У газет остался последний шанс

В понедельник на открытии форума «Издательский бизнес-2009» замминистра связи и массовых коммуникаций Александр Жаров предположил, что рынок периодической печати сможет восстановиться на докризисном уровне не ранее 2011 года.
По мнению экспертов, это возможно только в случае эволюции в сторону онлайна и при гораздо более продуманной рекламной политике. В противном случае традиционные СМИ могут вовсе остаться без рекламы и фактически прекратить свое существование.
Пусть раскошелятся
Как заявил в понедельник на открытии пятого ежегодного профессионального форума «Издательский бизнес-2009» заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Александр Жаров, рынок периодической печати сможет восстановиться на прежнем докризисном уровне не ранее 2011 года.
«Последние месяцы говорят о том, что реклама начинает возвращаться, и по сравнению с предыдущим месяцем ее прирост составил 5-6%», - сказал чиновник.
Однако, по его словам, «полностью отрасль придет в себя, вернется к прежним тиражам и объему рекламы не так скоро». «Нет оснований предполагать, что кто-то из крупных брендов разорится, но период восстановления будет достаточно длительным. Весь 2010 год уйдет на это совершенно точно», - добавил он.
Суровая реальность
Эксперты полагают, что Александр Жаров слишком оптимистично смотрит на вещи. «Если ориентироваться на доходы от рекламы в печатных СМИ, то к 2011 году эти доходы не восстановятся. Рассчитывать на это - обманывать самого себя», - безжалостен вице-президент гильдии издателей периодической печати (ГИПП) Евгений Абов.
Эксперт ссылается на данные Ассоциации коммуникационных агентств России, согласно которым объем рекламы за январь - июнь 2008 года в печатных СМИ составил 27,7-27,9 млрд рублей, а за аналогичный период 2009 года - 15,4-15,6 млрд рублей. Таким образом, снижение составило 45%.
Евгений Абов не сомневается, что «та доля рекламного пирога, которая приходится на бумажные носители», и впредь будет сокращаться. «Это означает, что в течение ближайших 3-4 лет газетам и журналам надо искать дополнительные источники доходов, чтобы компенсировать то недополучение рекламы, которое они будут испытывать в кризисные времена», - добавляет вице-президент ГИПП.
Борьба за жизнь
Что это за дополнительные источники доходов? Эксперты единодушны: самым главным из них для печатных СМИ должен стать контент. «В течение ближайших 2-3 лет издатели должны думать о том, как им увеличить доходы от продажи собственного контента, от продажи печатных версий своих изданий и от продажи контента в онлайне», - считает Абов.
В свою очередь, содиректор Всемирной газетной и информационно-издательской ассоциации WAN/IFRA Реймер Миттельбах во время форума «Издательский бизнес-2009» отметил, что большинство газет в наши дни полагаются на старые модели - контент «для всех», в то время как «в других отраслях уже 20 лет назад начали использовать понятие «сегментация» и «брендинг».
По его словам, «издательство с применением мобильных устройств - ключ к будущему развитию печатного бизнеса». Он также отметил, что участникам рынка периодической печати в ближайшее десятилетие придется разрабатывать абсолютно новые бизнес-модели. «Необходимо изменить систему расходов», - говорит Миттельбах. По его мнению, 25% расходов издательских домов должно идти «на развитие нового бизнеса».
Реклама прежде всего
По мнению экспертов, особенно актуальным для печатных СМИ в будущем будет наличие опытной команды по рекламным продажам. В частности, Реймер Миттельбах посетовал на то, что во многих крупных издательских домах отсутствует информация о потенциальных и реальных клиентах, а также не работают сотрудники, ответственные за мониторинг конкурентов.
Миттельбах подчеркнул, что с появлением Интернета поменялись читательские привычки, на что издателям также надо обратить внимание.
«Люди все чаще читают новости в онлайне и по мобильным телефонам», - сказал он, добавив, что современные технические устройства, такие как смартфоны, делают Интернет доступным каждому человеку в любой точке мира. Поэтому газетчикам необходимо создавать специальный новостной контент для смартфонов и других «электронных читающих устройств».
«Никогда полного слияния печатного и онлайн-контента не произойдет»
Шеф-редактор интернет-службы ИД «Аргументы и факты» Алексей Синельников на V форуме «Издательский бизнес/Publishing Expo 2009»:
Модели слияния контента сайта и газеты работают одинаково и на Западе, и в России. В прошлом году на Всемирном конгрессе прессы французы рассказывали, что журналисты не хотят писать на сайт. Но у них там кого не возьми, каждый - лидер профсоюза, ничего просто так делать не будут.
Мы работаем и лаской, и таской. В голове у всех журналистов заложена другая модель журналистики. Человек, работающий в еженедельнике, долго собирает материал, обдумывает, не торопясь пишет. В ежедневной газете работают быстрее, у них дедлайн каждый день. Но все равно сложно затащить журналиста в онлайн - и нагрузки достаточно, и мотивация маленькая. В принципе мы достигли договоренности с редакцией, что газета будет отвечать за «умное» направление на сайте - они пишут для сайта колонки. Ну и когда нужно оперативно реагировать, могут что-то еще загрузить.
Партнерских программ у нас с десяток, от многих отказались - стараемся делать живые проекты. Хотя это дополнительная услуга, но мы в любом случае рискуем своим брендом. Мне нравится, например, продажа электронных книг. Это хороший способ задержать посетителя на сайте - глубина просмотра увеличивается. Давно эти проекты запущены, и претензий пока не слышали.
Также у нас можно и квартиру купить, и объявление «классифайд» разместить - словом, много возможностей у читателя. Для нас это способ монетизации, для читателя - удобный способ времяпрепровождения.
«Конвергенция» - модное слово, сам произносил много раз, потом залез в «википедию» и понял, что это «сближение». То есть это не слияние, а именно сближение. Это правда - никогда полного слияния печатного и онлайн-контента не произойдет. Если журналист хорош в газете, его не всегда можно выгнать в он-лайн. Тут все - и несовпадение платформ, и разный ритм работы редакций, и недостаточная мотивация и инертность мышления с обеих сторон.
О рекламе скажу, что у нас неплохо сайт зарабатывает, был хороший импульс. Конечно, хотелось бы побыть в состоянии инвестиционного проекта, но пришлось нам зарабатывать. А попутно и трафик подтянулся. Если сравнивать количество копий газеты и количество посещений, получится, что мы «выпускаем» еще полтора номера в месяц. И мы часто приводили крупных рекламодателей в газету за счет возможностей интернета.
И ежедневный ритм работы - это тоже плюс, рекламодателю иногда нужно разместить что-то «прямо сейчас».
Advertology.Ru
03.11.2009
Комментарии
Написать комментарий