Статьи

Новая жизнь РБК

Новая жизнь РБК

Пару лет назад в интервью одной из столичных радиостанций гендиректор холдинга «РБК Информационные Системы» Юрий Ровенский так описал концепцию его развития: «Мы всегда пытались опережать события.

РБК первым провел успешное IPO, первым создал бизнес-телевидение. Мы никогда не следовали спросу на рынке - мы пытались его формировать». Сегодня РБК по-прежнему опережает рынок - правда, в негативном смысле. И готовится к продаже.

Звезда РБК - а в последние лет пять иначе как «звездой» информационного и фондового рынка этот холдинг не называли - стремительно закатывается. В начале года капитализация РБК достигала почти $1,5 млрд. Купившим его акции во время первичного размещения в 2002 г. было чему радоваться. На пике они стоили более 320 руб. за штуку - в 17-18 раз дороже, чем при покупке (с учетом допэмиссий, проведенных позже). Увы, сегодня акционерам РБК не до веселья. И дело отнюдь не только в кризисе, так или иначе задевшем все публичные компании. Котировки холдинга падают в точном соответствии с концепцией, озвученной Ровенским, - быстрее рынка, сильно опережая, к примеру, индекс ММВБ. С начала года капитализация РБК «сдулась» примерно в 7 раз. В конце позапрошлой недели торги акциями РБК на ММВБ были приостановлены из-за падения более чем на 20% к уровню закрытия предыдущего дня и возобновились только в прошлый понедельник.

Рецепт провала прост - чрезмерная долговая нагрузка и рискованные инвестиции. Расти исключительно за счет заимствований и раньше было не просто, а что уж говорить о нынешних временах. Слухи о том, что акционеры РБК срочно ищут покупателей на стремительно обесценивающийся актив, поползли по рынку еще в августе. В октябре уже никто не сомневался: крупный, как минимум блокирующий, пакет РБК будет продан стороннему инвестору.

НА ВЫДАНЬЕ

Покупатель, возможно, уже найден - это «Газпром-Медиа». По словам источников, близких к переговорам, газпромовская «дочка» получила предложение о выкупе примерно 30% акций РБК у трех основных совладельцев холдинга. Кроме того, в случае завершения этой сделки «Газпром-Медиа» якобы должна получить опцион на контрольный пакет РБК. Газпромовские аудиторы проводят due diligence холдинга с начала октября. Правда, Ровенский опровергает информацию о достижении каких-либо договоренностей: «Это дело акционеров. Они действительно ведут переговоры о продаже своих долей. Но, насколько я знаю, ни о каких твердых сделках пока речи не идет. Оказывается, на этот актив нашлось очень много желающих, так что пока акционеры присматриваются». Получить официальные комментарии от руководства «Газпром-Медиа» не удалось.

Среди других потенциальных стратегических партнеров РБК кого только не называли. Дело в том, что в начале октября РБК разослал ряду компаний некий презентационный материал, в котором помимо прочей информации якобы содержались конкретные параметры предложения о продаже холдинга. По неофициальной информации, в нем, в частности, речь шла о том, что покупатель контрольного пакета РБК должен будет сделать оферту миноритариям холдинга о выкупе оставшихся акций по средневзвешенной цене за полгода.

Учитывая недавнее резкое падение котировок, трудно назвать такое предложение выгодным. Но сам факт его появления уже вызвал пересуды. Среди получивших презентацию РБК - предприниматель Алишер Усманов, структуры «Альфа-групп» Михаила Фридмана, а также два зарубежных медиахолдинга - германский Bertelsmann и южноафриканский Naspers. Кроме того, согласно источникам в РБК, заинтересованность в покупке проявила госкорпорация «Ростехнологии» - ее глава Сергей Чемезов вроде бы даже встречался по этому поводу с председателем совета директоров РБК Германом Каплуном. Впрочем, Ровенский опровергает и этот слух.

Вопрос, однако, не столько в том, кто именно купит РБК, а в том, что за бизнес этот гипотетический покупатель в результате получит.

КОМПАНИЯ В ТУМАНЕ

На этой неделе РБК должен опубликовать собственный отчет о своем финансовом состоянии. Давно пора. Противоречивые слухи о продаже холдинга не в последнюю очередь спровоцированы его закрытостью. РБК до сих пор не выпустил отчетность по МСФО за 2007 г., более или менее исправно публикуя лишь финансовые результаты по РСБУ. Структура собственности РБК вот уже много лет остается тайной за семью печатями. К примеру, из информационных сообщений холдинга невозможно понять, какая доля его акций заложена под обеспечение банковских кредитов. Неизвестно также - хотя рынок полон подозрений на этот счет, - кто из юрлиц-держателей акций РБК аффилирован с его основателями.

В этих условиях покупатель должен будет принять на себя немалые риски. Хотя Ровенский уверяет, что в отчете будет «все хорошо», уже сейчас понятно, что воодушевляющих моментов в нем окажется маловато. «У РБК критическая ситуация с долгами. Они оцениваются в $220 млн, при этом прогнозная EBITDA на 2008 г. - около $70 млн. В ноябре холдинг должен погасить кредит банку Barclays на $45 млн. Плюс в то же время грядут процентные выплаты по кредитным нотам на сумму 53 млн руб.», - говорит аналитик Unicredit Aton Анна Курбатова.

Что самое интересное, если судить по последнему сообщению РБК, касающемуся финансовых результатов за первое полугодие 2008 г., деньги на погашение долгов у холдинга были. По сравнению с тем же периодом 2007 г. выручка холдинга увеличилась на 42% и составила $109 млн, консолидированная рентабельность по EBITDA повысилась до 30-32%.

В общей структуре выручки 58% пришлось на долю медиауслуг (в основном это интернет-ресурсы), 20% - на долю РБК-ТВ, а оставшиеся 22% принес печатный сегмент. Остаток денежных средств на конец II квартала 2008 г. достиг $232 млн, в то время как общая сумма долга составила лишь $158 млн. Последняя цифра, по данным аналитиков Альфа-банка, включает в себя «небольшую кредитную линию» от ABN Amro на $5 млн, долги по еврооблигациям и кредиту Barclays Bank, а также биржевые облигации примерно на $100 млн. То есть краткосрочные - самые проблемные - обязательства составляют меньшую часть долга.

Ничего, казалось бы, страшного. Однако сложившаяся ситуация явно не понравилась рейтинговой службе Standard & Poor's, которая на днях понизила долгосрочный кредитный рейтинг РБК с «В+» до «В». Одновременно рейтинги по российской шкале - кредитный рейтинг эмитента и рейтинг приоритетных необеспеченных облигаций - были понижены с «ruA+» до «ruВВВ+». Краткосрочный кредитный рейтинг подтвержден на уровне «В». Кроме того, все рейтинги были помещены в список CreditWatch с негативным прогнозом.

Чуть раньше по компаниям РБК прокатилась волна увольнений. Ровенский говорит, что было сокращено около 10% персонала, то есть 300 человек. «Обычная оптимизация расходов на фоне ожиданий падения рекламного рынка», - поясняет он. Сильнее других досталось печатным изданиям РБК - по предварительным данным, именно из-за них РБК показал в 2007 г. фактически нулевую прибыль (точно это станет известно лишь после публикации соответствующей отчетности). «Это была черная дыра», - говорит источник в РБК. Однако расходы на эту «дыру», как ни крути, были невелики по масштабам всего бизнеса РБК - не более 5-7% от общих, по оценке того же источника. «Все это были просто нервы», - подытоживает он. Холдинг нашел себе проблемы в другом месте.

«Мы будем внимательно смотреть, как РБК рефинансирует свои обязательства. Что будет привлечено до конца 2008 г., будет ли возможность обратить прежние инвестиции в cash. Плюс публикация финансовой отчетности», - говорит аналитик Standard & Poor's Александр Грязнов. В середине месяца РБК зарегистрировал новую эмиссию облигаций на 2,5 млрд руб. Под какую ставку их удастся разместить - большой вопрос. Текущие облигации имеют доходность порядка 11-12% годовых, от новых ждут не менее 13-14%. Деньги нынче недешевы.

Оценить, хватит ли денежных потоков на обслуживание новых долгов, в отсутствие отчетности невозможно. Но еще большие сомнения у экспертов Standard & Poor's, полагает аналитик Альфа-банка Александр Шалагин, могла вызвать запутанная ситуация с оценкой активов холдинга, значительная часть которых заложена собственниками.

КРУГОВОРОТ АКЦИОНЕРОВ

В сентябре стало известно, что доли трех основателей и основных владельцев РБК - Германа Каплуна, Дмитрия Белика и Александра Моргульчика - сократились в сумме с 31,59 до 19,08%. Все трое, однако, утверждают, что сокращение чисто формальное - дело всего лишь в перемещении между депозитариями акций, значительное число которых находится в номинальном владении.

Для чего это было сделано, в компании не рассказывают. Подобные эволюции происходят не впервые. К примеру, в декабре прошлого года крупнейшим акционером холдинга неожиданно для всех стал Bank Austria Creditanstalt, выкупивший большую часть допэмиссии в 20,74 млн акций на общую сумму 4,583 млрд руб. Тогда доли трех основных акционеров тоже формально сократились. Но Дмитрий Белик заявил «Ведомостям», что австрийский банк выкупил акции в интересах основателей. «Мы не планируем уходить ниже контрольного пакета», - сказал он.

Декабрьская сделка принесла акционерам РБК ощутимую пользу: примерно 2,9 млн новых акций (2%) выкупили сторонние инвесторы. Это породило на рынке очередную волну возмущения - опять, мол, акционеры РБК «разгоняют» собственные акции. Масла в огонь подлили слухи (впоследствии, впрочем, не подтвердившиеся) о деталях покупки в октябре 2007 г. холдингом пакета акций небольшого банка «Бург капитал», чей собственный капитал на момент покупки составлял всего 220 млн руб. Через три недели после покупки на балансе этого банка якобы каким-то образом оказался значительный пакет акций РБК. В последующих отчетах, впрочем, это движение акций никак не было отражено. Сейчас «Бург капитал» переименован в «РБК банк» и, по словам Ровенского, используется исключительно для проведения интернет-платежей. Но осадок, что называется, остался.

Другая компания, которую рынок упорно связывает с Германом Каплуном, - «Максвелл Капитал». «Формальных поводов связывать их нет, однако объем сделок "Максвелла" с бумагами РБК и количество размещаемой в его изданиях рекламы наводят на размышления», - делится сотрудник одной из ведущих российских инвестиционных компаний.

РАЗБИТАЯ ЗВЕЗДА

Аналитикам остается лишь догадываться о целях перемещения акций. «Сколько заложено, недоступно. Даже что именно из активов холдинга заложено, неизвестно», - сетует аналитик Елена Баженова из J. P. Morgan. Полученные от дополнительного размещения деньги РБК тратил на покупки акций и облигаций на фондовом рынке. В основном речь шла о «голубых фишках». В недавнем обзоре текущих операций за III квартал 2008 г. РБК признался, что планирует списать большую часть этих инвестиций в убытки. «Вот куда ушли свободные средства. Механизм перекачки дал сбой. Можно сказать, что это был двойной перезаклад. Акционеры выкупили допэмиссию холдинга под залог своих акций, а привлеченными средствами через холдинг же играли на бирже», - комментирует источник в крупной инвесткомпании.

В результате обремененный долгами РБК стал не слишком-то привлекателен в виде целого куска. «Интерес представляют телеканал и в меньшей степени информационный портал холдинга», - утверждает один из игроков рынка, участвовавший в переговорах между РБК и Алишером Усмановым. Аналогичный подход, судя по всему, и у «Газпром-Медиа». Впрочем, сегодня продажа даже части РБК - уже неплохая сделка.

Александр Левинский, Оксана Шевелькова, Юрий Грановский
smoney.ru

27.10.2008

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну


Русский автомобильный дизайн

Русский автомобильный дизайн
Русский автомобильный дизайн. Эта книга написана профессиональным автодизайнером и автожурналистом с целью восстановления исторической справедливости в отношении русского автомобильного дизайна. В том, что отечественный дизайн — это не миф и не выдумка, автор надеется убедить читателя с помощью уникальных иллюстраций: фотографий, чертежей и рисунков. В книге воссоздана предыстория российского автодизайна. Рассказывается о советских автомобилях, а также о дизайне в России с начала XX века и до наших дней. Отражены самые яркие страницы нашей автоистории в эпоху русского модерна и авангарда, этап становления школы русского автодизайна 1920–1930-х годов, оставшиеся в чертежах замыслы и экспериментальные разработки и малоизвестные подробности и трудности создания дизайна наших автомобилей. К сожалению, многие подробности становления автодизайна в нашей стране, как и имена его первопроходцев утрачены или забыты. Однако такие русские автомобили, как «Руссо-Балт», «Победа», «Волга» или «Нива» широко известны и узнаваемы, а представленные в книге эскизы «кухни» отечественного автодизайна позволят испытать гордость за отечественный дизайн. «В книге сделана попытка представить историю отечественного профессионального автодизайна за 120 с лишним лет. Я бы сказал — многострадальную историю. Да, в количественном отношении наш опыт автодизайна не выдерживает сравнения с зарубежным опытом. Однако представленные материалы, концепции, построенные прототипы, а также предшествующие этому дизайнерские эскизы убедительно свидетельствуют, что у нас были выдающиеся специалисты, настоящие художники, дизайнеры и мастера-кузовщики. За них, за их труд не стыдно. Но очень обидно, что на пути к реализации проектов в советские годы стояла непробиваемая стена административно-командной системы, когда каждый секретарь обкома, не говорю уже про ЦК или про первых лиц государства, знал, как надо делать автомобили и что такое красиво. Дизайн, кроме того, всегда становился жертвой остаточного финансирования: логика начальства была простая — немцы (американцы, итальянцы) всё уже придумали, зачем тратить государственные деньги на какой-то дизайн, нужно взять и скопировать. Такое конфуцианство не учитывало ни национальной ментальности потребителя, ни состояния отечественных дорог и инфраструктуры. На смену командной советской системе пришла анархия и неразбериха переходного периода, когда к руководству дизайном попадали прожектёры и непрофессионалы… Тем ценнее для нас победы отечественного дизайна («Победа», «Нива» и «Двадцать первая Волга») — все их удалось одержать вопреки обстоятельствам. Я считаю, что наш исторический, зачастую отрицательный, опыт пошел на пользу новому поколению автомобильных дизайнеров. Неслучайно наши дизайнеры так высоко ценятся во всем мире. Ценятся за креативность мышления, широту кругозора и высокий уровень профессиональной подготовки. Я верю в будущее нашего дизайна, в наши новые победы» Никита Розанов, Заведующий кафедрой «Дизайн средств транспорта» Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова, профессор.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

06.03.2025 - 15:48
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация