Банкирам "настоятельно рекомендуют" быть благородными

Кредитные организации избегают разговоров о своем вступлении в систему страхования вкладов, опасаясь, что их не так поймут профсоюзы и надзорные органы
Негласный "мягкий" запрет на рекламу в системе страхования банковских вкладов перерастает в жесткое табу. По информации RBC daily, на днях несколько кредитных организаций в срочном порядке отозвали из СМИ свои интервью на тему вступления в систему страхования. Банкиры мотивировали этот отказ нежеланием ссориться с надзорными органами. И неудивительно. На днях Ассоциация российских банков (АРБ) и Агентство по страхованию вкладов (АСВ) пригрозили, что будут жестко расправляться с теми, кто попытается бравировать своим участием в системе, рассчитывая привлечь новых клиентов. Банкиры не возражают против таких ограничений, но многие из них сетуют на отсутствие четких критериев того, что можно, а что нельзя считать рекламой своего участия в системе.
Дискуссии о том, запрещать ли банкам рекламу их вступления в систему страхования, ведутся давно. В свое время АСВ предлагало закрепить этот запрет в законе о страховании банковских вкладов. Но большинство депутатов проголосовало против этого. Как сообщил RBC daily замгендиректора АСВ Андрей Мельников, народные избранники говорили, что рекламу надо разрешить, поскольку она увеличит приток вкладов в банковскую систему. "Как это отразится на рынке, видимо, никто в тот момент анализировать не хотел. Поэтому сейчас происходит заполнение этого правового вакуума системой договоренностей", – говорит Андрей Мельников.
Между тем летний "кризис доверия" заставил банкиров беспокоиться о том, что конкуренты, которые первыми войдут в систему (Центробанк принимает банки "порциями", так что процедура вступления растянута во времени), начнут использовать эту информацию в рекламных целях и вкладчики уйдут к ним. В этой связи в сентябре глава АСВ Александр Турбанов обратился к банкам с "настоятельной рекомендацией" не использовать информацию о своем вступлении в систему страхования в рекламных целях. Это могло привести к путанице, поскольку по закону банки обязаны информировать своих вкладчиков о вступлении в систему. Представитель АСВ пояснил, как это надо делать. Банк должен организовать в пунктах работы с населением информационные стенды, на которых вывесить объявление о своем вступлении в систему и пояснение, что это даст вкладчику (по закону в течение 17 дней после банкротства кредитной организации вкладчику гарантирован возврат вклада в сумме 100 тысяч рублей).
Никто из банкиров, казалось бы, не возражал против "настоятельных рекомендаций" главы АСВ. Однако на днях представители АРБ и АСВ выразили недовольство по поводу зафиксированных случаев неэтичной, как им показалось, рекламы. Имена "нарушителей" никто особо не скрывал – речь шла о екатеринбургском банке "ГРАН" и "Юниаструмбанке". Первый, как сообщила местная пресса, начал использовать свой новый статус в рекламных целях, а на растяжках с условиями размещения средств появилась надпись "Застраховано государством". Второй, по словам представителей АСВ и АРБ, вывесил в Москве рекламные щиты с надписью "Застраховано на все 100". Это возмутило представителей АРБ и АСВ, которые пообещали жестко разбираться со всеми нарушителями. Например, президент АРБ Гарегин Тосунян пригрозил непокорным банкирам судом чести, пообещав рассмотреть поведение любых нарушителей в комитете по этике при ассоциации.
Как оказалось, сообщения о неэтичном поведении этих банков оказались преждевременными. Информация в отношении екатеринбургского банка до конца не проверена, а "Юниаструмбанк" в слоганах на своих рекламных щитах имел в виду совсем не то, что подумали надзиратели. Как пояснил RBC daily председатель правления банка Олег Скворцов, щиты рекламировали вклад банка "Страховой", который был разработан задолго до объявления первых участников и никоим образом не подчеркивал факт вступления банка с систему страхования. Но самое главное – банк еще не вступил в систему, так что никак не мог рекламировать свое участие в ней.
Вместе с тем, по информации RBC daily, на днях несколько банкиров отозвали свои интервью из СМИ, данные им по поводу вступления в систему. Свой отказ они объяснили нежеланием портить отношения с надзорными органами. По словам одного из них, ничего крамольного в интервью, данном одной из московских газет, не было. "Рекламных призывов и бравирования этим фактом мы не допускали", – оправдывается банкир. Но регулятор, к которому просочилась информация о готовящейся публикации, рекомендовал от нее воздержаться. Таким образом, ответ на вопрос, что можно банкам сообщать за рамками своих информационных стендов о системе страхования вкладов, а что нельзя, стал предельно ясен: ничего. Между тем Андрей Мельников из АСВ на вопрос, является ли интервью рекламой, ответил, что все зависит от того, что в нем написано. "Если руководитель банка говорит о том, что возглавляемая им кредитная организация вошла в систему страхования вкладов, – это не реклама, а информация. Но если он говорит, что теперь вклады банка застрахованы и это значит, что у него теперь улучшится политика и поэтому ему стоит доверить сбережения, – это является рекламой", – пояснил чиновник.
Между тем подобных сложностей можно было бы избежать, исключив из закона о страховании, когда тот проходил чтения в парламенте, так называемый "переходный процесс" вступления банков в систему, считает замглавы комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Павел Медведев. "Я предлагал принять все "достойные" кредитные организации в систему одновременно, а не растягивать эту процедуру во времени. Но мои оппоненты посчитали, что так будет лучше, так как в переходном процессе можно будет выловить "плохие" банки и выгнать их с рынка", – пояснил депутат.
RBCdaily
26.10.2004
Комментарии
Написать комментарий