Статьи

Специалист по маркетингу: серый кардинал или камикадзе?

Специалист по маркетингу: серый кардинал или камикадзе?

Образ маркетолога в каждой компании свой. Где-то это суперкреативный человек в стиле героя романа Бегбедера «99 франков», на-гора выдающий гениальные идеи рекламных проектов, а где-то - строгий исследователь.

«Маркетинг - это способ гармонизации желаний потребителей с ресурсами и миссией организации» - с такого определения начала заседание Дискуссионного клуба «Место маркетолога в компании и его возможности» главный редактор «Делового квартала» Ольга Пастернацкая. Коммерческий директор ООО «Логика движения» Евгений Семенычев предложил условно разделить маркетологов на три группы по специализации. Первая - это маркетологи-аналитики, медиапланировщики, исследователи. Этой категории людей свойственны такие личностные качества, как аналитический склад ума, педантичность, пунктуальность, а среди необходимых им профессиональных навыков г-н Семенычев выделил знание информационных технологий, дружбу с математикой, статистикой, владение особыми программами. Вторая специализация - это всевозможные продвиженцы: менеджеры по рекламе, PR-менеджеры, пресс-секретари. Это креативные, коммуникабельные люди, владеющие основами психологии, обладающие хорошей устной и письменной речью. Высшая же специализация в маркетинге, по мнению Евгения Семенычева, - это специалист по продукту. «Он владеет всеми аспектами маркетинга и должен быть предпринимателем в душе, - продолжил эксперт. - Он от начала до конца формирует продукт и продает». На вопрос из зала, можно ли совместить все перечисленные функции в одном человеке, Евгений Семенычев ответил: «Одновременно вести машину, обнимать блондинку и по телефону управлять своим счетом, конечно, можно. Но, вероятно, что-то вы сделаете недостаточно хорошо». Эксперт предположил, что в Самаре таких «универсальных» маркетологов всего пять, но все равно какая-то одна функция у каждого из них получается лучше, чем другая. Поэтому при выборе маркетолога он рекомендует руководителям прежде всего понять, какая из его функций приоритетна для компании.

Г-н Семенычев также подчеркнул, что для маркетолога чрезвычайно важен опыт работы в разных сферах бизнеса: «У человека, который долго проработал в одной сфере, «замыливается глаз», он впитывает различные догмы. Он достаточно быстро врубится в тему, но глубоко не вспашет, а разносторонний опыт позволяет свежим взглядом увидеть то, что нужно компании». По мнению регионального директора компании «OCS- Средняя Волга» Семена Цырлина, напротив, маркетолог, который, например, достиг успеха в финансовом маркетинге, в компании-производственнике потеряется.

Разделились мнения участников Дискуссионного клуба и в попытке определить роль маркетолога в компании. Председатель Самарского маркетингового клуба Роман Васильев настаивал, что идеал маркетолога - это серый кардинал, который знает, куда вести компанию, подсказывает руководителю и ведет. Антон Игнатенко, начальник отдела организации продаж розничных продуктов банка «Уралсиб», утверждал, что в первую очередь маркетолог должен быть лидером: «Зачастую маркетологам не доверяют. Маркетолог должен приносить изменения в компанию. Если фирма не изменяется, она умирает». А директор «Связьинвест-Медиа-Самара» Виталий Бабуров и вовсе предостерег собравшихся, что маркетологи долго не живут, а многим компаниям маркетолог нужен только для того, чтобы был кто-то «крайний». «Специалист по маркетингу - это камикадзе», - сказал г-н Бабуров. Однако участники дискуссии сошлись во мнении, что, какую бы роль маркетолог ни исполнял в компании, ему нужно обеспечивать фронт работы, а главное - давать возможность ее выполнять. «Я где-то прочитал статью о руководителе компании, который нанимает себе высококласснейших маркетологов, не дает им работать, говорит «вы дураки» и получает от этого искреннее наслаждение. Поэтому необходимо понимать, что в первую очередь маркетологом должен быть сам руководитель. Это дает ему возможность четко понимать, чего он хочет от подчиненного, и верно формулировать задачи», - подытожил Роман Васильев.
Чаще всего специалистов по маркетингу ищут через знакомых

Один из принципов руководства ВК «Экспо-Волга», по словам его исполнительного директора Ольги Сташкевич, - в том, что маркетинг - это не только некая функция, присутствующая в организации, но прежде всего философия компании. «У нас это стало возможно через переход на проектное управление: все функции по обеспечению той или иной выставки, в том числе и задачи маркетинга, лежат на плечах руководителя проекта. Перед ним стоит задача не просто продать выставку - он должен разработать ее концепцию, а для этого нужно понять, на каком рынке ты работаешь, какую выгоду представляешь клиенту, кто твои клиенты, чего они хотят и как это выглядит по сравнению с конкурентами, - говорит г-жа Сташкевич. - Руководитель проекта становится маркетологом выставки, и он же отвечает за конечный результат всей кампании». Эксперт обозначила два способа отбора соискателей на данную должность. Первый - рациональный: человек должен обладать способностью к предпринимательству и анализу, иметь определенный опыт, не бояться рисковать и быть обучаемым. Второй - эзотерический: пространство притягивает именно тех людей, которые нужны компании.

Поиск руководителей проекта, по словам г-жи Сташкевич, осуществляется в первую очередь по рекомендациям знакомых. «Когда возникает потребность в новом сотруднике такого плана, мы начинаем звонить людям, с которыми сталкивались в жизни, в работе: это клиенты, посетители, участники, - поделилась она. - В самую последнюю очередь мы размещаем вакансию на сайте». Евгений Семенычев согласился с Ольгой Сташкевич, заявив, что лично он никогда еще не брал на работу человека, запрашивая резюме: «Мне это не нужно. У меня есть связи со студентами, я вижу перспективные кадры». Однако его точка зрения вызвала протест из зала. Директор Центра корпоративного развития СГЭУ Елена Яшина высказала сомнение в том, что на студенческой скамье можно найти успешного маркетолога: «На студентов вообще нечего смотреть, если вы задумались о директоре по маркетингу».

Продолжая тему поиска маркетологов, Роман Васильев заострил внимание аудитории на том, что в этом могут помочь профессиональные сообщества: «За период работы Самарского маркетингового клуба порядка 30 человек нашли себе работу. Но важно определить, является ли тот, кого вы нашли, именно тем, кто вам нужен». Чтобы «проверить» найденного маркетолога, г-н Васильев рекомендует руководителям компаний, во-первых, звонить на предыдущее место работы соискателя и спрашивать, почему он оттуда ушел. «В компанию к моему хорошему знакомому на должность, предполагающую стратегический подход и управление коллективом, номинировался очень сильный по резюме специалист по маркетингу, - рассказал эксперт. - Я позвонил в компанию, где он раньше работал, и выяснил, что человек, во-первых, работал везде максимум по полгода, а во-вторых, что он не может работать в коллективе, поэтому на ту должность, на которую номинировался, он не подойдет». Второй важный, по мнению Романа Васильева, момент - проводить профессиональное собеседование. Кроме того, эксперт добавил, что оценить мышление соискателя и понять, думает он или шаблонно говорит три стандартные фразы, помогают кейсы.
Эффективность деятельности маркетолога можно измерить, исходя из поставленных перед ним задач

Выяснив, как и где можно найти хорошего маркетолога, участники дискуссии решили остановиться на способах измерения эффективности его работы. Все эксперты сошлись в том, что измерять ее крайне сложно. Евгений Семенычев отметил, что в первую очередь все зависит от того, какая цель ставится перед специалистом по маркетингу: «Зачастую маркетологу цель вообще не ставится либо не формулируется в тех терминах, в которых это можно потом измерить». Роман Васильев поддержал г-на Семенычева в том, что измерять эффективность нужно, опираясь на четко поставленные перед маркетологом цели и задачи.

Ольга Сташкевич добавила, что не нужно заставлять маркетолога делать лишнюю работу, и тогда его деятельность станет намного эффективнее: «Когда я пришла в компанию, я первым делом проанализировала, чем занимается маркетолог. По результатам каждой выставки готовится объемный отчет, на составление которого уходит месяц. Используются же только статистические данные, на подготовку которых уходит максимум неделя. Получается, что маркетолог делает ненужную работу. Поэтому мы перешли на новую формулу получения, обработки и использования информации, и теперь маркетолог готовит только действительно необходимую для других отделов информацию, высвобождая время на новые задачи». Генеральный директор компании «ГЕОС» Виктор Матвеев: «Мы сопоставляем материальные ресурсы, затрачиваемые на кампанию, и доход от продаж. Если через неделю после запуска реклама не приводит к росту продаж, значит, маркетолог сработал неэффективно - мы быстро сворачиваем кампанию и начинаем делать новую». Генеральный директор компании «Лидер АйТи» Максим Шенцев адресовал экспертам вопрос: «Сколько времени нужно для того, чтобы компания начала получать отдачу от маркетолога? Если есть критерий, по которому его можно принять на работу, то каков критерий, по которому его можно уволить?» Виктор Матвеев сказал, что у него в компании этот срок - 2 месяца: «У нас очень скоротечный и быстро изменяющийся бизнес. Через 2 года полностью обновляется весь модельный ряд, через 3 месяца он меняется существенно, все время появляются новые модели, эффективность надо отслеживать постоянно». Сроки, обозначенные г-ном Матвеевым, вызвали резкий протест у генерального директора компании «Априори Групп» Сергея Беседина: «Я по своему уровню могу сказать, что необходимо минимум 2 месяца, чтобы сделать какой-то вывод о ситуации в компании». По его мнению, минимальный срок, позволяющий оценить эффективность работы маркетолога, - 6 месяцев. Роман Васильев согласился с г-ном Бесединым: «Через полгода сотрудник начинает понимать компанию изнутри. И вот тогда уже начинаются какие-то серьезные системные изменения и результаты». Ольга Сташкевич, говоря о времени, по прошествии которого можно определить эффективность работы маркетолога, назвала срок 12 месяцев. «Каждый бизнес в силу своей специфики имеет свою скорость, и это обязательно нужно учитывать», - заметила г-жа Сташкевич.
Ответственность маркетолога и проблема неотлаженной межфункциональной коммуникации

Евгений Семенычев вспомнил случай, когда одна компания потеряла порядка 100 млн руб. вследствие того, что маркетолог чуть-чуть изменил данные маркетингового исследования, немного смягчил формулировку под нажимом вышестоящего руководства. «Можно сделать прекрасное продвижение, но если сотрудник фронт-офиса начнет «гавкать» на клиента, то тот, естественно, уйдет», - считает г-н Семенычев. Его поддержала и Ольга Сташкевич. По ее словам, неудачи маркетологов зачастую объясняются неотлаженностью межфункциональной коммуникации внутри компании, потерей информации между разными специалистами. «На мой взгляд, это основная проблема многих, в том числе и маркетинговых, начинаний, потому что кто-то что-то недопонял, недослышал, сделал не так, как было нужно, а в итоге мы получаем не тот результат, который ожидали». По мнению Евгения Семенычева, маркетолог должен постоянно содействовать созданию маркетингового мышления внутри компании.
Обращение к консалтерам в кризисной ситуации: оправданный ход или перекладывание ответственности?

В ходе обсуждения была затронута и тема кризиса. Так, Елена Яшина уверена, что в кризисной ситуации компаниям нужны настоящие кризисные маркетологи, а искать их нужно в консалтинге. По мнению г-жи Яшиной, даже компании, в которой проработан системный подход, зачастую бывает необходим взгляд со стороны. Ольга Сташкевич считает, что обращение к управленческим консультантам в кризисной ситуации - явление из серии несдерживания эмоций. «Когда ситуация меняется, всегда резко повышается эмоциональный фон, - говорит она. - Но, на мой взгляд, если в организации есть нормальный аналитик, то всегда можно спрогнозировать развитие событий, принять соответствующее решение». Г-жа Сташкевич полагает, что, приглашая консультанта, руководители предприятий часто пытаются обвинить его во всем происходящем. «В кризисной ситуации - это перекладывание ответственности. Консультантов нужно привлекать безэмоционально», - говорит эксперт.

Валентина Кузьмина
dkvartal63.ru

01.11.2008

на печать


Комментарии

Александр Грамм
04.11.2008 11:47 | сообщение #1
 

Цитата: «Маркетинг - это способ гармонизации желаний потребителей с ресурсами и миссией организации»
Комментарий: Это как? Подстраивать потребителей по миссию и ресурсы компании или миссию и ресурсы компании подстраивать под потребителей? Не очень понятно и никак не отображает функцию маркетинга. Я бы даже сказал поностью противоречит как традиционным, так и новым взглядам.

Цитата: что маркетинг - это не только некая функция, присутствующая в организации, но прежде всего философия компании.
Комментарии: Зачем так глубоко? Маркетинг это способ управления компанией на рынке, вот и всё...
По-моему, каша в голове от незнания элементарной терминологии... Философия это философия, маркетинг это маркетинг...

Цитата: Эффективность деятельности маркетолога можно измерить, исходя из поставленных перед ним задач.
Комментраий: Так может исходить надо из того, какие задачи ставились перед маркетологом на предыдущем месте работы и как? Очень субъективной может оказаться оценка "со тороны". Ведь вы берёте товарища-маркетолога для себя, а не для Того парня.

Вообщем дальше комментировать не вижу ни малейшего смысла. Пусть это покажется кому-то грубым, но такие мероприятия показывают лишь одно. Как был маркетинг НЕЧТо из области непонятного, так он и остаётся для большинства, особенно в регионах. Так что г-да маркетологи, крепитесь. Непрофессионализм ещё долго будет в цене!

Jur
05.11.2008 11:27 | сообщение #2
 

В целом согласен, но от себя выделю ещё одну цитату:"в кризисной ситуации компаниям нужны настоящие кризисные маркетологи, а искать их нужно в консалтинге".
Вот и новый вид маркетологов вывели ... кризисные. А все прочие "не кризисные" зачем вообще нужны? Да, и сам термин "маркетолог", как аршин всяк по своему "к месту прикладывает". Ряд лет назад видел запись в трудовой книжке: инженер - маркетолог. Во как! Жаль, категория не указана Улыбка Чем только несчастные не занимаются... Интересно, можно ли "заниматься маркетингом", вообще Улыбка без определения функционала?
Странная статья. Или само мероприятие... Коненчно, ругать других просто, но мне кажется, что "истина где то рядом".

Александр Грамм
05.11.2008 12:22 | сообщение #3
 

Да вообщем-то здесь есть моя статья "Маркетинг - пятое колесо в компании", где я дал очень сокращённый анализ (формат статьи) маркетинга и места маркетолога.

Тут много "перлов", но тратить время на то, чтобы "не оставить камня на камне" не вижу смысла. Одно могу сказать с уверенностью. Есть компании, где маркетинг это то, чем он является. И пример этих компаний, их финансовые результаты говорят лучше всех участников "мероприятий". Есть и у меня позитивный личный опыт.

Brando
05.11.2008 13:53 | сообщение #4
 

Название статьи привлекло, на начав читать, осознал, что передо мной стенограмма очень странного совещания. Зачем это надо было публиковать?

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну


Эволюция дизайна. От теории к практике

Эволюция дизайна. От теории к практике
Эволюция дизайна. От теории к практике. Издание фиксируется на фундаментальных аспектах и принципах дизайна, показывает, как профессионалы пользуются этими принципами, чтобы принимать креативные решения, в результате которых получается выразительная и эффективная визуальная коммуникация. Анализ реализованных проектов демонстрирует воплощение визуальных принципов дизайна, обсуждаемых в академичном, образовательном контексте. Читатели поймут как изображение, шрифт и цвет работают вместе для воплощения общей концепции проекта. Работы графических дизайнеров можно встретить во многих книгах, но только в некоторых дается тщательный, скрупулезный анализ концепции, стратегии, визуальных приемов, которые использовал дизайнер для решения тех или иных проблем. В результате просмотра иллюстрированных альбомов читатель получает поверхностное понимание того, как проект был реализован. В издании не только показываются интереснейшие работы, но и анализируется использование принципов дизайна необходимых для достижения коммуникативных целей. «Эволюция дизайна» - это курс повышения квалификации по темам: форма, цвет, шрифт, изображение и макет - пяти основным областям, в которых дизайнеру постоянно требуется совершенствоваться. Книга показывает, как использовать теорию на практике. В ней наглядно продемонстрированы 40 практических примеров, которые проведут вас от стратегии к концепции, от наброска к макету и, в конце концов, к непосредственному производству и печати. О вдохновении, рабочем процессе, придумывании разных подходов и креативном решении возникающих проблем расскажет целый интернациональный отряд профессиональных дизайнеров. Тимоти Самара - графический дизайнер, живет и работает в Нью-Йорк Сити: преподает, пишет книги, читает лекции, консультирует в STIM Visual Communication. Семнадцать лет посвятил брэндингу и информационному дизайну, в рамках которого участвовал в самых разных проектах: печать, упаковка, среда, дизайн интерфейса для пользователей и анимация. Он работал главным арт-директором в компании Ruder Finn Design - крупнейшей PR-компании в Нью-Йорке, арт-директором в Pettistudio, небольшой много  дисциплинарной дизайнерской фирме; до того, как переехать в Нью-Йорк, Самара исполнял обязанности директора департамента Physiologic в северном пригороде Нью-Йорка. В 1990 году окончил Университет гуманитарных наук в Филадельфии. В данный момент мистер Самара преподает в School of Visual Arts, NYU, Parson School of Design, Purchase College и Parson School of Design и до текущего момента опубликовал пять книг, все напечатанные издательством  Rockport Publishers: «Создавая и ломая сетку», «Типографика цвета. Практикум», «Дизайн публикаций. Практикум» и недавно изданная «Структура дизайна. Стильное руководство». Мистер Самара живет в соседнем с Бруклином Вилльямсбурге - через реку от Манхэттена.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

06.03.2025 - 20:35
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация