Болгарский ритейл

Кроме того, остаются существенные бюрократические барьеры при входе иностранных ритейлеров и инвесторов на рынок. Ввиду этого, несмотря на присоединение Болгарии к ЕС, самое значительное событие в стране прошедшего года, в 2009 году ожидается снижение темпа роста розничной торговли в стране до около 10%, - считает г-н ван дер Оорд. С другой стороны, болгарский ритейл сохраняет свою привлекательность во многих отношениях, что связано прежде всего с все еще низким уровнем концентрации на рынке. На сегодняшний день, по оценкам A.T. Kearney, пять крупнейших сетей страны контролируют менее 20% рынка, а в 2009 году их доля превысит 25%.
Первый год в ЕС
На протяжении первого года после вступления страны в ЕС, FMCG торговля развивалась динамично. Рост ВВП составил около 6%, индекс потребительских цен вырос на 12,5%. Средние доходы населения увеличились на 20%, существенно выросли доходы розничного бизнеса. Точных данных об объеме FMCG-рынка в Болгарии нет. По информации Национального статистического института Болгарии, продажи продуктов питания, напитков и сигарет в 2007 году достигли 4,1 млрд. левов (2,1 млрд. евро), что на 4,4% больше, чем в предыдущем году.
В то же время, исследовательская компания АСNielsen отмечает 22-процентный рост стоимости отслеживаемых компанией продуктовых категорий за период с декабря 2006 по ноябрь 2007 года, а также 15-процентный рост стоимости непродуктовых категорий.
В первой половине года после вступления Болгарии в ЕС, цены на основные потребительские товары остались без изменений. Но глобальное подорожание сырья и топлива дало толчок росту цен на рынке, после чего они приблизились к европейским. По данным «Евростата», с апреля 2007 до апреля 2008 года цены на продукты питания в стране повысились на 25,4%. По этому показателю Болгария занимает первое место в ЕС (средний рост цен продуктов питания в Европейском союзе составляет 7,1%, для еврозоны - 6,2%).
По наблюдениям GfK Bulgaria, потребление болгарских домохозяйств в 2007 году увеличивалось в стоимостном выражении, однако в количественном выражении произошел небольшой спад. Однако, с начала текущего года потребление в стране растет и в денежном, и в количественном выражении. Это связано с увеличением доходов населения и введением т.н. «плоского налога» на доходы физических лиц с начала 2008 года. Розничники, производители и дистрибьюторы однозначно утверждают, что есть заметный рост в премиум-сегменте - в продаже дорогих, качественных и брендированных товаров.
Современная торговля
Инфляция и рост цен основных групп товаров массового потребления стимулируют развитие современных торговых каналов. По данным GfK Bulgaria, по состоянию на первый квартал 2008 года 30% покупок домохозяйств приходится на супермаркеты, гипермаркеты и магазины «кеш энд керри».
Процесс развития современных торговых каналов начался в Болгарии в 1999 году с приходом сети Metro. На сегодняшний день Metro остается единственной крупной сетью в сегменте „кеш энд керри". Metro лидирует по обороту и ее доля в бюджете домохозяйств, потраченном на покупки продуктов питания и напитков, устойчиво растет. В последние несколько лет клиентами Metro являлись как корпоративные клиенты, так и физические лица. Сегодня сеть начинает возвращаться к своему основному формату деятельности - оптовому, что говорит о структуризации торговли в стране.
Вторая крупная сеть, вошедшая на болгарский рынок - это австрийская Billa, оперирующая в формате супермаркетов. В этом формате работает и несколько крупных национальных сетей. В столице Софии - это сети "Фантастико" и "Фамилия". Недавно последняя была продана по частям ее менеджменту и литовской T-Market, которая осуществляет экспансию в стране.
В категории „супермаркетов" интересно развивается сеть "Пикадили", центральный офис которой находится в Варне. Сеть удачно воспользовалась волной открытий моллов в стране и сумела вырасти в игрока национального уровня. В 2006 году "Пикадили" одновременно открыла два магазина в столице и один - в Велико Тарново (центральная Болгария). Годом позже собственники продали мажоритарный пакет компании, занимающейся операционной деятельностью, сербской „Делта холдинг" (дочернее подразделение „Делта М"). Сделка с сетью "Пикадили" - первый выход „Делта М" на европейский рынок. В Болгарии "Делта М" планирует зайти также в форматы „кеш энд керри" и „удобный магазин", а также не исключает поглощений других компаний, особенно работающих в легкой промышленности.
Розничные сети в Болгарии - количество магазинов и площади, июнь 2008 г.
Розничная сеть | Количество магазинов | Общая площадь, кв. м. |
Metro Cash & Carry | 9 | н.д. |
Kaufland | 18 | н.д. |
Billa | 32 | 291 759 |
CBA* | 161 | н.д. |
«Пикадили» | 12 | 27 770 |
«Кооп» | 257 | н.д. |
«Фантастико» | 31 | н.д. |
CBA Asset Management | 18 | 20 089 |
HIT | 2 | 16 000 |
«Європа» | 23 | 23 790 |
* вкл. "СБА Ассет Менеджмент"
Источник: журнал "Регал", данные компаний
Новая волна
На сегодняшний день болгарская торговля ожидает новую волну экспансии в самых быстроразвивающихся сегментах - дискаунтерах, гипер- и супермаркетах. К первой группе относится германская сеть Kaufland, позиционирующаяся как „мягкий дискаунтер". Хотя сеть ступила на рынок только два года назад, у нее уже есть 18 магазинов. В этой категории работает и литовский T-Market. До конца нынешнего года или в начале следующего в стране также должны открыться германские „жесткие дискаунтеры" Lidl, Plus и Penny Market. Они давно уже покупают земельные участки в стране, готовясь к выходу на рынок, а инфляционные процессы в экономике делают перспективы их выхода еще более радужными.
Другое важное событие, которого ждут в Болгарии, это открытие первого объекта французской Carrefour в декабре этого года в городе Бургас. На протяжении двух лет сеть планирует открыть 4 гипермаркета и довести годовой оборот до около 150 млн. евро. Приход Carrefour обозначает появления гипермаркетов „высшей лиги", поскольку в этом формате пока оперируют только германской HIT с двумя магазинами в столице.
Усиливающееся конкуренция и выход иностранных розничников стимулируют процессы консолидации небольших игроков. К примеру, сеть CBA работает по венгерскому ноу-хау и представляет собой маркетинговое объединение разных типов небольших магазинов. Под ее вывеской развивается множество сильных региональных сетей. Особенно амбициозно развивается северовосточное подразделение - CBA Asset Management. Эта компания уже вышла на болгарский фондовый рынок (первая розничная сеть на фондовом рынке вообще). Потом сеть открыла магазин в Софии, а недавно завершила сделку по покупке варненской сети „Барлекс".
Другая форма объединения небольших магазинов и сетей - сеть „Кооп", под чьим брендом работают магазины кооперативного союза в Болгарии.
В стране также появились сети супермаркетов сегмента «люкс» и «гурман», такие как „Элемаг" и „Дар богов". Кроме того, отмечается рост специализированных магазинов, в столице уже появился первый магазин, в котором продаются исключительно биопродукты. Все эти изменения говорят о процессе профилирования магазинов на рынке и усиливающейся конкуренции в рознице.
Объем продаж крупнейших розничных сетей Болгарии, млн. евро
| 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
Metro Cash & Carry | 301,2 | 319,7 | 345,3 | 375,8 | 404,9 | 441,0 |
Billa | 60,6 | 74,3 | 95,7 | 114,9 | 140,1 | 171,4 |
«Фантастико» | 27,7 | 39,7 | 49,7 | 54,1 | 62,4 | 78,0 |
«Пикадили» | - | 0,2 | 27,0 | 33,2 | 54,9 | 85,0 |
Kaufland | - | - | 0,0 | 0,1 | 45,8 | 103,0 |
Maxima (T-Market) | - | - | - | 4,5 | 25,0 | 48,5 |
CBA Asset Management | 0,5 | 1,8 | 12,3 | 16,4 | 20,5 | 23,0 |
HIT | 0,0 | 0,0 | 3,7 | 13,4 | 18,5 | 19,0 |
«345» | 0,5 | 2,2 | 4,3 | 8,9 | 11,1 | н.д. |
«Фамилия» | 1,8 | 3,1 | 7,0 | 11,7 | 8,7 | н.д. |
Как покупают болгары**
- Основная часть покупок продуктов питания все еще осуществляется в квартальных магазинах. Но в 2007 году выросла доля супермаркетов как основного места покупок продуктов питания.
- Растущее значение супермаркетов и сетевых магазинов приводит к увеличению потребительской корзины и к сокращению частоты покупок. В 2007 году частота покупок уменьшилась на 5%, а количество продуктов, купленных за один поход в магазин, выросло на 2,2%.
- Основной фактор выбора магазина для покупок продуктов питания - это его удобное расположение (недалеко от дома или работы).
- Болгарский потребитель занимает 8-ое место по удовлетворенности ценами в магазинах среди всех 11 стран, участвовали в исследовании.
- Доля потребителей, передвигающихся на машине к месту покупок продуктов питания, вырос в 2007 году на 8%. Однако, Болгария вместе с Румынией занимает одно из последних мест в регионе по этому показателю.
- Доля потребителей, покупающих продукты частной марки магазинов выросла в 2007 году до 38%, что на 10% больше по сравнению с показателям предыдущего года.
*Автор статьи - главный редактор болгарского розничного журнала Регал. В статье использованы материалы журнала «Регал», газеты «Капитал», исследования GfK Bulgaria, ACNielsen, A.T. Kearney.
** По данным исследования GfK "Тенденции потребления Центральной и Восточной Европы" в 2008 году
17.07.2008
Комментарии
Написать комментарий