Зеленый yard

Techcrunch снова стал источником многотысячного цитирования - известный венчурный фонд Insight Venture Partners вроде бы приобретает 5% Twitter за 50 млн долларов.
Techcrunch снова стал источником многотысячного цитирования - известный венчурный фонд Insight Venture Partners вроде бы приобретает 5% Twitter за 50 млн долларов.
Еще одна история достижения десятизначного барьера. Еще одно заслуженное рыночное признание успеха практически самого громкого стартапа последних лет. Еще одно доказательство того, что сегодняшний инвестор с наибольшим аппетитом потребляет пищу, в состав которой входят элементы модной диеты: продукт на основе социального, с добавкой web 2.0, с привкусом блога, опробованный на celebrities.
При всем при этом история, если присмотреться, не очень очевидная. Вроде как получают они $50 млн. При этом за весь предыдущий срок жизни подняли $55 млн. Из которых, вроде как, $30 млн лежат кэшем на счетах. (В скобках замечу, что если Twitter за $25 млн достиг того, чего достиг, - они достойны всяческого признания).
Казалось бы, денег есть больше, чем потратили за предыдущие три года. Зачем еще два раза по столько, и почему сейчас? Если эта сделка действительно состоялась, то на мой, сугубо личный, взгляд целей у нее может быть несколько:
1. Возможно, Twitter задумывает гигантскую международную маркетинговую экспансию, а для этого нужны деньги и много народу. 29 человек - этот штат для бутика, а не для супермаркета.
2. Наверное, Twitter хочет зафиксировать себя как компанию, играющую в миллиардной лиге, и эта продажа - официальное признание статуса.
3. Не исключено, что сделка - часть усилий по поддержанию уровня информационного поля вокруг компании на фоне активности конкурентов в последние месяцы
4. Может быть, владельцы просто решили слегка обкэшиться на относительном пике, а не ждать дальнейших корректировок.
Реальные причины мне неизвестны. С разной вероятностью это может быть комбинация или из высказанных выше гипотез, или любой из них и чего-нибудь совершенно неожиданного. Я не берусь оценивать, стоит компания 1 млрд или не стоит. Так же как не считаю разумным, например, анализировать капитализацию Facebook в $10 млрд. Twitter - частная убыточная компания. Раз частная, то нет биржевого инструмента проверки. Раз частная и убыточная, то нет достоверного способа узнать, насколько именно убыточна, каковы расходы, какими обязательствами связана и т.д.
Скажу банальность de jour: рубль или сто, миллиард или десять - неважно. Раз платят - значит, стоит.
Какие-то мысли по поводу, тем не менее, возникают.
Тот же Techcrunch около трех месяцев назад уже оценивал Twitter, и оценивал значительно выше - в 1,7 млрд.
Цифра базировалась на оценке Facebook в момент совершения сделки по продаже пакета акций FB российским инвесторам, фонду DST.
Давайте попробуем тот же механизм расчета использовать в обратную сторону: если при цене Facebook в $10 млрд Twitter стоит $1,7 млрд, то сколько стоит Facebook при оценке Twitter в $1 млрд? Правильно, около $6 млрд. Эта цифра, на мой взгляд, ближе к реальности. Именно в $6 млрд или около того оценивают Facebook разнообразные аналитики и эксперты. Так что, наши переплатили? И так намного - на 70%? Это что, наценка за вход на американский рынок? Или момент был неподходящий?
Сегодня у меня нет объяснения. Но рано или поздно Twitter и Facebook сойдутся в лоб в лоб, как до этого сходились Facebook и MySpace. Пока, по комплексу причин, шансов на победу, мне кажется, больше у Facebook. И если эти шансы подтвердятся, будет уже не очень важно, насколько дешево инвесторам проигравшей стороны обошелся входной билет на этот праздник.
Параллельно замечу, что на наших глазах происходит заметное изменение в подходе рынка к оценке интернет-активов. От вычислений на базе количества уникальных посетителей, просмотров страниц, запросов поиска - к количеству активных пользователей. Абонентов. Подписчиков. И эта модель уже ближе к моделям оценки компаний кабельного/спутникового телевидения, мобильных операторов и т.п. То есть уже понятно, что основная ценность - лояльные пользователи, хотя и неясно до конца, как на них зарабатывать. Так, глядишь, докатимся до определения ARPU интрнет-ресурсов.
И найдутся, наконец, те гири, без которых не все еще пропало
Advertology.Ru
22.09.2009
Комментарии
Написать комментарий