Статьи

Пересыхающий поток

Пересыхающий поток

По данным аналитического отчета Nielsen «Рынок упакованных продуктов питания и напитков в России-2008», подготовленного по результатам аудита розничной торговли в городах России с населением свыше 10 тыс. человек за период с декабря 2007 по ноябрь 2008, рынок молочных продуктов по итогам 2008 года оказался в аутсайдерах рост

Если цифры, характеризующие развитие сегмента по стоимости, впечатляют (+ 31%), то динамика роста в натуральном выражении серьезно отстает от других сегментов рынка упакованного продовольствия. Высокие темпы роста рынка молочной продукции по стоимости - результат действия продовольственной инфляции, которая в России по-прежнему остается одной из самых высоких в Европе. Так, по результам последного измерения средних цен, проведенного Nielsen за суммарный период с августа 2007 по июль 2008 годов, рост средних цен на молочные продукты (без учета желтого и белого сыров) среднем составил 27%.

«Негативное влияние продовольственной инфляции на потребление особенно ощущалось во втором и третьем квартале 2008 года. Как результат, по итогам 2008 года, снижение продаж в натуральном выражении продемонстрировали практически все категории молочных продуктов, за исключением питьевого йогурта, продажи которого сохранились относительно стабильными (+1%) - за счет роста функциональных продуктов и роста продаж в однопорционных упаковках», - подчеркивает Илона Лепп, директор отдела продаж и обслуживания клиентов Подразделения аудита розничной торговли компании «Nielsen Россия».

И следовало бы ожидать дальнейшего ухудшения ситуации в товарном сегменте из-за кризиса и снижения покупательной способности потребителей, однако, похоже, для некоторых традиционных молочных продуктов, нынешняя ситуация может создать благоприятные условия для развития.

Уже в четвертом квартале 2008 года началось восстановление положительной динамики продаж целого ряда категорий, и в первую очередь, трациционного молока. Не последнюю роль сыграло и замедление роста цен (порядка 14% декабрь 2008-январь 2009 по сравнению с аналогичным перодом годом ранее). Лидер роста из традиционной «молочки» - творог (+17% в натуральном выражении в период декабрь 2008-январь 2009 по сравнению с анлогичным перодом годом ранее). Восстанавливаются и продажи кефира и стерилизованного/пастеризованного молока (+2% в натуральном выражении). Розничные продажи сливочного масла прибавили за тот же период +3% в натуральном выражении.

Результаты второй волны исследования Nielsen Russians Through Crisis (февраль 2009 года) показали, что именно сейчас российские потребители начинают всерьез задумываться об экономии - спустя полгода после октябрьского кризиса. Может статься, что в эпоху экономической нестабильности потребитель будет все чаще отказываться от изысков и сделать ставку на простые базовые продукты, - по-крайней мере данные розничных продаж демонстрируют зарождение этого тренда, но говорить о том, что он долговременный, пока рано.

«Чисто теоретически, с учетом того, что молоко является самым дешевым  и доступным источником белка, в нынешних условиях, выбор населения  неизбежно будет смещаться в сторону потребления молока и молочных продуктов, - отметил председатель правления Национального союза производителей молока Андрей Даниленко. В подтверждение этой тенденции можно обратиться к статистике, по первому кварталу 2009 года мы видим небольшой, но рост потребления молока и молочной продукции. Если кризис затянется, не исключено дальнейшее увеличение доли  молока  и молочных продуктов в потребительской  корзине населения.

Бело-мутная жидкость

По мнению российских экспертов, сокращение объемов продаж молочной продукции в натуральном выражении стало результатом с действия нескольких факторов. С середины 2007 по март 2008 года продолжался непрерывный рост цен на молоко и молочную продукцию, что не могло не сказаться на потребительском спросе, - рассказал эксперт-аналитик Российского союза предприятий молочной отрасли Евгений Смирнов. - К тому же, в тот же период достаточно активно муссировался вопрос о «ненатуральности» молочной продукции, когда питьевое молоко, произведенное из сухого путем его восстановления было названо «бело-мутной жидкостью», «порошковым безобразием» и т.д. Нельзя считать данный фактор определяющим, но он все же оказал свое действие. Данные «эпитеты» глубоко въелись в сознание простого потребителя, который сложил свое негативное мнение о вполне качественном, биологически ценном продукте. Так же приходится констатировать, что рекламой молочной продукции в масштабах страны (телевидение, радио, др. СМИ и т.д.) занимаются лишь крупные переработчики. Торговые сети рекламой молочной продукции, как таковой, не занимаются вообще. Популяризация потребления молока и молочных продуктов - задача государственного уровня и потому, подобную рекламу следует относить к социально значимой, а следовательно средства на ее производство, или хотя бы часть средств, должны быть государственными». 

Кроме того, отметил Смирнов, в связи падением потребительского спроса (не только в России, но и в мире) и увеличением производства молока розничные цены в 2009 году на данную категорию продуктов в ближайшее время будут постепенно снижаться, как минимум до июня. Далее, наступит осенне-зимний сезон производства молока и стоимость сырья, а, следовательно, и готовой продукции, несколько увеличится. Это нормальная ежегодная практика, ничего нового. Говорить об увеличении спроса на молочные продукты в связи с кризисом будет возможно, если цены на молочную продукцию на полках магазинов будут соответствовать, так называемому, антикризисному уровню. Потому как в недалеком прошлом, как считается, именно фактор роста цен стал причиной падения спроса.

«Сегодняшняя не простая ситуация в молочной сфере сложилась одновременно по нескольким причинам, - объяснил Даниленко. - Во-первых, на смену старшему поколению людей, выросшему на регулярном потреблении молока и молочных продуктов приходит молодое поколение, воспитанное уже на совершенно других продуктах, чаще всего, далеких от полезных и натуральных. Для них  молоко - это «не модно», не интересно, так же, ситуацию усугубляет невероятное разнообразие современных вкусных и имиджевых напитков и закусок, вместо которых раньше употребляли молоко и молочные напитки.

Во-вторых, негативный эффект дала «антиреклама» молока и молочных продуктов, связанная с введением нового Технического регламента на молоко и молочную продукцию. Во время разработки этого закона в средствах массовой информации и из уст известных людей регулярно звучали необъективные, пугающие истории о сухом молоке, использующемся переработчиками. В-третьих, серьезную роль сыграл мировой рост цен на молоко и молочную продукцию, пришедший и в нашу страну. Молочные продукты всегда были продуктами массового потребления, но, все-таки, в большей степени их основными потребителями были люди со скромным достатком. Поэтому, именно эта категория населения наиболее чувствительна к любым колебаниям цен на продукты питания, что проявляется в снижении потребления».

Меры на вырост

Свою лепту в дело поддержки молочной отрасли внесли и в правительстве. В конце апреля 2009 года первый заместитель председателя правительства России Виктор Зубков провел заседание комиссии правительства по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике. Тогда участвовавшие в заседании решили поддержать отечественных производителей путем установления с 1 июня 2009 года ввозной таможенной пошлины в размере 10% на отдельные виды тропических масел, поставляемых наливом. Как посчитали в Белом доме, сокращение поставок тропических масел будет способствовать поддержке российских производителей молочных и растительных жиров, а также позитивно отразится на качестве молочной продукции. По словам Смирнова, использование различных видов тропических масел при производстве молочных продуктов объясняется экономическим эффектом от замены молочного жира на растительный. Согласно, Федеральной таможенной службе в декабре 2008 года стоимость импорта килограмма кокосового масла составила $1,134 , пальмового - $0,997, в то время как сливочного масла стоил почти $3. Однако, замена молочного жира на растительный отрицательно влияет на органолептические свойства продукта. В плане биологической ценности молочный жир имеет явное превосходство. Наиболее выгодна подобная замена в продуктах высокой жирности - масло сливочное, глазированные сырки, творог, сметана и т.д. Ныне действующий технический регламент на молоко и молочную продукцию четко разграничил молочные продукты от продуктов, изготовленных с различного рода замещениями молочных компонентов на немолочные, и заставил переработчика указывать в маркировке наличие замещения. «Введение таможенных пошлин на ввоз тропических масел в РФ должно снизить рентабельность выработки подобных продуктов и стимулировать переработчиков к выпуску качественной натуральной продукции. По нашей оценке, только на рынке сливочного масла при отказе замещения молочного жира растительным (производство спредов) откроется путь для переработки дополнительных 5 млн тонн сырого молока. Аналогичная ситуация и в производстве другой молочной продукции. Данный факт должен стимулировать рост, как производства молока, так и его переработки и потребления», - считает Смирнов.

«К сожалению, производство заменителей животного жира из тропических масел в 3-4 раза дешевле производства натуральных животных жиров. Поэтому, увеличение пошлин на 10% не  существенно изменит себестоимость производства с использованием тропических масле и  не сыграет особой роли в производстве отечественных молочных продуктов. Хотя, это хороший сигнал для масложировой отрасли. Главное чтобы это совпало с жестким контролем над выполнением Технического регламента на молоко и молочную продукцию», - прокомментировал меры правительства Даниленко .

Новые тренды

Похоже, что ряд отечественных компаний приняли во внимание наметившиеся тенденции. Так, в конце апреля компания «Юнимилк» объявила о снижении цены на свою продукцию. Изменения цены коснутся фокусных торговых марок компании - «Летний день», «Село луговое» и «Простоквашино». На продукцию демократичного ценового сегмента, выпускаемую под брендами «Летний день» и «Село луговое», цены, согласно официальным данным компании, будут снижены в среднем на 15-30%, на продукцию «Простоквашино», относящуюся к более высокому ценовому сегменту, понижение цены составит в среднем 10%. Изменения коснутся базовых, традиционных молочных продуктов - питьевого молока, кисломолочных напитков, сметаны, творожных продуктов, где основу себестоимости составляет стоимость сырья. Как отмечают в компании, снижая цену на свою продукцию, «Юнимилк» стремится поддержать потребителей конечной молочной продукции. В условиях снижения реальных доходов населения, потребители все чаще делают выбор в пользу более дешевых товаров. Сокращение цены на ряд товарных категорий обеспечит потребителю более широкий выбор. «Снижая цены на традиционные молочные продукты, мы делаем их более доступными для наших покупателей, - отмечает директор по корпоративным коммуникациям компании «Юнимилк» Павел Исаев. - Сегодня, когда важнейшим критерием потребительского выбора становится цена, мы стараемся сделать более привлекательное предложение и таким образом предложить покупателю более широкий ассортимент качественных и полезных продуктов питания по разумным ценам. Не скрою, что в нынешних условиях жесткой конкурентной борьбы за потребителя мы надеемся повысить лояльность потребителя к нашей продукции и укрепить собственные позиции на рынке».

Один из ведущих производителей продуктов питания - «Вимм-Билль-Данн» - при продвижении своей продукции сделал ставку на детей. Компания, как утверждается, запустила первый на отечественном рынке мультикатегорийный бренд «Здрайверы», созданный специально для детей от 4 до 9 лет. В продуктовую линейку вошли натуральное молоко с комплексом витаминов, фруктовый сок с инулином, повышающий защитные силы организма, творог и питьевой йогурт из натурального фруктового пюре и молока, а также напиток с лютеином, способствующий концентрации внимания, улучшению памяти и зрения, питьевое фруктовое пюре.

«Здрайверы» - уникальный бренд, одинаково интересный детям и их родителям. Продукты, входящие в его линейку, рассчитаны на детей, уже способных сделать самостоятельный выбор. Именно поэтому при разработке этого бренда акцент делался не только на полезности этих продуктов, но и на их привлекательности. Специально для дошкольников и школьников младших классов были разработаны новые интересные категории продуктов и вкусы, которые им нравятся. «Здрайверы» производятся в интересной для детей упаковке с призами и наклейками, рассказывающими о приключениях забавных героев, - подчеркнули в компании. - Мы хотели, чтобы дети участвовали в создании бренда и с самого начала включили их в этот процесс. Мы опросили более 700 ребят и их мам. Это были те самые дети, которые выросли на нашем бренде для малышей «Агуша». Мы были уверены, что только они сами с нашей помощью могут придумать вкусный, полезный и интересный продукт, соответствующий их уже новому, «взрослому статусу». Они же выбрали героев, с которыми хотели бы участвовать в приключениях. За много лет работы компании это - первый бренд, при разработке которого была использована подобная схема, и она дала прекрасный результат», - похвалились в ВБД.

Синергия

Еще два серьезных игрока на рынке решили увеличить рентабельность предприятия и снизить цену закупаемых ресурсов за счет синергии. Компания «Юнимилк» и группа компаний «Русские фермы» решили развивать совместное производство. Так, было объявлено о начале реализации совместного инвестиционного проекта по созданию агрохолдинга на базе животноводческого комплекса «Вербиловское». Согласно договоренностям, «Вербиловское», входящее в состав компании «Юнимилк», будет передано в управление группы компаний «Русские фермы». В рамках проекта на базе «Вербиловское» и принадлежащего компании «Русские фермы» ОАО «Белгородские молочные фермы» планируется создание крупного эффективного бизнеса в области молочного животноводства. Создаваемый комплекс планируемой общей мощностью 8 тыс. голов дойного стада расположится на площади 60 тыс. га земли. На этой территории, помимо молочного животноводства, комплекс будет развивать и растениеводство, выращивая зерновые для промышленного производства. Синергия производителей и переработчиков молока, ожидают партнеры, позволит увеличить рентабельность предприятия, обеспечить стабильный операционный денежный поток, снизить цену закупаемых ресурсов за счет эффекта объема и, в конечном итоге, создать на базе «Вербиловского» ведущее предприятие по производству молока с опытным менеджментом и высокой эффективностью работы. «Вербиловское» - непрофильный актив компании «Юнимилк», приобретенный в свое время для понимания потребностей производителей сырья, - рассказал генеральный директор компании «Юнимилк» Андрей Бесхмельницкий. - Убежден, что передача комплекса под управление группы компаний «Русские фермы» станет замечательным примером совместной работы производителей и переработчиков молока. Тесное сотрудничество позволит нам и нашим партнерам на практике осознать взаимные потребности, повысить эффективность производства молока-сырья и в дальнейшем распространить опыт на отрасль в целом». «Мы давно рассматривали центрально-черноземный район как перспективный для молочного животноводства и растениеводства, - говорит президент группы компаний «Русские фермы» Андрей Даниленко. - За годы сотрудничества с компанией «Юнимилк» у нас сложились прочные взаимовыгодные партнерские отношения. Производитель и переработчик молока не могут существовать друг без друга, а потому нынешний шаг стал логичным этапом нашего партнерства. Подобная интеграция будет, в конечном итоге, способствовать снижению себестоимости сырья и увеличению доходов от его реализации».

Как видно из результатов деятельности компаний, российские фирмы стремятся учесть новые реалии рынка и подстроиться под них.

17.08.2009

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну


Русский автомобильный дизайн

Русский автомобильный дизайн
Русский автомобильный дизайн. Эта книга написана профессиональным автодизайнером и автожурналистом с целью восстановления исторической справедливости в отношении русского автомобильного дизайна. В том, что отечественный дизайн — это не миф и не выдумка, автор надеется убедить читателя с помощью уникальных иллюстраций: фотографий, чертежей и рисунков. В книге воссоздана предыстория российского автодизайна. Рассказывается о советских автомобилях, а также о дизайне в России с начала XX века и до наших дней. Отражены самые яркие страницы нашей автоистории в эпоху русского модерна и авангарда, этап становления школы русского автодизайна 1920–1930-х годов, оставшиеся в чертежах замыслы и экспериментальные разработки и малоизвестные подробности и трудности создания дизайна наших автомобилей. К сожалению, многие подробности становления автодизайна в нашей стране, как и имена его первопроходцев утрачены или забыты. Однако такие русские автомобили, как «Руссо-Балт», «Победа», «Волга» или «Нива» широко известны и узнаваемы, а представленные в книге эскизы «кухни» отечественного автодизайна позволят испытать гордость за отечественный дизайн. «В книге сделана попытка представить историю отечественного профессионального автодизайна за 120 с лишним лет. Я бы сказал — многострадальную историю. Да, в количественном отношении наш опыт автодизайна не выдерживает сравнения с зарубежным опытом. Однако представленные материалы, концепции, построенные прототипы, а также предшествующие этому дизайнерские эскизы убедительно свидетельствуют, что у нас были выдающиеся специалисты, настоящие художники, дизайнеры и мастера-кузовщики. За них, за их труд не стыдно. Но очень обидно, что на пути к реализации проектов в советские годы стояла непробиваемая стена административно-командной системы, когда каждый секретарь обкома, не говорю уже про ЦК или про первых лиц государства, знал, как надо делать автомобили и что такое красиво. Дизайн, кроме того, всегда становился жертвой остаточного финансирования: логика начальства была простая — немцы (американцы, итальянцы) всё уже придумали, зачем тратить государственные деньги на какой-то дизайн, нужно взять и скопировать. Такое конфуцианство не учитывало ни национальной ментальности потребителя, ни состояния отечественных дорог и инфраструктуры. На смену командной советской системе пришла анархия и неразбериха переходного периода, когда к руководству дизайном попадали прожектёры и непрофессионалы… Тем ценнее для нас победы отечественного дизайна («Победа», «Нива» и «Двадцать первая Волга») — все их удалось одержать вопреки обстоятельствам. Я считаю, что наш исторический, зачастую отрицательный, опыт пошел на пользу новому поколению автомобильных дизайнеров. Неслучайно наши дизайнеры так высоко ценятся во всем мире. Ценятся за креативность мышления, широту кругозора и высокий уровень профессиональной подготовки. Я верю в будущее нашего дизайна, в наши новые победы» Никита Розанов, Заведующий кафедрой «Дизайн средств транспорта» Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова, профессор.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

06.03.2025 - 15:48
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация