Статьи

Вещь в себе

Вещь в себе

Ситуация на киргизском рынке пива показывает, что даже в условиях полной зависимости от импортного сырья, дисбаланса производственных мощностей, незащищенности от экспансии зарубежных производителей национальные игроки могут успешно наращивать объемы производства.

Нынешнее лето в Киргизии выдалось необычно жарким даже для этой среднеазиатской страны. Уже в начале июня температура днем стала зашкаливать за 30°С. Перед входами в мелкооптовые магазинчики, взявшими в плотное кольцо Ошский рынок, один из самых больших в столице Киргизии, в течение дня возникают и опадают горы упакованных безалкогольных и слабоалкогольных жидкостей. Продукцию брали влет - томимые жаждой потребители охотно скупали пенистый напиток. Среди бутылок бросалось в глаза обилие продукции местных пивоваров - стеклянные поллитровки с красной этикеткой «Арпа» и пластиковые полуторалитровые бутылки с синей - «Наше пиво».

Было время - было и пиво

Наше ли оно? Если на прилавках Бишкека гость из Казахстана без труда обнаружит «Карагандинское», «Сокол» или «Шымкентское», не говоря уже о «Балтике» во всех ее брендовых воплощениях, то киргизские марки янтарного напитка практически неизвестны в нашей стране. Пивная отрасль Киргизии для стороннего наблюдателя - это терра инкогнита. Даже всезнающий Yandex на запрос «Кыргызстан, пивоваренная индустрия» отвечает: «Искомая комбинация слов нигде не встречается».

А между тем пивная индустрия в Киргизии - одна из старейших в Центральной Азии. Первый пивзавод на ее территории был открыт еще в конце XIX века в городе Караколе. К 1917 году помимо каракольского варили пиво еще на четырех заводиках - двух в городе Пишпеке, и по одному в селе Беловодском и городе Джалал-Абаде.

В советское время помимо четырех крупных пивзаводов, которые сформировались на базе дореволюционных производств, в системе Киргизпотребсоюза были построены четыре пивоварни средней производительности - в городах Ош, Кара-Балта, Талас и Кочкорка. К середине 1980-х на киргизских заводах ежегодно варилось до трех миллионов дал пива.

Антиалкогольная кампания 1986 года, последовавший вскоре развал СССР нанесли чувствительный удар по индустрии. В 1993 году производство пива составило менее двух миллионов дал, а в течение последующего десятилетия упало еще в 2,7 раза. Перелом наступил в 2005-2006 годах - пивоваренная отрасль Киргизии начала выбираться из затяжного кризиса. В 2007-м объем производства достиг 1,4 миллиона дал, что почти на треть выше показателей 2006-го. Как ожидают специалисты Министерства сельского, водного хозяйства и перерабатывающей промышленности Киргизской Республики, к концу этого года объем сваренного на киргизских предприятиях пива превысит этот показатель. И пока границ роста у рынка не видно - несмотря на то что работают местные пивовары, казалось бы, в крайне неблагоприятных условиях.

Мешая разные струи

По данным киргизского Минсельхоза, сегодня на внутреннем рынке Кыргызстана ежегодно потребляется около 5 млн дал пива, из них две трети - 3,2-3,5 млн дал - импортируются; остальное, порядка 1,5 - 1,8 млн дал, приходится на местных производителей. Об этом рассказал начальник управления развития политики переработки и маркетинга сельхозпродукции министерства Асанкул Искаков.

Среди импортного пива доминирует продукция российских (свыше трех четвертей поставок) и казахстанских (чуть менее четверти) компаний. На территории самой Киргизии функционирует 12 пивоваренных предприятий, на которых занято около 1500 человек. Географическое расположение как самих пивоварен, так и объемов выпускаемой ими продукции характеризуется ярко выраженным дисбалансом. Две трети из них находится в северной части страны, в Чуйской долине. Здесь же выпускается и 99,7% всего киргизского пива. При этом свыше 90% янтарного напитка приходится на три крупнейших завода, подконтрольных местному бизнесу - Бишкекский пивоваренный им. Н. У. Урманбетова ОАО «Арпа», компании «Абдыш-Ата» и ОАО «Беловодское пиво». Абсолютным лидером отрасли долгие годы является завод «Арпа», на долю которого приходится больше половины выпускаемого в республике пива. Производительность остальных предприятий заметно ниже - так, «Абдыш-Ата» разливает в год в два с половиной раза меньше.

Основная доля выпускаемого в Киргизии пива приходится на светлые сорта. Общее количество брендов невелико. Например, ОАО «Арпа» производит только одну марку пива - «Арпа Светлая классическая», «Абдыш-Ата» - марки «Наше пиво» и «Живое», ОАО «Беловодское пиво» - «Беловодское» и «Ночная Москва», пивоварня «Барс» - «Барс», «312» и «Пишпек».

В ценовом отношении продукция киргизских пивоваров, за исключением нескольких мини-пивоварен ресторанного типа, ориентирована на бюджетного покупателя. По словам Асанкула Искакова: «Средняя себестоимость пива по отрасли составляет 21-22 сома за литр, или 0,62 доллара, оптовые цены - 32-34 сома». В розницу тарированное пиво эконом-класса от местных производителей продается по цене около 50 сомов за литр (1,47 доллара). Сегмент «мейнстрим» на киргизском рынке представлен импортными марками. Единственным исключением стал появившийся в мае этого года бренд «Живое пиво» от компании «Абдыш-Ата», розничная стоимость которого приближается к двум долларам за литр. Сегмент «премиум» на массовом рынке занят импортной продукцией. Местными мини-пивоварнями варится пиво категории «локал-премиум». Но объемы производства невелики - в среднем 10-15 тыс. дал пива в год.

О неразвитости местного рынка пива свидетельствует и отсутствие крупных дистрибьюторских компаний, которые бы реализовывали продукцию местных производителей. Крупные заводы самостоятельно выстраивают каналы по поставке своей продукции, предпочитая обходиться без посредников. ОАО «Арпа», например, взяло на себя транспортные расходы по доставке своего пива в регионы, чтобы, по словам председателя совета директоров ОАО «Арпа» Абдыралы Чынгышева, цена на их продукцию в мелкооптовых магазинах и на юге, и в Нарыне, и на Иссык-Куле, и в Таласе была такая же, как в Бишкеке.

Кусающийся солод

Сами участники рынка объясняют сложившуюся структуру рынка неблагоприятными условиями для местных производителей. Прежде всего это зависимость от импортного сырья. Основные компоненты, необходимые для производства пива - солод (пивной ячмень) и хмель - завозятся из стран ближнего и дальнего зарубежья. Большую часть потребностей крупных пивоваров в солоде удовлетворяет Текелийский солодовенный завод в Казахстане. Солод также везут из Германии, а хмелевые добавки - еще и из Китая, Австрии, Польши.

Зависимость пивоварен Киргизии от импортного сырья, убежден г-н Искаков, сдерживает рост производства отечественного пива. С этим мнением согласен и директор Steinbrau Александр Штайнбах. В беседе с «Экспертом Казахстан» он отметил: «Самое узкое место в отрасли - производство ячменя. Можно поставить здесь самую лучшую солодовню, но если само сырье, ячмень, не соответствует пивному стандарту, из него невозможно сварить качественный солод».

В последние годы наблюдается стремительный рост цен на мировых рынках солода и хмеля. Так, по словам г-на Чынгышева, стоимость солода возросла в два раза, с 386 долларов за тонну в 2006 году до 798 долларов в 2008-м. Более чем в пять раз подорожал хмель - сегодня один килограмм этого сырья стоит 80 евро; еще год назад его цена не превышала 15. С учетом этого на сырье у пивоваров Киргизии приходится от 40 до 50% стоимости конечного продукта. Специалисты не исключают, что в долгосрочной перспективе местные компании могут возобновить попытки культивации пивного ячменя и хмеля на территории республики и увеличить долю местных зерновых в своем производственном процессе.

Как рассказал г-н Штайнбах, несколько лет назад Steinbrau совместно с немецкими партнерами, киргизским Институтом земледелия и несколькими местными фермерами предприняли попытку селекции и выращивания в Киргизии пивного ячменя. К сожалению, фермеры, которым удалось добиться неплохих результатов на опытных участках, оказались не в состоянии выдерживать технологию выращивания пивного ячменя на больших площадях. Сегодня небольшое количество ячменя, выращенного в Киргизии, использует в своем производственном процессе только компания «Абдыш-Ата».

Старые рецепты, устаревшее оборудование

Еще одна проблема киргизских пивоваров - устаревшие технологии и изношенное оборудование. Словосочетание «по последнему слову техники» сегодня в Киргизии можно применить к оборудованию только двух-трех мини-пивоварен. Пока же производственные фонды большинства киргизских предприятий представляют собой причудливую смесь новых и бывших в употреблении аппаратов и технологических линий, построенных в основном в Германии и Китае, с реликтовыми вкраплениями оборудования времен СССР. Неудивительно, что тарирование около 70% пива осуществляется в стеклянные бутылки и кеги. Лишь у молодых производителей становится все более популярной пластиковая тара.

Попытки решить проблему технологического отставания за счет создания совместных предприятий с зарубежными компаниями успехом не увенчались. Сейчас в республике нет ни одного крупного пивоваренного СП. В конце 1990-х ОАО «Арпа» предприняло попытку организации совместной деятельности с французской фирмой, но через три года они вышли из соглашения, так как партнеры не выполняли своих обязательств. В 2002 году на базе пивзавода в селе Беловодское была создана киргизско-китайская пивоварня «Суу-Суар». Но долговременного сотрудничества у партнеров тоже не получилось. Не пришли пока в Киргизию и дочерние предприятия крупных зарубежных производителей. Шесть лет назад тогдашний президент Аскар Акаев предложил компании «Балтика» построить в республике дочернее предприятие. Но эта инициатива не нашла своего практического воплощения.

Инвестиционная привлекательность киргизской пивной отрасли для иностранцев невелика - констатируют эксперты. Да и для местных тоже. Всего за постперестроечный период в отрасль было вложено около 30 млн долл. инвестиций. По словам Асанкула Искакова: «Инвестиций много, но, к сожалению, не так много, как нам бы хотелось. Больше всего в производство пива сегодня вкладывают местные инвесторы». Крупные международные инвесторы, в целом активно вкладывающие средства в экономику Киргизии - Азиатский банк развития, Европейский банк развития, Исламский банк - производство алкогольно-табачной продукции не поддерживают принципиально.

Одним из сдерживающих факторов для остальных потенциальных инвесторов является местное законодательство. Основополагающим для производства и сбыта пива в КР является принятый в июле прошлого года закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». В соответствии с нормами этого закона пиво было отнесено к категории алкогольной продукции. Как считает г-н Искаков: «В свое время этот закон был принят без соответствующего обсуждения с производителями, реализаторами и потребителями... Сейчас мы готовим изменения в законодательство и внесем их на рассмотрение парламента республики».

Нехватка фильтров

В отличие от производителей водки, пивовары почти не сталкиваются с контрафактной продукцией. Пиво практически не подделывают. Производить пиво в подпольных условиях гораздо сложнее, чем, например, водку. Поэтому контрафактное пиво «по-киргизски» - это прежде всего дешевое пиво, перелитое в бутылки более дорогих брендов; переклеенные этикетки на товаре с истекшим сроком хранения, и неучтенное пиво, выпущенное на легальных заводах. Поток контрабанды пива из соседних стран относительно невелик. Так, в 2006 году киргизской таможней было задержано спирта - 3,2 тыс. литров, водки - 22,7 тыс. литров, а пива - 659 литров.

А вот легальная продукция иностранных производителей доставляет много хлопот. Сильнее всего теснят киргизских пивоваров компании из ближнего зарубежья. Даже в сегменте эконом-класса, который на рынках Казахстана и Узбекистана представлен почти исключительно продукцией местных заводов, киргизские бренды вынуждены конкурировать с казахскими «Карагандинское» и «Шымкентское», а также продукцией узбекско-германского предприятия Sarbast Plus. По мнению отраслевых экспертов, государство должно играть более активную роль в защите отечественных производителей. Асанкул Искаков убежден: то, что сегодня не существует никакой разницы в налогообложении местного и импортного пива, «не вполне справедливо». «Для стран, которые еще не вошли в ВТО, нужно устанавливать более жесткие условия - для Казахстана, России», - считает эксперт.

Киргизские пивовары свою продукцию за рубеж практически не продают. Ее иногда можно увидеть в приграничных с Киргизией районах Узбекистана и Таджикистана, но это, как утверждают эксперты, скорее всего контрабанда. Официально никто киргизское пиво не экспортирует. Главная причина, препятствующая экспорту, - высокие акцизы. По словам Абдыралы Чынгышева: «В нашей стране, как члене ВТО, ставка акцизного налога составляет 5 сомов за литр (около 15 центов), причем она одинакова как для местных, так и для иностранных производителей. В то же время в Казахстане акцизные налоги на наше пиво - если бы мы решили его поставлять - составили бы 0,2 евро, примерно 10,6 сома. Для местных, казахских, пивоваров акциз в 5 раз меньше. В Узбекистане акциз на один литр ввозного пива - 50 центов, около 17 сомов». «В ценовом отношении мы просто не в состоянии с ними конкурировать на их родных рынках», - подводит грустный итог представитель ОАО «Арпа».

Участники рынка надеются, что республиканские власти возьмут их под свою защиту. «Из нашей прибыли половину получает государство, поэтому правительство просто обязано обращать больше внимания на этот аспект, - считает и Абдыралы Чынгышев.- Мы предлагали внести дополнения в закон, например, установить различные величины акцизов для стран - членов ВТО и находящихся вне ее рамок. Но пока не были услышаны». Пытаясь совместными усилиями отстаивать свои интересы, крупнейшие производители республики создали пять лет назад Ассоциацию пивопроизводителей Кыргызстана, правда, пока на неофициальной основе.

Асанкул Искаков считает, что помимо юридических трудностей, с которыми приходится сталкиваться производителям при попытках экспортировать свою продукцию, она уступает большинству конкурентов и по качеству, и по дизайну. Среди местных пивоварен только «Абдыш-Ата» ведет работу по выходу продукции на экспорт. В ближайших планах компании - Казахстан, Узбекистан и Таджикистан, в несколько более отдаленном будущем - Китай. Как ожидается, тараном, с помощью которого киргизские производители впервые попытаются пробить окно на казахстанский внутренний рынок, станет новая марка «Живое пиво».

Как залить рынок пивом

Компании планируют расширять сбыт и на внутреннем рынке. Несмотря на все неблагоприятные условия, предприниматели считают, что у пивоваренной отрасли неплохой потенциал роста. Среднедушевое потребление пива в республике составляет примерно 9,4 литра в год. В то же время в соседнем Узбекистане потребление пива приближается к 11 литрам на душу населения, в Казахстане - почти 20 литров, в России - перевалило за 50. Судя по всему, спрос на пиво в Киргизии будет расти, приближаясь к средним показателям по региону, - факторов, которые бы препятствовали этому, нет. Косвенным подтверждением того, что спрос уже сейчас превышает предложение, служит то, что местные производители сбывают свою продукцию, практически не тратясь на рекламу. Пожалуй, только компания «Абдыш-Ата» последовательно проводит кампании по продвижению своих брендов, через местные СМИ и сеть щитов по всей республике напоминая покупателям о существующих марках и появлении новых. Остальные, видимо, придерживаются тех же принципов, что и руководство ОАО «Арпа»: «Наше пиво само себя продвигает... Каждый заработанный сом вкладывается в реконструкцию производства, и реклама для нас на данном этапе - лишние затраты. Все, что мы производим, без труда находит своего покупателя».

По словам представителей «Абдыш-Ата», у них тоже нет проблем с реализацией: склады готовой продукции никогда не затовариваются. Наоборот, прошлым летом возникали ситуации, когда компания не могла удовлетворять все заявки реализаторов. Чтобы гарантировать бесперебойную доставку своей продукции потребителям в регионы, «Абдыш-Ата» приобрела в начале лета несколько большегрузных автомобилей. Кроме того, в планах компании - открытие филиала по производству пива в южных регионах республики.

А Steinbrau уже пыталась начать экспансию на юг. Правда, не совсем удачно. По словам ее директора, в самом начале своей деятельности они попробовали поставлять продукцию в рестораны города Оша, но «ни логистика, ни технология производства, ни условия хранения нашего пива - непастеризованного, нефильтрованного - не позволили нам закрепиться в этом направлении».

Другие производители делают ставку на модернизацию оборудования, повышение объемов и качества производства пива. Так, ОАО «Арпа» за последние несколько лет установило новейшее оборудование немецких фирм Krones и Steineker. По неофициальным данным, на модернизацию было потрачено около 6 млн долларов. Но открывать новые предприятия флагман киргизского пивоварения в ближайшее время не планирует. «Нам бы в Бишкеке реконструкцию закончить», - говорит г-н Чынгышев. Полностью модернизировать пивное производство планирует и компания «Абдыш-Ата». Эксперты ожидают, что в ближайшем будущем конкуренция между двумя этими компаниями обострится. Несмотря на то что ОАО «Арпа» является несомненным лидером, сравнительно молодая (основана в 2000 году) компания «Абдыш-Ата» активнее наращивает свои производственные мощности, у нее впечатляющая линейка брендов, представлено несколько видов пива (светлое, темное, крепкое). Оба флагмана имеют амбициозные планы, поэтому борьба за рынок обещает быть нешуточной.

Пили, пьют и будут пить!

По словам г-на Чынгышева, рост производства в отрасли в прошлом году составил около 6% в год, и такие темпы сохранятся в ближайшие несколько лет.

Имеющийся у рынка потенциал и действия самих киргизских пивоваров внушают специалистам оптимизм. Хотя и сдержанный. «Крупные заводы ориентированы на реконструкцию и расширение производства, работают над дизайном тары, расширяют дилерские сети. Динамика отрасли, безусловно, положительная», - полагает г-н Искаков. С ним согласен и хозяйственник г-н Чынгышев: «Сейчас начался период активного роста... Если будет стабильность в стране, то все будет хорошо». По мнению г-на Штайнбаха, в стране существуют и хорошие предпосылки для развития мини-пивоварен. Только в Бишкеке, считает основатель Steinbrau, в дополнение к двум уже существующим могут без ущерба друг для друга функционировать как минимум еще три мини-пивоварни.

Наиболее важным в развитии пивоваренной отрасли Киргизии в среднесрочной перспективе станет освоение южного направления, так как именно там сосредоточено более половины населения республики и менее чем 1% производства пива. Даже с учетом культурного и религиозного факторов можно ожидать, что потребление пива на юге Киргизии будет не меньше, чем в соседних районах Ферганской долины, принадлежащих Узбекистану. Необходимо принимать во внимание и демографию - в первую очередь большое количество молодежи, которая является одним из основных потребителей слабоалкогольных напитков. Таким образом, успешный бросок на юг - в виде дочерних производств или разветвленной торговой сети - уже в недалеком будущем станет залогом выживания северных крупных пивоваров. Кроме того, тот факт, что сегодня в регионе функционируют всего две мини-пивоварни, позволяет утверждать, что южный рынок имеет более благоприятные условия для возникновения и развития новых пивоваренных производств.

Согласно данным Министерства труда и социальной защиты Киргизии, сегодня половина населения страны относится к категории «бедных» и «крайне бедных» (чей доход не превышает 860 сомов в месяц - примерно 25 долларов). Поэтому можно с большой степенью уверенности прогнозировать, что пиво сегмента «эконом» будет преобладать в продукции киргизских пивоваров как минимум в среднесрочной перспективе.

Но вот потеснить с киргизского рынка импортное пиво в ближайшее время вряд ли удастся. По признанию местных экспертов, они не смогут удовлетворить ни требуемый объем, ни разнообразие спроса.

Виктор Глумсков
Эксперт

25.08.2008

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну


Энергия шрифтов 2

Энергия шрифтов 2
Энергия шрифтов 2. РљРЅРёРіР° "Энергия шрифтов 2" предлагает читателю более 1600 различных шрифтов, созданных Р Р† самых известных Р Р…Р В° сегодняшний день дизайн-студиях всего РјРёСЂР° для дизайнеров, режиссёров, арт-директоров Р С‘ типографов, Р С‘ рассказывает Р С• лучших работах. "Энергия шрифтов 2" поможет Вам найти наиболее высококаРРРРРВ РІР‚™Р’ Р В РІР‚ Р В РІР‚љРІвЂћвЂ“‡РµСЃС‚венные Р С‘ современные шрифты. Р В РІР‚в„ўР РЋРІР‚в„– узнаете Р С• таких агентствах, как No Bodoni, Underware, You WorkForThem, Р В Р’В° также Parkinson, Holland Fonts Р С‘ Neufville Digital. Стили шрифтов варьируются РѕС‚ лучших классических работ Франсистека Сторма Р Т‘Р С• новейших работ студии Atomic Media. Полный СЃРїРёСЃРѕРє дизайнерских мастерских, РёС… веб-сайтов Р С‘ телефонных номеров позволяет читателю напрямую задать интересующиРВРВР’ Р вЂ™Р’ Р Р†Р вЂљРІвЂћСћР В РІР‚™Р’ Р В Р’ РІР‚™Р’ Р Р†РІР‚ћвЂ“ его РІРѕРїСЂРѕСЃ дизайнеру. Р В РЎСљР В Р’Вµ менее полезны окажутся глоссарий терминов Р С—Р С• типографике Р С‘ индекс для быстрого РїРѕРёСЃРєР°. "Энергия шрифтов 2" издана вместе Р РЋР С“ РґРёСЃРєРѕРј. РљРЅРёРіР° Р С‘ РґРёСЃРє - это лучший СЃРїРѕСЃРѕР± найти универсальный шрифт Р Р…Р В° РІСЃРµ случаи жизни или же особенный экспериментальный шрифт для изысканного проекта.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

07.03.2025 - 03:03
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация