Статьи

Маркетинг в розовом цвете

Маркетинг в розовом цветеЖенщины - одна из самых заманчивых и загадочных аудиторий для бизнеса. Все попытки производителей создать дамские продукты доказывают: связываться с прекрасным полом крайне рискованно.

Для женщин

Женщины давно являются лакомой целевой аудиторией для любого производителя. Согласно результатам исследования, проведенного компанией OMD в 2006 году на территории 16 европейских стран, 74% представительниц прекрасного пола в возрасте от 18 до 34 лет считают себя главой семьи и утверждают, что когда делается большая покупка, последнее слово остается за ними. Первым эту тенденцию заметил гуру маркетинга Том Питерс. Его замечание "Женщина - главный покупатель практически всего на свете" давно стало руководством к действию для многих производителей. Достаточно зайти в любой магазин, чтобы убедиться: для женщин делают не только шоколад и йогурты, но и пиво, и сигареты, и даже водку.

Теоретически процесс создания женских товаров предельно прост: взять любой популярный продукт и наделить его специфическими характеристиками. Хрестоматийный пример: британские предприниматели Джон и Эшли Симс заметили, что женщины крутят дорожные карты, рассматривая их с разных сторон. Оказалось, что многим дамам проще ориентироваться, когда юг расположен не внизу, а вверху. Тогда супруги Симс выпустили карту, у которой одна часть была выполнена в соответствии с общепринятыми стандартами, а на второй находилась та же карта, но вверх ногами. Первый тираж - 15 тыс. экземпляров - был раскуплен мгновенно.

Однако в некоторых сегментах рынка гендерный принцип не действует.

Машины унисекс

Еще четыре года назад автопроизводители один за другим создавали машины для женщин. Все началось с Volvo. В 2004-м компания представила свой концепт-кар YCC. Он был спроектирован для женщин, и делали его тоже женщины. Там были отделения для дамских сумочек, специальное покрытие, не позволяющее грязи оседать на поверхности кузова, и прочие вещи, радующие девичий глаз. Концепт-кар вызвал огромный шум и породил целую череду подражаний. Машины для прекрасной половины человечества стали делать Suzuki, KIA, Mazda и GM. Мода докатилась даже до России. В 2005 году завод микролитражных автомобилей в Набережных Челнах показал публике модель "Ока-леди". Ее "женственность" заключалась в двуцветной панели приборов и ажурных подлокотниках на дверях.

Реакция на модели была разной: концепт-кары мировых автогигантов собрали множество призов за дизайн, а новая "Ока" удостоилась лишь нескольких саркастических публикаций в отечественной прессе. Но судьба у них оказалась общей: ни одна из этих машин не пошла в массовое производство. Более того, на рынке сейчас нет автомобилей, позиционируемых как женские. Даже у тех, кто создал эту моду. "В модельном ряду Volvo нет женских автомобилей, он полностью универсален и рассчитан как на мужчин, так и на женщин",- утверждает пресс-секретарь российского офиса Volvo Светлана Соколова.

В офисе BMW говорят, что стереотип "небольшой автомобиль обязательно должен быть женским" давно себя изжил. В качестве примера приводят свою самую маленькую машину - Mini. Казалось бы, в ней есть типичные для женского автомобиля качества: необычный дизайн и небольшие размеры. Но в самой компании отрицают, что намеревались придать Mini имидж автомобиля для дам. Более того, как будто специально борясь с подобным образом, BMW год за годом выпускает спортивные модели машины.

Понять автопроизводителей можно. "Конечно, женщины часто покупают машины, ориентируясь именно на дизайн и габариты,- признает руководитель направления Jaguar компании "Независимость" Александр Кошелев.- У нас женщины чаще всего покупают X-Type - младшую из Jaguar. Я думаю, что 70-80% этих автомобилей приобретаются для женщин. Но сказать, что она совсем не подходит для мужчин, я не могу".

Разработка автомобиля обходится компаниям в огромные суммы. Сразу же отсекать мужскую аудиторию, объявляя машину женской, они не хотят. "Более того, есть стереотип, согласно которому в машинах лучше разбираются мужчины, а следовательно, мужские машины надежнее. Получается, что женщины сами предпочитают не ездить на машинах, которые им навязывает общественное мнение или маркетологи",- размышляет специалист брэндингового агентства Madison TMB Марк Минский. Его слова подтверждает и статистика: кроме традиционных женских машин в Москве, по данным автодилеров, у прекрасного пола огромной популярностью пользуются "паркетные внедорожники". Например, доля женщин среди покупателей Land Rover Freelander составляет около 60%, а среди покупателей Toyota RAV4 - свыше 70%. Дамы предпочитают мужскую надежность женскому дизайну.

Мужчины в розовом

Автомобиль слишком дорогая и ответственная покупка, чтобы совершать ее исходя только из дизайна. Но продавцы более мелкой техники тоже не спешат объявлять свои товары женскими. "Конечно, у нас есть аппараты, которые более популярны у прекрасной половины человечества. Например, Nokia L'Amour Collection, Nokia 7900 Prism,- говорит вице-президент евразийского подразделения компании Nokia Виктор Эрик Сайс.- Некоторые цветовые решения этих моделей больше соответствует женскому вкусу. Так, модели 7373, 7360 и 7390 представлены в актуальном розовом цвете. Но мы не отрицаем, что розовый телефон может понравиться и мужчине".

Конечно, нужна определенная фантазия, чтобы представить себе солидного коммерсанта, достающего из кармана розовую трубку во время деловых переговоров. Впрочем, и бизнес-леди тоже вряд ли приглянется телефон такой раскраски. Цвет все же остается главным показателем "гендерной принадлежности" мобильных телефонов. "Так уж повелось: розовый, красный, фиолетовый - женские цвета. Черный, серебристый, синий - мужские или унисекс",- рассказывает руководитель тестовой лаборатории ИАА "Сотовик" Мария Хортова.

Придумать какие-то другие специфические женские функции у производителей мобильников пока не получается. "Единственный пример, который я могу вспомнить,- это специальная программа от компании Samsung, сделанная на базе календаря и служащая для того, чтобы напоминать женщинам о наступлении критических дней. Она поставлялась с самым первым дамским аппаратом Samsung, красной "раскладушкой" A400, и теперь присутствует практически в каждом аппарате, ориентированном на женскую аудиторию",- говорит Мария Хортова. Такой программой, например, оснащены женские телефоны Samsung из коллекции La Fleur. Компания выпускает трубки, позиционируемые как женские, с 2001 года. Выделяются они и цветовой гаммой - черный с золотым орнаментом. Вполне подойдет для бизнес-леди.

"Но этот случай скорее уникален,- утверждает Мария Хортова.- Большинство производителей не подчеркивает гендерную направленность своих моделей по простой причине: цвет уже достаточный индикатор для львиной доли покупателей. Будь Samsung A400 черного цвета, мужская часть аудитории также пользовалась бы им". Получается, что тратить лишние деньги на позиционирование товара как ориентированного на тот или иной пол просто глупо, а придумать чисто женские функции, кроме календаря, пока никто не смог.

Финансы для блондинок

Банкиры оказались значительно изобретательнее производителей сотовых телефонов: придумать набор женских функций для пластиковых карт им удалось. Но особого успеха ноу-хау не снискало.

Пионером в "женском пластике" стал Газпромбанк, запустивший еще в 2002 году Lady's Card. Ее хозяйке предоставлялись скидки в модных магазинах и салонах красоты. В самом банке не сообщают о количестве выпущенных карт. Однако об их популярности свидетельствуют косвенные данные: Lady's Card выдаются только в двух из 200 офисов банка. Причем оформить их можно лишь в Москве.

Исключительным предложение Газпромбанка оставалось недолго. Передовой опыт перенял в 2003 году Юниаструм банк, выпустивший карточку Visa Pour les Dames. А в 2007-м Альфа-банк выпустил карту "Альфа-банк - Cosmopolitan".

Однако "Юниаструм" стал и первым банком, свернувшим женский проект: за два года было выпущено всего 4,5 тыс. карт. По версии кредитной организации, причиной неудачи явилось то, что был установлен слишком высокий минимальный взнос за карту - $100. Но исправить ошибку в банке не захотели и просто "забыли" эту историю.

Похожая история произошла в Промсвязьбанке, объявившем в 2005 году о выпуске карт для женщин. Но дальше слов дело не пошло: от проекта отказались. Руководство банка, однако, до сих пор уверяет, что дамские карты крайне перспективны. "Уверен, что карты для женщин очень востребованы",- говорит начальник управления развития бизнеса платежных карт Промсвязьбанка Алексей Бычков. Однако о возобновлении эксперимента в банке не помышляют.

Аналитики считают, что большинство активных женщин предпочтут универсальную карту с набором скидок, удобных им самим. "В бумажнике потребителя может лежать до пяти и более карт, и рано или поздно начнут выигрывать те предложения, которые имеют для клиента эмоциональное значение",- считает руководитель департамента по развитию бизнеса GE Money Bank Эльман Мехтиев. По его словам, пока женщин воспринимают как нечто абстрактное: салоны красоты, кофе, бутик. Хотя на самом деле женская аудитория значительно разнообразнее и требует особого изучения. Представление банкиров о женщинах лучше всего раскрывает тот факт, что все четыре дамские карты, представленные на российском рынке, были розовых тонов.

Женские секреты

Впрочем, провалы в гендерном маркетинге не могут остановить повальную моду на приспособление "бесполых" товаров и услуг для нужд женщин.

Так, МТС в нынешнем году совместно с журналом Cosmopolitan запустила тариф "Подружки". "Мы провели большое исследование вместе с компанией Synovate,- рассказывает директор департамента маркетинга "МТС Россия" Яна Мазурова.- В соответствии с полученными данными нами и был разработан специальный женский тариф". При подготовке предложения была учтена любовь дам к долгим разговорам: в "Подружках" каждая минута разговора, начиная со второй, на 20% дешевле предыдущей, а после десятой минуты разговор вообще бесплатный. Тариф дает владелице трубки возможность выбрать десять "любимых" номеров, звонки на которые не оплачиваются. Кроме пристрастия к долгим разговорам исследование МТС выявило у женщин любовь к шопингу и сплетням. Эти не слишком оригинальные результаты были также учтены при разработке нового тарифа. Клиентки "Подружек" могут по телефону получать информацию о распродажах, адресах и телефонах магазинов и клубов и даже читать светские новости.

Объемы продаж "Подружек" в МТС пока обсуждать отказываются. Говорят, прошло слишком мало времени. "Продажи тарифа хорошие, а амбициозные планы успешно выполняются",- скупо бросает Яна Мазурова. Еще один показатель успеха в компании усматривают в том, что 40% таких карточек покупают мужчины. Как считают в МТС, в качестве подарка для любимых. Наверное, так и есть. Хотя не исключено, что для многих представителей сильного пола подключение к дамскому тарифу не менее выгодно, чем для женщин.

С прочими традиционными товарами ситуация иная. "Позиционирование продукта как женского автоматически отсекает большую часть мужской аудитории. Дамские сигареты или телефон розового цвета мужчин вряд ли привлекут",- отмечает Марк Минский.

Однако провалы женских товаров связаны, как правило, не с потерей мужской аудитории. В конце концов, на сильный пол их создатели и не рассчитывали. Главная проблема - отсутствие четкого понимания того, какими именно функциями нужно наделить продукт, чтобы им заинтересовались женщины. Как показывает практика, если просто покрасить вещь в розовый цвет, женской она не станет.

Скрытое влияние

По данным последней переписи населения, женщины составляют 53% населения России. Пока, как замечают эксперты, их платежеспособность отстает от мужской. Но ситуация с каждым годом меняется. По информации исследовательской компании "Комкон", трудоустроенными среди горожанок старше 16 лет в 2007 году являлись 62,3%, а в 2001-м таковых было 52,7%. Никаких материальных затруднений не было лишь у 0,6%, и показатель остался на прежнем уровне. Однако доля тех, у кого "заработков хватает на все, кроме недвижимости", выросла с 3% до 6,8%, а доля тех, у кого "денег хватает на крупную бытовую технику",- с 4,9% до 14,4%. Семь лет назад высказывание "я ищу менее дорогие товары, когда хожу за покупками" относили на свой счет 70,4% женщин, сегодня - 54,9%.

Впрочем, официальная статистика не учитывает другого значимого фактора - важности женского мнения в моменты, когда делаются крупные покупки. Судя по конкретным сегментам рынка, роль дам в выборе товара очень велика. Продавцы мягкой мебели, например, считают, что до 70% покупок в их магазинах делаются под влиянием женщин. В сфере товаров для ремонта от суждений прекрасной половины человечества зависит до 55% покупок. Автодилеры считают, что женское мнение влияет на решение вопроса о приобретении новой машины в их салонах в половине случаев. Наконец, самое интересное: даже продавцы мужской обуви утверждают, что в их магазинах представители сильного пола не могут обойтись без своих спутниц, и в 90% случаев при покупке новой пары туфель мужчина советуется со своей половиной.

Иван Марчук
Секрет Фирмы

14.07.2008

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну


Основы художественной грамоты

Основы художественной грамоты
Основы художественной грамоты. "Основы художественной грамоты" - классический качественный учебник. Задача этой книги помочь в воспитании культуры художественного восприятия, ввести читателя в сложный мир изобразительного искусства, научить «читать» его многообразные языки, воспринимая не только лежащие на поверхности, но и глубинные смыслы художественных произведений. Цель книги — представить произведение искусства как целостную структуру, все элементы которой участвуют в воплощении художественного замысла. В доступной и увлекательной форме автор рассматривает проблемы художественного творчества, опираясь при этом на фундаментальные законы искусства, выясняя смысл и характер его выразительных средств. Представляя собой введение в структуру художественного языка, эта книга может быть использована на начальных стадиях как профессионального, так и общекультурного изучения изобразительного искусства — в художественных институтах, училищах, школах, на художественно­графических факультетах педагогических институтов, а так же в старших классах общеобразовательных школ и лицеев, особенно с гуманитарным уклоном. Она может послужить подспорьем в расширенном внеклассном изучении искусства и в процессе самообразования. Юрий Яковлевич Герчук - Заслуженный деятель искусств России, академик Академии графического дизайна, московский искусствовед, историк и теоретик искусства, художественный критик. Герчук - автор множества книг посвященных современному искусству — в первую очередь, графике и искусствознанию.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

02.03.2025 - 18:04
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация