Статьи

Построение прогноза продаж компании в условиях неопределенности

Построение прогноза продаж компании в условиях неопределенности

Вероятно, не ошибусь, если скажу, что большинство компаний за последние месяцы столкнулись с падением объемов продаж продукции/услуг. У кого- то эти показатели  просто перестали расти, у кого-то снизились на несколько процентов.

Есть и те, у кого продажи вообще «стоят». Причин тому масса. Конечно, первоочередная - это кризис и психологический хаос в головах наших сограждан. Хотя, кризис всего лишь индикатор того, как мы строили бизнес до сих пор. Неэффективно, хаотически, с имперскими амбициями. Но вернемся к продажам.

Существуют несколько основных методик построения прогноза продаж.

Трендовый метод. Смотрим существующие на рынке тренды и статистику и на их базе проводим прогнозирование, как все будет развиваться дальше. Метод достаточно прямолинейный. Подходит для сытых времен и стабильных рынков. Метод для ленивых аналитиков и маркетологов и слишком доверяющих им руководителей. Увы, сейчас он неприменим.

Экспертный метод. Информация получается на основе общения с потенциальными экспертами рынка. Среди «экспертов» могут быть клиенты, конкуренты, специалисты профильных ассоциаций и научных учреждений. Метод полезен тем, что часто позволяет узнать много скрытой информации о ситуации на рынке, получить доступ к различным слухам и не афишируемым данным. Обратная сторона: сколько экспертов - столько мнений. Подчас найти что-то среднее может быть очень трудно, особенно на закрытых рынках.

Факторный метод. Прирост/уменьшение объема продаж оценивается на основании напрямую влияющих внутренних и внешних факторов. Внешние факторы: политическая ситуации, нововведения на рынке, активный выход иностранных конкурентов, новые производственные мощности и технологические инновации конкурентов и т.п. Внутренние факторы: как изменится наш бюджет на рекламу, какие новые продукты и услуги мы запускаем, как изменится профессиональный состав нашего отдела продаж и т.п. Каждый фактор оценивается отдельно с прогнозом его влияния на продажи компании. Большая аналитическая работа, которая вознаграждается больше точностью и достоверностью такого прогноза.

Это были «классические подходы» построения прогноза продаж. Увы, пообщавшись с руководителями различных компаний, я понял, что используются они достаточно редко.

В нашей стране преобладает так называемый «стратегический подход».  Уровень продаж диктуется сверху исходя из пожеланий собственника (или генерального директора) компании. Озвучивается примерная достаточная цифра - так называемая «хотелка». Очень оптимистичная оценка.

В стратегические планы компании вписывается цифра, назначаются ответственные (чьи головы могут полететь в случае неудачи). А дальше все службы компании (маркетинг, сбыт, персонал, производство) начинают «планирование» своих действий под эту цель (задачи, ответственные, бюджеты). Где-то в середине процесса планирования все участники (кроме первого лица) понимают, что план, мягко говоря, не реалистичен. Начинается «торг». Атмосфера в компании накаляется, департаменты «грызутся», ответственные боятся и ищут поводы снять с себя свой крест.

Будем честны, в нашей стране все меньше таких «продвинутых» компаний с подобной системой планирования продаж. Но они есть. Хочу дать несколько рекомендаций по тому, как планировать продажи в это непростое время. Стоит перейти с ежегодного на полугодовой или ежеквартальный прогноз продаж. Долгосрочные нереализованные планы ничего не стоят, а только посеют неуверенность в будущем компании.

Уделяйте особое внимание изучению рынка, политической ситуации, рыночных тенденций и действий конкурентов (российских и международных). В идеале - постоянный мониторинг ситуации. И пользуйтесь этими данными, а не храните на полке. Реагируйте крайне быстро.

Нужно отойти от оценок долей рынка и рыночных позиций. Рынка сейчас нет. Он будет формироваться чуть позднее. Тогда и будет самое время. Сейчас важны абсолютные значения (выручка, кол-во клиентов новых/старых). Влияйте на эти показатели.

Совет руководителю. Для внутреннего финансового планирования я рекомендую использовать пессимистичный прогноз продаж, для постановки задачи сотрудникам - оптимистичный. Где-то на середине сойдется.

Виктор Ларионов
klerk.ru

27.03.2009

на печать


Комментарии

Валерий Афанасьев
02.07.2009 23:26 | сообщение #1
 

Статья "Построение прогноза продаж компании в условиях неопределенности", на мой взгляд, не поможет удержать, и уж тем более, увеличить объем продаж. В статье одна "говорильня и пустозвонство" и нет ничего конкретного.
Единственное, с чем я согласен при построении прогноза продаж так это в том, что "все познается в сравнении", но сравнивать надо не с чем то внешним и отвлеченным, а непосредственно с работой менеджеров отдела продаж. Чтобы что-то прогнозировать надо на что-то опираться. Но при этом надо понимать, что "платформа" на которую придется опираться, должна быть прочной. Я здесь имею ввиду, что в большинстве компаний у руководителя отдела продаж нет "система" по которой можно было бы четко сказать какой КПД у того или иного менеджера по продажам, а если этих сведений нет!, то как можно что-либо точно прогнозировать?
С уважением,
Валерий Афанасьев
www.kts2b.com

Лукас
03.07.2009 8:43 | сообщение #2
 

Валерий.Статья-то не о том КАК делать, но о том ЧТО. Вполне себе самодостаточная статья. Не всё в ней гладко, но в принципе очень даже позновательно.Для тех управденцев, которые ЗНАЮТ. А вот для тех, кто НЕ ЗНАЕТ - разумеется ничего в этой статье интересного нет. Это как объяснять аборигену из, напрмер, Южноамериканских джунглей, что таккое электрический ток. Беда в том (и об этом косвенно в статье говориться), что не обладая необходимыми знаниями менеджмент замещает эту пустоту мифами. Самый главный миф- миф о кризисе. То есть всё было хорошо,а тут ВДРУГ стало плохо.Не было хорошо (удовлетворительно амбициям).И не вдруг стало плохо. И

ррр
26.09.2009 6:10 | сообщение #3
 

нормальная короче статья, спасибо автору. Название только слишком заумное - явно писалось из последних сил:)

Блондинка
31.10.2010 21:54 | сообщение #4
 

Статья простенькая, а заголовок многообещающий. Нет конкретики. Уж подумала, что будут формулы построения многофакторной модели, а тут одна вода.. Разочарование..

Superlegga
31.07.2011 21:20 | сообщение #5
 

Валерий, вы 100% продажник. Только продажник, читая статью под названием "Построение прогноза продаж компании в условиях неопределенности" может возразить, что он, прогноз продаж, "не поможет удержать, и, уж тем более, увеличить объем продаж". Каким образом прогноз продаж будет удерживать ваши продажи?
А вообще, Валерий, вы очень серьезный типаж. Как минимум должны работать директором по продажам - только там таких дубов держат годами.

Superlegga
31.07.2011 21:23 | сообщение #6
 

Уважаемая Блондинка! Формулы прогнозирования продаж, как и специнструмент типа SPSS, STATISTICA придуманы уже очень давно. Эти методы в последние годы менялись лишь незначительно. Большинство же находится в той же стадии, что и при их открытии какими-то видными математиками в каких-то затертых годах. Открываете любой учебник по статистике - там есть ВСЕ методы и ВСЕ формулы. Только там нужно разбираться в математике. А так, чтобы "нажать кнопочку и все быстро посчиталось" - не получится

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

06.03.2025 - 15:50
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация