Наружная реклама - "это полный бананас"!

Рынок наружной рекламы трех столиц - Москвы, Петербурга и Нижнего Новгорода в чем-то схож. Везде попадаются такие несуразные слоганы на баннерах, как «Сосу за копейки» (реклама пылесоса от «Эльдорадо») или «Не будь лохом, оденься в ГУМе».
Между тем, в большинстве случаев создатели рекламного продукта рассчитывают именно на агрессию или раздражение (в 2007 году Федеральной антимонопольной службой России было зафиксировано 200 случаев оскорбительной и агрессивной рекламы). И пусть такая реклама почти сразу снимается бдительными комитетами по рекламной деятельности, в памяти она остается надолго.
Жители Нижнего Новгорода сетуют, что создатели наружной рекламы зачастую страдают отсутствием интеллектуальности и вкуса.
Напротив торгово-промышленной палаты Нижегородской области расположено казино «Джордан». Несколько лет назад вывеска этого достаточно богатого заведения выглядела весьма практично: на фасаде старинного дома, в котором разместилось казино, красовалась полуобнаженная девица в объятиях сказочного зверька, а над ними разноцветными огнями высвечивалась надпись «БарСук». Надо сказать, что вывеска эта смущала умы нижегородской интеллигенции достаточно длительное время, и комиссия Нижегородского управления Федеральной антимонопольной службы оштрафовала владельца казино на 15 тыс. руб. за нарушение закона «О рекламе».
Пару лет назад в Нижнем Новгороде была объявлена охота на передвижные билборды. Рекламные щиты крепились прямо на «Газелях», машину водитель оставлял в людном месте и уходил на целый день. Эта «наглость» на колесах была тогда головной болью нижегородского градоначальника Вадима Булавинова, который пообещал убрать неправомочную рекламу с улиц областного центра. Ведь согласно поправкам к новому федеральному закону «О рекламе», использовать мобильные билборды было запрещено с 1 января 2007 года.
Стоит отметить, что рекламной теме в столице Приволжья уделяется достаточно серьезное внимание. Недавно глава Нижнего Новгорода Вадим Булавинов поручил главному художнику города Михаилу Сазонтову отказывать в согласовании размещения наружной рекламы, пока по каждой улице не будет разработана художественная концепция. По словам мэра, в настоящее время в городе наблюдается «полное безобразие в размещении наружной рекламы». «Чего мы только не видим на фасадах, заборах и столбах», - посетовал мэр. По его мнению, все это «превращает город в балаган».
С агрессией и оскорблением лучших чувств потребителя любят поиграть и московские рекламщики. Только размах у них, в отличие от креативщиков Нижнего Новгорода, намного шире.
Рекламисты просто обожают «общаться» с массовым потребителем на грани фола. На отечественном рынке лидером провокационной рекламы, несомненно, является «Евросеть» времен начала своей деятельности. Взять хотя бы ее первый слоган «Евросеть - цены просто ...». Специалисты морщились и предрекали компании падение продаж, а потребители, странно подхихикивая, шли покупать эти самые телефоны.
Это, напомним, была радиореклама. А вот креаторы, разрабатывающие рекламу сети магазинов «Эльдорадо», сделали упор на постеры и билборды, создав рекламу пылесоса с двусмысленным слоганом, а также поместив на плакаты группу бесштанных молодых людей и известив, что цены скинуты «до неприличия».
Несколько лет назад у известного рекламного агентства стояла задача вывести на рынок компании, занимающиеся строительством и продажей недвижимости. Билборды со слоганами «Купи квартиру и получи бейсболку!» и «Етипук уритравк - квартиру купите» москвичи помнят до сих пор. Результат был достигнут - брэнды стали узнавать.
Иногда, правда, рекламщики допускают откровенные ляпы, достигая совсем неожиданного результата. Так, например, получилось, когда всем предприятиям потребительского рынка столицы в очередной раз дали задание поздравить москвичей с Днем Победы. Плакат «Старина Мюллер» поздравляет с Днем Победы», размещенный на витрине одноименного пивного заведения, выглядел довольно двусмысленно.
А иногда, чтобы достичь неожиданного эффекта, достаточно просто разместить рекламу, не поинтересовавшись, что с ней будет соседствовать, как это произошло, например, с плакатом одной политической партии. «Россия будет справедливой», - гласил один из висящих на стене плакатов. «Это будет полный бананас. Уже хочу!» - отзывался соседствующий с ним.
Провалом обернулась и попытка петербургской фирмы «Пятерочка» с юмором отрекламировать сеть своих магазинов. Компании пришлось убрать большую часть своей наружной рекламы с улиц Москвы и вестибюлей метрополитена. Сначала возмущение ГИБДД вызвал порочащий честь милицейского мундира рекламный плакат со слоганом «Гаишник ждет под елочкой, а качество в «Пятерочке». А затем столичный метрополитен отказался размещать стикеры «Двоечки у Вовочки, а качество в «Пятерочке», поскольку, по мнению руководства подземки, эти плакаты нарушают права детей и пропагандируют насилие над самыми маленькими гражданами.
Петербург отличился не только запрещенной рекламой «Пятерочки». Неудачно выбранный рекламный слоган на билбордах - и руководству «Газпрома» приходится отбиваться от обвинений в воровстве. Дело в том, что основной слоган рекламы одного из проектов «Газпрома» - «Охта Центра» - практически идентичен слогану компании Adidas. Фразы «Небывалое бывает» («Газпром») и «Невозможное возможно» (Adidas) не сильно отличаются друг от друга. В принципе, это синонимичные выражения. Тем более, что фон был выбран идентичный.
Теперь разработчики слогана «Газпрома» ссылаются на то, что фраза была выбита в 1703 году на медали Петра I в память о сражении в устье Охты, для рекламы применяется с 2007-го. Слоган Adidas появился на 301 год позже - в 2004 году, но в рекламе на 3 года раньше, чем у «Газпрома».
Попытки придумать яркий и запоминающийся слоган нередко приводят и к всевозможным казусам.
Например, компания «Эльдорадо» использовала фразу «Сосу за копейки». Разумеется, внимание людей это привлекало, они в недоумении останавливались и узнавали, что таким образом рекламируются пылесосы. В Москве подавались судебные иски по поводу этой рекламы, а в Петербурге власти распорядились убрать плакаты, и в суд обратились уже представители «Эльдорадо» (правда, фирме как-то удавалось доказать свою правоту). В дальнейшем слоган трансформировался в «За сущие копейки».
Отдельного внимания заслуживают «стоматологические перлы». Так, на одной из клиник на все окно большими буквами было написано: КАРИЕС!!!! 900 руб. А при открытии нового стоматологического кабинета на улице появилась реклама с белоснежной женской улыбка и надписью: «Красивые белые зубы - все в ваших руках». После такого пессимистичного прогноза идти туда как-то не тянуло...
Кроме того, весной этого года в петербургском метро часто можно было встретить пожелание, вызывающее у многих явное недоумение. В поездах были расклеены плакаты: «Яйца Синявинские. Особо крупные. Дай Бог каждому! К Пасхе!».
Одним словом, увидеть можно всякое, а уж понимает каждый, как говорится, «в меру своей испорченности и осведомленности».
rosbalt.ru
12.10.2008
Комментарии
Написать комментарий