Есть мнение ...

PR-рынок в 2009 году: оптимистичный пессимизм

PR-рынок в 2009 году: оптимистичный пессимизм

Вялая реакция пиарщиков и профобъединений  (а вернее отсутствие таковой) , плюс   отсутствие консолидации  на рынке, приводят к тому, что PR незаслуженно оставляют в тени, на фоне бодрых прогнозов развития той же Интернет-рекламы, BTL  или DM.

Всеукраинская рекламная коалиция озвучила прогнозы развития рекламно-коммуникационного рынка на следующий год, сообщает mmr.net. Наряду с другими направлениями, в прогнозе фигурирует и рынок PR. Оценка проводилась экспертами UAPR, которые считают что в следующем году PR-отрасль в Украине, в лучшем случае, сохранит тот же объем вложений, что и в нынешнем, а именно - на уровне 408 млн. грн (в связи с постоянными изменениями курса валют, ВРК решила озвучивать прогнозы и подводить итоги в национальной валюте). Напомним, что  декабре прошлого года специалисты UAPR предполагали, что объем рынка в этом году составит 100 млн долларов, а объем рынка в 2007 году оценивали на уровне 80 млн. долл. 

Как известно, на рынке существуют и другие оценки. Многие эксперты считали, что объем украинского рынка PR в 2008 году достигнет цифры 300 млн. долл. и даже более. В частности, такого мнения придерживались эксперты Publicity Creating, компании, которая регулярно проводит различные исследования PR-рынка. Украинская PR-Лига озвучивала цифру около 150 млн. долларов.

Любопытно, что судя по всему, исследование рынка пиар-услуг, проведенное Publicity Creating совместно с Бюро Маркетинговых технологий в начале 2007 года,  сильно повлияло на мнение UAPR. Если в 2006 году UAPR оценивала рынок PR на уровне всего лишь 15 млн,  в начале 2007 года давала прогноз в  20-25 млн. долларов, то в конце  2007 года объемы рынка уже оценивались на уровне 80 млн. долларов, то есть динамика развития рынка по версии Украинской Ассоциации PR в 2007 году составила более 400%. При этом, в  своих прогнозах на 2008 год, UAPR были названы темпы роста на уровне   25%- с 80 до до 100 млн. долл. С чем связаны такие резкие "скачки" в оценках (400% роста в 2007 году и  в 16 раз меньше в 2008 году)- неизвестно. Скорее всего - занижением объемов рынка  PR в Украине, в течение многих лет.

В озвученном ВРК документе отмечено, что прогноз пиар рынка на 2009 год можно делать исключительно исходя из экспертных оценок специалистов и анализа трендов, поскольку практически весь корпоративный сектор не имеет подтвержденных бюджетов на 2009 год в декабре 2008 года. Можно лишь предполагать, что объем рынка в 2009 году может сохраниться на уровне 2008 года за счет перераспределения бюджетов и услуг.   
Так, ряд компаний перераспределит рекламные бюджеты в пользу PR-бюджетов, также произойдет перераспределение среди покупаемых услуг, однако часть бюджетов так и не будет "разморожена".

При этом, стоит заметить, что какой-либо единой методики оценки рынка PR не существует, а количественные исследования ни UAPR, ни PR-Лигой - до сих пор не проводились.

Между тем, для оценки общих объемов рынка крайне важно определиться с "широтой" и "глубиной" самого рынка. Например, на западе принято считать "рынком" только гонорары специализированных структур - пиар-агентств и консалтинговых агентств в сфере PR. При этом средства, вложенные в PR компаниями самостоятельно - обычно не учитываются. Логика в таком подходе безусловно есть, но не нужно забывать, что уровень развитости и структура рынка в Украине и, например, в США - очень отличаются. У нас PR-услуги, мягко говоря, не всегда отдают на аутсорсинг - по различным оценкам от 35 до 45% компаний осуществляют пиар-деятльностью своими силами. Кроме того, в аутсорсинге пиар-услуг, к сожалению, принимают участие далеко не только пиар-агентства. Среди структур, которые "не прочь" испробовать PR-бюджетов - рекламные агентства, ивент-агентства, СМИ, пресс-центры, информагентства, BTL-агентства, консалтинговые компании и т.д.

Исходя из этого, считать рынком только гонорары пиар-агентств - некорректно. Кроме того, это не выгодно прежде всего самим операторам PR-рынка. Оставаясь в рамках десятков миллионов долларов, рынок как бы консервирует сам себя, в то время как логично было бы стремление к росту и расширению. Возможно, показывать максимальную цифру (все средства, которые тратятся компаниями-клиентами на то, что эти компании считают PR-ом-) - наиболее оптимальное решение для PR-индустрии на данный момент. Ведь так  по сути обозначается  потенциал рынка, те объемы, которые реально существуют, но пока не осваиваются пиар-структурами.

Возвращаясь к прогнозам на 2009 год, можно сказать, что возможны 3 сценария развития ситуации - оптимистический, средний и пессимистический. Цифры UAPR скорее можно отнести к среднему варианту или "чуть ниже среднего". В то время как оптимистический сценарий может принести PR-рынку от 15 до 25% роста. Кстати, примерно такие же темпы роста прогнозируют пиар-специалисты в соседней России.

Следует заметить, что объем рынка и количество операторов, число которых несомненно уменьшится,  связаны, но прямой зависимости здесь нет. А вот влияние психологического фактора операторы явно недооценивают - постоянные разговоры о кризисе и апатия ни к чему хорошему отрасль не приведут. В  ряде обзорных статей о перспективах развития отраслей экономики Украины, вышедших за последние недели в деловой прессе, неизменно звучали фразы вроде "имидж ничто", "компании не боятся за свою репутацию" и тому подобных. Вялая реакция пиарщиков и профобъединений  (а вернее отсутствие таковой) , плюс   отсутствие консолидации  на рынке, приводят к тому, что PR незаслуженно оставляют в тени, на фоне бодрых прогнозов развития той же Интернет-рекламы, BTL  или DM. За этой бодростью стоит в том числе и активная деятельность и соответствующих отраслевых объединений, и отдельных операторов. В то время как именно  PR - наиболее логичный и эффективный инструмент во время любых кризисов.

Рената Рид
publicity.kiev.ua
Advertology.Ru

24.12.2008

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну


Энергия шрифтов 2

Энергия шрифтов 2
Энергия шрифтов 2. Книга "Энергия шрифтов 2" предлагает читателю более 1600 различных шрифтов, созданных в самых известных на сегодняшний день дизайн-студиях всего мира для дизайнеров, режиссёров, арт-директоров и типографов, и рассказывает о лучших работах. "Энергия шрифтов 2" поможет Вам найти наиболее высококачественные и современные шрифты. Вы узнаете о таких агентствах, как No Bodoni, Underware, You WorkForThem, а также Parkinson, Holland Fonts и Neufville Digital. Стили шрифтов варьируются от лучших классических работ Франсистека Сторма до новейших работ студии Atomic Media. Полный список дизайнерских мастерских, их веб-сайтов и телефонных номеров позволяет читателю напрямую задать интересующий его вопрос дизайнеру. Не менее полезны окажутся глоссарий терминов по типографике и индекс для быстрого поиска. "Энергия шрифтов 2" издана вместе с диском. Книга и диск - это лучший способ найти универсальный шрифт на все случаи жизни или же особенный экспериментальный шрифт для изысканного проекта.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

07.03.2025 - 03:03
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация