Кризисные коммуникации VS Антикризисный PR: наш ответ Чемберлену!

Джим Грандон (Jim Grandone), PR специалист из города Сент Луис (США) в одном из комментариев к статье сайта PR&C сделал акцент на разнице между значением public relations в США и Украине (говорим об Украине, но подразумеваем страны пространства СНГ).
Итак, дословно его комментарий звучит так: «Я на протяжении 10 лет работаю в сфере кризисного пиара, но признаю, что вариант «Антикризисные» (коммуникации, авт.) является очень уместным словом для обозначения коммуникаций в условиях современного экономического кризиса. В Соединенных Штатах мы постоянно используем термин «Кризисные коммуникации», но его смысл скорее заключается в ожидании (притяжении авт.) кризиса, а не в предотвращении или преодолении оного. Однако я не считаю, что кто-нибудь может желать наступления кризиса. Хотя, осознавая роль и значение коммуникаций в условиях кризиса, кто-нибудь может распространить его масштабы на персонал или клиентов компании».
Решив пофантазировать, я задался вопросом, означает ли это то, что уважаемые американские коллеги (пиарщики) подсознательно желают наступления кризиса для того, чтобы на нем выгодно заработать? Проведем параллель с американской внешней политикой и экономикой. Некоторые эксперты в разное время высказывали мысль о том, что США периодически нуждаются в войнах и искусственном создании нестабильности на внешних рынках для усиления контроля над нефтяными месторождениями и привлечением иностранных инвестиций. Во время, и после Второй Мировой войны США постепенно превращались в экономический и финансовый центр мира. Росло производство, развивалось сельское хозяйство, а Бреттонвудсская международная валютно-финансовая конференция (1944 г.) закрепила роль доллара в качестве главной валюты международных платежей и расчетов. Перенесемся на 59 лет вперед. В 2003 году армия США начала военную интервенцию в Ираке инвесторы бросились скупать американских облигации, за счет которых правительство покрыло дефицит бюджета. Другими словами, военные действия за пределами США оказывали положительное влияние на экономику Штатов. Плохо это или хорошо - пусть судят политологи, историки и российские скандалисты, типа Михаила Леонтьева или Владимира Жириновского (кстати, последние во многом создали себе репутацию с помощью американских военных конфликтов).
Для меня этот «лирический» отступ в геополитику проиллюстрировал забавную закономерность, которую между строк озвучил пиарщик Джим Грандон, касательно коннотации термина «кризисные коммуникации», как приближения кризиса (invite crisis). Американцы привыкли готовить кризисы! Причем, не только политики, но и пиарщики.
К сожалению, мне недоступны данные по суммам, которые были потрачены в разное время на формирование положительного общественного мнения американцев в отношении военных конфликтов. Однако я подозреваю, что цифры вполне могут поразить чувствительное украинское воображение. Из последнего примера с войной в Ираке запомнились лишь такие ключевые сообщения, как «борьба с терроризмом», «угроза роста исламского экстремизма» и т.д. Во многом, именно инструменты PR применялись во время кампаний за привлечение солдат армии США для службы в Ираке после того, как в 2007 году начал ощущаться серьезный дефицит военной силы на фоне сообщений о больших потерях и казни американских солдат. Всего за время военного присутствия армии США в Ираке было организовано как минимум 3 крупных пиар-камапании - по инициативе Президента Буша и партии республиканцев, а также военного ведомства.
В качестве заключения хотел бы акцентировать внимание на своеобразной «иронии судьбы». Родиной теории public relations считается именно США. В то же время на территории самих Штатов кризис намного реже обретал крайних форм, в отличие от Украины, которая по сути дела не может выкарабкаться из глубокой депрессии с конца 80-х. Можно смело допустить, что американцы, которые часто наблюдали серьезные кризисы вне своих границ, хорошо научились их «готовить» в информационном плане. У них прекрасно получается «экспортировать» кризисный PR, равно как и доллары. Вспомним участие американского PR-агентства «Ketchum» в последней российско-украинской газовой войне, постоянную работу репутационных менеджеров в отечественных предвыборных гонках и т.д. Однако украинский пиар растет и развивается в кризисных условиях. В результате у нас все это часто называют антикризисными коммуникациями. Эта позиция в том или ином виде присутствует в прейскуранте всех PR-агентств.
Я не берусь утверждать, что набор инструментов «антикризисного пиара» в постоветстком исполнении и механизмы «кризисных коммуникаций» в американском, будут сильно отличаться. Однако термин мы вполне авторитетно можем советовать к применению американским коллегам.
PR&Кризис
Advertology.Ru
23.03.2009
Комментарии
Написать комментарий