Репортажи

Селфредимейд

Селфредимейд

8 ноября в Новой Третьяковке закрывается волшебный сундучок для рекламиста - выставка «Не игрушки» - кураторский проект Кирилла Светлякова, Кирилла Алексеева, Сергея Епихина, Алены Рассказовой

Игрушка - один из самых благодатных материалов для современного художника. Здесь вам и предельная искренность - с обожением-обожанием мира и полной безнаказанностью палача, и мини-конструктор вселенной, и требующий пространного комментария узелок памяти.

К чести кураторов, они выстроили богатый смысловой и фактурный ряд, но не разложили его по полкам техник, жанров и стилей, а насадили «клумбами», «песочницами», создав несколько замкнутых игровых пространств, где почти каждый объект, как дитя, заметен и памятен. По характеру работы с капризным интерьером ЦДХовского «дворика», эта раскладка напоминает «Чудеса» на Красном Октябре с той лишь разницей, что последние держались на двух ключевых перформансах и с отъездом соответствующих артистов экспозиция как-то поблекла. Возможно, именно игрушка объективно и независимо от контемпорари-арта диктует актуальные правила «песочницы», где между самодостаточными объектами - энергетическое поле.

Идея «Не игрушек» пришла с Запада, где у этой сравнительно новой традиции свои мотивы и стимулы. Большинство наших художников отозвалось, скорее, на архаическую метафизику игрушки, нежели на ее потребительские штампы и, в основном, предпочло герменевтическое извлечение первосмыслов из советской и постсоветской игрушки, нежели раздел «добра» между Уорхоллом и Бойсом.



На выставке очень мало поделок, больше так называемого редимейда. Из собственно игрушек, выделяется супрематическая коллекция работ А. Геснера 30-х годов - периода творения нового мира - и провинциальная самодельная коллекция 80-х В. Архипова  -   вынужденная мера выживания  в безыгрушечном или бездушном мире  (ну не игралось ребенку в ширпотреб, пришлось сделать пулемет!). Из нового - серия магических головоломок Дианы Мачулиной «Герменевтика подозрительности» - своеобразный ключ к  идее выставки в целом.

Представленной на выставке игрушке будто бы не слишком свойственно авторство:  дадаизм, нужда, размышления делают ее анонимной, пра-язычной, в самой себе замкнутой. Деревянные роботы Кирилла Рубцова -  по сути матрешки. Игрушка нашего художника - чуринга, приглашающая к ритуалу, созерцанию и рисующая татуировкой архиважную, с символическими пропусками для матерка, историю создания.

 

Но игрушки - лишь рамка, коробочка, внутри которой - настоящий разгул рефлексии.

Тут артисты «оттянулись в полный рост», еще раз доказав, что современный художник потребляет игрушку не как пай-мальчик, а как сорви-голова, для которого игра была и есть  жертвоприношение с расчлениловкой и трансформиловкой. Перед нами - вдохновенная «анатомичка» смыслов и ценностей, памяти и фантазии. Книга отзывов пестрит негативными реакциями чад, заботливо выведенных руками возмущенных родителей:  видимо, у выражения «инфантильное поколение» судьба такая же, как и у   «нетрадиционной медицины». Настоящие же дети в игрушки не играют, они играют в неигрушки.

Магия игрушки - не только в изначальном оправдании демиургической космо- и эсхатологической практики, , но и в непреложности остранения.

Впрочем, рефлексия наших художников тоже облачена в ритуальную рамку ассоциации с классикой, античной скульптурой, нерушимым телом. В пределе греческая Венера Милосская без рук и головы - это наше «уронили мишку на пол».

Вслед за «Пупсиком» Ростислава Лебедева, потерявшим и себя, и фон, и багет, влечет за собой «Посвящение пупсику» Георгия Шелковского, где от голыша остается одна голова, но обретенная как центр хаотической иерархии. Маленький Аполлон, он же пупс, Сергея Волохова  восседает на горшке - властный в своей целлулоидной статике,  под потолком - вместо орлов с гербами - парад астральных пупсов Бориса Орлова, и в аду - на  невидимых вертелах Алексея Костромы  - они же. Их по кускам ест Константин Скотников и рождает изо рта Вячеслав Мизин. В конце экспозиции - удивленные белые божки-мутанты Юрия Шабельникова смотрят на черный The Еnd своей  винтиковой цивилизации, а с подставки бюста взирает пуговицами Хрюша Ростана Тавосиева.

 

Будучи одновременно и богом, и жертвой, игрушка не унывает и не теряет лица. Повешенные Комаром и Меламидом на виселице из детского конструктора слон и осел могут оказаться и пародией на либеральную и консервативную партию США, как написано в пресс-релизе, так и на самих Комара и Меламида, а может быть, это басня  нью-дедушки Крылова о судьбе российского соц-арта?

 

Случайная встреча на выставке - вынимание мозга из смиренного крокодила Гены группой ПМП, основанной Дмитрием Александровичем Приговым и пронзительный узелок  Лизы Морозовой на память о навсегда замолкнувшем телефоне «отца русского концептуализма» - один из самых выразительных реквиемов художнику, высоко ценившему смысловую мощь игрушки.   «Пригов игрушки обожал, - делится медиахудожник и композитор Ираида Юсупова.  - Мы с ним вместе делали «Египет»: по стенам висели  египетские фото-пейзажи Александра Долгина, во многих из клоторых был «вмонтирован» Дмитрий Александрович, на экране крутилась медиа-опера «Путешествиев Египет», а на полу лежали мумии (я сволокла к нему домой все свои и дочкины игрушки, он их всех мумифицировал туалетной бумагой. И все это кучами лежало в КЦ «Дом». Очень душевно было!».

 

Игрушка трансформирует  не только пространство, тело, но и время. Поставленные на колеса электроприборы Ирины Кориной лихо выводят траектории по пультову велению, а маленький выцветший «птиц» Бориса Матросова грустно циклирует на вбитом в чемодан граммофоне под ностальгический французский шансон.

На рассыпанных по коллажу шестеренках и пружинах часов Бориса Штейнберга распята куколка - вечность.

Наконец, игрушка - житель отдельно взятой, понятно какой, страны. В небольшом выставочном пространстве можно встретить роддом для матрешек и крематорий для Барби (почти шовинистическое  арт-заявление Дмитрия Цветкова) Здесь настоящий, данный напрокат Зоологическим музеем ежик отважно мутирует в массажный коврик (гипотеза эволюции от Германа Виноградова). Вместо Христа - чебурашка с пасхальными яйцами на ушах,  а высоко, а вместо Спаса - Дед Мороз (снова Германа Виноградова). Здесь блаженный -  ни на что не похожий китайский «заяс» Александра Сигутина с евангельским «истинно говорю вам», а счастливые любовники в райском саду - выброшенные на помойку «Катя» и «Петрушка».

Игрушки - забытая империя с режимами, армиями, военными спальнями и алтарями для самоубийц, и венец этой сказки - археология детских площадок на черно-белых фотографиях Игоря Мухина.

 

В любой ипостаси игрушка неизменно оказывается выразительнее чего-либо еще.

Для рекламиста «Не игрушки» -  кладезь  глубоких инсайтов, смелых приемов и тем. А трогательные жирафики,  мягкими губами отдирающие куски от картины  или волокущие здоровенное пианино к маленькой норке с неоновой надписью future - сентиментальная ода потреблению, отсылающая не к маньякам, а к дурачкам.

Все сейчас только и толкуют о том, что кукла - мощный трансформатор сознания, и действительно, с выставки выходишь другим - и тут же попадаешь в объятия детской студии ДЭЗ№5, где игрушка, как попкорн из зерна - выстреливает в кривую и гипертрофированную ребячью фантазию или проблему.

 

Но этого мало. Идешь на круглый стол, посвященный выставке «Не игрушки», и попадаешь в вертеп о трех марионетках. Одна кричит: «У вас не игрушки, а монстры!» Другая: «У вас не развеска, а хаос!» Третья: «У вас не художники, а черт знает что!» В ответ на взрослые аргументы спикеры не унимаются и ритуал повторяется снова и снова, пока всем не становится ясно, что все это уже - не игрушки. Что молча подтверждает Герман Виноградов, выдувая мыльные пузыри из ванночки, на которой зиждется домик, а на домике том стоит череп - земля наша...

Юлия Квасок
Advertology.Ru

26.10.2009

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

26.12.2024 - 13:53
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация