Статьи

Бумага не стерпит

Цифровая эра пришла в мир книг. Судить об этом можно не столько по развитию электронных библиотек или портативных средств для чтения, сколько по резонансу вокруг проекта Google Books. В непростых отношениях Google с правообладателями участвуют американские и европейские издатели, мегакорпорации Microsoft и Amazon и даже министерство юстиции США.

В цифровом настоящем у правообладателей очень хлопотная жизнь, полная испытаний и лишений. Многие материальные объекты, ранее исправно приносившие доход, обзавелись виртуальными двойниками, которые расходятся по миру без ведома владельца, причем совершенно бесплатно. Самая наглядная история - музыкальные компакт-диски и MP3-файлы: ни закрытие пиратских сайтов, ни показательные судебные процессы над особо невезучими пользователями интернета, которых застукали за скачиванием нелегального контента, популярности контрафактному обороту MP3-файлов не убавили.

Книгоиздательский бизнес еще недавно был более или менее защищен от этих напастей. Во-первых, электронная книга бумажной до сих пор не конкурент: даже на книжном рынке США, где продажи электронных изданий растут на 55% в год, объем этого сегмента только-только перевалил за $100 млн, в то время как общий объем американского книгоиздательского рынка превышает $20 млрд. Во-вторых, доходы мировой книжной индустрии, а значит, и возможные потери от действий пиратов, несравнимы с оборотами рекорд-лейблов или кинокомпаний. Вероятно, именно поэтому книгоиздатели закрывали глаза на то, что их бизнес-схемы хоть и работают, но явно устарели, а законы в области авторских прав, на которые они опираются, хоть и позволяют держать основную часть рынка под контролем, все больше вступают в противоречие с некоторыми актуальными особенностями распространения информации.

Лишь появление в книжной лавке настоящего тяжеловеса - американской компании Google с ее проектом оцифровки собраний национальных библиотек Старого и Нового Света - заставило авторов и книгоиздателей вступить в нешуточную борьбу за свой бизнес и свои доходы.

Сканируя страницы

Проект Google Book Search (GBS) впервые был представлен в октябре 2004 года на Франкфуртской книжной ярмарке - тогда он назывался Google Print. Благодаря ему пользователи интернета получали доступ к расширяющейся базе прекрасно отсканированных бумажных книг и брошюр (с декабря 2008-го - еще и журналов) - с поиском по содержанию и возможностью скачать полный вариант издания в PDF-формате в случае, если оно является общественным достоянием или срок авторского права для него истек. Публикации при действующих правообладателях фигурируют в GBS только небольшими частями, а чтобы исключить их несанкционированное копирование, создана система ограничений и иных мер безопасности - например, предусмотрен лимит просмотренных страниц для каждого отдельного пользователя и цифровые «водяные знаки» на отсканированных текстах.

Проект, названный главным инструментом демократизации знания, поначалу развивался не очень быстро: к марту 2007 года Google оцифровала миллион книг, потратив на это $5 млн (данные The New York Times). Однако всего через полтора года, в конце октября 2008-го, компания объявила о том, что посредством GBS доступны для поиска и чтения 7 млн книг, отсканированных как собственными силами, так и 20 тыс. издателей-партнеров программы. Миллион изданий в этой библиотеке - общественное достояние, еще миллион полностью доступны благодаря договоренностям с издателями; основная часть отсканированного - около 5 млн наименований - никогда не переиздавалась и отсутствует в свободной продаже. GBS дружит с крупнейшими «бумажными» библиотеками США (включая библиотеку Стэнфорда и Нью-йоркскую публичную) и потихоньку проникает в Европу и Азию.

Неудивительно, что такая прыть пришлась не слишком по душе многим книгоиздателям и правообладателям. Первые два иска к GBS в связи с нарушением авторских прав отправились в суд уже осенью 2005-го: один от американской Гильдии авторов, другой - от Ассоциации американских издателей. С обоими Google решила договориться вне суда: осенью прошлого года компания пообещала выплатить правообладателям оцифрованных книг $125 млн, покрыть их судебные издержки и создать независимый «Реестр прав на книги», который будет отправлять авторам и издателям часть доходов от продажи электронных копий книг и рекламы. Одновременно Google разработала типовое авторское соглашение, по которому правообладатели будут получать по $60 за разрешение отсканировать их книгу ($15 - за право на часть издания) и 63% выручки, если книга будет использована в коммерческих целях. Под этот проект компания выделила $45 млн.

Старый Свет против Нового

Внесудебное урегулирование Google, Гильдии авторов и Ассоциации издателей должно быть подтверждено в суде. Соответствующий запрос отправился в окружной суд Нью-Йорка. Заседание назначили на первые числа нынешнего октября. Однако за прошедший год это соглашение подверглось самой резкой критике и послужило поводом для новых исков по всему миру. На родине действиями компании очень недовольно Американское общество журналистов и авторов, не включенное в итоговое соглашение. Ряд экспертов разглядели в этой инициативе угрозу книгоиздательскому бизнесу - особенно после того, как на майской выставке BookExpo в Нью-Йорке Google заявила о готовности стать посредником между издателями и читателями при продаже цифровых версий новейших изданий. Конкуренты Google - Microsoft, Yahoo и Amazon - обвинили ее в недобросовестности и пригрозили судом, хотя, похоже, вовсе не потому, что радеют за правообладателей. Как считает специалист по авторскому праву Вадим Усков, глава юридической компании «Усков и партнеры», это больше похоже на желание крупных игроков средствами правосудия компенсировать неудачный старт в гонке за монополию на рынке электронных изданий. А что их действия грозят разрушить издательский бизнес как таковой, это вряд ли кого-то из них волнует.

Зато эта перспектива очень взволновала европейских правообладателей, поскольку, если злополучное соглашение подтвердят в нью-йоркском суде, считаться с ним придется всему миру. И тогда мировой издательский бизнес, который в отличие от музыкальной и киноиндустрии до сих пор не является областью безусловной гегемонии США, будет безжалостно переформатирован под американскую Google. Поэтому возражения против GBS зазвучали не только в прессе, но и из уст правительственных чиновников некоторых европейских стран. В судах начались слушания по иску французских авторов и издателей, поданному еще в июне 2006 года: авторское общество SGDL, ассоциация издателей SNE и издательский дом Seuil обвиняют Google в том, что та без разрешения оцифровала более 104 тыс. наименований книг. В Google предложили уладить конфликт, исключив из проекта книги, до сих пор продающиеся в Европе, но французы на мировую не идут. Они считают, что Google угрожает не только местному издательскому бизнесу, но и мешает реализации собственного европейского проекта электронной библиотеки Europeana. Французы полагают, что действия Google противоречат международным правовым конвенциям, многие из которых были инициированы в свое время США.

Скандал привлек к соглашению внимание министерства юстиции США. Для начала оно посоветовало нью-йоркскому суду отклонить внесудебное урегулирование и отправить дело на дальнейшую доработку, чтобы снять возникшие возражения. А затем министерство обратилось к Google и рекомендовало дополнительно поработать над защитой прав зарубежных авторов и издателей, а также предоставить доступ конкурентам к собранной Google коллекции книг.

Сегодня в центре истории с «нью-йоркским соглашением» Google, способным повлиять на судьбу книгоиздания во всем мире, оказался судья Денни Чин, который, весьма вероятно, на заседании 7 октября отправит стороны дорабатывать документ, но в будущем все равно вынужден принять по нему какое-то решение. Пока же Google пытается снизить накал эмоций вокруг GBS: например, гарантирует европейцам, что будет цифровать книги, изданные не менее чем 150 лет назад, а также запретит американцам доступ к европейской коллекции, вынуждая их пользоваться электронными библиотеками Старого Света.

ЧП районного масштаба

Для российских правообладателей из числа пишущих и издающих книги проблема с GBS, безусловно, интересна и важна прежде всего в связи с перспективами развития международных законов об авторском праве и новыми схемами издательского бизнеса в цифровом мире. По мнению главы фирмы Digital Distribution Center Сергея Зятицкого, единственным правильным выходом из сложившейся ситуации для Google должна стать полноценная покупка прав на публикацию у их владельцев, а не 60-долларовые типовые отмазки. Следующим шагом должна стать новая схема продажи электронных изданий, которая в равной степени будет учитывать интересы авторов, издателей и покупателей - особенно в области ценообразования. Как уверен Сергей, если все участники процесса не сумеют договориться сейчас, книжный рынок может повторить судьбу музыкального, и тогда издатели с авторами будут терпеть возрастающие убытки на фоне расцвета пиратства.

Скандалы вокруг Google Books едва не заслонили одно из главных событий лета на отечественном рынке электронных изданий: примирение главной пиратской русскоязычной библиотеки «Либрусек» (lib.rus.ec) и главного официального продавца цифровых копий книг «Литрес» (litres.ru) на весьма странных с точки зрения действующего законодательства условиях. Теперь книжные новинки, продающиеся на «Литресе», будут блокироваться для скачивания на «Либрусеке» в течение месяца. По истечении 30 дней произведения можно будет скачивать без всякой платы в излюбленном формате эквадорской библиотеки - FB2. По мнению Ильи Ларина, основателя «Либрусека», подобное соглашение, а также появление на его сайте рекламы, доходы от которой пойдут правообладателям, никак не противоречит его «пиратским манифестам» и уверенности, что современное российское законодательство в области книжного авторского права безнадежно устарело, а значит, может быть проигнорировано. Алексей Кузьмин, владеющий «Литресом», считает соглашение с «Либрусеком» своей маленькой победой в борьбе с мировым пиратством и первым шагом к превращению эквадорского ресурса из пиратского в цивилизованный. Российские книгоиздатели и правообладатели, например гиганты АСТ и «Эксмо», считают, что это соглашение удовлетворяет желание г-на Кузьмина снимать хоть какие-то сливки с продажи новинок, но является саботажем в отношении прочих участников рынка, вынужденных поодиночке бороться с пиратами, в том числе не вполне законными и этически чистыми методами (например, организовывать DDoS-атаки на серверы «Либрусека»). Вполне вероятно, что договоренности, которые могут быть достигнуты между Google, издателями и авторами, станут юридическим основанием (или хотя бы образцом) для исправления ситуации с электронными книгами и в России. Более того, некоторые эксперты уверены в том, что при правильном подходе в долгосрочной перспективе не останется ни пиратов, лишающих авторов и издателей законного заработка, ни неадекватных правообладателей, желающих получать за электронную публикацию принадлежащих им произведений несуразно большие деньги.

В. Бороовой «Коммерсантъ Деньги»
Advertology.Ru

01.10.2009

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну


Управление цветом в Логотипах

Управление цветом в Логотипах
Управление цветом Р Р† Логотипах. Дизайнер - Р Р…Р Вµ просто человек, творящий Р С—Р С• наитию. Дизайн - Р Р…Р Вµ такой СѓР¶ неконтролируемый творческий процесс, как Р С• нем любят рассуждать дилетанты. РљРЅРёРіР° "Управление цветом Р Р† логотипах" показывает, как выбрать шрифт, форму Р С‘ цвет, учитывая особенности восприятия цветов Р С‘ геометриРВРвЂввЂћСћР В РІР‚™Р’ Р В Р’ РІР‚™Р’ Р вЂ™Р’ Р В Р вЂ№Р В Р вЂ Р В РІР‚љР Р‹Р В Р’ Р’µРЎРѓР С”РёС… форм различными целевыми аудиториями, определиться РЎРѓР С• смысловым значением логотипа, оригинально обыграть название компании, удачно включить Р Р† логотип элементы графики, соответствующие деятельности компании Р С‘ РјРЅРѕРіРѕРµ РґСЂСѓРіРѕРµ. Р В РІР‚в„ў РєРЅРёРіРµ "Управление цветом Р Р† логотипах" РїРѕРґСЂРѕР±РЅРѕ разбирается система С†РРРРвЂРР’ РІР‚™Р’ Р В Р’ Р’ РІР‚љР’ Р В Р’ Р’µРЎвЂљР С•Р Р†РЎвЂ№РЎвЂ¦ сочетаний каждого логотипа, представленного Р Р† издании. Органично сбалансированное использование формы, цвета Р С‘ текстуры знака, что Р Р† результате Р С‘ позволяет создать оригинальный Р С‘ эффективный визуальный образ. Логотип - образ компании Р Р† миниатюре напоминает людям, что есть такая компания Р С‘ эта РєРѕРРРВВ Р вЂ™Р’ Р вЂ™Р’ Р В РІР‚№Р В РІР‚™Р’˜Р В Р’ РЎвЂ”ания - именно то, что РёРј нужно. Логотип может способствовать формированию сильного бренда Р С‘ превратить компанию Р Р† лидера, Р В Р’В° может помешать построению имиджа компании. Крайне важно учитывать, что Р Р…Р В° сегодняшний день корпоративная идентификация - приоритетное Р С‘ базовое направление Р Р† коммерческом дизайне. РџСЂРСвЂРРвЂ™Р’ Р В Р вЂ№Р В Р Р‹Р Р†Р вЂљРЎвЂќР В Р’ Р’ Р’ Р’ Р Р‹Р Р†Р вЂљРЎвЂєР В Р’ Р’µРЎРѓРЎРѓР С‘онально разработанный логотип способен сделать марку запоминающейся, Р В Р’В° также выделить РїСЂРѕРґСѓРєС‚ среди недремлющих конкурентов.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

06.03.2025 - 00:15
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация