Кому нужен маркетолог
Маркетологи сегодня входят в топ-листы самых невостребованных профессий - еще бы, когда везде урезают рекламные бюджеты и оптимизируют структуру маркетинговых департаментов. Но потребность в хороших кандидатах по-прежнему высока, настаивают эксперты.
За прошлую неделю после почти годового затишья мне позвонили из пяти хедхантинговых агентств«, - рассказывает Ксения Матвейко, старший бренд-менеджер американской компании Brown-Forman (производитель алкогольной продукции). Активность работодателей, по ее мнению, объясняется тем, что многие алкогольные компании сейчас переходят из среднего и низкого ценовых сегментов на премиальные продукты, требующие особого подхода и соответствующей специализации. «Условия не стали хуже, - восклицает Матвейко. - Одна компания предложила мне оклад на 30% выше нынешнего».
Маркетологов урезать
24% опрошенных компаний планируют сокращать руководителей отдела маркетинга (в среднем на 30%), 43% компаний - рядовых специалистов отдела маркетинга (примерно на 20%) - таковы данные экспресс-исследования, проведенного центром аналитических исследований компании «Анкор», в котором приняла участие 91 московская компания из сфер производства, продажи товаров, информационных технологий, телекоммуникаций, производства программного обеспечения, нефти, газа, энергетики и др.
И такие примеры не единичны. В производственной компании «3М Россия» с конца октября открыты вакансии директора по развитию бизнеса на горно-металлургическое направление и специалистов отдела маркетинга. По этому поводу на сайте Funkyjob.ru руководство объявило конкурс: из пяти разработанных компанией вариантов ее дальнейшего развития участники должны выбрать самый, на их взгляд, верный или предложить свой. И главное - убедительно его аргументировать, учитывая необходимый объем инвестиций, возможные риски и сроки достижения результата. Выбранная бизнес-модель должна также коррелировать со стратегией развития компании до 2012 г., суть которой - сохранить и увеличить существующий темп роста продаж. Он, по словам Романа Пушкарева, директора по развитию бизнеса на нефтегазовом направлении, три последних года был около 30% в год. Победитель получит приглашение на работу, еще трех конкурсантов ждут утешительные призы - ланч с одним из членов правления, экскурсия по технологическому центру компании и карьерная консультация с директором по персоналу. Пушкарев признается: через конкурс компания хотела бы не только найти нужного человека, но и собрать мнения деловых людей относительно того, какая из пяти разработанных еще в начале этого года бизнес-стратегий окажется в условиях кризиса наиболее эффективной.
Упадут дважды
По прогнозам специалистов рекрутинговой компании Antal Russia, открытых вакансий в маркетинге не станет меньше. Но происходит поворот рынка от «кандидатского» к «клиентскому»: если раньше маркетолог, зарабатывавший 50 000-60 000 руб. в месяц, мог получить предложение на 100 000 руб., то теперь 15%-ное увеличение зарплаты при переходе на новую работу уже хорошо.
По словам Ивана Калинина, руководителя отдела развития агентства «Мост маркетинг», сейчас в цене такие специалисты, которые могут в текущей ситуации разработать новую бизнес-модель, краткосрочный антикризисный план, а не прописывать стратегии развития компании на несколько лет вперед, как это было раньше. Если до кризиса маркетинговые отчеты сводились к анализу доли рынка, имиджа компании, лояльности клиента и проч., то сейчас речь идет исключительно о финансовых показателях. «Маркетолог должен уметь разработать и подписаться под такой стратегией, которая бы гарантировала клиенту если не рост, то хотя бы сохранение выручки, - поясняет Калинин. - Можно сказать, что сегодня роль маркетолога сродни функциям стратегического директора».
Кирилл Обух, независимый маркетолог (работал в компаниях Mars, Nestle, «Вымпелком»), с этой точкой зрения не согласен. «Сейчас как раз надо думать о будущем, а у нас вообще мало долгосрочных инициатив - все хотят урвать момент и реализовать прибыль для акционеров в рамках отчетного периода, - рассуждает он. - Компании, которые направят усилия на то, чтобы сохранить достигнутое, займутся операционным маркетингом, проще говоря, оптимизацией затрат. А кризис уже случился, и маркетологи, которые будут думать, как мягче упасть, в конечном счете и упадут».
По мнению Обуха, в стране «кризис невостребованности собственных продуктов». «Идет ограничение покупательной способности, но еще у нас отсутствуют локальные бизнесы, которые содержали бы внутренние ценности для потребителя. В чем, к примеру, ценность компании IKEA по сравнению с обычным мебельным магазином? - спрашивает он. - В том, что она реализует возможность к творчеству, доступную любому, и такая ценность переживет кризис». Кризис невостребованности продуктов приведет к тому, что многие игроки покинут рынок и вместо них появится большое количество стартапов, которые и займутся качественным маркетингом, полагает Обух.
Задавать тенденции
«Падает спрос только на плохих маркетологов», - уверена Екатерина Бахарева, менеджер направления «Маркетинг и продажи» Antal Russia. «У нас по-прежнему много открытых вакансий, особенно позиций среднего уровня на рынке FMCG», - добавляет Александра Соляникова, консультант этой же компании.
По наблюдениям экспертов из Antal Russia, высоко ценятся люди, которые могут задавать новые тенденции в индустрии: особенно креативным сотрудникам всегда рады алкогольные и табачные компании в силу ограничений, которые накладывает на них законодательство. «Маркетологам в этих бизнесах доступны не все инструменты маркетинг-микса, поэтому от них требуется максимум изобретательности», - комментирует Соляникова. Здесь, по ее словам, нужны харизматичные, энергичные и творческие люди.
«Наша компания умеет оптимизировать и сокращать издержки, поэтому в первую очередь нас интересуют люди, умеющие принимать нестандартные решения, - говорит Пушкарев. - Некоторые из конкурсантов оптимистично заявляют, что бизнес 3М выживет и без всяких новаций, но такой подход, как нам кажется, не для нынешних времен».
02.12.2008
Комментарии
Написать комментарий