Статьи

Стратегия для начинающих

Стратегия для начинающих

Подходы к формированию стратегии у корпорации и у старт-апа разные. Какие нюансы стоит учесть, чтобы любовно взлелеянная идея не умерла, едва превратившись в новое дело?

Предположим, вы открываете свое дело. Возможно - боссы, закройте уши! - для этого вам даже не придется уходить с текущей работы. Один известный предприниматель продолжал работать в крупной корпорации даже тогда, когда месячная прибыль его собственного бизнеса превысила его годовой доход в компании, - днем его жена собирала дома компьютеры, а вечером он развозил их клиентам. Вдохновляет? Так вот, предположим, вы открываете свое дело. Конечно, вам понадобится стратегия. Учтите, что в старт-апе она отличается от уже действующей компании. Каким же образом?

К тому времени, как возможность будет полностью изучена, она может полностью исчезнуть

Корпорации буквально помешаны на планировании. Если менеджер крупной компании не может в любой момент, опираясь на результаты всесторонних изысканий, доложить начальству, что он и его сотрудники будут делать через полгода, это воспринимается как нонсенс. Для старт-апа же нонсенс - долгое и кропотливое изучение обстановки для составления подробного долгосрочного плана действий. У начинающей компании нет ресурсов на масштабные исследования спроса, рынка и тому подобного. Правила победителя таковы:

  • Быстро познакомиться со всеми имеющимися возможностями и отсеять бесперспективные.
  • Тщательно изучить оставшиеся. Прежде всего - небольшое количество важных моментов.
  • Не отделять друг от друга действие и анализ. Не ждать, пока появятся ответы на все вопросы, и в случае необходимости быть готовым сменить курс.

Вам не нужен анализ общей экономической ситуации в мире с расчетом корреляций между временем восхода солнца на Гавайях и покупательной способностью жителей Исландии, чтобы понять, какие идеи сработают, а какие лучше сразу отбросить. Вы же изучили ситуацию, прежде чем затевать свой бизнес, правда? Информации, которой вы уже владеете, вполне достаточно для принятия решения. Поверьте себе.

Чтобы компания выжила и получила прибыль, нужны одновременно и творческая идея, и умение воплотить ее в жизнь

Вы придумали революционный продукт или предвосхитили тенденцию? Отлично! Теперь самое время гениально реализовать идею, особенно если ее легко скопировать. Исключительное качество реализации компенсирует даже неоригинальность замысла, а умение делать быстро и хорошо для старт-апа часто важнее блестящей стратегии. Более того, и инвесторы считают, что в стратегии нет ничего сложного, а вот тактика, то есть ежедневное принятие решений по управлению компанией, - другое дело. А залог тактических успехов - это люди. То есть вы - да, лично вы - и ваша команда. В команде же особую роль играет человек, который будет заниматься финансами. Если вы согласны, что финансовый менеджер должен пристально следить за всеми операциями и создать адекватную систему контроля, то, скорее всего, вам удастся осуществить ваши намерения и создать жизнеспособное предприятие.

Если вы нацелены на масштабный бизнес, вам как хозяину потребуется умение управлять компанией на каждой из стадий ее развития. На первом этапе вы делаете все сами - участвуете в разработке продукта, продаете его и так далее. Потом вы нанимаете других, чтобы делать это, - но они подчиняются лично вам, поэтому вы каждую минуту в курсе всего происходящего. А затем, если все идет хорошо, у людей, которых вы наняли, появляются - слой за слоем - подчиненные, и вы уже руководите компанией, узнавая о ситуации на местах из третьих рук. В каждый из этих периодов вам нужны навыки руководства разного типа. Идеальный «отец-основатель» может успешно руководить компанией со старта и до своего ухода на покой. А еще он прекрасный менеджер, потому что без управленческого таланта и навыков компания просто развалится. Предприниматель без управленческой жилки - всего лишь промоутер. Отличная идея, если она не воплощена в жизнь, остается всего лишь отличной идеей, а классный менеджер - беспроигрышный вариант. Если стратегия не работает - он придумает новую, если конкуренты берут за горло - он найдет свой «голубой океан». Но ведь вы-то уже менеджер со стажем, так что у вас все получится!

Нет единственного типа идеального предпринимателя

Есть много трудов, анализирующих качества, нужные для успеха на ниве предпринимательства. Забудьте их все! Неважно, какой у вас тип личности, - в любом случае у вас есть шанс добиться успеха. Удачливым предпринимателем может быть человек коммуникабельный или молчаливый, с аналитическим или интуитивным складом ума, осторожный или смело идущий на риск. Главное, чтобы свой стиль у вас был, а ваша компания его чувствовала. И важно, чтобы ваш характер соответствовал характеру вашего дела. Поэтому в первую очередь четко сформулируйте:

  • Каких целей вы хотите достичь. Предпринимателю-революционеру, решившему перевернуть целый мир, придется быть практически сверхчеловеком - энтузиастом, организатором, лидером и «многостаночником», способным держать все под контролем. Бизнесмену, работающему на небольшом сегменте рынка, скорее пригодится мастерство договариваться об использовании чужих ресурсов по своим правилам и способность ненавязчиво «втереться в доверие» к потребителю. А тому, чей бизнес - спекуляции на колебаниях цен, понадобится умение быстро реагировать, торговаться и привлекать средства на своих условиях.
  • Какие внешние изменения дают вам преимущества. Революционеру и «нишевику» легче в новой или меняющейся отрасли, чем в сформировавшейся: не слишком продвинутые конкуренты и потребители терпимы к неопытным продавцам и несовершенным товарам, а дефицит помогает получить прибыль. Спекулянту открывают возможности для поживы внешние перемены вроде падения цен на недвижимость или электроэнергию.
  • Какие средства конкуренции вам доступны. В фармацевтике, гостиничном бизнесе или производстве потребительских товаров доходность компании во многом зависит от активов, которыми она владеет или которые контролирует, - инновационной технологии, продукта или стратегии, патентов, местоположения, бренда. Козырем консультантов, инвестиционных банкиров и специалистов по управлению инвестициями может стать эксклюзивное обслуживание по индивидуальному заказу, энергия, талант продавца, контакты, профессиональная репутация. В любой отрасли, где значим эффект масштаба, предпринимателю понадобится умение формировать команду звезд и эффективно управлять ею.

Пережить неизбежные разочарования на тернистом пути к успеху помогает любовь к избранному делу

Оцените риски и выгоды вашего потенциального бизнеса по сравнению с другими проектами. Выявите узкие места и подумайте, как вы будете выкручиваться, если порвется именно там, где тонко. Например, если у вас ограниченные финансовые ресурсы, лучше выбрать не капиталоемкое начинание, а дело, которое быстро принесет денежную отдачу. Ищите варианты, в которых риск ошибки невелик, а простые операции потребуют низких издержек. И остановитесь на каком-то одном проекте - едва ли вы потянете несколько начинаний сразу.

Пусть бизнес соответствует тому, что вы цените и любите делать. Представьте, чем вам придется пожертвовать, чтобы достичь цели, - эта жертва не должна быть чрезмерной. Общее правило: ваша компания должна давать вам такой доход и такое моральное удовлетворение, которые пресекут ваше сожаление о других нереализованных возможностях. Ваши личные предпочтения определяют облик вашего бизнеса. Если вы не горите желанием изменить мир и не готовы к жестоким провалам, не ввязывайтесь в революционные авантюры. Если вы мечтаете о миллионах и миллиардах, не занимайтесь консалтингом или оказанием рекламных услуг - это дело не требует больших начальных инвестиций, но и в качестве отдачи принесет скорее удовольствие от общения и просто приличный доход, чем истинное богатство. Если вам не нравится заключать сделки, полагаясь на удачу, и шокировать публику, не становитесь спекулянтом.

Если выходишь на беговую дорожку, нужно верить в свою способность прийти к финишу первым, кто бы ни бежал рядом с тобой

Прежде всего - начните! Решительный шаг рождает уверенность и в вас, и в тех, кого вы хотите видеть своими соратниками. Ключевые сотрудники и инвесторы часто идут за тем, кто сделал подобный шаг: «ага, если этот человек ушел ради этого с престижной работы или потратил на это кучу денег, или уже зарегистрировал компанию - значит, это серьезно, он верит в свое дело, значит, и нам можно верить ему; пора идти за ним, а то можно многое упустить». И пусть ваша уверенность порой близка к самоуверенности - главное не лгать себе и не подтасовывать действительное под желаемое, вовремя распознавать неточности и корректировать курс. Тогда ваша решимость окупится сполна.

И не надо постоянно оглядываться по сторонам в попытках подтвердить свою правоту внешними данными. Будьте только готовы:

  • начиная высокотехнологичный бизнес - в любой момент утратить лидерство из-за свежей инновации конкурентов;
  • выходя на быстро меняющийся рынок - не зацикливаться на долгосрочной стратегии, больше внимания уделять операционному анализу планированию;
  • занимаясь спекуляциями - определять тренды и возможности придержать активы до момента, когда их можно будет продать с прибылью;
  • зарабатывая деньги на постоянной деятельности, а не на правах собственности - наилучшим образом использовать любой мимолетный шанс.

Все данные, которые вы собираете, должны помогать вам решать именно эти, главные для вас задачи. Остальные сведения, как бы полны и красивы они ни были, вам не нужны - не тратьте ресурсы на их получение.

Конечно, вам нужна стратегия. Только помните, что бизнес - это не космический корабль, рассчитать все заранее невозможно. Общаясь с людьми, вы будете пытаться заинтересовать их своим продуктом, и их реакция подскажет вам, куда лучше повернуть. Естественно, не у каждого нужно идти на поводу, но почти наверняка вам придется несколько раз менять стратегию по ходу дела.

Светлана Шишкова
E-xecutive

20.08.2008

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну


Энергия шрифтов

Энергия шрифтов
Энергия шрифтов. Книга "Энергия шрифтов" предлагает читателю более 2000 различных шрифтов, созданных в 18 самых известных на сегодняшний день дизайн-студиях, и рассказывает о лучших работах. Дизайнеры шрифтов посвятили свой талант созданию новых оригинальных начертаний, которые придают тексту дополнительную изюминку. "Энергия шрифтов" поможет Вам найти наиболее высококачественные и современные шрифты. Поэтому, если Вы хотите, чтобы Ваш проект привлекал внимание читателей, Вам нужен оригинальный шрифт. Книга "Энергия шрифтов" издана вместе с диском. Книга и диск – это лучший способ найти универсальный шрифт для повседневного использования или особенный экспериментальный шрифт для изысканного проекта. На диске представлены 33 шрифта. Все права на использование шрифтов принадлежат исключительно владельцу книги.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

06.03.2025 - 20:38
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация