Гривне сделают рекламу

Отечественный рекламный рынок в 2009 году не будет развиваться так же бурно, как в нынешнем. Финансовый кризис ударил по крупным рекламодателям, заставляя их сокращать бюджеты, а рост доллара еще больше усложнил ситуацию.
Рекламные компании пытаются спасти свое положение, привязав расчеты к гривне.
Пессимистический прогноз
Общепризнанный двигатель торговли дал сбой под влиянием финансового кризиса. Самые активные рекламодатели - банки и строительные компании - сокращают свои бюджеты.
В следующем году ситуация только ухудшится, прогнозируют участники рынка. На нее повлияет запрет на размещение наружной рекламы табака и алкоголя, а рассчитывать на значительный рост доходов крупных рекламодателей тоже пока не приходится. Убытки компаний, которые занимаются размещением наружной рекламы, составят около $30 млн и приведут к значительному сокращению числа участников. Для маленьких фирм, которые распоряжались 15-20 плоскостями (бигбордами), снижение активности рекламодателей может обернуться финансовым коллапсом.
Телевизионщики также ощутили на себе сокращение бюджетов рекламодателей. Однако их проблемы связаны, прежде всего, с колебаниями курса доллара. Когда он вырос, многие компании отказались от размещения рекламы, ведь платить за две минуты ролика теперь приходится намного больше.
Прибыльный расчет
Рекламные компании, которые выступают посредниками между телевизионными каналами и рекламодателями, предложили альтернативное решение: «отвязаться» от доллара и проводить расчеты в гривне.
Конечно, это проблему в целом не решит - в будущем году компании будут стараться не тратить деньги на развитие и продвижение. Но, по мнению участников рынка, это позволит избежать роста цен на рекламу.
По их прогнозам, цена рекламы в 2009 году вырастет в среднем на 25-30%, однако повышение будет плавным. Если же привязка к доллару останется, неизвестно, насколько повысится стоимость размещения - уже в октябре расчеты в этой валюте возросли на 18,5%.
Сами телеканалы смотрят на идею посредников довольно скептически. Тем не менее признают: на расчеты в гривне готовы перейти, чтобы предотвратить обвал отечественного рекламного рынка.
Телевизионщиков можно понять. Программные продукты - фильмы, сериалы, передачи - они покупают за доллары. И, если будут продавать рекламу за гривны, то понесут немалые убытки. Однако, как говорят посредники, лучше получать деньги за рекламу в гривнах, чем вовсе их не получать в долларах.
Телевизионные компании - единственные, кто пока соблюдают привязку к доллару. Представители наружной рекламы и прессы уже давно предпочли проведение расчетов в национальной валюте. Однако их вес в рекламной жизни страны относительно невелик - 700 компаний, работающих в этом сегменте, в 2008 году получат на всех ориентировочно $230 млн. Тогда как 7-8 популярных каналов поделят между собой $600 млн доходов.
У кого проблемы с долларом
Если рекламисты «отвяжутся» от доллара и перейдут на расчеты в нацвалюте, подобных действий стоит ожидать и от других компаний, по доходам которых ударил постоянно растущий доллар.
К примеру, туристические компании признаются, что девальвация гривны резко отрицательно сказалась на их деятельности. Клиенты, которые заказали путевки заранее, отказываются платить по новым счетам, которые выставляют агентства из-за возросшего курса доллара. Новые же туры вообще не продаются - слишком дорого. Привязка к гривне могла бы решить проблему постоянного подорожания путевок, ведь необходимо учитывать, что стоимость «зеленого» растет только у нас, за рубежом она остается стабильной. То есть переплачивать за поездку приходится тоже только в пределах Украины.
Стоило бы пересчитать на гривны и стоимость квартир, чтобы было заметно, снижается их стоимость или нет. Квартира, которую продавали весной этого года за $120 тыс., стоила в переводе на гривны 600 тыс. Теперь эту же квартиру можно купить за $100 тыс., однако в гривнах сумма осталась прежней.
Импортеры авто тоже не спешат реагировать на дорожающий доллар, снижая стоимость только в пределах проводимых акций. Ранее некоторые дилеры заявляли о расчете в долларах по официальному курсу НБУ, однако сейчас этот курс не уступает наличному, и элемент дешевизны исчез. Цены автомобилей, однако, снижаться не спешат.
Верю - не верю
Переориентация расчетов на национальную валюту, которой постоянно занимается Национальный банк Украины, - несомненно, правильное решение, считает директор экономических программ Центра им. Разумкова Василий Юрчишин. Однако он не уверен, что в этом есть смысл - все равно мировые рынки оперируют либо долларом, либо евро. «Я бы не стал отвязываться от доллара», - сказал он в комментарии «Известиям в Украине».
Причина проста: «гривна так и не стала валютой, которая пользуется всеобщим доверием», - говорит эксперт. И до тех пор, пока она таковой не станет, смысла к ней привязываться нет.
Как пример он приводит ситуацию 2003 года, когда национальной валюте начало доверять население. Тогда резко возросло количество депозитов, открытых в гривне, и даже «сброс» доллара в 2005 году не смог это доверие поколебать.
Однако нынешняя ситуация, когда гривна и доллар «шарахаются» в разные стороны, а также политическая и экономическая нестабильность не добавляют гривне доверия.
Несомненно, если телевизионщики, застройщики или туристические компании откажутся от доллара в пользу гривны, это положительно скажется на ее состоянии: «на нее повысится спрос, а это дополнительная ценность валюты, она станет сильнее», - прогнозирует аналитик.
Однако, по его мнению, до тех пор, пока в стране не будет стабильности, население не будет доверять гривне. И привязываться к твердой валюте все равно необходимо.
13.11.2008
Комментарии
Написать комментарий