Статьи

Антивирусный маркетинг

Антивирусный маркетинг

На фоне депрессии в IT-индустрии рынок антивирусов выглядит бодрым. Эти программы в отличие от многих других бесполезны без постоянного обновления, что обеспечивает им иммунитет против контрафакта. Угрозу бизнесу некоторые борцы с вирусами видят не в пиратах, а в своих коллегах, которые распространяют антивирусы бесплатно.

Защита для защиты

Эксперты американской компании IDC предрекают российскому рынку IT-услуг по итогам 2009 года значительный спад и долгое восстановление, тогда как в 2008 году он вырос почти на 19%, составив $5,2 млрд. Объемы продаж, по ожиданиям экспертов, рухнут почти на 50%, глобальное снижение - 10-15%. Индустрия компьютерной безопасности - один из немногочисленных очагов стабильного роста.

"Невозможно представить, что когда-нибудь положительная динамика прекратится, ведь главная угроза для нас - исчезновение вирусописателей. Но их как раз становится все больше, и в период экономических потрясений особенно",- говорит генеральный директор компании "Доктор Веб" Борис Шаров. Больше, чем кризис, этого производителя беспокоит дело, которое в его отношении возбудила Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

Об этом стало известно в конце октября из сообщения на сайте ведомства, которое посчитало, что производитель навязывает поставщикам цены, нарушая закон о защите конкуренции (конкретно - ч. 3 ст. 11). Сайт ФАС указывает, что действиями компании "устраняется возможность авторизованных поставщиков, являющихся самостоятельными хозяйствующими субъектами, конкурировать между собой путем установления свободной цены программного продукта".

"Из разъяснений ФАС следует, что наши действия могли бы привести к ограничению конкуренции,- говорит Борис Шаров.- Эта жалоба (а на нас, безусловно, кто-то пожаловался) необоснованна, об этом мы и сообщим на слушании (оно назначено на 19 ноября). По сути, нас обвиняют в ограничении конкуренции внутри бренда Dr. Web: оказывается, мы обязаны предоставить доступ к нему всем желающим".

Глава компании указывает, что такого рода претензии не предъявляют зарубежным игрокам. Действительно, дело по поводу попытки установить аналог госцены антимонопольный орган возбуждал лишь однажды: в мае управление ФАС по Челябинской области заподозрило в ограничении конкуренции "Лабораторию Касперского". Тогда государственный тендер на поставку антивирусов компании выиграл поставщик, предложивший наименьшую цену из 16 участников, в то время как большинство назвало одну и ту же сумму. В итоге "Лаборатория Касперского" отказалась продавать программы победителю. "Основная задача существовавшей модели продаж - оградить потребителя от некомпетентных продавцов,- говорит руководитель отдела стратегического маркетинга "Лаборатории Касперского" в регионе EEMEA Олег Гудилин.- ФАС посчитала, что это противоречит принципам свободной конкуренции, мы прислушались к рекомендациям и изменили партнерскую программу".

"Доктор Веб" собирается настаивать на своей правоте. "Российские представительства компаний Symantec или ESET, у которых требования к поставщикам такие же, как у нас, ответственны перед законом? Государство должно понимать, что софтверной компании несложно сменить гражданство: заводы переносить не придется",- грозится Борис Шаров. Между тем начальник управления информационных технологий ФАС Владимир Кудрявцев не исключает, что ведомство проверит работу и других игроков.

"Мы проводим анализ всего рынка на предмет определения экономической концентрации,- объясняет чиновник.- В случае с компаниями "Доктор Веб" и "Лаборатория Касперского" отправной точкой для расследований послужили заявления несостоявшихся контрагентов. То же касается и западных компаний: проверки будут, если мы получим обращения от любых физических или юридических лиц, а также общественных организаций".

Противоречивый рынок

В интернете и в профильных журналах опубликовано множество тестов о том, какой антивирус лучше. Представители большинства компаний, опрошенных корреспондентом "Денег", призвали в принципе не доверять тестам: почти все, мол, оплачены кем-то из производителей.

В отрасли нет единого мнения о ее объеме и долях ведущих игроков. Существующие оценки противоречивы. В 2008 году, по данным IDC, объем антивирусного рынка достиг $211 млн - почти на 50% больше, чем в 2007-м. В дальнейшем ожидается лишь некоторое замедление роста. Аналитический центр Anti-Malware.ru оценивает объем рынка в $210 млн, а к ключевым игрокам относит "Лабораторию Касперского" (47%), ESET (20%) и Symantec (15%), а также "Доктор Веб" (7%), Trend Micro (4%), MacAfee (2%).

С этими оценками не согласны многие. "Известно, что этот ресурс создан по инициативе одной из антивирусных компаний,- говорит Борис Шаров.- Его оценки нас веселят: в них мы выглядим компанией, которая готовится исчезнуть с рынка. Поскольку это не так, всерьез эти оценки обсуждать не хочется". Олег Гудилин из "Лаборатории Касперского" полагает, что в отчете Anti-Malware.ru верно передан основной тренд индустрии: доля целого ряда западных игроков неуклонно сокращается. "Однако информация по ряду компаний неточно отражает реальную картину,- подчеркивает он.- В частности, озвученные нами 3 млрд руб., которые пользователи потратили на продукты "Лаборатории Касперского" в 2008 году, были приведены к долларовому эквиваленту без учета курсовой разницы в течение года. Это отразилось на итоговой доле". Директор по маркетингу российского представительства ESET Анна Александрова приводит свои цифры: "Рынок вырос примерно на 100%, составив к концу 2008 года порядка $180 млн. Доли игроков распределились так: "Лаборатория Касперского" - 47%, ESET - 27-29%, Symantec - 9-12%, "Доктор Веб" - 7-10%".

Господин Шаров считает, что доля его компании выше, ссылаясь на исследование Бостонской консалтинговой группы (Boston Consulting Group, BCG). Это исследование BCG готовила по заказу одного из клиентов, в московском офисе компании "Деньгам" назвали некоторые результаты. Объем потребительского сегмента рынка, по данным BCG, (корпоративный не рассматривался) в 2008 году составил $100 млн (в конечных ценах пользователей). На долю "Лаборатории Касперского" приходится 52% рынка, ESET - 22%, компании "Доктор Веб" - 11%. Еще 4% - доля Symantec. Кроме того, BCG подсчитала число российских индивидуальных пользователей защитного ПО - 18 млн человек. 36% пользуются антивирусами "Лаборатории Касперского", 26% - ESET, 14% - Dr. Web.

В феврале исследовательский холдинг "Ромир" по заказу американо-словацкой компании ESET опросил несколько тысяч интернет-пользователей. Самым популярным производителем антивирусов оказалась "Лаборатория Касперского". Ее продукты, согласно результатам опроса, установлены на 35% домашних и 38% рабочих компьютеров. На втором месте компания ESET и ее антивирус Nod32 - 28 и 20% соответственно. Третье место у российских антивирусов Avast (домашняя версия программы бесплатна) - 14 и 7%. Четвертый - "Доктор Веб", 12 и 11%. Мировой лидер Symantec с антивирусами семейства Norton, по данным "Ромир", пятый - 4% домашних и 6% рабочих компьютеров.

2% участников опроса сообщили, что не пользуются антивирусами, еще около 1% респондентов не были уверены в этом до конца. Аналогичное исследование, и тоже по заказу ESET, в мае провела компания КОМКОН. Цифры несколько отличаются, но позиции игроков ровно те же.

В общем, ясно одно: в России есть явный лидер в лице компании Евгения Касперского (по подсчетам IDC, российский производитель входит в четверку мировых лидеров, уступая Symantec, McAfee и Trend Micro), за нею следуют ESET и все остальные в неизвестной очередности.

Кризисное укрепление

В России до недавнего времени корпоративные пользователи заметно доминировали над частными. "В последние несколько лет доля ритейла в общей структуре продаж антивирусного рынка растет, и если еще совсем недавно она составляла 5-10%, то сегодня около 50% антивирусного рынка приходится на продажи физическим лицам",- говорит Анна Александрова. Кризис вносит в процесс некоторые коррективы. "В последние годы за счет снижения уровня пиратства доля физических лиц росла, но в кризис мы наблюдаем откат к пиратской продукции,- замечает Олег Гудилин.- Впрочем, это относится и к предприятиям, особенно к малому бизнесу. Если говорить о крупных компаниях, здесь речь идет не о полном отказе от платных продуктов, а о снижении уровня закупок".

Пиратские антивирусы большинства производителей легко найти на форумах или торрент-трекерах. Но одно дело скачать программу и даже ключ к ней, а другое - обновлять ее. Придется раз в несколько дней искать новый ключ на очередном пиратском сайте: через месяц-другой многие предпочтут заплатить за коробку 1,5-2 тыс. руб., чтобы не мучиться с этим. Компании понимают свою силу и с нелегальными пользователями целенаправленно не борются. "Обладателя ворованного ключа мы можем вовсе не блокировать - у нас есть система контроля, которая блокирует ключ, если с его помощью начинают обновляться особенно много пользователей",- говорит Борис Шаров. Похожая тактика у "Лаборатории Касперского". "Антивирус - это сервис обновлений, и, если огромное количество нелицензионных пользователей их использует, лицензионные начинают испытывать трудности,- говорит Олег Гудилин.- Мы отслеживаем наиболее распространенные пиратские коды, заносим их в черный список".

На уровне отрасли никаких антиконтрафактных шагов не предпринимается. "Большинство компаний в серьезной борьбе не заинтересовано: мы понимаем, что главное - сделать софт популярным и узнаваемым,- добавляет Борис Шаров.- Помимо пиратских версий постоянно выходят бесплатные программы. С этим вообще ничего сделать нельзя, а из-за потери частных пользователей можно потерять и корпоративных клиентов - сегменты достаточно тесно связаны". Об этом говорит и генеральный директор компании S.N. Safe & Software Михаил Калиниченко: "Технически более высокий уровень защиты от пиратов обеспечить можно, но в России это пока неактуально. Не у всех наших потенциальных клиентов есть деньги на покупку лицензии. Кроме того, мы начинающая компания, поэтому достаточно лояльно смотрим на несанкционированное использование наших антивирусов".

Собственно, те, кто раскошеливаться не желает, могут вполне легально следовать своему принципу - есть бесплатные антивирусы. "Наиболее распространенные из них (в России это Avast, AVG и Avira) разработаны компаниями, в линейках которых есть и платные программы,- говорит Олег Гудилин.- Пока основная цель бесплатного софта - рекламировать более продвинутые версии. Бесплатные антивирусы подходят тем, кто не особенно активен в интернете. Активным пользователям, которые заходят на непроверенные сайты, не только бесплатных, но и большинства платных версий для полноценной защиты недостаточно. Нужны более дорогие комплексные средства безопасности - класса Internet Security".

Используя бесплатный антивирус, даже очень хороший, клиент всегда берет все риски на себя: если продукт перестанет обновляться или вообще работать, никакая служба технической поддержки не поможет, добавляет Анна Александрова.

"Бесплатные антивирусы сейчас проходят первый этап развития,- считает руководитель компании Panda Security в России Константин Архипов.- Но хотя функционал бесплатных программ ниже, чем у коммерческих версий, все необходимое в них присутствует".

"Бесплатные антивирусы - это зло, которое производители сами себе устроили,- считает Михаил Калиниченко.- У пользователей создалось ощущение, что защита может быть бесплатной. Началось с того, что маленькие европейские компании, чтобы противостоять американским производителям, решили бесплатно раздавать антивирусы. В результате - замкнутый круг: люди привыкли, что некоторые антивирусы бесплатны, и как теперь конвертировать популярность в деньги - непонятно". Впрочем, Михаила Калиниченко и его компанию эта проблема касается лишь косвенно. В прошлом сотрудник "Лаборатории Касперского", он сейчас на деньги, полученные от венчурного фонда "Тройки Диалог", продвигает новую технологию компьютерной защиты - поведенческий анализ. На основе определенного реестра санкционированных операций программа контролирует каждое действие компьютера, блокируя все подозрительные и разрешая исполняться только заведомо доверенным процессам. Основная сложность производства этих продуктов - добиться совмещения удобства и безопасности, например сделать так, чтобы программа не блокировала инсталляторы.

"Для нас, например, запуск очередного антивируса Microsoft бесплатного Security Essentials - положительный фактор,- говорит Михаил Калиниченко.- Наши программы устроены иначе, нежели традиционные антивирусы. Поэтому пользователи, установив бесплатную программу Microsoft или любую другую, могут приобрести нашу в качестве дополнения".

Борис Шаров в распространении бесплатных антивирусов тоже видит угрозу как рынку, так и безопасности пользователей (хотя "Доктор Веб" и сам продвигает бесплатные программы в Китае): "Цены на антивирусы падают, бесплатных программ все больше. Обратная сторона этого процесса - рост числа бот-сетей, зараженных компьютеров. Есть ощущение, что, если бы бесплатных антивирусов не было, размеры бот-сетей были бы меньше".

Олег Хохлов, Наталья Златкина, "Ъ-Деньги"
Advertology.Ru

23.11.2009

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну


Управление цветом в Логотипах

Управление цветом в Логотипах
Управление цветом Р Р† Логотипах. Дизайнер - Р Р…Р Вµ просто человек, творящий Р С—Р С• наитию. Дизайн - Р Р…Р Вµ такой СѓР¶ неконтролируемый творческий процесс, как Р С• нем любят рассуждать дилетанты. РљРЅРёРіР° "Управление цветом Р Р† логотипах" показывает, как выбрать шрифт, форму Р С‘ цвет, учитывая особенности восприятия цветов Р С‘ геометриРВРвЂввЂћСћР В РІР‚™Р’ Р В Р’ РІР‚™Р’ Р вЂ™Р’ Р В Р вЂ№Р В Р вЂ Р В РІР‚љР Р‹Р В Р’ Р’µРЎРѓР С”РёС… форм различными целевыми аудиториями, определиться РЎРѓР С• смысловым значением логотипа, оригинально обыграть название компании, удачно включить Р Р† логотип элементы графики, соответствующие деятельности компании Р С‘ РјРЅРѕРіРѕРµ РґСЂСѓРіРѕРµ. Р В РІР‚в„ў РєРЅРёРіРµ "Управление цветом Р Р† логотипах" РїРѕРґСЂРѕР±РЅРѕ разбирается система С†РРРРвЂРР’ РІР‚™Р’ Р В Р’ Р’ РІР‚љР’ Р В Р’ Р’µРЎвЂљР С•Р Р†РЎвЂ№РЎвЂ¦ сочетаний каждого логотипа, представленного Р Р† издании. Органично сбалансированное использование формы, цвета Р С‘ текстуры знака, что Р Р† результате Р С‘ позволяет создать оригинальный Р С‘ эффективный визуальный образ. Логотип - образ компании Р Р† миниатюре напоминает людям, что есть такая компания Р С‘ эта РєРѕРРРВВ Р вЂ™Р’ Р вЂ™Р’ Р В РІР‚№Р В РІР‚™Р’˜Р В Р’ РЎвЂ”ания - именно то, что РёРј нужно. Логотип может способствовать формированию сильного бренда Р С‘ превратить компанию Р Р† лидера, Р В Р’В° может помешать построению имиджа компании. Крайне важно учитывать, что Р Р…Р В° сегодняшний день корпоративная идентификация - приоритетное Р С‘ базовое направление Р Р† коммерческом дизайне. РџСЂРСвЂРРвЂ™Р’ Р В Р вЂ№Р В Р Р‹Р Р†Р вЂљРЎвЂќР В Р’ Р’ Р’ Р’ Р Р‹Р Р†Р вЂљРЎвЂєР В Р’ Р’µРЎРѓРЎРѓР С‘онально разработанный логотип способен сделать марку запоминающейся, Р В Р’В° также выделить РїСЂРѕРґСѓРєС‚ среди недремлющих конкурентов.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

06.03.2025 - 00:15
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация