Статьи

Кому нужен маркетолог

Кому нужен маркетолог

Маркетологи сегодня входят в топ-листы самых невостребованных профессий - еще бы, когда везде урезают рекламные бюджеты и оптимизируют структуру маркетинговых департаментов. Но потребность в хороших кандидатах по-прежнему высока, настаивают эксперты.

За прошлую неделю после почти годового затишья мне позвонили из пяти хедхантинговых агентств«, - рассказывает Ксения Матвейко, старший бренд-менеджер американской компании Brown-Forman (производитель алкогольной продукции). Активность работодателей, по ее мнению, объясняется тем, что многие алкогольные компании сейчас переходят из среднего и низкого ценовых сегментов на премиальные продукты, требующие особого подхода и соответствующей специализации. «Условия не стали хуже, - восклицает Матвейко. - Одна компания предложила мне оклад на 30% выше нынешнего».

Маркетологов урезать

24% опрошенных компаний планируют сокращать руководителей отдела маркетинга (в среднем на 30%), 43% компаний - рядовых специалистов отдела маркетинга (примерно на 20%) - таковы данные экспресс-исследования, проведенного центром аналитических исследований компании «Анкор», в котором приняла участие 91 московская компания из сфер производства, продажи товаров, информационных технологий, телекоммуникаций, производства программного обеспечения, нефти, газа, энергетики и др.

И такие примеры не единичны. В производственной компании «3М Россия» с конца октября открыты вакансии директора по развитию бизнеса на горно-металлургическое направление и специалистов отдела маркетинга. По этому поводу на сайте Funkyjob.ru руководство объявило конкурс: из пяти разработанных компанией вариантов ее дальнейшего развития участники должны выбрать самый, на их взгляд, верный или предложить свой. И главное - убедительно его аргументировать, учитывая необходимый объем инвестиций, возможные риски и сроки достижения результата. Выбранная бизнес-модель должна также коррелировать со стратегией развития компании до 2012 г., суть которой - сохранить и увеличить существующий темп роста продаж. Он, по словам Романа Пушкарева, директора по развитию бизнеса на нефтегазовом направлении, три последних года был около 30% в год. Победитель получит приглашение на работу, еще трех конкурсантов ждут утешительные призы - ланч с одним из членов правления, экскурсия по технологическому центру компании и карьерная консультация с директором по персоналу. Пушкарев признается: через конкурс компания хотела бы не только найти нужного человека, но и собрать мнения деловых людей относительно того, какая из пяти разработанных еще в начале этого года бизнес-стратегий окажется в условиях кризиса наиболее эффективной.

Упадут дважды

По прогнозам специалистов рекрутинговой компании Antal Russia, открытых вакансий в маркетинге не станет меньше. Но происходит поворот рынка от «кандидатского» к «клиентскому»: если раньше маркетолог, зарабатывавший 50 000-60 000 руб. в месяц, мог получить предложение на 100 000 руб., то теперь 15%-ное увеличение зарплаты при переходе на новую работу уже хорошо.

По словам Ивана Калинина, руководителя отдела развития агентства «Мост маркетинг», сейчас в цене такие специалисты, которые могут в текущей ситуации разработать новую бизнес-модель, краткосрочный антикризисный план, а не прописывать стратегии развития компании на несколько лет вперед, как это было раньше. Если до кризиса маркетинговые отчеты сводились к анализу доли рынка, имиджа компании, лояльности клиента и проч., то сейчас речь идет исключительно о финансовых показателях. «Маркетолог должен уметь разработать и подписаться под такой стратегией, которая бы гарантировала клиенту если не рост, то хотя бы сохранение выручки, - поясняет Калинин. - Можно сказать, что сегодня роль маркетолога сродни функциям стратегического директора».

Кирилл Обух, независимый маркетолог (работал в компаниях Mars, Nestle, «Вымпелком»), с этой точкой зрения не согласен. «Сейчас как раз надо думать о будущем, а у нас вообще мало долгосрочных инициатив - все хотят урвать момент и реализовать прибыль для акционеров в рамках отчетного периода, - рассуждает он. - Компании, которые направят усилия на то, чтобы сохранить достигнутое, займутся операционным маркетингом, проще говоря, оптимизацией затрат. А кризис уже случился, и маркетологи, которые будут думать, как мягче упасть, в конечном счете и упадут».

По мнению Обуха, в стране «кризис невостребованности собственных продуктов». «Идет ограничение покупательной способности, но еще у нас отсутствуют локальные бизнесы, которые содержали бы внутренние ценности для потребителя. В чем, к примеру, ценность компании IKEA по сравнению с обычным мебельным магазином? - спрашивает он. - В том, что она реализует возможность к творчеству, доступную любому, и такая ценность переживет кризис». Кризис невостребованности продуктов приведет к тому, что многие игроки покинут рынок и вместо них появится большое количество стартапов, которые и займутся качественным маркетингом, полагает Обух.

Задавать тенденции

«Падает спрос только на плохих маркетологов», - уверена Екатерина Бахарева, менеджер направления «Маркетинг и продажи» Antal Russia. «У нас по-прежнему много открытых вакансий, особенно позиций среднего уровня на рынке FMCG», - добавляет Александра Соляникова, консультант этой же компании.

По наблюдениям экспертов из Antal Russia, высоко ценятся люди, которые могут задавать новые тенденции в индустрии: особенно креативным сотрудникам всегда рады алкогольные и табачные компании в силу ограничений, которые накладывает на них законодательство. «Маркетологам в этих бизнесах доступны не все инструменты маркетинг-микса, поэтому от них требуется максимум изобретательности», - комментирует Соляникова. Здесь, по ее словам, нужны харизматичные, энергичные и творческие люди.

«Наша компания умеет оптимизировать и сокращать издержки, поэтому в первую очередь нас интересуют люди, умеющие принимать нестандартные решения, - говорит Пушкарев. - Некоторые из конкурсантов оптимистично заявляют, что бизнес 3М выживет и без всяких новаций, но такой подход, как нам кажется, не для нынешних времен».

Оксана Гончарова
Ведомости

02.12.2008

на печать


Комментарии

Роман Богаченков
03.12.2008 10:25 | сообщение #1
 

В статье не совсем точно описан рынок. Если смотреть на него с реальных позиций, то в октябре 2008 маркетологов наоборот начали набирать. Что верно укзаанно, з.п. теперь режут, но только самопальщикам, которые сидели в компаниях и в потолок плевали. Относительно топ-менеджмента с сентября на середину ноября з.п. по топовым позициям выросли, средняя планка поднялась на 20.000 рублей. Для эксклюзива, оклады пошли за 210.000 руб, хотя летом были до 180-200. Только вот требования теперь реальные стали и полные. Халявщиков уже никто терпеть не будет, всем хотят выжить. Думаю

Александр Грамм
03.12.2008 11:02 | сообщение #2
 

«Маркетолог должен уметь разработать и подписаться под такой стратегией, которая бы гарантировала клиенту если не рост, то хотя бы сохранение выручки, - поясняет Калинин. - Можно сказать, что сегодня роль маркетолога сродни функциям стратегического директора».

А раньше он чем занимался? Бумагу портил? Рассержен Отлично, чтобы понять это понадобился кризис. А так, когда деньги сами текут их считать не надо...

Лаура_Ясная
03.12.2008 11:46 | сообщение #3
 

Конечно, обидно, конечно, тревожно, но ВСЕ-ТАКИ! Есть плюсы кризиса - и это потрясающий бизнес-фильтр!
Интрамаркетинг рассматривает предприятие как сообщество людей - поэтому выживает сильнейший (умнейший, мудрейший...) - что в рамках огромного бизнес-сообщества, и что касается одного специалиста-маркетолога.
Сейчас очень востребованы этакие человеки-оркестры :) которые вам и маркетинг, и рекламу, и пиар, и бренд-билдинг организуют и/или скоординируют. Кризис - это лучшее время учиться, осваивать новое (потому как мотивация велика!). Мой малочитающий знакомый, испугавшись за свое место регионального менеджера, попросил меня дать ему "Дао Тайота", чтобы начать хоть что-то!
Кризис это также время развития, только с измененным вектором.
Меня взяли на работу именно в кризис - да, я больше уделяю ей время, я не получаю золотые бонусы, но зато я знаю,что если выдержу в таких условиях, то потом уже осилю всё.

Лаура_Ясная
03.12.2008 11:46 | сообщение #4
 

Конечно, обидно, конечно, тревожно, но ВСЕ-ТАКИ! Есть плюсы кризиса - и это потрясающий бизнес-фильтр!
Интрамаркетинг рассматривает предприятие как сообщество людей - поэтому выживает сильнейший (умнейший, мудрейший...) - что в рамках огромного бизнес-сообщества, и что касается одного специалиста-маркетолога.
Сейчас очень востребованы этакие человеки-оркестры :) которые вам и маркетинг, и рекламу, и пиар, и бренд-билдинг организуют и/или скоординируют. Кризис - это лучшее время учиться, осваивать новое (потому как мотивация велика!). Мой малочитающий знакомый, испугавшись за свое место регионального менеджера, попросил меня дать ему "Дао Тайота", чтобы начать хоть что-то!
Кризис это также время развития, только с измененным вектором.
Меня взяли на работу именно в кризис - да, я больше уделяю ей время, я не получаю золотые бонусы, но зато я знаю,что если выдержу в таких условиях, то потом уже осилю всё.

Jur
03.12.2008 12:14 | сообщение #5
 

Вот упёрлись в маркетологов ... , которые портят не только бумагу и кресла, в которых сидят Улыбка Крайних назначили...
В своё время, специальные должности для них пооткрывали, стркутуры (отделы и даже департаменты) создали, а процессы для реализации маркетинговой концепции в компании не построили. Вот теперь и "отжимают Мурзика" ... /анекдот такой есть/. Было бы смешно, если бы не было так печально. Кризис, в "спящей его форме" уже сидел в СТРУКТУРЕ таких контор. И кто же его туда "вставил" /догадайтесь с трёх раз/? Теперь он "проснулся" и стал ПРОЦЕССОМ разрушения.
С увольнением маркетологов такие компании в краткосрочной перспективе чуток сэкономят на ФЗП, но уже в среднесрочной перспективе не смогут настроить себя "под изменчивый мир" (с). Не только персонал, но и владельцы "будут свободны". Десять лет тому назад "грядки пропололи". С тех пор много чего нового выросло. Естественный отбор никто не отменял.

А.Грамму - респект за "бумагу" - порадовало!

Александр Грамм
03.12.2008 17:00 | сообщение #6
 

поэтому выживает сильнейший (умнейший, мудрейший...)
Не согласен. Выживает тот, кто сумел или приспособиться, или изначально думал о "завтра". И то и другое предполагает Профессионализм и наличие Системы в работе.

Сейчас очень востребованы этакие человеки-оркестры
Не думаю. Скорее люди, способные мыслить масштабно и стратегически, а также внедрять СВОЁ, наперекор ВСЕМУ (этому, жаль, в институтах не учат).

Крайних назначили...
Именно так! Именно назначили!

То Jur
В другой теме к нашему разговору о "языке бизнеса". У маркетинга нет иной цели и задачи кроме прибыли. Даже оборот не показатель.
А тут, во время "кризиса" чего-то стали вспоминать и увольнять людей (сокращать), в форме мести за СВОИ же просчёты.
Как было?
Нужен маркетолог! Пришёл человек, а по сути чем он был занят? И даже если что-то делал никто на это внимания не обращал. Соответственно, "пачкал бумагу". Иногда целыми департаментами. Очень счастлив

Jur
03.12.2008 17:46 | сообщение #7
 

To Александр Грамм в продолжение тематики
Да, прибыль. Текущая прибыль и прибыль в перспективе. Если обозначить в цифрах - это уже корпоративные ЦЕЛИ. От них и нужно "танцевать". Но, почему - то многим танцорам "что - то мешает" Улыбка

"Начальство никому не прощает СВОИ ошибки" (c) - это, ведь классика...

Александр Грамм
04.12.2008 11:59 | сообщение #8
 

То Jur.
это уже корпоративные ЦЕЛИ
Я бы сказал ПРИБЫЛЬ это смысл существования компании вообще. А цели они конкретные. Например, чистая прибыль за 2008 год должна оставить 1 млн. долл. Или через 3 года достичь ежемесячного показателя по прибыли в размере 50 тыс. долл.

От них и нужно "танцевать".
Прежде, чем начать от них танцевать нужно посмотреть, а может ли компания достичь этого показателя. Цель ещё должна быть и достижимой. А так, обычно получается, что и цель не достижимую ставят и ресурсов своих не знают. Отсюда и отсутствие позиционирования себя (товара, услуги) на рынке... уффф... денег-то все хотят, но так сильно, что забывают о главном вопросе "Так как же их заработать" ИМХО.

Спасибо за напоминание классики.
С уважением.

Brando
10.12.2008 12:58 | сообщение #9
 

Очень разумная, логически четкая статья. Все в ней сказано правильно. И ни к чему стенания.

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

16.11.2024 - 21:34
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация