Есть мнение ...

Квасной патриотизм

Квасной патриотизмКвас под маркой «Никола» появился в продаже в апреле 2005 года. С этого момента и до конца 2007 года «Дека» вложила в продвижение своего продукта не менее 150 млн. рублей.
Сначала с экранов телевизоров на потенциальных покупателей «вылились» бодрые национально-гастрономические призывы: «Квас - не кола! Пей «Николу»! Потом появилась экологическая речевка: «Всякой «химии» бойкот! Пей «Николу» круглый год!» И, наконец, декабрь 2007 года прошел под патриотическим девизом: «Нет коланизации! Квас - здоровье нации!»

Любой политик, хоть раз участвовавший в выборах, подтвердит: хочешь победить - придумай врага, по контрасту с которым сможешь преподнести свои достоинства избирателям. Антизападнические настроения широко распространены сегодня среди россиян, и только самые застенчивые из кандидатов в депутаты на них не играют. Но в коммерческой рекламе явного противопоставления одних марок другим еще не было. В крайнем случае, новый «улучшенный» стиральный порошок сравнивался с обезличенным «обычным порошком». А компания «Дека» не просто намекнула на всемирно известные брэнды. Банальный прохладительный напиток вырос в ее рекламе до символа национального самосохранения. Успех на «коммерческих выборах» был однозначным. По данным компании «Бизнес Аналитика», к сегодняшнему дню квас «Никола» завоевал 25,8% российского рынка и занял вторую позицию после кваса «Очаково». «Дека» утверждает, что выручка от реализации «Николы» возросла в 2007 году на 267,2%.

«Каждый производитель стремится чем-то выделиться на фоне конкурентов и запомниться потребителям, - говорит о своей агрессивной стратегии Никита Волков, директор компании «Дека» по маркетингу и продвижению. - Мы посчитали, что российский квас потребителю ближе, чем западные синтетические напитки. Эта идея обусловила выбор позиционирования».

Мощная рекламная кампания помогла региональному заводу вывести свой бизнес на национальный уровень. Новгородский квас появился во многих известных супермаркетах и гипермаркетах под двойным названием: «Никола-Ашан», «Никола-Окей» и т. д. «Закупочные цены на товары, которые торговые сети продают под своими частными марками, private label, обычно ниже цен на марочные товары производителей. Однако в таком сотрудничестве есть свой резон, - отмечает Волков. - Гарантированная рекламная поддержка позволила нам выстроить долговременные партнерские отношения с крупными дистрибьюторами».

«Успех «Николы» был запрограммирован изначально, - убежден Томас Мусиан, директор по развитию американской брэндинговой компании Senteo. - Во всем мире наибольшим спросом пользуются национальные брэнды, так как они по сути своей роднее. Покупателям они представляются качественнее и лучше, а заграничные - соответственно хуже».

Однако сами иностранные компании, выпускающие безалкогольные напитки в России, «хуже» свою продукцию не считают. В июне 2007 года «Ассоциация рекламодателей», в которую входят Coca-Cola и PepsiCo, обратилась в Федеральную антимонопольную службу с просьбой запретить рекламу кваса «Никола». И хотя «Дека» отрицала сравнение с конкретными брэндами, тем не менее большинство участников экспертного совета ФАС по рекламе признали: ролики и плакаты этой компании создают нездоровые ассоциации и содержат негативное сравнение не по потребительским характеристикам продукции, а выражают эмоционально-негативное отношение к напиткам «кола» и позитивное отношение к рекламируемому квасу». Согласно постановлению ФАС, «Дека» заплатила штраф в размере 40 тыс. рублей и недавнюю весеннюю рекламную кампанию провела под более политкорректным девизом: «Верный ответ: квасу - «да», «химии» - «нет»!

В целом провокационная реклама не нова для российского рынка. У всех на слуху слоганы «Цены просто о...еть!» (телефоны в магазинах «Евросеть») и «Сосу за копейки» (пылесосы в магазинах «Эльдорадо). В свое время они точно так же вызвали недовольство ФАС и точно так же подхлестнули продажи. «Шокирующие рекламные приемы всегда балансируют на грани конфликта с законодательством. И компании, которые их используют, прекрасно понимают, что идут на риск, - комментирует Людмила Гречкина, исполнительный директор РИА OKEY. - Но многие компании считают, что риск себя оправдывает. Поэтому все возможные финансовые санкции изначально закладываются в стоимость рекламной кампании».

Однако всегда ли общение с потребителем на языке улицы - это то, что нужно? Представитель компании «Бородино», еще одного производителя кваса, полагает, что обыгрывание массовых штампов и стереотипов лучше всего подходит для продвижения товаров, рассчитанных на массовую аудиторию. «Но, - предостерегает Мария Тюряева, директор рекламного центра «ДикСтар», - дешевые трюки могут негативно повлиять на имидж компании, особенно среди образованных людей и людей с высокими доходами».

Согласен с таким мнением и Томас Мусиан: «Чем больше производители кваса «Никола» будут вмешиваться в дела колы, тем больше они будут подвергать опасности свой имидж. Рекламные обещания могут не оправдаться, и когда потребители это поймут, их разочарование будет очень сильным». А главная опасность для «Деки», по мнению Мусиана, в том, что, противопоставляя квас и колу, она противопоставляет два совершенно разных продукта, которые приобретают два разных типа покупателей: «Тот, кто пьет квас, будет продолжать покупать квас. Тот, кто пьет колу, будет по-прежнему выбирать колу. В рекламе «Николы» есть серьезная ошибка, которая в конце концов исчерпает ее потенциал. Бессмысленно биться над тем, чтобы оторвать клиентов у колы. Эффект будет куда ощутимее, если показать в рекламе те качества, которые выгодно отличают квас «Никола» от кваса других компаний». 

Что же касается компаний-«коланизаторов», то они и не пытаются бороться с русским национальным напитком. Напротив. В 2007 года PepsoCo получила у российского холдинга «Эжен бужеле вайн» право на дистрибуцию кваса «Першинъ». А Coca-Cola примерно в то же время разместила на пензенском заводе «Самко» производство кваса под маркой «Кружка и бочка». Интересно, под какими лозунгами пойдет соревнование варягов и коренных россиян уже на самом квасном рынке?

Завод компании «Дека» расположен в городе Великий Новгород. Занимает второе место в России по объему выпуска кваса. Кроме кваса «Никола» производит лимонад «Добрыня Никитич», пиво MegaBier, «Большое Пиво», «Жигулевское».
Любовь Павлова
Свой бизнес
Advertology.Ru

09.07.2008

на печать


Комментарии

Brando
10.07.2008 10:55 | сообщение #1
 

В новую рекламную кампанию Николы с псевдорусским персонажем я вообще не врубился, пока не прочитал комменты и статьи в Инете. Фокус на противопоставлении уже не вдохновляет. Лично у меня нет никакого желания приобретать Николу, хотя раньше изредка покупал. Раньше больше нравился "Очаково", но и его вкус последнее время не вдохновляет: даже в металлической баночке он стал менее насыщенным, нет полноты вкуса, так...водичка.

war1ock
12.07.2008 17:28 | сообщение #2
 

Я не являюсь потенциальным потребителм квасов, но как рекламисту(хоть и с небольшим опытом) мне кажеться, что новая реклама Николы больше отталкивает людей чем привликает их...

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

26.02.2025 - 06:18
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация