2009 г. В то же время анализ развития кризисных явлений в экономиках разных стран показывает: объем рекламного рынка с началом кризиса сокращается резко и на большую величину, чем ВВП, и при выходе из кризиса динамично растет. Именно этого роста и можно ожидать. Естественно, точная дата его начала неизвестна.

Правда, Андрей Березкин, генеральный директор компании «Эспар-аналитик» дает подсказку. Анализ загруженности рекламных поверхностей в Москве показывает, что до августа 2009 года она находилась в обратно пропорциональной зависимости от стоимости размещения. Проще говоря, чем ниже цена, тем больше рекламы. А вот после августа наметился слом этой тенденции, загруженность стала расти вместе с ценой. Березкин не давал прогнозов, однако графики достаточно красноречивы. «Даже если ситуация будет развиваться по пессимистичному сценарию, - полагает Березкин, - можно ожидать падения объемов рекламы в 2010 году на 10%. В оптимистичном же варианте возможен рост на те же 10%. Если сравнить эти цифры с зафиксированным падением объемов «наружки» на 42% за январь-сентябрь 2009/2008, то пессимистичный сценарий внушает оптимизм.

ЭСПАР-Аналитик, Дмитрий Фролов, Research&Trends www.r-trends.ru
Advertology.Ru

26.11.2009

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну


Управление цветом в Логотипах

Управление цветом в Логотипах
Управление цветом в Логотипах. Дизайнер - не просто человек, творящий по наитию. Дизайн - не такой уж неконтролируемый творческий процесс, как о нем любят рассуждать дилетанты. Книга "Управление цветом в логотипах" показывает, как выбрать шрифт, форму и цвет, учитывая особенности восприятия цветов и геометрических форм различными целевыми аудиториями, определиться со смысловым значением логотипа, оригинально обыграть название компании, удачно включить в логотип элементы графики, соответствующие деятельности компании и многое другое. В книге "Управление цветом в логотипах" подробно разбирается система цветовых сочетаний каждого логотипа, представленного в издании. Органично сбалансированное использование формы, цвета и текстуры знака, что в результате и позволяет создать оригинальный и эффективный визуальный образ. Логотип - образ компании в миниатюре напоминает людям, что есть такая компания и эта компания - именно то, что им нужно. Логотип может способствовать формированию сильного бренда и превратить компанию в лидера, а может помешать построению имиджа компании. Крайне важно учитывать, что на сегодняшний день корпоративная идентификация - приоритетное и базовое направление в коммерческом дизайне. Профессионально разработанный логотип способен сделать марку запоминающейся, а также выделить продукт среди недремлющих конкурентов.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

06.03.2025 - 00:15
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация