Немецкий пионер конструктивизма

Пожалуй, у каждого россиянина при слове «конструктивизм» вполне справедливо возникают примерно такие мыслеобразы: Родченко, Маяковский, геометрия, красно-чёрно-белое сочетание, Интернационал...
Но только ли в России было место конструктивизму? В действительности вторым большим полем для развития этого направления в искусстве стала Германия. О том, каким может быть конструктивизм по-немецки, и пойдёт речь.
Прочитать о жизни немецкого конструктивиста Уолтера Декселя без исторических ссылок и исторического контекста - значит просто принять к сведению факты биографии. Отношение к любому искусству, кроме классического античного, в Германии во времена фашизма было крайне холодным, а интерес к любого рода отклонениям от реалистичной манеры изображения приравнивался к отклонению умственному или физическому.
Но - обо всём по порядку. Для человека, живущего в начале двадцатого столетия, сложно с самого детства мечтать стать именно дизайнером - как часто бывает в этой сфере, Дексель обратился к дизайну, уже будучи художником.
Гравюра на дереве, 1918; ручка и индийские чернила, 1917.
В первых работах Декселя как художника чувствовалось влияние пейзажей Сезанна, позже - влияние кубизма и экспрессионизма в целом. На рубеже десятых-двадцатых годов Дексель заинтересовался конструктивизмом и стал активно развиваться в этом направлении. Как художник-конструктивист он выставлял свои работы в галерее Der Sturm в 1918, 1920 и 1925 годах.
Поиск новых форм, стремление создавать удобные, функциональные здания, предметы, ориентированные на технологию массового производства, нашли отклик во многих странах.
Эта новая эпоха массового производства постепенно создавала новое отношение к искусству, появлялись соответствующие художественные объединения. Примерно в это же время, начало двадцатых, Дексель много сотрудничал с Высшей школой строительства и художественного конструирования Баухауз, которая существовала в Германии с 1919 по 1933 годы. Хоть Уолтер окончил университет по специальности «история искусств», всё же после обучения он стал всё больше интересоваться коммерческим искусством, типографикой, созданием рекламных сообщений и плакатов. Он организовал несколько художественных выставок и выставок коммерческого искусства (например, «New Advertising» в 1927), а также внес большой вклад в развитие неоновой рекламы на биллбордах.
Дизайн флуоресцентных конструкций, подобных этой (1924 г.), разрабатывался Декселем лично, а после этого конструкции размещали на киосках, биллбордах, автобусных остановках.
«Всегда используйте только газ для того, чтобы готовить...», 1924 год
Что же касается Баухауз, то, пожалуй, самой известной работой Декселя для этого творческого объединения стал плакат, призывавший потребителей использовать газ в своих домах: «Всегда используйте только газ для того, чтобы готовить, печь, жарить, для освещения, потому что это практично, чисто и дёшево. Сохраняет силы, время и деньги». Казалось бы, в этом рекламном сообщении визуально нет ничего парадоксального: сочетание красного, чёрного и жёлтого цветов более или менее привычно, шрифты не поражают разнообразием форм и семейств. Но всё очень гармонично выстроено и продумано, асимметрия блоков сообщения воспринимается органично, акценты на нужных словах расставлены, а в итоге всё визуально подчинено восклицательному знаку, который, кстати говоря, стал известным графическим объектом во многом благодаря именно конструктивистам, футуристам и дадаистам.
Во все времена специалисты говорили о тенденциях в своём деле. Уолтер Дексель в своё время писал о типографике. Впрочем, принципы, которые он формулировал в своей статье «Что нового в типографике?» в 1927 году, вряд ли утратили своё практическое значение сегодня. А те ошибки, которые Дексель приводит в своих примерах, полезно проанализировать и современным специалистам. И здесь угадываются принципы человека, склонного к конструктивизму: главная цель типографики, по Декселю, - понятность, разборчивость и функциональность, польза обществу, удобство для общества в расшифровке сообщения. Если речь идёт о дизайне, шрифтах, обращение должно быть очень чётким, понятным и коротким: чем меньше средств можно использовать для достижения нужного результата, тем лучше. Главное в дизайне - быстро передать информацию, поэтому эта передача не должна быть чересчур субъективной. Дексель сравнивал роль личности дизайнера с ролью ди-джея: восприятие информации в такой же степени зависит от первого, как восприятие музыки - от второго. Но, по мнению Декселя, очень многие дизайнеры не чувствуют этой грани между дизайном и искусством и часто стремятся продемонстрировать свои способности, вкус, артистичность в работах, задачи которых заключались совсем в ином. Множество слов, чрезмерное использование изобразительных средств делали такие работы сложными для восприятия, а значит, терялась и часть нужной информации, нарушалась коммуникация.
Дексель советовал отказываться от лишних черт, штрихов, линий (особенно разнонаправленных), углов, стрелок, весёлой декоративности. По его мнению, злоупотреблять такими элементами аналогично тому, чтобы заключать своё сообщение в орнаментные рамки или обрамлять виньетками. Даже если орнамент состоит не из птиц, например, а просто из квадратов, но это не выполняет поставленной цели и ничего не улучшает, а выглядит пёстро, его необходимо убрать.
Дексель советовал выбрать проверенный им путь: достаточно правильно распределить пространство и при желании поэкспериментировать с разнообразными размерами шрифтов. Его диагонально расположенные текстовые блоки, строчки из слов, набранных заглавными буквами, кажутся довольно простыми. Но гармония, как известно, часто заключается в простоте. Умение делить сообщение на блоки, правильно расставлять акценты - одно из ценнейших для дизайнера. Когда мы не ограничены пространством, мы должны с ним играть, использовать его, чувствовать. К примеру, Дексель предлагал вокруг самой важной информации по возможности оставлять много пустого места. Это правило не раз ещё встречалось в течение всего двадцатого века в рекомендациях гуру рекламного и дизайнерского дела.
Работы Декселя для Йенского художественного союза
При этом Дексель уверял, что средства дизайнеров только кажутся такими ограниченными. Просто важно понимать, где можно обойтись одним типом шрифта и самым простым расположением объектов, а где всё же необходимо выделить блоки сообщения с помощью линий и штрихов, в прямом смысле подчеркнуть сказанное. Всё зависит от вида проекта и конкретных его функций: говоря о типографике, Дексель имел в виду прежде всего ту область дизайнерского дела, задачей которой является коммуникация только через буквы. Для дизайна же объектов с более широкими функциями (обложки книг, заголовки журналов) действуют другие правила. Дексель был уверен, что фотографии или репродукции во многих случаях информируют гораздо быстрее и детальнее и что это станет обычной и даже более востребованной практикой в будущем. Он не ошибся. Ведь главное - становясь более компетентным специалистом, учиться чувствовать грань между видами коммуникаций с разными функциями и областями применения.
Композиция Figuration Fj, 1925. Информации о целях создания композиции не сохранилось, но считается, что это могли быть либо монограмма, либо вариант логотипа, либо упражнение в типографике. Нижний край заглавной F касается края тонкой прописной j таким образом, что между буквами образуется дугообразное пространство, благодаря чему дизайн в целом кажется не слишком угловатым и суровым.
Пожалуй, в каждой жизни есть свои «точки бифуркации» (термин из синергетики), то есть моменты смены установившегося режима работы системы. Таким моментом, повлиявшим на жизнь Декселя, стало изменение курса новых властей Германии по отношению к культурной жизни страны. Чтобы описать всё современное для той эпохи искусство, отличное от реализма, нацисты закрепили за ним название дегенеративного Уолтер Дексель наряду с авангардистами и модернистами, сторонниками антиклассического направления попал в чёрный список. Кроме того, таким термином обозначалось еврейско-большевистское, антигерманское искусство. Неудивительно, что стиль Декселя сочли опасным для нации, для всей арийской расы, и об активной художественной деятельности, преподавании в университетах больше не могло быть и речи.
Приверженцев антиклассических стилей в лучшем случае считали ослабленными болезнями людьми: малое разнообразие цветов у импрессионистов объяснялось болезнью глаз, мистицизм во французской литературе - умственными патологиями. Внедрение такого рода мыслей в общественное сознание сопровождалось конфискацией из музеев работ, более или менее подходящих под определение «дегенеративного искусства». Конфискацией дело не ограничилось - 19 июля 1937 года в мюнхенском Доме искусства открылась выставка таких работ. Узкие, неудобные лестницы, которые нужно было преодолеть перед входом в зал, крайне небрежное оформление экспозиции (сваленные или подвешенные на верёвке работы без рам), само название выставки «Дегенеративное искусство» говорили сами за себя. Авторов представленных работ называли заговорщиками, евреями-большевиками, которые ненавидели политический режим Германии, хотя лишь шестеро авторов из 112 были евреями.
Контраст - средство сильное во все времена: в это же время успешно и пышно в Доме немецкого искусства прошла выставка искусства политически верного под названием «Великая немецкая художественная выставка».
Но и этим принятые меры не ограничились: художников судили, часто отправляли в ссылки или запрещали им покупать краски, писать на определённые сюжеты. Самому же Декселю пришлось ещё в 1935 прекратить рисовать - к работе в искусстве он вернулся лишь в 1961, за двенадцать лет до своей смерти. Доступ к искусству через Баухауз тоже был закрыт: немецкое правительство упразднило объединение в 1933, назвав его рассадником коммунизма.
Но как только у Декселя появилась возможность заняться прежними видами деятельности, он вернулся к созданию работ в стиле конструктивизма, публикации статей и изданию книг, всё больше изучая при этом форму как таковую, форму различных товаров народного потребления в частности.
Advertology.Ru
30.03.2009
Комментарии
Написать комментарий