Статьи

Структура потребления на рынке замороженных полуфабрикатов может возвратиться к тенденциям семилетней давности

Структура потребления на рынке замороженных полуфабрикатов может возвратиться к тенденциям семилетней давности

Все новое - хорошо забытое старое. Спад платежеспособности населения поставил довольно чувствительную к потребительским настроениям категорию замороженных полуфабрикатов перед жесткой реальностью: его игроки стоят на грани весьма болезненного возвращения в «безликие» времена семилетней давности

Имидж - ничто! Именно так, слоганом небезызвестной рекламной кампании, можно охарактеризовать основную идею нынешней стратегии (модели) выживания многих средних и мелких отечественных производителей на рынке замороженных полуфабрикатов. В угоду экономии операторы как заведенные включились в бешеную гонку тотального сокращения. А куда деваться, когда на кон поставлено существование бизнеса?! Рекламные и маркетинговые бюджеты сведены к минимуму, офисы уплотнились, премиальные фонды заморожены, расходные материалы сокращены. Что ни сделаешь ради сохранения розничной цены производимого товара?!

Теперь пришло время производства: удешевление упаковочной продукции, снижение веса SKU, упрощение рецептуры (где это вообще возможно) и сокращение ассортиментной матрицы стало сегодня обыденным явлением. Если так пойдет и дальше, дело может закончиться принципиальным изменением структуры самого рынка замороженных полуфабрикатов... Вернее, своеобразным откатом на 7 лет назад, когда предложение на прилавке за редким исключением ограничивалось эконом-продуктом отечественного производства и узкой прослойкой премиального импорта. А ведь еще каких-то полтора-два года назад казалось, что снижение роли пресловутой пельменной массы и безымянных весовых котлет необратимо... Оказалось, «иногда они возвращаются».

Где тонко

Конечно, нет таких отраслей жизнедеятельности, где бы ни похозяйничал кризис. Но здесь - особый случай. Рынок упакованной заморозки настолько завязан на качество и уровень жизни потребителя, что даже самые незначительные перепады платежеспособности населения отображаются в общей конъюнктуре потребления сегмента как в зеркале. Вопрос потребительского поведения и спроса в период экономических потрясений - самый актуальный и самый сложный для производителей. И проблема даже не в том, что каждый из них отвечает на этот вопрос по-своему. Сегодня в условиях крайне слабых коммуникаций между производителем и покупателем в секторе образовалась реальная опасность подрыва потребительского доверия. Кто объяснит человеку у прилавка, зачем ему товар (в общем-то не первой необходимости) с растущей на глазах ценой или известный ему товар с обедненным питательным составом?

Опросы и потребление

На первый взгляд причин для пессимизма нет. В целом за период с 2003 по 2008 годы включительно объемы потребления замороженной продукции росли весьма интенсивно. За последние годы изменилось отношение потребителей к полуфабрикатам как категории. Ведь для населения с растущими доходами все большую ценность приобретает возможность экономии времени, что и объясняет основную причину покупки полуфабрикатов - удобство их приготовления. По данным «КОМКОН», возможность экономии времени до сих пор выделяют для себя среди приоритетных факторов покупки 47% респондентов. «Наш потребитель привык к удобству потребления таких продуктов, которые уже вошли по данным 2008 года в повседневный рацион 86% семей. К активным потребителям полуфабрикатов относит себя около 51% респондентов. По итогам 2008 года среднедушевой объем потребления замороженных полуфабрикатов находится на уровне 12 кг в год», - отмечают исследователи. Безусловно, это дает отечественному производителю повод для оптимизма в оценке перспективы категории. Ведь это заметно ниже, чем в большинстве европейских стран (средний уровень около 30 кг) и США (более 55 кг).

Тем временем различные финансовые затруднения уже ощущает большинство россиян, и это напрямую влияет на формирование спроса. Самым ощутимым последствием кризиса большинство россиян (60%) считает рост цен.

Маркетологи компаний и исследователи говорят в один голос: «Чтобы сдерживать уже сформированные навыки и стиль жизни, потребители, пытаясь экономить, используют различные способы: начали искать торговые точки, в которых можно приобрести эти товары по более низкой цене, покупать продукты, меньшие по объемам. Одним из широко используемых способов экономии стало снижение частоты покупок и отказ от приобретения дорогих марок продуктов».

Экономить, по данным исследователей «KOMКOНа», на продуктах питания покупатели будут в последнюю очередь. Из 28 продуктовых категорий в своеобразном топ-10 наиболее «хрупких» в плане спроса оказались замороженные полуфабрикаты (35% опрошенных) наряду с рыбой, кондитерскими изделиями, алкоголем и напитками. На самом же верху оказались мясные деликатесы, экономить на них готовы 56% россиян.

Перераспределение

Нельзя забывать и о том, что сами игроки подошли к нынешней ситуации по-разному. Поэтому нет сомнений, что внутри самих сегментов рынка замороженных полуфабрикатов произойдет заметное перераспределение.

Исследователи и аналитики рынка обоснованно ожидают заметное увеличение доли полуфабрикатов из мяса птицы в общем объеме рынка ЗПФ. По прогнозам, в ближайшие 2-3 года она составит более 50%. Такой высокий процент объясняется нынешней динамикой потребления продукции из мяса птицы: она растет в 2 раза быстрее, чем продукты из говядины и в 2,5 раза быстрее, чем из свинины.

По прогнозам экспертов, популярность потребления традиционных для эконом-сегмента полуфабрикатов и полуфабрикатов из более дешевого сырья (к чему относится опять-таки мясо птицы) будет стабильно расти среди населения страны в ближайшие два года. В результате опроса компании Profi Online Research выяснилось, что цена, как фактор, влияющий на экономию в покупке полуфабрикатов, особо отмечается 30% опрошенных.

В нынешних же условиях основным фактором выбора продукции того или иного производителя в больших городах является соотношение качества и цены, а в малых городах - цена.

Нельзя исключать, что полуфабрикаты класса «премиум» (импорт - 90%) заметно сократят свою долю на рынке, оставив его в полной власти 2 сегментов: «эконом» и «мидл».

24.08.2009

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну


Mag-Art. Лучший дизайн журналов

Mag-Art. Лучший дизайн журналов
Mag-Art. Лучший дизайн журналов. Mag-Art полон креативных идей. На страницах книги вы найдете примеры различных стилей оформления журналов; использования стандартных и новых форматов; применения разнообразных материалов для обложки и упаковки издания. Интересные приемы внутренней навигации, иерархии заголовков, оформления колонтитулов и, конечно же, постпечатной обработки не оставят равнодушным ни одного профессионального дизайнера. Mag-Art полезен тем, кто наслаждается творчеством, не боится экспериментировать и использует новейшие технологии, чтобы сделать свои работы неординарными.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

06.03.2025 - 04:37
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация