Статьи

О страхах рекламного "городка"...

О страхах рекламного "городка"...Александр Овчинников берется вылечить или хотя бы проинформировать аудиторию о существующих фобиях клиента, которые уже заразили креативные агентства и приводят к принятию нелепых решений. Клиентов не выбирают, поэтому креаторам нужно стать психоаналитиками.
Я часто встречаюсь с креаторами из разных агентств - ни для кого не секрет, что многие работники индустрии находятся в постоянном поиске "где лучше". Каждому я задаю один и тот же вопрос: "Как вы себе представляете идеальное креативное агентство?" Варианты ответов примерно такие: "Агентство, в котором не боятся ярких, неординарных идей"; "Агентство, в котором не боятся спорить с клиентом"; "Агентство, клиенты которого не боятся принимать неординарные идеи" и т.п.

Как видите, объединяет эти ответы слово "БОЯТСЯ".

Складывается ощущение, что все в нашем бизнесе живут в постоянном страхе: креаторы боятся показывать смелые идеи креативному директору, менеджеры боятся, что креаторы предложат смелую идею, креативные директора боятся показывать смелые идеи клиенту. А клиент боится, что агентство принесет такие идеи, потому как боится их принять и тем более боится показывать своему начальнику. Похоже на то, что мы все персонажи какого-то фильма ужасов... Именно эти страхи держат нашу индустрию рекламы далеко позади европейской или, например, американской. Получается, что на каждом этапе каждый принимающий решение делает пресловутый safe choice, и даже если кто-то пытается разорвать эту цепочку, следующие звенья все равно расставят все "по местам".

Откуда берется этот страх?

Даже самый бездарный психолог вам скажет, что любые страхи возникают от неизвестности: когда человек оказывается перед чем-то незнакомым, "неопробованным", когда что-то происходит с ним в первый раз - он боится.

Креатор, еще ни разу не придумавший "прорывную" идею, пугается ее появления, менеджер, никогда не споривший с клиентом, боится сделать это в первый раз, но самое страшное, что клиент боится выйти за рамки стандартных решений.

Он прекрасно знает, как "продает" тетя Ася/Мистер Пропер, об этом ему говорят цифры. Он видит статистику, по которой тетя Ася, появившись на экране столько-то тысяч раз, продала столько-то единиц своего волшебного средства. Он знает, что это работает, и по телу клиента разливается спокойствие...

Но он понятия не имеет, как может работать, например, хон-довская "Песня о ненависти", сочиненная рекламным агентством Wieden + Kennedy London. И, конечно, он будет объят ужасом, когда увидит что-либо подобное в предложениях агентства.

Сегодня огромное количество брендов находится на позиции слона на паучьих ногах - они уже выросли, продажи идут, происходит даже плановый рост, но они могут рухнуть в короткий момент, когда появится более сильный бренд-конкурент (причем именно более сильный бренд, а не лучший продукт). Почему? Потому что у большинства брендов в России нет четкой, сильной и самоуверенной позиции бренда. Все выглядят как "еще один хороший парень" - ничего радикального, громкого, никаких смелых или безрассудных поступков - типичный офисный планктон. Этот образ создается сдержанной, боязливой рекламой.

Очередной safe choice, и ваш бренд превращается в милую посредственность. Его продолжают покупать по привычке или в отсутствие выбора - так же, как вы общаетесь с таким "хорошим парнем", если он ваш сосед или попутчик в самолете, но с радостью переключите внимание на кого-то другого, менее "хорошего", но более интересного.

Завтра придет не такой хороший парень - он будет слишком брутальным, слишком громким или слишком странным, но внимание зрителя/покупателя переключится на него, и бренд "Хороший парень" станет никому не нужен. Safe choice окажется проигравшим.

Если вы посмотрите на последний десяток лет на российском рынке, вы увидите несколько российских брендов (не будем называть имен), которые очень быстро выросли в лидеры именно благодаря своей смелой позиции и яркой провокационной рекламе. Пусть десять лет назад эта реклама была неумелой и непрофессиональной - результат был достигнут. Сегодня эти бренды причесались, стали делать рекламу, "как у всех", а бренд-менеджеры почему-то удивляются: "Покупатель не отличает нас от конкурентов!"

Естественно, вы выросли, вам есть что терять, вам страшно. Вы стали осторожными и сдержанными и слились с толпой. Все это результат ежедневных страхов и постоянного желания сделать safe choice. Что мы как агентства можем сделать в этой ситуации?

То же самое, что в любой жизненной ситуации, когда появляется страх неизвестности.

Если ребенок боится прыгнуть в воду и поплыть, победить его страх можно двумя путями: бросить его в воду или показать на примере других детей, что плавать совсем не страшно и безопасно. Первый вариант нам не подходит - клиент не ребенок и на попытку "бросить его в воду" он скажет: "До свиданья..." Значит, остается второй вариант - терпеливо, на примере "других ребят" убеждать его, что это не страшно, не опасно и потом, когда начнет получаться, ему очень понравится.

Мы все восхищаемся каннскими призерами, теми же Honda или Dove, но мало кто из нас интересуется результатами этих кампаний, при том что все кейсы подаются на фестиваль с графой "Результаты".

Победить страх клиента можно только одним путем: не пытаться бороться с ним, не пытаться его переубедить - нужно стать его психоаналитиком и вместе с ним побороть его страхи. Показать ему, что решения, которых он боится, уже были когда-то приняты другими и привели к положительным результатам.

Даже самые безумные идеи обсуждаются внутри, озвучиваются клиенту, даже критикуются самими авторами прямо на презентации, а клиент не боится услышать эти безумные идеи

Представьте, что вы показываете испуганному клиенту блестящие результаты продаж "безумной" (типа хондовской "Ненависти") рекламной кампании. Страх перед ярким креативом начнет исчезать.

Часто ли креаторы общаются со специалистами по качественным исследованиям? Нет, крайне редко. Креаторы считают их палачами, которые с помощью своих фокус-групп казнят гениальные идеи. Но на самом деле ресечеры также могут помочь нам победить страхи клиента. Они лучше всех знают инсайты и предпочтения потребителей и могут помочь нам этой информацией. Представьте, вы узнаете, что целевая аудитория "Домохозяйки", с которой работаете, в свободное время читает Чака Паланика и слушает The Killers. Если у вас будет подобная информация, вы сможете подкреплять ваши гениальные идеи не только эмпирическими выводами, но и конкретными фактами (...и цифрами, которые так успокаивают клиента).

К сожалению, страхи клиента уже заразили креативные агентства.

Креативщики боятся трогать серьезные, большие темы (только если речь не идет о социалке) - гораздо проще сделать очередной анекдот, пародию или стилизацию под известное кино. Это тоже своего рода safe choice. Ведь говорить о вещах глобальных или сильно эмоционально заряженных - нужно иметь смелость, можно оказаться непонятым, а это уже страшно.

Многие из тех, кто работает сейчас в креативных агентствах, давно забыли, зачем они пришли в рекламу...
Александр Овчинников
Индустрия рекламы

23.07.2008

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну


Васнецовщина

Васнецовщина
Васнецовщина. В истории России есть династии, отмеченные особым светом таланта, духовности, благородного служения своему народу. К ним относится семья Васнецовых. Самый знаменитый её представитель — Виктор Михайлович Васнецов, автор таких художественных произведений, как «Богатыри», «Алёнушка», «Богоматерь с Младенцем», «Витязь на распутье» и многих других, навсегда вошедших в культурный код России. В течение многих лет О.А. Васнецова, правнучка Арк. М. Васнецова, собирала сведения о своих предках — архивные материалы, фотографии, воспоминания. Созданная ею книга «Васнецовщина» — уникальна. Это увлекательная история жизни и творчества членов большого рода, подарившего нашей стране художников, священников, общественных деятелей, педагогов, ученых, служивших России на протяжении трёх столетий. В издании впервые без сокращений представлена переписка Виктора Михайловича с родными, а также многочисленные портреты членов его семьи, редко публикуемые даже в искусствоведческой литературе. Из материалов книги читатель узнает о том, как жили, учились, чем увлекались члены большого семейства Васнецовых, а также о тех людях, с которыми они были знакомы или дружны — о Мамонтовых, Праховых и Поленовых, а также о М. Горьком, Ф. Шаляпине и многих других. Книга рассказывает о том, как в наше время в Вятском крае сохраняются и возрождаются места, связанные с жизнью и творчеством художников Виктора и Апполинария Васнецовых. Книга богато иллюстрирована семейными фотографиями, произведениями Виктора Михайловича Васнецова и других членов его семьи.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

07.03.2025 - 03:08
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация