Убытки на бирже - убытки без биржи

Убрав «Рамблер» с биржи, «Профмедиа» может создать видимость того, что падение капитализации поисковика прекратилось. А в недалёком будущем - продать его, назначив за него более высокую цену, исходя из своих соображений, а не объективных биржевых показателей.
«Профмедиа» объявил итоги обратного аукциона по выкупу акций «Рамблера». Медиахолдинг получил от миноритарных акционеров 3 149 754 акции, или 20,5% уставного капитала, по 6 долларов за акцию - это почти вдвое ниже цены размещения. Таким образом, «Профмедиа» довёл свою долю в «Рамблере» до 74,9%. Сделка обошлась в 18,9 млн долларов. Владельцем ещё 2 006 522 акций, или 13,03% (за 12,04 млн долларов), стал лондонский офис ING Bank, сообщают «Ведомости».
После одобрения сделки российскими регулирующими органами «Профмедиа» может выкупить пакет акций у ING. Потом может начаться процедуры вывода «Рамблера» с Лондонской биржи: сейчас там торгуется меньше 30% акций компании.
Дела в «Рамблере» идут всё хуже и хуже. В первом полугодии 2009 года чистый убыток «Рамблер Медиа» составил 68 млн рублей и вырос в четыре раза по сравнению с прошлым годом. Капитализация «Рамблера» с момента IPO упала вдвое - с 153,5 млн долларов до 72 млн долларов. Одной из причин падения выручки называется сокращение рекламных доходов: на 12% от баннерной рекламы и на 24% - от контекстной.
Как поисковик «Рамблер» тоже всё больше проигрывает другим участникам интернет-рынка. По последним данным comScore, в августе 2009 года «Яндекс» обработал 54,5% поисковых запросов в Рунете, Google - 34,5%, Mail.Ru - 7,4%, а «Рамблер» всего лишь 1,9% и прочно увяз на четвёртом месте. И даже если считать данные comScore не совсем точными, доля «Рамблера» в поиске упала со времён его расцвета почти в 10 раз.
Эксперты сходятся во мнении, что публичный статус интернет-компании обходился «Профмедиа» слишком дорого (в сотни миллионов долларов в год) и при этом приносил сплошные хлопоты. Проведя делистинг, медиахолдинг получит возможность начать реформы в компании, не советуясь с акционерами и получив полный контроль над активом. Однако какую пользу могут принести эти реформы, по-прежнему остаётся под большим вопросом.
«Скорее всего, у «Профмедиа» есть два основных мотива для делистинга «Рамблера». Во-первых, избавиться от ненужных затрат по поддержанию листинга, во-вторых, снять риск возможных проблем с миноритариями, если в компании будут проводиться серьёзные преобразования. Кроме того, может присутствовать фактор демонстрации лояльности к государству, которое не всегда позитивно относится к тому, что иностранные инвесторы владеют крупными пакетами в ведущих отечественных интернет-компаниях». Тут можно вспомнить и передачу «золотой акции» «Яндекса» Сбербанку, и то, что Федеральная антимонопольная служба запретила Google покупать систему контекстной рекламы «Бегун» (принадлежит «Рамблеру» и «Финаму»).
Впрочем, объяснение делистинга политическими мотивами кажется более сомнительным по сравнению с коммерческими причинами. Каждый день «Рамблера» на бирже приносит новые разочарования, и в общем понятно, что прекрасного будущего ожидать не стоит. В то же время продать сейчас «Рамблер» по дешёвке - раз в 10 меньше суммы покупки - «Профмедиа» считает ниже своего достоинства (хотя, по сведениям «Часкора», такие предложения руководству медиахолдинга продолжают поступать, в том числе и со стороны окологосударственных структур). Удаление «Рамблера» с биржи в данной ситуации поможет не только создать видимость того, что падение его капитализации прекратилось, но и в будущем назначить за него цену исходя из собственных соображений, а не объективных биржевых показателей.
Ещё одним вероятным мотивом для вывода «Рамблера» с биржи, как говорят аналитики, чьё мнение цитируют «Ведомости», может стать желание «Профмедиа» разместить на бирже свои акции. Делать этого в ситуации, когда на LSE котируется «дочка», якобы бессмысленно.
Однако в том, чтобы на бирже были представлены обе компании одновременно, нет ничего экстраординарного или невозможного. «Это стандартная практика. При этом нельзя исключать, что через несколько лет будет проведён повторный листинг бумаг «Рамблера», - подтверждает Татьяна Менькова и добавляет: - «Проф-медиа» владеет многими активами, которые, в отличие от «Рамблера», генерируют стабильный доход. При этом «Рамблер» уже сейчас является частью холдинга «Профмедиа». Нет никакой разницы, когда проводить IPO, имея в портфеле публичный или непубличный актив. Но, конечно, без «Рамблера» «Профмедиа» будет стоить дешевле, т.к. наличие сильной интернет-составляющей будет позитивно восприниматься инвесторами».
«Делистинг несколько снизит затраты «Рамблера», но о радикальной экономии речи не идёт. Конечно, у компании сейчас много проблем, прежде всего связанных с потерей доли на рынке поиска, но он остаётся одним из лидеров рынка, который вполне может генерировать хороший доход. В принципе позитивные сигналы в этом направлении уже есть. Основная задача - закрепить их, выработав новую бизнес-модель холдинга», - комментирует г-жа Менькова.
Помимо «Рамблера» «Профмедиа» владеет солидным перечнем активов: это ИД «Афиша», несколько телеканалов («MTV Россия», «VH1 Россия», «2х2» и ТВ3), радиостанций («Авторадио», Energy и «Юмор FM»), производитель и дистрибьютор телепродукции «Централ Партнершип» и сеть кинотеатров «Синема Парк». В их ряду «Рамблер» остаётся самым «сетевым» активом, и, как показывает мировая практика, именно интернет-компании сейчас активнее всего идут на биржу. Свои издательские дома медиахолдинги, напротив, предпочитают иметь в частном владении. Отсюда возникает закономерный вопрос: что именно получат потенциальные акционеры, тем более зарубежные (в случае если IPO будет на LSE), выйди сегодня «Профмедиа» на биржу без «Рамблера», и кто захочет в него вложиться? Впрочем, оттого что холдинг выйдет на LSE вместе с «Рамблером», вопрос о потенциальных акционерах не становится менее острым.
Advertology.Ru
15.11.2009
Комментарии
Написать комментарий