Статьи

Маркетологи заставляют работать на себя "сарафанное радио"

Маркетологи заставляют работать на себя "сарафанное радио"

Маркетологи решили научиться управлять естественными коммуникативными процессами, удовлетворяя заказчиков и получая прибыль. На вооружение взята склонность человека делиться впечатлениями "по секрету-всему свету".

Рассказывая подругам о "чудесных свойствах" случайно купленного нового стирального порошка, мы добровольно распространяем рекламу. С приходом современных технологий слухи и реклама перебрались в социальные сети и блоги.

Хоть и говорится, что хорошая вещь в рекламе не нуждается, но лукавства здесь не избежать. А все потому, что не нуждается в "рекламе", в той, к которой мы привыкли при упоминании этого слова. Правильно, ведь народная молва сама весть разнесет.

Маркетинг в цифровую эпоху нашел свое место в виртуальном мире. Вирусная реклама (ВР) или реклама в блогах все чаще становятся дополнительным звеном в цепочке маркетинговых инструментов, при помощи которых компания стремится завоевать доверие потребителя.

Пока готовился материал, оказалось, провести грань между  впечатлением от хорошего произведения, качественного продукта и новомодным понятием "вирусный маркетинг" оказалось крайне трудно.

Вирусный маркетинг - это процесс коммуникации между клиентом и потребителем, основным распространителем информации в котором является сам потребитель. Вирусная реклама - это разработка таких рекламных стратегий, которые поощряют потребителей передавать рекламное сообщение друг другу.

В принципе элементом вирусного маркетинга способно выступать все, что предполагает общение и обмен информацией между людьми. Вирусная реклама может быть запущена в формате ролика, сайта, игры, статьи или слуха. Однако чаще всего компании предпочитают видеоролики как способ более зрелищный и привычный. И наверно мало кто задумывается, что отправляя ссылку на "прикольный ролик", как раз способствует продвижению рекламного продукта.

Есть мнение, что определить эффективность подобного вида распространения информации невозможно. Собственно, чтоб проверить эффективность, остается ждать повышения спроса, интересуясь у клиентов об источнике информации. 

Сами "спецы по вирусному маркетингу" считают, что их по всей России наберется едва с десяток. Сосредоточены они в Москве и Санкт-Петербурге. Изготовить у них качественный "вирусняк" стоит от 50 до 100 тыс. долларов в зависимости от сложности производства, от количества и качества желаемой аудитории.

В Казани работают более 30 компаний, специализирующиеся в разной степени на изготовлении и размещении рекламы в интернете. Но практически все они занимаются созданием и продвижением сайтов, интернет-магазинов, презентаций.

Люция Насибуллина, руководитель дизайн-студии RAIDO:

- Я думаю, что будущее у этого вида информации есть! Стандартная реклама в виде всплывающих баннеров, спам-рассылок, писем, предложений всем уже давно надоели, и мы, даже не читая, смело удаляем такие письма.

А вот вирусный маркетинг - это что-то новенькое, потому что распространителем рекламной информации является сам пользователь. И происходит все это в дружеской атмосфере, что повышает интерес к передаваемому продукту и позитивный настрой к бренду.

Для того чтобы продвинуть какой-нибудь бренд, нужно просто придумать какую-нибудь картинку, текст, видео, флешку, которые действительно могут заинтересовать пользователя своей необычностью, экстравагантностью, и тогда этот пользователь сохранит у себя эту картинку (видео, флешку и т.д.),  да ещё и отметит на ней своих друзей, которые в свою очередь поступят точно так же. И вот вам пожалуйста - ваш продукт увидело и запомнило огромное количество пользователей. Такое вот деревце получается, именно так и делятся вирусные бактерии, откуда и название - вирусный маркетинг.

Например, на новый год очень активно ходила одна ссылка. Зайдя по ней, предлагалось разместить свою фотографию, после чего получался очень миленький Санта-Клаус с вашим лицом. Потом этот Санта начинал весело плясать под музыку. Очень забавная флешка, я сама лично отправила ссылку на этого Санту не одному десятку друзей. Представляете, какая посещаемость была у этого сайта?!

Это достаточно новый продукт для Рунета, не говоря уже о Татнете. С просьбой создать и продвинуть вирусную рекламу пока никто не обращался. Тем не менее, этот вид рекламы получит очень широкое распространение в самые короткие сроки. И те рекламодатели, которые воспользуются им, конечно, не прогадают.

Скрытая реклама любого рода базируется на принципе полезности информации и развлекательности. На данный момент продвижение в блогах (скрытая реклама в ЖЖ или других социальных сетях) считается одним из наиболее эффективных средств, которым обладает скрытый маркетинг.

Скрытая реклама в блогосфере - это путь к потребителю при помощи автора странички, его авторитета. Считается, что продвижение в социальных сетях имеет одно существенное отличие от других методов - оно основывается на доверии и не вызывает раздражения.

Но бывает и антиреклама. Самый скандальный в Татарстане пример вирусного распространения информации - размещение Иреком Муртазиным в своем блоге "новости" о состоянии здоровья Президента Татарстана Минтимера Шаймиева. Тогда поразила скорость распространения слуха, и уже не помогали никакие официальные сообщения пресс-службы главы республики. Утихли слухи лишь тогда, когда Президент приступил к обязанностям и появился "на людях".

Владимир Сыченков, доцент кафедры теории и практики электронных СМИ КГУ, кандидат филологических наук:

- Это типичный пример вирусного маркетинга. Его главное отличие от традиционного в том, что передается не информация, а влияние. Вместе с фактом отправитель передает адресату право на последующую передачу информации с любой, по желанию, интерпретацией адресата. Интуитивно понятно, что такую информацию распространяют с четко поставленной целью.  Вопрос, кто заказчик? Запускать вирусную рекламу и добиваться нужного результата может не всякий. Самая большая проблема в том, что "сарафанным радио" трудно управлять не специалисту.

Бороться с вирусной антирекламой конкурентов можно и нужно. Это те самые слухи, которые направлены против вас. Опровергать их - бесполезно. Общих советов, как противодействовать, нет, все индивидуально, но игнорировать тоже нельзя  - однозначно. Единственное, на что стоит обратить внимание, - работа с воображением и смекалка. У кого их больше, тот и победит.

Сейчас в Татарстане идет период становления вирусного маркетинга. Будущее, по-моему, не за самим вирусным маркетингом, а за поиском матрицы: как человек заражается любой идеей.

Александр Юртаев, начальник информационно-аналитического управления Аппарата Кабинета Министров РТ:

- У меня крайне негативное отношение к подобной деятельности. Понятия "вирусный маркетинг и реклама" придуманы теми, кто насаждает свои волшебные рецепты, как получить легкие деньги. Понимая, что их услуги теряют популярность, эффективность, они вынуждены искать новые способы вымогательства денег. Доказательство - их убеждение, что "запустить вирус могут лишь настоящие профессионалы - то есть мы".

По сути, они пытаются взять на себя заслуги таких естественных процессов, как общение. Эти понятия вводятся совершенно нагло и нелепо, обобщая любой вид коммуникации. Пытаются подчинить "сарафанное радио", то, что не поддается никакому управлению. Это все равно, что говорить, "мы сделали так, чтобы на побережье наступил прилив или кризис в Америке, это наша заслуга". Вся медийная сфера производит "пугал" и сама является "пугалом", сама создает и сама пугается.

Все мы делимся друг с другом информацией, и это неизбежная часть коммуникационного процесса. Если задуматься, получается вся наша жизнь - сплошная реклама, вирусный маркетинг. Просто старые явления теперь назвали новыми словами, и нет здесь никакой новизны.

Люди пересылают ссылки, которые считают интересными, те, которые подсознательно затрагивают сферу их интересов и потребностей. Основной интерес публики обращен в сторону материалов сексуальной или скандальной направленности. Поклонниками ВР становятся рекламодатели, не имеющие возможности трансляции в СМИ, согласно закону о рекламе. Это производители алкоголя, табака и ряда других "запрещенных" продуктов, для которых ВР представляется наиболее перспективной областью продвижения.

Константин Токарев, креативный директор агентства инновационного маркетинга Promo Interactive:

- Основная тенденция в том, что в маркетинговых планах появилась позиция "вирусная кампания". В целом идет перераспределение бюджетов в пользу интернета: то, что раньше делалось по остаточному принципу, начинает играть ключевую роль. Соответственно, маркетологи задумываются об эффективности, о более глубоком анализе результатов. И если в телевизоре за GRP невозможно рассмотреть реакцию аудитории, да и вообще, посчитать, сколько процентов аудитории телепередачи действительно посмотрело рекламную паузу, то в интернете все прозрачно. Мы знаем, сколько посмотрели, сколько переслали друзьям, сколько "ушло" после первых 10 секунд, какие эмоции вызвал просмотр и т.д.

Все это заставляет нас пересмотреть подход к созданию рекламного креатива. Если раньше мы просто размещали сообщения в рекламных паузах или "справа на развороте", то огромный рекламный клаттер и кнопка "skip" заставляют действовать тоньше. Наше сообщение обязано или органично интегрироваться в контент, или становиться "контентом". Не помню, кто это сказал: "Мы больше не делаем рекламу, мы создаем контент". Сегодня важно понять, что мы конкурируем уже не просто внутри своей категории, а боремся за внимание аудитории со всеми товарами в супермаркете, с новым сезоном Доктора Хауса и последним альбомом Эми Вэйнхаус.  

Думаю, что не за горами время, когда "вирусом" станут называть не просто треш за гранью из разряда "голое-смешное-страшное", а лучшие образцы рекламы. Плохое время для бизнеса - хорошее для блестящих идей!

Виктория Осинина
tatcenter.ru

24.03.2009

на печать


Комментарии

Lovygina
25.03.2009 8:43 | сообщение #1
 

это интересное направление, которое, как правло привносит позитив. Хотелось бы мне научиться создавать эти "вирусы" Улыбка

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну


Управление цветом в Логотипах

Управление цветом в Логотипах
Управление цветом Р Р† Логотипах. Дизайнер - Р Р…Р Вµ просто человек, творящий Р С—Р С• наитию. Дизайн - Р Р…Р Вµ такой СѓР¶ неконтролируемый творческий процесс, как Р С• нем любят рассуждать дилетанты. РљРЅРёРіР° "Управление цветом Р Р† логотипах" показывает, как выбрать шрифт, форму Р С‘ цвет, учитывая особенности восприятия цветов Р С‘ геометриРВРвЂввЂћСћР В РІР‚™Р’ Р В Р’ РІР‚™Р’ Р вЂ™Р’ Р В Р вЂ№Р В Р вЂ Р В РІР‚љР Р‹Р В Р’ Р’µРЎРѓР С”РёС… форм различными целевыми аудиториями, определиться РЎРѓР С• смысловым значением логотипа, оригинально обыграть название компании, удачно включить Р Р† логотип элементы графики, соответствующие деятельности компании Р С‘ РјРЅРѕРіРѕРµ РґСЂСѓРіРѕРµ. Р В РІР‚в„ў РєРЅРёРіРµ "Управление цветом Р Р† логотипах" РїРѕРґСЂРѕР±РЅРѕ разбирается система С†РРРРвЂРР’ РІР‚™Р’ Р В Р’ Р’ РІР‚љР’ Р В Р’ Р’µРЎвЂљР С•Р Р†РЎвЂ№РЎвЂ¦ сочетаний каждого логотипа, представленного Р Р† издании. Органично сбалансированное использование формы, цвета Р С‘ текстуры знака, что Р Р† результате Р С‘ позволяет создать оригинальный Р С‘ эффективный визуальный образ. Логотип - образ компании Р Р† миниатюре напоминает людям, что есть такая компания Р С‘ эта РєРѕРРРВВ Р вЂ™Р’ Р вЂ™Р’ Р В РІР‚№Р В РІР‚™Р’˜Р В Р’ РЎвЂ”ания - именно то, что РёРј нужно. Логотип может способствовать формированию сильного бренда Р С‘ превратить компанию Р Р† лидера, Р В Р’В° может помешать построению имиджа компании. Крайне важно учитывать, что Р Р…Р В° сегодняшний день корпоративная идентификация - приоритетное Р С‘ базовое направление Р Р† коммерческом дизайне. РџСЂРСвЂРРвЂ™Р’ Р В Р вЂ№Р В Р Р‹Р Р†Р вЂљРЎвЂќР В Р’ Р’ Р’ Р’ Р Р‹Р Р†Р вЂљРЎвЂєР В Р’ Р’µРЎРѓРЎРѓР С‘онально разработанный логотип способен сделать марку запоминающейся, Р В Р’В° также выделить РїСЂРѕРґСѓРєС‚ среди недремлющих конкурентов.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

06.03.2025 - 00:15
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация