Статьи

Коллекция лишних марок

Коллекция лишних марок

За два года ГК «Синергия» сумела превратиться из небольшого регионального производителя алкоголя в игрока федерального масштаба. Скупая ЛВЗ по всей стране, она вышла на второе место по объему выпуска водки.

Причем по величине продаж отставание от лидера - компании «Русский алкоголь» - составляло лишь 6%. Продолжи «Синергия» свое M&A-ралли, и первое место ей было бы обеспечено. Но группа решила сменить стратегию.

«Синергия» больше не будет форсировать рынок, изменив своей обычной практике поглощения активов. Председатель правления и владелец 51,8% акций группы Александр Мечетин уверяет, что по крайней мере в ближайшие полгода никаких M&A-сделок не будет. «Синергия» намерена увеличивать объемы производства на уже купленных предприятиях. А чтобы нарастить продажи, в группе занялись селекцией собственного портфеля брендов. В их раскрутку «Синергия» готова вложить около $70 млн.

БЫСТРЫЙ ПОКУПАТЕЛЬ

На нашем водочном рынке не принято работать без могущественных покровителей. До последнего времени «Русский алкоголь» контролировал холдинг «Промышленные инвесторы», принадлежащий экс-министру топлива и энергетики Сергею Генералову. Владелец ТПГ «Кристалл» Сергей Зивенко ранее возглавлял «Росспиртпром», основатель ГК ОСТ Владимир Пекарев - депутат Госдумы, владелец «Ливиза» Александр Сабадаш - сенатор. Депутатом был и основной владелец «Веды» Кирилл Рагозин (погиб в 2005 г.).

Группа молодых предпринимателей во главе с Александром Мечетиным, основавших компанию «Синергия-Восток» в 1999 г., поначалу о водке даже не задумывалась. Первыми вложениями Мечетина с партнерами были дальневосточные молочные и мясоперерабатывающие заводы, требовавшие небольших инвестиций на уровне $1-2 млн. Все изменилось с появлением в 2001 г. среди учредителей компании члена Совета Федерации от Саратовской области и бывшего зампреда правления РАО «ЕЭС России» Валентина Завадникова. Сейчас ему принадлежит 25,2% ГК «Синергия».

Первой сделкой, прошедшей под присмотром Завадникова, стало приобретение в 2002 г. контрольного пакета завода «Уссурийский бальзам» за $5 млн. Следом был куплен контрольный пакет пермского «Уралалко» (весь завод на тот момент оценивался в $5,2 млн). В течение последующих трех лет компания собирала водочные активы по всей стране. В конце 2004 г. в состав «Синергии» вошел Архангельский ЛВЗ (сделка оценивается в $6 млн), в 2005 г. был получен контроль над Хабаровским ЛВЗ ($5 млн). В 2006 г. группа примерно за $11-12 млн приобрела Нижегородское предприятие РООМ, а также Мариинский ЛВЗ в Кемеровской области ($5-6 млн). В 2007 г. была поглощена компания «Диамант Алко» с подмосковным заводом «Традиции качества». По словам Мечетина, эта сделка обошлась «Синергии» в $70 млн. Последнее свое крупное приобретение группа сделала уже за рубежом, купив за $90 млн у украинского производителя «Оверлайн» его сбытовую сеть и права на бренд «Мягков».

Теперь группа располагает семью водочными производствами в шести федеральных округах России (за исключением ЮФО). Оценив успехи «Синергии», по ее пути пошли и конкуренты. «Русский алкоголь» купил второй завод в Туле и построил третий под Новосибирском, «Веда» начала розлив в Мордовии и т. п. «Четыре года назад мало кто понимал, что надо начинать скупку заводов, все пытались развивать монопроизводственные направления. "Синергия" первой показала рынку преимущества регионального развития сети производств», - говорит директор Центра исследования федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз.

НОВЫЙ ПОВОРОТ

 Все покупки «Синергии» - это крепкие местные производители, выставленные на аукционы городскими администрациями отнюдь не по причине плохих финансовых показателей. «С их поглощением мы приобретали не только мощности, но и лидерство на региональных рынках», - вспоминает Мечетин. Однако даже все вместе эти заводы не обеспечивали лидерства федерального. Рыночная доля, к примеру, марки «Беленькая», которую выпускает завод «Традиции качества», по оценкам Euromonitor, в 2006 г. составляла всего 1%, тогда как у «Зеленой марки» («Русский алкоголь») было 3,7%, а у «Путинки» («Винэксим») - 2,7%.

Поход за сильными брендами «Синергия» начала после IPO, проведенного в ноябре 2007 г. Группа разместила 19% своих акций по цене $70. Продающими акционерами выступили принадлежащая Мечетину компания Sword Enterprises Limited и завадниковская Deepline Consultants. Мечетин привлек $108 млн, а Завадников - $82 млн.

На эти деньги компаньоны и купили «Мягкова». Впервые «Синергия» потратилась на бренд и его дистрибуцию, а не на завод, который расположен в Одессе. «В России продается вчетверо больше этой водки, чем на Украине. Поэтому завод не вошел в сделку, а розлив "Мягкова" перенесен на наши мощности в России», - поясняет Мечетин.

Производить оказалось проще, чем продавать. «Владельцы "Синергии" придумали гениальную схему консолидации. Но с созданием собственных федеральных брендов у них не очень получалось, - комментирует Вадим Дробиз. - Марки "Русский лед" и "Государев заказ" лишь условно федеральные. А первые действительно крупные бренды - "Беленькую" и "Мягкова" - они купили».

Теперь Мечетин надеется создать бренды столь же притягательные, как «Мягков», из тех марок, что достались в наследство вместе с купленными заводами. Из сотни маловыразительных названий вроде «Ивановича», «Рябиновой на коньяке» или «Народной» Мечетин выделил четыре - вышеупомянутые «Государев заказ», «Беленькую» и «Русский лед», а также «Белугу». Идея простая: бренд федеральный, а водка под ним разливается на нескольких заводах, закрывающих потребности каждого округа. «Мы рассчитываем, что постепенно федеральные бренды каннибализируют локальные», - говорит Мечетин. Если в 2006 г. доля региональных марок в продажах «Синергии», по оценкам компании, составляла 73%, то в 2008 г. уже на долю общероссийских будет приходиться около 80%.

АКУЛА ПРИЛАВКА

Масштабное продвижение преимущественно коснется четырех основных брендов - «Белуги» (сегмент super premium), «Русского льда», «Мягкова» (low premium) и «Беленькой» (среднеценовой сегмент). «Белуга» со следующего года должна появиться в США. Но больше всего надежд на «Русский лед». К участию в рекламной кампании со слоганом «В каждом есть что-то русское» будут привлекаться западные звезды с российскими корнями. Первым уже задействовали Сильвестра Сталлоне, чья прабабушка, согласно семейной легенде, жила в Одессе. «Кампанию можно сделать довольно широкой: у половины Голливуда есть русские корни. У Леонардо ДиКаприо, Харрисона Форда, не говоря уже про Милу Йовович», - веселится Мечетин.

Запросы заокеанских звезд не так уж высоки по сравнению с аппетитами рядовых российских ритейлеров. Контракт Сталлоне с «Синергией» стоил всего $1 млн. «Больше половины годового рекламного бюджета уйдет на розницу», - делится Мечетин. По его словам, только ввести один водочный бренд в сеть стоит сейчас не меньше $5 млн, а чтобы попасть в один ресторан, нужно $10 000-30 000. «У нас пять марок, и на каждую нужно тратиться! - восклицает глава "Синергии". - А ведь есть еще такие вещи, как приоритетная выкладка. Я считаю, что в сегодняшней ситуации, чтобы только поддерживать существование одного бренда на рынке, нужно минимум $10 млн в год».

Другие участники рынка отнюдь не в восторге от щедрости «Синергии». Игроки сами пытаются регламентировать взаимоотношения с розницей и правила и способы продвижения продукции, заключая между собой договоренности о недозволенных приемах. Цель - не допустить «перегрева» цены полок. Но, по словам одного из топ-менеджеров компании-конкурента «Синергии», последняя злоупотребляет платежами не только за вход и полку, но и там, где может, мотивирует деньгами или товаром низовой персонал магазинов. «Подобная схема приводит к очень быстрому доминированию на полке. А мы вроде как официально платим те же деньги за полки, со всеми налогами и т. п., а все равно не можем встать на равных. Потому что нас отторгает персонал сети, который уже был заинтересован конкурентом», - жалуется он.

Мечетин рассчитывает, что с ростом узнаваемости своих марок он будет тратить на ритейлеров меньше: «Наш козырь - сильные бренды, которые будут востребованы покупателями. Больше мы ничего противопоставить рознице не можем».

РОСТ С ЗАПАСОМ

Очень возможно, что Мечетину не хватит запланированного маркетингового бюджета. Заемные деньги, за счет которых развивается розница, стали слишком дороги. Самое заманчивое в такой ситуации - ввернуть в оборот деньги поставщиков или производителей, увеличив отсрочки по платежам с 30-40 дней до 60-90 дней. Не говоря уже о том, что поборы за полки и бонусы в нынешней ситуации наверняка увеличатся. Неизвестно, как долго сможет компания с годовой выручкой $650-700 млн позволять себе потакать розничным сетям, чьи обороты в 3-5 раз выше. При том что свободных средств сейчас у «Синергии» немного, оставшимися после IPO и покупки «Мягкова» почти $100 млн была погашена часть долга группы.

Вице-президент по маркетингу компании «Винэксим» Станислав Кауфман не верит в то, что «Синергия» - долговременный игрок. Вадим Дробиз добавляет, что группа «теоретически» готова к продаже: «Западные игроки весьма заинтересованы в российском рынке, втором по величине после США. "Русский алкоголь" уже продан Lion Capital и польскому дистрибутору CEDC, проданы "Парламент" и "Уайтхолл". Открытость "Синергии" - серьезный аргумент для ее приобретения».

«Продаваться, имея ежегодный рост в 50%? Да это смешно! - комментирует эти предположения Мечетин. - Когда рост будет поменьше, мы, возможно, и подумаем о стратеге, но пока мы твердо решили работать самостоятельно». По мнению Игоря Кованова, управляющего партнера инвестиционной компании Falcon Advisers, «Синергия» вполне способна на одиночное плавание. Планируется, что в 2008 г. EBITDA группы будет на уровне $100 млн, а долговая нагрузка составит около трех EBITDA, что совсем немного.

Аналитики ждут от «Синергии» продолжения истории успеха. «Эта компания - крупнейший консолидатор на рынке. Дальнейшее укрупнение совсем не обязательно за счет M&A-сделок, она ускорится органически. Слабые игроки будут выбывать из бизнеса, а ритейлеры только ускорят этот процесс со своими отсрочками платежей», - согласен с коллегой аналитик «Ренессанс Капитала» Виктор Дима.

На следующий год Мечетин запланировал рост объемов производства на 20-25%. Это «Синергии» вполне по силам. Согласно отчету «Ренессанс Капитала», мощности заводов группы сейчас загружены всего на 50-60%. Есть в резерве и ликвидные активы на продажу: «Синергия» продолжает поиск покупателей на оставшиеся непрофильные мясо-молочные производства, на которые сейчас приходится примерно треть ее выручки. По словам Мечетина, заинтересованность в этих активах выражают буквально все крупные агрохолдинги страны.

Елизавета Никитина
smoney.ru

06.10.2008

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну


Энергия шрифтов 2

Энергия шрифтов 2
Энергия шрифтов 2. Книга "Энергия шрифтов 2" предлагает читателю более 1600 различных шрифтов, созданных в самых известных на сегодняшний день дизайн-студиях всего мира для дизайнеров, режиссёров, арт-директоров и типографов, и рассказывает о лучших работах. "Энергия шрифтов 2" поможет Вам найти наиболее высококачественные и современные шрифты. Вы узнаете о таких агентствах, как No Bodoni, Underware, You WorkForThem, а также Parkinson, Holland Fonts и Neufville Digital. Стили шрифтов варьируются от лучших классических работ Франсистека Сторма до новейших работ студии Atomic Media. Полный список дизайнерских мастерских, их веб-сайтов и телефонных номеров позволяет читателю напрямую задать интересующий его вопрос дизайнеру. Не менее полезны окажутся глоссарий терминов по типографике и индекс для быстрого поиска. "Энергия шрифтов 2" издана вместе с диском. Книга и диск - это лучший способ найти универсальный шрифт на все случаи жизни или же особенный экспериментальный шрифт для изысканного проекта.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

06.03.2025 - 20:32
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация