"Бесплатные открытки" и их содержание

Бесплатные открытки - это важная составляющая рекламной индустрии, а также эффективный коммуникационный канал. В данной статье речь пойдет об интенсивности использования приемов языковой игры и их разнообразие в современных рекламных текстах.
Жизнь в XXI веке невозможно представить без рекламы. Современная реклама - многоаспектное явление, привлекающее внимание специалистов различных областей науки: лингвистов, психологов, культурологов, социологов. Язык рекламы мгновенно реагирует на появление новых идей и событий, а изменения в любой жизненной сфере неизбежно отражаются в рекламных текстах.
Рекламу можно определить как оповещение людей всевозможными способами для создания широкой известности чему-либо или кому-либо, информацию о примечательных событиях экономической, культурной, политической жизни с целью вызвать активное участие в них людей. О том, что такое явление рекламы можно рассуждать вечно, существует множество мнений на этот счет. Каждый рассматривает ее по-своему: кто-то оценивает с точки зрения качественного продукта, кто-то как передачу информации.
Бесплатные открытки - это важная составляющая рекламной индустрии, а также эффективный коммуникационный канал. Бесплатные открытки распространяются в местах досуга и активного отдыха. Посетители таких мест, в основном, - молодые люди с активной жизненной позицией, имеющие средний и высокий уровень дохода.
Современная языковая ситуация характеризуется стремлением к использованию игры и игровых приемов практически во всех сферах словесности, что позволяет характеризовать ее как движение «от карнавализации жизни к карнавализации языка». В рекламе это выражается в использовании приемов языковой игры при создании рекламных текстов. Интенсивность использования приемов языковой игры и их разнообразие в современных рекламных текстах свидетельствуют об усилении творческого начала как в языке целом, так и в языке рекламы. В слоганах нередко встречаются цитации и аллюзии. «Крылатые изречения» обычно трансформируются путем деформации цитаций:
«Остановить мгновенье так легко!» (реклама фотоаппаратов «Кодак»);
«Истина - в движении!» (реклама турфирмы «Гайде-тур»);
«Лондон каждый день» (реклама аэрокомпании British Airways).
Весьма распространенным приемом, позволяющим создать яркий рекламный текст, является использование метафор:
«Истребить легкий голод»(реклама, чипсов Lays);
«Малому бизнесу живые деньги из надежного источника» (реклама программы кредитования Сбербанка России);
«Ваши евро умеют размножаться» (реклама валютных вкладов в Сбербанке России);
«Поможем оседлать возраст» (реклама медицинского косметологического центра).
Однако использовать метафоры при создании рекламного текста следует с осторожностью, так как при частом использовании многие из них становятся штампами. Так, например прилагательные «умный», «интеллектуальный» по отношению к продукту или услуге уже давно перестали удивлять потребителей рекламы. Тем не менее, эти метафорические определения и сейчас используются в рекламе, в т.ч. на бесплатных открытках:
«Умные зубные пасты» (реклама зубных паст R.O.C.S.);
«Новые интеллектуальные формулы химической завивки для волос» (реклама парикмахерского зала салона красоты "На Донской");
«Умное решение для Вас» (реклама учебного центра).
Другим признаком, характеризующим рекламные тексты бесплатных открыток, является широкое использование иностранных слов и выражений, в том числе в иноязычном написании:
«Я покупаю software в подлиннике» (Кампания в поддержку легального программного обеспечения);
«Мега Джинс - Just original jeans» (реклама сети магазинов джинсовой одежды);
«Что ты хочешь сказать своим стайлингом?» (реклама средств для укладки волос Wella Design);
«Купи квартиру и стань участником розыгрыша призов Hi-Fi техники!» (реклама «Магазина квартир»);
«Правильный брендинг» (реклама агентства Брендсон);
«Бешеный драйв большого города» (реклама концерта группы «Fun Lovin' Criminals»).
Как и в речи, в текстах бесплатных открыток, наряду с не всегда обоснованным использованием заимствований, отмечается явление жаргонизации:
«Паритесь с подарком любимой? Не парьтесь - купите карту Л'Этуаль» (реклама сети магазинов косметики и парфюмерии);
«Почему я так крут?» (реклама журнала «Юрист и бухгалетер»);
«Зачем тебе тормоз в офисе?» (реклама «Картинг-центра»);
«Магазины конкретных игрушек» (реклама магазина радиоуправляемых моделей «Toy & Hobby»);
«Так, где самая горячая тусовка в городе!» (реклама пива Miller).
Выбор варианта русского языка, из которого заимствуется лексема, обусловлен целевой аудиторией данного рекламного сообщения. Большое число сленгизмов может быть связано с неформальным стилем языка рекламы, ориентированной на молодого человека - носителя этого подъязыка.
Однако следует отметить, что реклама на бесплатных открытках, являясь продуктом, направленным на положительное воздействие на адресата, должна быть составлена нормативным языком. К сожалению, многие из проанализированных нами слоганов и рекламных текстов содержат речевые ошибки:
«Релаксация чувств» (реклама Гелиос-отеля);
«Модный цветовой дизайн волос» (реклама студии красоты «Rossкошная»);
«Акция одержимости городского сознания» (реклама Дизайн-лаборатории d.n.k. и Клуба Профессиональных дизайнеров);
«Элегантное казино в самом центре прекрасного города» (реклама Hollywood casino);
«Все, чего они хотят, есть в "Максиме"» (реклама журнала «Максим»).
Специально отметим, что в рекламе, в том числе на бесплатных открытках, бывает трудно отграничить речевые приемы от элементарных ошибок. С одной стороны, встречаются прямые нарушения речевых норм («Наши цены дешевле всех»), стилистических норм (сочетание разностилевых языковых средств в составе одного девиза: «Продукция "Хлебокомбината №1" - счастье в доме»). С другой же стороны, речевые и стилистические ошибки используются как пародия, стилизация, социальный маркер («Красный, а чё все гости вверх ногами?», реклама драже M&M's).
Языковые явления, рассмотренные на примере слоганов и рекламных текстов бесплатных открыток, также характерны и для общей картины современной языковой ситуации. К этим явлениям относятся карнавализация языка, интертекстуальность, активизация внешних и внутренних заимствований, реклама является всего лишь отображением языкового вкуса и потребностей общества.
Advertology.Ru
11.12.2008
Комментарии
Написать комментарий