Статьи

Урки идут на войну

Урки идут на войнуСериал "Штрафбат" с участием ведущих актеров стал идеологически грамотным поводом для рекламы пива и автомобилей

Кино – жестокое искусство. Как ни удивительно, но вполне возможен плохой фильм об убийстве, плохой фильм о концлагере, плохой фильм о войне – законы образов и драматургии оказываются сильнее законов памяти, вины и торжества победы.

На фоне плотного потока отечественных военных телесериалов этот парадокс выглядит особенно болезненным. Первый канал повторяет "На безымянной высоте", снятый к юбилею Победы. Канал "Россия" показывает "Штрафбат" Николая Досталя, поставленный по роману Эдуарда Володарского. А поскольку мы, как нам недавно объяснили, живем в состоянии войны, бесконечная битва за Родину на телеэкране выглядит очень уместно – а если не нравится, можно переключить на "Секс в большом городе", который идет одновременно со "Штрафбатом".

Занятно наблюдать эту войну в эфире.

Взрывы и мат идущих в атаку солдат прерывает реклама пива и автомобилей. Эротические приключения нью-йоркских девушек – реклама колготок и журналов моды. Каждый тщательно высчитывает свою аудиторию, распределяя рекламное время. Судя по пиву, "Штрафбат" рассматривается создателями как брутальная военная драма. Вроде бы так оно и есть. Во всяком случае, начинается фильм с расстрела.

Пленных красноармейцев немцы загоняют в барак, где накрыт стол. Тех, кто бросается жрать, отправляют гнить в концлагерь. Тем, кто отказывается, как настоящим мужчинам, предлагают выбор – идти служить в частях Власова или быть расстрелянным. Большинство выбирает пулю. В том числе и офицер Твердохлебов, которого играет Алексей Серебряков.

Расстреляли бойцов, закопали. Но не досмотрели – раненный Твердохлебов выбирается из могилы и пробирается к своим. Свои уже поджидают – в лице особиста, который и посылает Твердохлебова смывать грехи кровью на должности комбата штрафников. Штрафники – урки и политические из лагерей, ротные – вор в законе и сидельцы по 58-й. Первое задание батальона – занять вражескую высоту, разминировав минное поле своими телами.

Позади пулеметы заградотряда красноперых, впереди мины и немцы, по жилам бегут наркомовские сто грамм ректификата – такая война.

Ах, как кстати пришелся бы этот фильм лет десять назад. Режиссер Досталь тогда уже оскоромился похабным "Маленьким гигантом большого секса", но его тонкий фильм "Облако-рай" еще помнили. А грязная правда о великой войне мучительно волновала всех. Просто потому что война эта была еще чем-то живым – Чечня еще не вошла в каждый дом.

А потом с великой войной стали происходить всякие странные вещи. Главный актив в идеологическом балансе правопреемника СССР, Победа нуждалась в новом осмыслении. Победу одержала не старая кровожадная власть, а народ. Но почему-то, воплощаясь на экране, этот несомненный тезис, как правило, мутирует в неряшливые пропагандистские штампы.

"Штрафбат" не стал исключением. И вроде урки ножичками помахивают, и особисты вполне разъевшиеся. И вроде актеры достойные – Серебряков, Баширов, ведущий актер театра Фоменко Юрий Степанов, игравший главную роль в сериале "Гражданин начальник". Вот только складывается ощущение, что фильм этот снят ради непонятных слов "национальная идея", "консолидация нации" и "патриотическое воспитание", а не в память о тех, чьи кости сгнили в смоленских болотах.

Может быть, это уже и не важно.

Искренние ленты вроде "Последнего поезда" Германа-младшего годятся для кинофестивалей, а не показов в прайм-тайм с перерывами на рекламу.

"Штрафбат" – нестыдная работа в духе нового телемейнстрима – профессионального, безвредного, отзывчивого к идеологическим запросам времени. Остается только надеяться, что военная тема заинтересует кого-то из новой волны постановщиков вроде Алексея Сидорова, которые сумеют показать, как из хаоса, кровищи, ненависти войны родилась Победа – светлый праздник, равнодушный к сменам власти и политической конъюнктуре.

Саша Хорь
Gazeta.ru

23.09.2004

на печать


Комментарии

Владислав
01.10.2004 17:21 | сообщение #1
 

В итоге получается очернение истории и халтура. НЕ ради этого тысячи погибали на войне.

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну


Энергия шрифтов

Энергия шрифтов
Энергия шрифтов. Книга "Энергия шрифтов" предлагает читателю более 2000 различных шрифтов, созданных в 18 самых известных на сегодняшний день дизайн-студиях, и рассказывает о лучших работах. Дизайнеры шрифтов посвятили свой талант созданию новых оригинальных начертаний, которые придают тексту дополнительную изюминку. "Энергия шрифтов" поможет Вам найти наиболее высококачественные и современные шрифты. Поэтому, если Вы хотите, чтобы Ваш проект привлекал внимание читателей, Вам нужен оригинальный шрифт. Книга "Энергия шрифтов" издана вместе с диском. Книга и диск – это лучший способ найти универсальный шрифт для повседневного использования или особенный экспериментальный шрифт для изысканного проекта. На диске представлены 33 шрифта. Все права на использование шрифтов принадлежат исключительно владельцу книги.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

22.03.2025 - 18:15
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация