Репортажи

Под звуки Брайнина

Под звуки Брайнина

Москва не только рзрушается, она старится. Как она чувствует себя? Что делают с ней шрамы и морщины? Брюзжащую больную? Сумасшедшую барыню?  Выставка Владимира Брайнина «В поисках утраченного города». Галерея Полины Лобачевской. До 15 июля.

 При входе в домик Чехова кажется: современная Москва художника Брайнина вставлена в кураторскую рамку смерти от державно-техногенного скальпеля. Мысль проста: здесь, на земле - теплые люди, дома, жизнь, органика. Там, в небе - стеклопластик, арматура небытия. Там не ступала нога, потому что нога - внизу.  А туда - «только самолетом»...Вот они и скользят по потолку вместо птиц, переводя кириллицу-Москву на латиницу-City. Чужеродность, никчемушность, безвоздушность, скафандр, саркофаг.

Можно было бы попенять Полине Ивановне Лобачевской за нарочитый ретро-град, но Москва и в самом деле не мутирует нелепо, чудовищно, нарушая законы современной психо-философии об обязательном для любого существа прохождении лиминальной фазы развития.  Лиминал «зашкаливает», а обещанной гармонии на выходе, обусловленной генетическим опытом само-строения и само-сохранения, нет... Выставка удивительно точно вписывается в летнюю волну сносов.

Выставка. Но не Брайнин. Он держит здесь свою, весьма интересную доминанту: его беспокойство будто из другого теста:

 

«Я чувствую, как умирает мой город, я здесь родился, и знаю его достаточно хорошо. Но теперешний социум мне враждебен, по сравнению с тем, бывшим лет двадцать назад, враждебен не политически, не эмоционально - он мне просто мешает жить. Я уже не могу себя представить в три часа ночи на улице с этюдником. А я это делал, мне было хорошо и благостно. Я придумал целую систему писания ночью, знал, какие краски где расположены на палитре, чтобы не обращать внимания на неоновый свет фонарей, съедающих цвет. Люди встречающиеся ночью, были братьями. Теперь это, в лучшем случае, братья по оружию. Даже если я просто рассматриваю город, эти люди со злыми лицами, о которых я забыл на минуту, напомнят о себе. Даже страх появился, чего совершенно не было раньше... У меня ночной город никогда не был агрессивным, а наоборот, таинственным. Ночь и дождь позволяли увидеть все знакомое по-новому. А сейчас?»

 

«Злые лица» - это о людях, но не городе, хотя слово «руина» - первое, что приходит в голову, глядя на нынешнюю его Москву. Картины Брайнина - не диагноз и не прогноз, и даже не анамнез.  Это портрет или фотография, где задумана и «схвачена» вся жизнь престарелой натурщицы, но не в виде «комплекса» или недуга, а в виде природной, кармической провиденции. Что здесь, кстати, первично - фото или живопись, уже не важно - это, безусловно, вывод и позиция сегодняшнего Брайнина.  «Я до сих пор думаю, что изобразительное искусство - это вещь не навязчивая, оно не мучает человека, и не дергает его. Хочешь - смотри, не хочешь - не смотри. Теперь я вижу, что искусство очень агрессивно. Навязчивость и неординарность недалеки друг от друга... теряется этическое начало - и в художественном, и в социальном смысле. И будет теряться еще больше. Все меньше искренности отношений к чему бы то ни было и во взаимоотношениях людей».

Может быть, поэтому пузырящийся штукатуркой и зияющий прорехами московский дворик Брайнина ничуть не желает превращаться в мрачный питерский «колодец», а холст, пропитанный запахом пруда, пустыря и тлена живописен и невозмутим. Трещины и трава, лужи и крыши, стены и провалы, свет и тень, день и ночь, красный и зеленый  - все это убранство, щетина, поросль, грива - драгоценные одежды болотного царя. Москва уходит пышно. Подыгрывая Брайнину,  выставочная техника шутит со зрителем - отойдешь от картины - в ней вечереет, приблизишься - с добрым утром, милый город.

Перпендикулярные медиа-фокусы с небоскребами на потолке и освещением на стенах очерчивают парадокс двух возможных взглядов на превращение Рима в Мир. Москва оказывается  не столько запущенной, сколько отпущенной бродить по собственным закоулкам. Ей интересно, она не жалуется. Со следами былого счастья на лице, город излучает достоинство, покой и доброту.

А злые москвичи Москве не нужны. Они мельчают и комочками пасутся где-то в глубине, уступив место более спокойным персонажам - маскаронам и статуям.

Городские изваяния - любимые герои раннего Брайнина, да и не только его - тут к нашим услугам и живопись, и литература. Там, в 80-х, они сюрреалистичны, мультяшны, инфернальны и, выпячиваясь из фасада, претендуют на забавный центр вселенной. Но этот сюжет куратора не интересует - для любопытных есть пара каталогов с выставок прошлых лет. Нынешний Брайнин будто оставил их, и они, потоптавшись в недоумении, мутировали в питерских собратьев - расхлебывать положенную чашу безумия в отведенном для этого месте. Там их приняла и прописала писательница и поэтэсса Ирина Дудина:

«Тут были маленькие карапузы, пухлые мальчуганы, девушки-нимфетки и девушки зрелых лет, мужчины и юноши, мужья и жёны, мужи и матроны! Были старцы с присохшими к старым костям мышцами, были старицы обнажённые, с сардоническими улыбками, только поверх присохшей к костяку увядшей мускулатуры у них ещё были усталые груди, намекавшие на их пол. Вместо собак и кошек это каменное население Питера  окружало себя львами и драконами, грифонами и опять львами. Иногда вклинивались бараны и козлы с инфернальными рожами.

А так полным полно в  том небесном городе было чертей. Ужас, какие черти! Под эркером морда чёрта просто была как в геенне огненной, так как над ней поржавело какое-то железо. Над одним из домов  смотрели на меня мальчики с отрубленными головами. Головы у них отпали, потом головы эти приставили, не заделав шеи раствором, и вот мальчуганы эти с нежными губками, с решительными своими характерами смотрели на меня как жертвы маньяков. Меня потряс ряд Панночек. На старом жёлтом доме их было много: простых маскаронов простых девушек с пышными волосами, сделанными в виде струй, с маленькими носиками и небольшими глазами. Но от потёков из сломанных водосточных труб, от каких-то неведомых ударов судьбы они стали все разными, эти 10 сестёр близнецов. Одна девушка смотрела так, будто унюхала меня своими зелёными в плесни ноздрями. Вторая была с расколотым лицом. У третьей струйки чего-то чёрного спускались  из уголков губ, будто крови напилась. Четвёртая смотрела на меня в упор, глаза у неё были как у ведьмы. Пятая как бы обмерла, лицо у неё покрылось трупными пятнами...  Она словно требовала возмездия и крови своего мучителя! Я убежала от этих маскаронов дальше, дальше...»

Маскароны Брайнина также невероятно анимированы. Кажется, будто ему приходилось спрашивать разрешения на съемку у всех этих львов и атлантов, либо прятать камеру, заклеивая ее черной бумагой или обматывая изолентой. Но прототипами его героев оказываются не скандальные греки, похотливые сатиры, продажные камелии или глупые пионеры, а папа-мама-бабушка да сам художник - наивные и архетипические, как детские сны. Лобачевская откопала их где-то в частных коллекциях и поселила на втором этаже вместе с летним Крымом, Кавказом и какой-то развеселой  ученической ура-Москвой 60-х. А на стене - другое, хорошее, не враждебное видео, где картины тасуются как фото-карточки с портретами города.

«Я помню в Париже, когда пошел дождь... по кариатидам потекла вода. Вот это эротика. Они стали все вдруг мокрые. А перед этим спокойно существовали на солнце. А тут вдруг образовались все эти потеки, обнажили формы, волосы стали двигаться по груди, одна рука вдруг стала мокрой и черной, ушла в другое пространство. Жизнь и одушевленность кариатиды - это форма и квинтэссенция состояния стены, это идеи людей, живших здесь, принимающие форму, которая распирает стену изнутри. ( Дотронувшись до стены, чувствуешь, как вздулись слои штукатурки, и это - ощущение присутствия жизней, прошедших внутри...)»

 

Маскароны  и львы Брайнина не прячут зубов, но и не кусаются.  Они не просятся со стены и не пытаются соскочить с тумбы, а продолжают дом будто раковину - моллюск. Они молчат - не затаив языческую месть за нанесенные увечья, а  задумчиво и страстно предаются переменам физиономией, туловом, городом. Возможно, им и Сити не мешает, как мешает Петербургу колом стоящий газоскреб. Они принимают его за очередной оптический обман, упорно не желая верить в хирургический цинизм и захватывая в общий котел зрения автомобильную толкотню, и самоварное золото «Лужка-Спасителя».

В воздухе летают вариации Олега Трояновского на тему любимого художником "Сиреневого тумана".  Выставка похожа на короткую новеллу, сведенную в конце к одному сочному мазку, ударной ноте, емкому афоризму Брайнина. Не Вагнера.

В статье использованы выдержки из монологов В. Брайнина, опубликованные в каталоге к выставке 1995 г., а также отрывок из романа Ирины Дудиной «Предводитель Маскаронов», 2009, dudira33.narod.ru.

Юлия Квасок   
Advertology.Ru

06.07.2009

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Профессия digital-мира - influence marketing manager Профессия digital-мира - influence marketing manager
Работа с блогерами требует определенных навыков и знаний. Как найти релевантного инфлюенсера под конкретные сегменты брендов и определенные задачи, что необходимо проверить перед стартом сотрудничества, как и на каких условиях с ним взаимодействовать, какие важные нюансы необходимо соблюсти в коммуникации/документации? На все эти вопросы знает ответы — инфлюенс-маркетинг менеджер. Кирилл Диденок, диджитал продюсер, основатель коммуникационного агентства DIDENOK TEAM, рассказал, что входит в обязанности инфлюенс-маркетинг менеджера, и как им стать.
Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

23.05.2024 - 03:54
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация