Чему учиться маркетологу?
Что вложить и как - вопрос, который многих волнует. Поэтому мы решили собрать нескольких опытных маркетеров, и спросить об их личных стратегиях самообразования.
Вот какие были вопросы:
- Чему сейчас учиться маркетологу? Чему учитесь или планируете в ближайшее время научиться Вы?
- Что предпочитаете - углубляться в специализацию, или пробовать что-то дополнительное?
- На чем важнее сосредоточиться в кризис - на профессиональном развитии или на личностном росте?
- Краткосрочное или долгосрочное образование? За и Против?
- Что советуете читать, с кем говорить?
- Может вообще сейчас учиться не время, а время работать?
И вот, что нам ответили:
Игорь Манн, директор по маркетингу, МИАН, агентство недвижимости
- Маркетерам необходимо научиться жить в новых условиях.
Я уже проходил кризисы три раза - для меня кризис «не новость».
На мой план обучения (а у меня уже лет 10 есть годовой план «повышения квалификации») кризис не повлияет.
Приоритет этого года - креативность.
- Я каждый год стараюсь освоить новую тему, поэтому я за специализацию.
- Я бы посоветовал успевать расти и профессионально и в личном плане, и другое. Без вариантов.
- Мой выбор - постоянное обучение. Я писал во всех своих книгах о том, что нужно «учиться, учиться и еще раз учиться».
- Если вы работаете, то читайте о малобюджетном маркетинге, копирайтинге, интернет-маркетинге.
Если вы не работаете, читайте с прицелом на будущее. Что вы еще не знаете? Что вам стоит знать, когда кризис закончится? Сделайте план - и читайте.
Перечитайте книгу «Связи решают все» - и правильно общайтесь с теми, кто:
- может помочь вам найти работу;
- может вам помочь научиться новому;
- может поднять вашу мотивацию, зарядить оптимизмом.
- Если вас сократили - время учиться, учиться и учиться. Один из моих коллег на прошлой неделе сказал, что на сайте трудоустройства 4000 предложений (резюме) маркетеров - и не одной открытой позиции «менеджер по маркетингу».
Не очень высокие шансы... я бы при таких условиях учился и не тратил время на поиск работы.
Если вас не сократили... то вам придется работать, работать и еще раз работать - и при этом учиться, учиться и еще раз учиться.
Мина Хачатрян, зав. кафедрой бренд-коммуникаций Международного Института Рекламы, независимый коуч-консультант по маркетингу
- Так же, как в восточных традициях философия не выделялась в отдельную область деятельности и была растворена в культурных, религиозных и политических учениях, так и современный маркетинг не есть однородная субстанция, существующая независимо от бизнес-процессов, финансов и системы управления человеческим ресурсом. Хороший маркетолог мыслит финансами, действует в рамках бизнес-процессов, а благодаря творческому мышлению умеет видеть ситуацию под любым углом. Все вышеперечисленное нужно изучать не сейчас, а перманентно. Учусь правилам восточных единоборств.
- Специализация, или диверсификация? Предпочитаю оптимальное сочетание, последовательное или параллельное
- Профессиональное развитие без личностного роста сужает кругозор, лишает мышление трехмерности и превращает знания в информацию. Бизнес строят личности, а двигают профессионалы. Личность без профессионализма - удел фанатиков, профессионал без личности зарыт в организационной машине.
- Для того чтобы информация из краткосрочной переместилась в долгосрочную память, требуется длительное время. Фундаментальное образование построено на долгосрочном образовании, краткосрочные курсы оттачивают грани, дополняют знания, но не более.
- Советую читать Библию, УК РФ, Ж.Ж.Ламбена «Менеджмент, ориентированный на рынок», Омае «Мышление стратега», Johnson G.Scholes «Exploiting Corporate Strategy». Говорить с уборщицами и службой безопасности конкурирующих компаний - их неиспорченный интеллект иногда выдает уникальные маркетинговые рецепты, заодно с закрытой информацией.
- Учиться или работать? Одно другое не исключает. Учиться необходимо независимо от погоды на рынке. А в целом, лучше учиться работать
Дмитрий Потапенко
Владелец розничных сетей ProdECO и
«ГастрономчикЪ»
Обучение маркетингу кризиса
Перефразируя классиков: «Кризис, о котором так долго говорили ВСЕ, свершился». Что делать? Учиться? Чему?
Вряд ли кто-то решится в условиях отсутствия «уверенности в завтрашнем дне», вкладывать существенную долю, т.е. более 3-4 месячных своих доходов в обучение. Как правило, это происходит, когда работа либо потеряна уже, либо вы близки к этому.
Уберем эмоциональность в сторону и начнем анализировать.
0) Кризис для страны и вас лично - существо разных понятий. Для многих сейчас - это потеря источника дохода, воздуха и крови вашего домохозяйства. И тут не до сантиментов.
Никаких накоплений не хватит, как и в задачке про бассейн с двумя трубами результат один - дно бассейна будет сухим, но для вас это означает физический голод и потерю места проживания.
Поэтому от Основ. Шаги просты.
1) Кризиса в России не существует, поскольку идет «временная и вынужденная национализация», как всегда - «по многочисленным просьбам трудящихся». Посему крупные компании: авиакомпании, банки, ритейл и пр. просто приобретут привычные старшему поколению советских людей названия: РосБанк; РосАвиа; РосТорг и пр. (названия условные, любые совпадения случайны). И далее, уже в реалиях новой экономики - битва кланов за контроль финансовых и людских потоков.
2) Понять, кем вы видите себя дальше:
а) работником указанных или связанных с этим госкорпорациями, ГУПОВ, министерств и ведомств;
б) небольшой частью локального и мелкосерийного рынка, работающего на столь же локальных игроков.
Выбираем вариант «а». Маркетинг в госкорпорациях есть, только носит он характер не изучения изменений предпочтений клиента, а больше рекламно-сбытовой характер. Как выжить в госкорпорациях, оставляем за рамками данного эссе.
Посему наиболее оптимально пройти обучение в Академии по повышению квалификации Госслужбы, Высшей школе предпринимательства при правительстве, Министерстве имущества РФ и прочих курсах и вузах, прикрепленных к государственным органам во множестве и множестве сейчас разбросанных по городам и Северным, Сибирским, Западным и прочим столицам нашей Родины.
Специальность: управление госимуществом, государственное управление и прочее созвучное данному, либо пойти «по партийной линии»
Выбираем вариант «б». Вам повезло, и у вас осталась работа или достаточно клиентуры, чтобы сводить концы с концами. Обучение стоит продолжить в местах скопления вашего потенциального клиента: программы МВА западного и иногда российского образца, семинары, форумы, саммиты, конгрессы и мастер-классы ведущих экспертов и лидеров рынка.
И, безусловно, в любом случае изучать и читать специализированную литературу, журналы, книги и интернет-сайты, пока не создали интернет по примеру китайского - стерилизованный.
Максим Мозговой, начальник отдела развития CRM, Корпоративный Центр Группы ОАО «МТС»
Несмотря на кризис, вкладывать в себя нужно, как и всегда. Подходите к вопросу исходя их собственного времени и ресурсов. Для некоторых кризис - время, когда накапливается большое количество проблем и работы, в такой ситуации, конечно, не до обучения, справиться бы с текущим валом задач. А у некоторых, в силу вынужденного простоя, появляется больше времени, для того, чтобы заняться развитием и повышением квалификации. В этом случае и стоит сконцентрироваться на поиске оптимальных программ для обучения. Относитесь к ним, как к бизнес-проектам: проанализируйте, какие программы сколько стоят, насколько оны полны и эффективны, насколько востребованы специалисты этого профиля на рынке в текущих условиях, и какова будет прогнозируемая «коммерческая отдача» от программы лично для вас. Поэтому, по моему мнению, гораздо разумнее сосредоточиться не на длительных образовательных программах на несколько лет, на «мини-проектах» с четкими и конкретными целями и небольшим сроком.
Лично я постоянно на текущий момент предпочитаю обучаться на практике тем бизнес-процессам, с которыми приходится соприкасаться по роду деятельности. То есть, для меня приоритет - в планомерном расширении поля деятельности, и при необходимости, более глубокий акцент на тех задачах, которые могут быть важны сегодня. Это хороший рецепт для тех, чья сфера деятельности постоянно находится «на стыке» различных функциональных областей, например, маркетинга, ИТ, и обслуживания. Если перед вами стоит выбор - совершенствоваться профессионально или личностно, мой совет: выбирайте личностное самосовершенствование, повышайте организованность, самодисциплину, персональную эффективность. Это гораздо тяжелее, но результат ценен не только для Вашей карьеры, но и для жизни в целом. Кроме того, как это не парадоксально, во времена кризиса проще жить не высококвалифицированным профессионалам, а людям гибким и эффективным. Идеально, когда вы являетесь и тем и другим, но обычно это не так. Не бойтесь взглянуть свежим взглядом на рынок в поисках новых возможностей, поменять сферу деятельности, если вам это нравится, научиться чему-то абсолютно новому. Ведь именно в такое время рождаются новые идеи и появляется стимул к дальнейшему движению!
Анатолий Дураков
Генеральный директор группы предприятий
«Дымково», Архангельская область
Ну, полный пипец!
«Есть такое место, где для того, чтобы оставаться на месте, нужно бежать изо всех сил». Л. Кэрролл.
Начиная писать очередные ответы на вопросы по поводу кризиса, я постоянно надеюсь, что все, это в последний раз. Но время диктует новые условия, и я осознаю, что в ближайший год отвечать на кризисные вопросы мне придется не раз. Поэтому смиряюсь, и в очередной раз отвечаю.
Но начну я с того же, с чего начинаю всегда. С крика души: «Господа, с приходом кризиса ничего не изменилось, ну ничего не изменилось!!!» Может быть, появились нюансы. Ну, как я могу сейчас написать: «маркетологам пришло время учиться»? ДА МАРКЕТОЛОГ ВСЕГДА ДОЛЖЕН ЭТИМ ЗАНИМАТЬСЯ! ВСЕГДА!!! 24 часа в сутки 7 дней в неделю, маркетер должен учиться. Ведь если сегодня ты что-то пропустил, то не факт, что конкурент это пропустил тоже. Настоящий маркетер должен быть всегда на один, а лучше на два шага впереди конкурентов, для этого образование во всех видах подходит лучше всего.
Я никогда не приму советов различных коучей, которые начали кричать со страниц журналов, на своих переименованных под кризис тренингах (типа раньше у него тренинг назывался «Активные продажи», а теперь «Активные продажи во время кризиса»): «уделяйте больше внимания своим клиентам, упростите методы продвижения продукции». Ой, ой, а когда кризиса не было, мы все занимались дистрибуцией, отдавались на аутсорсинг, таргетировали свой PR, измеряли индексы читаемости нашей рекламы.
РАБОТАТЬ ЭФФЕКТИВНО нужно в любое время. Учиться всегда, не упускать возможности общаться с интересными людьми, и почаще оглядываться на собственную жизнь. Вы не поверите, сколько идей вы найдете, когда проанализируете свои ошибки и победы. Вот где ваш главный учитель.
И то, что я сейчас начал более детально изучать экономику и бухгалтерию, то это не дань кризису, а необходимость, так как я из маркетологов стал генеральным директором, и то, что я прочитал книгу Александра Шумовича «100 шагов по сбору долгов» не значит, что время собирать свою дебиторку, а значит, что мне хочется ее собирать более эффективно. Неужели вы думаете, что Карл Сьюэлл, автор бестселлера «Клиенты на всю жизнь», во время кризиса начал вести свой бизнес по-другому? Ричард Бренсон перестанет устраивать провокации, и показывать всему миру, что такое настоящий эмоциональный маркетинг? Ну, а Игорь Манн перепишет книгу «Маркетинг на 100%» и назовет ее «Маркетинг на 100% АНТИКРИЗИСНЫЙ RЕmix», причем в книге ничего менять не надо, только можно добавлять слова «во время кризиса усилить». Смешно???
Ну а теперь НЮАНСЫ, это действительно важно:
- Кризис нельзя не замечать, только не надо на нем циклиться.
- Следите за новостями, четко следя, какие банки поддерживает государство, оно все равно победит, даже не сомневайтесь, ну а с этой победой и банки правительства и их детей останутся на плаву.
- Пришло время уделить внимание малобюджетному маркетингу (книга «Провинциальный маркетинг», где приводится много инструментов для победы с минимальным бюджетом). Про партизанский маркетинг вам лучше всего расскажет Алекс Левитас (Алекс, с Вас горит бесплатная идея для «Дымковских колбас»). Я думаю, основная тенденция уже понятна.
- Инновации, и это без комментариев.
- Учитесь идеи преобразовывать в бизнес-продукты.
- ВСЕ инструменты маркетинга на вооружение. Я знаю, вы что-нибудь да забыли, сам забываю. Для меня сейчас световой короб на месте продаж эффективнее ролика по ТВ.
- Маркетинг на ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ИНСТИНКТАХ, с инстинктами человек не в силах бороться даже с пустым карманом (но об этом подробнее в книге «Секс, маркетинг и рок-н-ролл»).
- Сегодня! Четко понимайте, кто и что вам сегодня принесет доход.
- Я не зря вспомнил книгу Карла Сьюэлла «Клиенты на всю жизнь». УДЕРЖАНИЕ клиента - это важно всегда, но во время кризиса особенно!!!
ИЩИТЕ ИДЕИ и помните - великое рядом.
И вот вам идея к новому году, вместо беспонтовых календарей и ручек, подарите магический шар, который надо в случае обострения кризиса потрясти. И после тряски высвечивается ваш телефон и фраза «И это тоже пройдет». Это хоть и шутка, но примерно такие подарки и надо готовить.
Я не устану все свои антикризисные статьи завершать одним и тем же высказыванием:
«китайский иероглиф, означающий кризис, наглядно представляет базовую идею духовного обострения. Эта идеограмма состоит из двух образов, первый из которых обозначает опасность, а другой - благоприятную возможность».
Используйте эту возможность. Задайте себе вопрос, как кризис может стать точкой генерации добавленной стоимости? Распознавания трендов, новых идей и умных покупателей!
Advertology.Ru
26.11.2008
Комментарии
Написать комментарий