Статьи

На радио в Украине стало меньше рекламы. И - больше возможностей провести успешную рекламную кампанию

На радио в Украине стало меньше рекламы. И - больше возможностей провести успешную рекламную кампанию

По Закону Сэя, спрос рождает предложение. Вследствие экономического кризиса упал потребительский спрос на товары и услуги - и производителям пришлось снижать себестоимость предложения. В первую очередь, за счет маркетинговых и рекламных затрат.

В середине 2008 г. спад в рекламной индустрии был еще мало заметен. За весь 2008 год* было всего на 8,3% меньше радиорекламы, чем в 2007 г.

В 4 квартале 2008 г. разница с аналогичным периодом 2007 составила около 10%.  А уже в январе-феврале 2009 г. прозвучало на 30% меньше рекламы, чем год назад.

В 2007-2008 году в среднем наибольшую долю рекламного времени на радио (23%) занимала индустрия развлечений: анонсы кинофильмов, концертов, выставок, реклама ресторанов, клубов, казино и т.п. На втором месте (14%) была автомобильная индустрия. Третье место (по 9%) делили торговля (ТМ и магазины) и СМИ (пресса, ТВ, анонсы радиопрограмм). На четвертой позиции (по 8%) были мобильная связь и телекоммуникации. Индустрии финансов (банки, фонды, страхование) и здоровья (фармацевтические препараты и медицинские учреждения) занимали почти равные доли - 6% и 5% соответственно. Алкоголь и пиво, техника (ТМ и ритейлеры), продукты питания (ТМ и супермаркеты), недвижимость и туризм (туристические и авиакомпании) по времени в эфире занимали менее 5% каждая; FMCG и косметика - менее 1%.

В 2008 году по сравнению с 2007 структура рекламодателей на радио изменилась. Увеличили доли времени радиорекламы следующие категории: FMCG и косметика (+79%), алкоголь и пиво (+27%), продукты питания и супермаркеты (+24%), прибавила скорость автомобильная индустрия (+20%), увеличилась категория здоровья - медицинские учреждения и фармацевтические препараты (+8,5%). Позитивные тенденции появились преимущественно за первую половину года, в «докризисную эру».

Первыми на экономическую ситуацию отреагировали финансовые институты - банки и страховые компании, доля их времени в эфире к концу 2008 года снизилась почти вдвое   (-49%). Встали стройки - уменьшила долю рекламы недвижимость (-21%). Закачался курс валют - и потребители стали меньше покупать, а предприятия торговли меньше рекламироваться (товары для дома, ремонта, мебель -31%; ТМ и магазины -23%; техника и торговые сети по ее продаже -12%). Уменьшение доли радиорекламы мобильных операторов началось еще в 2007 году в связи с насыщением рынка, и в трудные времени продолжилось (-33%). Индустрия отдыха и развлечений изменилась незначительно (-6%), поскольку, невзирая на кризис, Новый год в 4 квартале никто не отменял - ни игроки рынка, ни потребители.

В январе-феврале 2009 общая длительность рекламного времени на радио была на 30% меньше, чем год назад (при этом рост по сравнению с 2007 годом составил 9%).

Наиболее резкое падение произошло в индустрии развлечений, мобильной связи и телекоммуникациях, финансах и страховании, в торговле, в сфере автомобилей, алкоголя и пива. 

Игорь Чернышов, генеральный директор компании «ТАВР»**: «В последние годы на радио активно росли доли рекламы автомобилей, банков, страховых компаний. Именно эти индустрии первыми пострадали от кризиса, поэтому неудивительно, что их рекламные инвестиции уменьшились. Конечные потребители стали покупать меньше товаров и тратить меньше денег на развлечения - соответственно, и в этих отраслях стало меньше рекламы. Но крупные клиенты - лидеры в своих отраслях - рекламировались, и будут рекламироваться, т.к. должны удерживать свою долю рынка. По Закону Парето, 20% клиентов обеспечивают 80% прибыли. Поэтому существенного снижения объемов рекламы радиогруппа «ТАВР МЕДІА» не ощущает.

Радиореклама, как и любой бизнес, имеет свою сезонность. В «докризисную эпоху» накануне праздников на лидирующих радиостанциях в prime-time (часы, когда у радио наибольшее количество слушателей) зачастую не было свободного времени (по Закону «О рекламе», рекламное время должно занимать не более 20% в рамках часа или 15% в течение суток).  Сегодня у рекламодателей есть возможность выбора времени. А у слушателей - больше музыки J.»

Татьяна Кравчук, руководитель отдела рекламы в СМИ компании «Мониторинг СМИ Украины»: «Больше всего кризис повлиял на прессу и наружную рекламу. Падение тиражей обусловлено развитием электронных СМИ, плюс так называемый "кризис" толкает отрасль к отмиранию устаревших носителей информации. Объемы радиорекламы значительно стали снижаться в 2009 году, в 2008-м снижение было не столь заметным. Я думаю, это связано с тем, что большинство крупных компаний заключают договора по размещению рекламы на той или иной радиостанции на год. Поэтому и создалось впечатление "эффекта волны": пока доходит от эпицентра, проходит некоторое время. По моему мнению, с рекламного радиорынка могут уйти некоторые мелкие рекламодатели, но это никак не отразится на тех радиостанциях, имеющих стабильную многолетнюю аудиторию.

Тем не менее, список крупнейших рекламодателей на радио (ТОР-20) изменился. Лишь немногие компании оставили размещение рекламы на радио в прежнем среднемесячном объеме.

Анна Соколова, начальник отдела медиа-планирования и спонсорства компании «Астелит», мобильный оператор life:):

«В 2009 году «Астелит» не будет кардинально менять распределение бюджета между медиа-носителями. GSM рынок Украины был, есть и будет очень динамичным и поэтому все основные игроки, включая life:), будут продолжать активно продвигать свои предложения. Рекламу нужно оставлять в любом случае, не смотря на кризис. Это позволит сохранить достигнутую долю рынка, а некоторым даже увеличить как раз за счет тех, кто рекламу сокращает. В случае неизбежности сокращения маркетинговых затрат, исходить нужно не из общерыночной стоимости медиа-инструментов, а из специфики продукта: размещать рекламу более тщательно, таргетировано, основываясь на четко сформулированной целевой аудитории. Для кого-то это может быть ТВ, для кого-то радио, а могут быть совершенно инновационные индивидуальные решения, необязательно дорогостоящие.  Наиболее эффективными носителями будут те, которые идеально отрегулированы под продукт и целевую аудиторию, не зависимо от периода. Единственный нюанс, который можно упомянуть - это доступность получения информации, то есть сохранят свою эффективность носители, бесплатные для конечного потребителя - радио, основные ТВ каналы, бесплатная пресса и т.п.»

Ростислав Ручко, владелец и директор клубов «Saxon» и «Forsage»:

«Сейчас все стали экономить на рекламе. На первом этапе кризиса мы тоже резко снизили рекламную активность, на 10-20%. Но затем поняли, что это неоправданно. Реклама необходима. Тогда мы изменили рекламную стратегию.

Реклама на радио сейчас находится практически на прежнем уровне, если судить по объему всех рекламных кампаний. Ролики - их хронометраж - стали короче. Отдельные рекламные кампании тоже немного уменьшились в объеме. Но зато мы стали рекламировать не только громкие ивенты, но и более мелкие события в будни - и отдельных кампаний стало больше. Акцентируя внимание на разнообразных событиях в клубах, мы каждый день напоминаем о себе. И, несмотря на более короткие ролики, общий объем всех рекламных кампаний даже вырос. Мы пересмотрели и список носителей: рекламные кампании теперь сконцентрированы на радиостанциях, которые слушает целевая аудитория - таких как «Kiss FM», «Dj FM». На тех радиостанциях, которые являются для нас менее целевыми, - например, «NRJ», «Гала радио», «Европа Плюс», «Европа FM» мы уменьшили объем рекламы примерно на 20%.

Помимо радио, раньше мы рекламировались в развлекательных журналах, на ТВ, в интернете, плюс промоутеры раздавали флаеры, пригласительные и пр. Рекламу в прессе мы сократили практически до нуля. На ТВ раньше сейчас не даем прямую рекламу клубов, анонсов событий, оставили только PR - рассказ о событиях пост-фактум. Долю рекламы в Интернет, наоборот, увеличили почти в два раза, ведь стоимость контакта в сети невысокая. Промоутеры - тоже один из недорогих способов рекламы, мы даже увеличиваем точки распространения промо-материалов по Киеву»

*по данным мониторинга компанией «Мониторинг СМИ Украины» 17 радиостанций в Киеве, сетевых и киевских; параметр «длительность» выбран как более репрезентативный, чем «стоимость»

**в радиогруппу «ТАВР МЕДІА» входят всеукраинские сети «Русское Радио», «Хіт FM», «Kiss FM», «Радіо РОКС», а также рекламное агентство «ТАВР»; доля аудитории по Киеву 17,9%,  по Украине 28,83%

Юлия Смирнова
ТАВР
Advertology.Ru

19.03.2009

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну


Mag-Art. Лучший дизайн журналов

Mag-Art. Лучший дизайн журналов
Mag-Art. Лучший дизайн журналов. Mag-Art полон креативных идей. На страницах книги вы найдете примеры различных стилей оформления журналов; использования стандартных и новых форматов; применения разнообразных материалов для обложки и упаковки издания. Интересные приемы внутренней навигации, иерархии заголовков, оформления колонтитулов и, конечно же, постпечатной обработки не оставят равнодушным ни одного профессионального дизайнера. Mag-Art полезен тем, кто наслаждается творчеством, не боится экспериментировать и использует новейшие технологии, чтобы сделать свои работы неординарными.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

06.03.2025 - 04:37
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация