Статьи

Болгарский ритейл

Болгарский ритейлЧерез год после вступления Болгарии в ЕС в стране растут цены и потребление, а также доля супермаркетов, гипермаркетов и дискаунтеров на рынок. В 2008 году Болгария спустилась в рейтинге привлекательности инвестиций в ритейле среди развивающихся стран A.T. Kearney с 12-й на 16-ю позицию.
Существуют две главные причины снижения оценки A.T.Kearney. Во-первых, болгарский национальный FMCG-рынок достиг этапа насыщения, и возможности для инвестирования сужаются. Во-вторых, по оценкам вице-президента компании A.T. Kearney Яна ван дер Оорда, страна сталкивается со значительными макроэкономическими и структурными трудностями. По прогнозам, в 2008 году инфляция достигнет 9%, а рост ВВП снизится до 5,5%.

Кроме того, остаются существенные бюрократические барьеры при входе иностранных ритейлеров и инвесторов на рынок. Ввиду этого, несмотря на присоединение Болгарии к ЕС, самое значительное событие в стране прошедшего года, в 2009 году ожидается снижение темпа роста розничной торговли в стране до около 10%, - считает г-н ван дер Оорд. С другой стороны, болгарский ритейл сохраняет свою привлекательность во многих отношениях, что связано  прежде всего с все еще низким уровнем концентрации на рынке. На сегодняшний день, по оценкам A.T. Kearney, пять крупнейших сетей страны контролируют менее 20% рынка, а в 2009 году их доля превысит 25%.

Первый год в ЕС

На протяжении первого года после вступления страны в ЕС, FMCG торговля развивалась динамично. Рост ВВП составил около 6%, индекс потребительских цен вырос на 12,5%. Средние доходы населения увеличились на 20%, существенно выросли доходы розничного бизнеса. Точных данных об объеме FMCG-рынка в Болгарии нет. По информации Национального статистического института Болгарии, продажи продуктов питания, напитков и сигарет в 2007 году достигли 4,1 млрд. левов (2,1 млрд. евро), что на 4,4% больше, чем в предыдущем году.

В то же время, исследовательская компания АСNielsen отмечает 22-процентный рост стоимости отслеживаемых компанией продуктовых категорий за период с декабря 2006 по ноябрь 2007 года, а также 15-процентный рост стоимости непродуктовых категорий.

В первой половине года после вступления Болгарии в ЕС, цены на основные потребительские товары остались без изменений. Но глобальное подорожание сырья и топлива дало толчок росту цен на рынке, после чего они приблизились к европейским. По данным «Евростата», с апреля 2007 до апреля 2008 года цены на продукты питания в стране повысились на 25,4%. По этому показателю Болгария занимает первое место в ЕС (средний рост цен продуктов питания в Европейском союзе составляет 7,1%, для еврозоны - 6,2%).

По наблюдениям GfK Bulgaria, потребление болгарских домохозяйств в 2007 году увеличивалось в стоимостном выражении, однако в количественном выражении произошел небольшой спад. Однако, с начала текущего года потребление в стране растет и в денежном, и в количественном выражении. Это связано с увеличением доходов населения и введением т.н. «плоского налога» на доходы физических лиц с начала 2008 года. Розничники, производители и дистрибьюторы однозначно утверждают, что есть заметный рост в премиум-сегменте - в продаже дорогих, качественных и брендированных товаров.

Современная торговля

Инфляция и рост цен основных групп товаров массового потребления стимулируют развитие современных торговых каналов. По данным GfK Bulgaria, по состоянию на первый квартал 2008 года 30% покупок домохозяйств приходится на супермаркеты, гипермаркеты и магазины «кеш энд керри».

Процесс развития современных торговых каналов начался в Болгарии в 1999 году с приходом сети Metro. На сегодняшний день Metro остается единственной крупной сетью в сегменте „кеш энд керри". Metro лидирует по обороту и ее доля в бюджете домохозяйств, потраченном на покупки продуктов питания и напитков, устойчиво растет. В последние несколько лет клиентами Metro являлись как корпоративные клиенты, так и физические лица. Сегодня сеть начинает возвращаться к своему основному формату деятельности - оптовому, что говорит о структуризации торговли в стране.

Вторая крупная сеть, вошедшая на болгарский рынок - это австрийская Billa, оперирующая в формате супермаркетов.  В этом формате работает и несколько крупных национальных сетей. В столице Софии - это сети "Фантастико" и "Фамилия". Недавно последняя была продана по частям ее менеджменту и литовской T-Market, которая осуществляет экспансию в стране.

В категории „супермаркетов" интересно развивается сеть "Пикадили", центральный офис которой находится в Варне. Сеть удачно воспользовалась волной открытий моллов в стране и сумела вырасти в игрока национального уровня. В 2006 году "Пикадили" одновременно открыла два магазина в столице и один - в Велико Тарново (центральная Болгария). Годом позже собственники продали мажоритарный пакет компании, занимающейся операционной деятельностью, сербской „Делта холдинг" (дочернее подразделение „Делта М"). Сделка с сетью "Пикадили" - первый выход „Делта М" на европейский рынок. В Болгарии "Делта М" планирует зайти также в форматы „кеш энд керри" и „удобный магазин", а также не исключает поглощений других компаний, особенно работающих в легкой промышленности. 

Розничные сети в Болгарии - количество магазинов и площади, июнь 2008 г.

Розничная сеть

Количество магазинов

Общая площадь, кв. м.

Metro Cash & Carry9н.д.
Kaufland18н.д.
Billa32291 759
CBA*161н.д.
«Пикадили»1227 770
«Кооп»257н.д.
«Фантастико»31н.д.
CBA Asset Management1820 089
HIT216 000
«Європа»2323 790

* вкл. "СБА Ассет Менеджмент"

Источник: журнал "Регал", данные компаний

Новая волна

На сегодняшний день болгарская торговля ожидает новую волну экспансии в самых быстроразвивающихся сегментах - дискаунтерах, гипер- и супермаркетах. К первой группе относится германская сеть Kaufland, позиционирующаяся как „мягкий дискаунтер". Хотя сеть ступила на рынок только два года назад, у нее уже есть 18 магазинов. В этой категории работает и литовский T-Market. До конца нынешнего года или в начале следующего в стране также должны открыться германские „жесткие дискаунтеры" Lidl, Plus и Penny Market. Они давно уже покупают земельные участки в стране, готовясь к выходу на рынок, а инфляционные процессы в экономике делают перспективы их выхода еще более радужными.

Другое важное событие, которого ждут в Болгарии, это открытие первого объекта французской  Carrefour в декабре этого года в городе Бургас. На протяжении двух лет сеть планирует открыть 4 гипермаркета и довести годовой оборот до около 150 млн. евро. Приход Carrefour обозначает появления гипермаркетов „высшей лиги", поскольку в этом формате пока оперируют только германской HIT с двумя магазинами в столице.

Усиливающееся конкуренция и выход иностранных розничников стимулируют процессы консолидации небольших игроков. К примеру, сеть CBA работает по венгерскому ноу-хау и представляет собой маркетинговое объединение разных типов небольших магазинов. Под ее вывеской развивается множество сильных региональных сетей. Особенно амбициозно развивается северовосточное подразделение - CBA Asset Management. Эта компания уже вышла на болгарский фондовый рынок (первая розничная сеть на фондовом рынке вообще). Потом сеть открыла магазин в Софии, а недавно завершила сделку по покупке варненской сети „Барлекс".

Другая форма объединения небольших магазинов и сетей - сеть „Кооп", под чьим брендом работают магазины кооперативного союза в Болгарии.

В стране также появились сети супермаркетов сегмента «люкс» и «гурман», такие как „Элемаг" и „Дар богов". Кроме того, отмечается рост специализированных магазинов, в столице уже появился первый магазин, в котором продаются исключительно биопродукты. Все эти изменения говорят о процессе профилирования магазинов на рынке и усиливающейся конкуренции в рознице.

Объем продаж крупнейших розничных сетей Болгарии, млн. евро

 

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Metro Cash & Carry301,2319,7345,3375,8404,9441,0
Billa60,674,395,7114,9140,1171,4
«Фантастико»27,739,749,754,162,478,0
«Пикадили»-0,227,033,254,985,0
Kaufland--0,00,145,8103,0
Maxima (T-Market)---4,525,048,5
CBA Asset Management0,51,812,316,420,523,0
HIT0,00,03,713,418,519,0
«345»0,52,24,38,911,1н.д.
«Фамилия»1,83,17,011,78,7н.д.
Источник: журнал "Регал", данные компаний, EHI Retail Institute, Кёльн

Как покупают болгары**

  • Основная часть покупок продуктов питания все еще осуществляется в квартальных магазинах. Но в 2007 году выросла доля супермаркетов как основного места покупок продуктов питания.
  • Растущее значение супермаркетов и сетевых магазинов приводит к увеличению потребительской корзины и к сокращению частоты покупок. В 2007 году частота покупок уменьшилась на 5%, а количество продуктов, купленных за один поход в магазин, выросло на 2,2%.
  • Основной фактор выбора магазина для покупок продуктов питания - это его удобное расположение (недалеко от дома или работы).
  • Болгарский потребитель занимает 8-ое место по удовлетворенности ценами в магазинах среди всех 11 стран, участвовали в исследовании.
  • Доля потребителей, передвигающихся на машине к месту покупок продуктов питания, вырос в 2007 году на 8%. Однако, Болгария вместе с Румынией занимает одно из последних мест в регионе по этому показателю.
  • Доля потребителей, покупающих продукты частной марки магазинов выросла в 2007 году до 38%, что на 10% больше по сравнению с показателям предыдущего года.

*Автор статьи - главный редактор болгарского розничного журнала Регал. В статье использованы материалы журнала «Регал», газеты «Капитал», исследования GfK Bulgaria, ACNielsen, A.T. Kearney.

** По данным исследования GfK "Тенденции потребления Центральной и Восточной Европы" в 2008 году

retailstudio.org

17.07.2008

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну


Япония: праздник каждый день

Япония: праздник каждый день
Япония: праздник каждый день. Мацури — религиозно-обрядовые фестивали Японии — во многом отличаются от праздничных дат, отмечаемых другими нациями. Одни мацури связаны с календарем сельскохозяйственных работ, другие— с поминанием предков, третьи — с эстетикой смены сезонов, с природными и человеческими циклами жизни. Но каждый из японских праздников поражает красочностью, оригинальностью, единением всех его участников. Мацури — истоки своеобразной культуры Японии, способной поражать даже самых пресыщенных зрителей. Чтобы оценить это, достаточно перелистать страницы данного издания. В представлении большинства россиян японцы — заядлые трудоголики, готовые круглосуточно 365 дней в году трудиться на благо родной фирмы. Этот имидж настойчиво вдалбливали в головы наших соотечественников несколько поколений журналистов и японоведов. Между тем подобные утверждения достаточно далеки от истины. Японцы любят и, что самое главное, умеют развлекаться ничуть не хуже представителей других народов. В книге "Япония: праздник каждый день" рассказывается, как и какие в Стране восходящего солнца отмечают праздники. Праздники можно подразделить на две категории: мацури — религиозные фестивали и нэндзю гёдзи — праздничные даты календаря. Мацури в основном связаны с синтоистскими храмовыми праздниками и проводятся ежегодно в одни и те же дни. Нэндзю гёдзи — более широкая категория ежегодных и сезонных событий, во многом почерпнутая из буддизма и китайской истории. Другими словами, в японском календаре не найти и дня, когда где либо не проходит свой мацури, свой фестиваль, свой карнавал — по несколько десятков событий ежедневно. Праздник идет каждый день. Об одних празднествах бывает известно лишь в местной деревушке, в других принимает участие вся страна. Газеты регулярно печатают информацию о местах их проведения и каким транспортом туда удобнее добираться. Было бы желание, а участники любого мацури с удовольствием встретят приезжих, как своих, японских, так и зарубежных, вовлекут их в хороводы и марширующие колонны, научат основным танцевальным движениям и традиционным выкрикам, щедро напоят сакэ или пивом. Издание богато иллюстрировано и будет интересно всем увлеченным культурой Японии.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

06.03.2025 - 21:31
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация