Статьи

Магнат нового типа

Магнат нового типа

На пресс-конференции, посвященной покупке главой «Металлоинвеста» Алишером Усмановым издательского дома «Коммерсант», приглашенные журналисты откровенно веселились. Нет, перспективы самого ИД, как и его медийная значимость, ни у кого вопросов не вызывали. Ерничали совершенно по другому поводу.

 Уж больно неловко Усманов описал концепцию будущего развития мультимедийных проектов «Коммерсанта»: «Будем создавать порталы сайтов».

Дело было осенью 2006 г. С тех пор, говоря о мультимедийных проектах Усманова, редкий наблюдатель позволит себе иронию. Бизнесмен, которого за глаза было принято именовать не иначе как металлургом, купил еще один издательский дом, радиостанцию, пару телеканалов, заполучил весомые доли в федеральном сотовом операторе, присоединил к ним интернет-фонд, а теперь, судя по всему, готов замахнуться на «наше все» Рунета - поисковый портал «Яндекс».

Того, что Усманов так скоро станет де-факто главным инвестором российской части Всемирной паутины, не ожидал никто. Стремительность, с которой он действует - не только в Интернете, но и на более традиционных, медийных и телекоммуникационных, рынках, - не может не удивлять. Судя по всему, Усманов не просто собирает активы нового типа под одной крышей, но намерен строить на их базе нечто доселе невиданное.

ИСТОЧНИК ПРАВДЫ

Каждый день на сайт Newstube.ru в поисках новостей заходит около 20 000 человек. При этом Newstube - совсем еще молодой проект: он был запущен лишь два месяца назад. Секрет успеха прост. По договоренности с «Коммерсантом» и девятью телеканалами - среди них такие гранды, как РТР, «Культура», Euronews, «Муз-ТВ» и «Спорт», - портал оперативно вывешивает в Сеть сюжеты из их новостных выпусков. Сервис запустил Центр медиатехнологий (ЦМТ), входящий в холдинг «АФ Медиа», которым владеет Усманов. Немедленной коммерческой отдачи от проекта никто не ждет, еще при запуске заявила исполнительный продюсер ЦМТ Дареджан Митяева. Это, дескать, «эксперимент в чистом виде». Бизнес-модель сервиса пока до конца не определена. Зарабатывать портал будет прежде всего на размещении рекламы, но как станет делиться ею с телеканалами, пока обсуждается.

По мнению вице-президента по стратегии и инвестициям компании «Проф-Медиа» Сергея Тихонова, подобные холдинги, собранные из разношерстных медийных активов, хороши именно тем, что позволяют эффективно экспериментировать с новыми бизнес-моделями. «Рынок развивается стремительно, все находятся в постоянном поиске новых способов привлечения аудитории, - говорит он. - Причем, чтобы в таких союзах каждый меньше тянул одеяло на себя, чтобы все не разбегались от малейшей неудачи, лучше и проще, когда у активов общий владелец. Тогда и создается синергетический эффект». Вот и ЦМТ проще продвигать проект, имея за плечами Усманова, который владеет телеканалами «Муз-ТВ» и «7ТВ», а также «Коммерсантом».

Когда к «Коммерсанту» кроме упомянутых телеканалов присоединились ИД «Секрет фирмы», а также радио «Джаз» и «Классик», рынку стало окончательно понятно, что Усманов создает один из крупнейших медиахолдингов России. Подобных конгломератов в стране единицы. Среди них - сравнимые не только по размеру, но и по структуре уже упомянутая «Проф-Медиа» Владимира Потанина (выручка в 2007 г. достигла $480 млн, владеет телеканалами MTV, ТВ-3, «2×2», интернет-холдингом Rambler, сетью кинотеатров «Синема Парк», производителем кинофильмов «Централ Партнершип», ИД «Афиша» и несколькими радиостанциями), «Национальная Медиа Группа» Юрия Ковальчука (владеет телеканалами «Петербург», «Рен-ТВ», газетой «Известия» и кабельным оператором «Национальные телекоммуникации», совокупный оборот активов в 2007 г. - около $400 млн), РБК (оборот - $193 млн, владеет одноименным новостным порталом, телеканалом, газетой и журналом, а также множеством небольших интернет-сайтов).

Обороты медийных активов, в которых Усманов участвует, в 2007 г. вряд ли превысили $200 млн. Самая большая доля пришлась на ИД «Коммерсант», который заработал $106 млн. Но ведь это только начало. Усманову удалось заполучить такие перспективные интернет-активы, как Mail.ru, социальные сети «Одноклассники» и Vkontakte, сайт по поиску работы HeadHunter.ru, производителя онлайновых игр Astrum Online Entertainment. Бизнесмен не разглашает сумм своих сделок, но, если довериться экспертам, опрошенным , выходит, что начиная с 2006 г. на приобретение медийных активов он потратил около $1 млрд.

ВЕЛИКИЙ ОБЪЕДИНИТЕЛЬ

Вышеперечисленные жемчужины в короне Усманова могут стать еще ценнее. Достаточно обеспечить медийным компаниям еще один канал для распространения информации. На эту роль как нельзя более подходит «МегаФон», в котором Усманов сейчас владеет напрямую и косвенно (через «Телекоминвест») 31,1% акций. Магнат не скрывает, что хотел бы получить контрольный пакет в этом сотовом операторе. А ведь «МегаФон» - член так называемой большой сотовой тройки - владеет лицензиями на оказание услуг сотовой связи третьего поколения (3G) на всей территории России.

Подобного набора активов, в который входят телеканалы, радио, издательства, интернет-компании и сотовая компания, нет больше ни у кого. «Национальная Медиа Группа» Юрия Ковальчука, в которую входит холдинг «Национальные телекоммуникации», тоже владеет крупной сетью для передачи данных, но у нее нет значимых интернет-проектов. У «Проф-Медиа» есть Rambler, но нет своей инфраструктуры для распространения контента, если не считать таковой сеть кинотеатров.

Собирается ли Усманов использовать полученное преимущество? На первый взгляд он и без того неплохо устроился. «Усманов вряд ли станет затевать революции в своих компаниях, как-то заново объединяя их или разделяя», - считает эксперт УК «Финам» Леонид Делицин. Объединение в одном холдинге уже значительно повысило ликвидность перечисленных активов, и дальше их цена будет только расти. К тому же наличие в одном портфеле традиционных и «новых» медиа и без того очень благоприятно воспринимается аналитиками, указывает генеральный директор «РБК-Информационные системы» Юрий Ровенский. «Если Интернет приносит заметную часть выручки холдинга, то это означает увеличение на 50-60% мультипликаторов, по которым он оценивается», - добавляет он. В последние годы в мире интернет-компании стремительно растут в цене. И российские не исключение. Достаточно вспомнить недавнюю историю с Mail.ru. Южноафриканский фонд Naspers оценил ее в конце 2006 г. в $550 млн, а всего через полгода оценка была повышена до $1 млрд.

Но Усманов не из тех инвесторов, кто будет пассивно ждать, когда приобретения прибавят в цене. Он умеет не просто скупать активы, но и сочетать их между собой таким образом, чтобы получить новые конкурентные преимущества. Когда Усманов приобрел два лидирующих горно-обогатительных комбината страны - Лебединский и Михайловский, а также два металлургических комбината - НОСТА и Оскольский, он создал не просто один из крупнейших металлургических холдингов, но монополию на рынке руды. И в 2005 г. продемонстрировал ее силу в действии, устроив сырьевую блокаду Магнитогорскому меткомбинату.

На медийном рынке, скорее всего, он будет действовать по тому же принципу: создавать вертикально интегрированные объединения производителей контента, их агрегаторов и каналов распространения информации. Вероятнее всего, он постарается создать из альянсов своих компаний совершенно новые сервисы и бизнес-модели. При этом изобретать велосипед Усманову не понадобится: по всему миру можно найти множество примеров экспериментов такого рода.

НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

В 2007 г. крупнейший кабельный оператор США Comcast заплатил $200 млн за онлайновый сервис по продаже билетов в кино Fandango.com. Этот сайт похож на российскую Afisha.ru: на нем также можно купить билеты в кинотеатр, прочесть рецензию на фильм и написать собственную, почитать новости о будущих премьерах и интервью знаменитостей. Месячная аудитория сервиса - 6,3 млн посетителей. На базе Fandango Comcast запустил портал Fancast.com куда с большими возможностями. На нем можно не только покупать в «одном окне» билеты в кино или на спортивные состязания, DVD и цифровые видеоролики, но и создавать социальные сети, чтобы делиться с друзьями комментариями по поводу просмотренных передач, планами и т. п. Кроме того, забив в строку поиска, к примеру, слово «вампиры», можно получить ссылку на все фильмы с подобным сюжетом и телепередачи на эту тему, которые выйдут в эфир в ближайшее время. Таким образом, Comcast не просто зарабатывает на продаже билетов и дисков, но и стимулирует зрителей больше смотреть телеканалы, наращивая их аудиторию.

Не менее интересными могут быть альянсы медиакомпаний и мобильных операторов. Как прогнозирует агентство Informa, к 2012 г. каждый четвертый пользователь сотовой связи в мире будет иметь аккаунт по крайней мере в одной мобильной социальной сети, причем заработки последних достигнут $52 млрд в год. Так что сегодняшний бум социальных сетей - почти ничто по сравнению с тем, что нас ожидает, когда «Одноклассники» и Vkontakte появятся почти на каждом телефоне. Большие перспективы имеют и услуги навигации. Мы начнем не просто определять свое место в мире, но и делиться информацией о своем местоположении с друзьями, знакомиться с людьми, которые находятся рядом. Такие возможности уже дает один из новых проектов Yahoo!.

А ведь это лишь некоторые из направлений развития интернет-сервисов на базе мобильного доступа в Сеть. В 2012 г., прогнозирует IDC, интернет-услугами будет пользоваться почти треть населения планеты, при этом количество мобильных устройств, подключенных к Всемирной паутине, превысит число подключенных компьютеров. Больше трети выручки сотовых операторов придется на передачу данных.

ПОЛЕ ДЛЯ ФАНТАЗИИ

Словом, наличие в одном портфеле медийных и телекоммуникационных активов выглядит очень перспективно. По прогнозу МТС, российский рынок передачи данных через сети сотовой связи к 2012 г. вырастет до $13 млрд (с $2 млрд в 2007 г.). По данным исследовательской компании Nielsеn, уже сейчас 11% абонентов в России выходят в Интернет именно через телефон. По этому показателю мы на 5-м месте в мире.

Впрочем, пока российские операторы предпочитают не комментировать тему возможных союзов и слияний с медийными компаниями, ограничиваясь лишь общими словами о необходимости такого партнерства. Хотя в эффективности подобных альянсов сомневаться не приходится. К примеру, та же МТС на совместных проектах с Mail.ru, фотохостингом Photofile.ru, службой знакомств Mamba.ru и «Живым журналом» зарабатывает дополнительные $2 млн в месяц. Неплохо для начала.

«МегаФон» известен тем, что активно развивает дополнительные неголосовые сервисы. Президент компании Сергей Солдатенков еще в конце прошлого года говорил о том, что запуск сетей третьего поколения может существенно увеличить заработки операторов. Для «МегаФона» развитие мобильного широкополосного доступа тем более актуально, поскольку в отличие от «ВымпелКома» или МТС у него нет больших активов в СНГ и он растет за счет внутренних возможностей российского рынка. Кроме того, у этого оператора - опять же в отличие от конкурентов по «сотовой тройке» - нет прямого доступа к фиксированным сетям, обеспечивающим широкополосный доступ. Так что для Усманова «МегаФон» - самая подходящая база для экспериментов по созданию совместных мобильно-медийных продуктов. Это понимают и его партнеры. К примеру, генеральный директор ИД «Коммерсант» Демьян Кудрявцев говорит о том, что операторы и издательства прямо нуждаются друг в друге: первые предоставляют «транспорт» для оперативной доставки данных, вторые - контент, а потом делят доходы от продаж.

Вот только в то, что Усманову удастся создать сильный союз между национальными медийщиками и операторами, мало кто верит. В отличие от Великобритании и США в России нет провайдера или оператора с доминирующим положением в масштабах всей страны, указывает Тихонов из «Проф-Медиа», хотя есть те, кто контролирует рынки в отдельных регионах, как «Национальные телекоммуникации» в Москве и Санкт-Петербурге. В таких условиях производителю контента неинтересно заключать эксклюзивные контракты и тесные союзы с какой-либо одной сетью, а выгоднее сотрудничать сразу со всеми. Об этом же говорит генеральный директор Mail.ru Дмитрий Гришин: «В таких союзах неизбежно возникает конфликт интересов: интернет-компании важно дать доступ ко всем своим ресурсам максимально большому числу пользователей, в то время как любой провайдер и оператор заинтересованы в том, чтобы дать такой доступ только своим абонентам». Ровенский из РБК говорит и о множестве юридических препятствий: телеканалу сложно получить у собственников контента права на его трансляцию третьей стороне.

Аналитик «Атона» Надежда Голубева отметает все эти сомнения: «Для того чтобы решить такого рода проблемы, как раз и нужно объединять бизнесы в единое целое». Умения создавать рыночных монстров Усманову не занимать: еще на примере металлургической отрасли он доказал, что знает, как подминать под себя рынок.

Ксения Болецкая
smoney.ru

18.08.2008

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

06.03.2025 - 15:50
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация