Статьи

Конкурентность - ключевой элемент рыночной экономики

Конкурентность - ключевой элемент рыночной экономикиПредметом настоящей статьи является конкурентность объектов товарных рынков России, т. е. соревнование между однородными товарами и услугами с точки зрения их свойств и цены реализации в целях достижения преимуществ для покупателя и соответствующего оттеснения других продавцов, а также получения производителем и продавцом максимально возможной прибыли.

Конкурентность рассматривается как неотъемлемая часть рыночного механизма, регулирующего при отсутствии монополизма субъектов рыночного хозяйства соперничество и взаимозависимость агентов рынка, а в крупном плане - пропорции общественного производства. Кроме того, конкурентность на товарных рынках способствует активизации инновационного производства продукции, большей адаптации ее к спросу, повышению качества, минимизации издержек производителей и эксплуатирующих продукцию потребителей, повышению возможности воздействия государства на рыночные процессы. Главной задачей государственного регулирования рыночных процессов с позиции конкурентности является ограничение монополизма на рынке. Нормальной рыночная конкурентность считается, когда на рынке данного товара складывается конъюнктура, при которой на нем:
функционирует 10 и более фирм;
1 фирма не занимает более 31% рынка;
2 фирмы не занимают более 44% рынка;
3 фирмы не занимают более 54% рынка;
4 фирмы не занимают более 63% рынка.

Правовые основы регулирования конкурентности на товарных рынках

Первым в современной России законодательным документом, призванным упорядочить действие конкурентности на товарных рынках, явился Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. №948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

После многочисленных уточнений и поправок, внесенных в этот Закон с момента начала его действия, 26 июля 2006 г. был принят Закон «О защите конкуренции», который был призван заменить предыдущие законодательные акты в области конкурентности. Указанный Закон был разработан с учетом опыта антимонопольного законодательства США и Евросоюза.

Для конкретизации Закона «О защите конкуренции» были приняты подзаконные акты Правительством РФ и директивные указания отдельных органов исполнительной власти (в данном случае решение вопросов конкурентности было поручено Государственному Комитету по антимонопольной политике (ГКАП России). В частности, Правительством РФ были изданы Постановления «О Государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры)» от 9 марта 1994 г. №191, «О реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%» от 19 февраля 1996 г. №154, Приказы ГКАП «О порядке проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды» от 20 декабря 1996 г. №169, «О методических рекомендациях по определению границ и объемов товарных рынков» от 30 октября 1993 г.

Указанными и другими правовыми актами в области конкурентности раскрыто понятие товарный рынок - это рынок по каждому товару, виду работы, услуги или по каждой группе взаимозаменяемых товаров (взаимозаменяемыми признаются такие товары, которые близки по потребительским свойствам и удовлетворяющие в основном одинаковые потребности). Границей товарных рынков является перечень взаимозаменяемых товаров, которые предназначены для удовлетворения конкретной потребности. Тормозящим фактором, препятствующим развитию конкурентности признано наличие на данном рынке хозяйствующих субъектов, ограничивающих своими действиями конкуренцию. Разъяснено понятие координации экономической деятельности, даны признаки сужения конкурентности, под которыми понимается сокращение конкурирующих между собой субъектов рынка, необоснованный рост или снижение цены товара, раскрыты признаки доминирующего положения субъекта рынка, когда его доля на рынке определенного товара составляет более 50%. Установлено, что необходимо осуществление контроля за субъектами рынка, если стоимость их суммарных активов или суммарная выручка от реализации товаров за последний календарный год превышает 3 млрд рублей.

Предусмотрено, что источниками финансирования мероприятий и работ по развитию конкуренции на рынках и демонополизации экономики являются средства, выделяемые на эти цели из федерального и местных бюджетов, а также средства, получаемые от приватизации государственного имущества, внебюджетных фондов, и добровольные отчисления и взносы предприятий, учреждений и организаций. Введено понятие аффилированных лиц (физические и юридические лица, способные оказывать влияние на предпринимательскую деятельность в условиях конкурентной борьбы на товарных рынках), а также недобросовестной конкуренции (действия хозяйствующих субъектов по дискредитации конкурентов), ограничивающего конкуренцию доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке (доля такого субъекта на рынке определенного товара, как указывалось выше, должна составлять более 50%).

Факторы конкурентности на товарных рынках и их маркетинг

Основным фактором или предпосылкой присутствия конкурентности на рынке является наличие действующих имущественно и организационно независимых поставщиков определенных товаров в количестве, достаточном для возникновения конкуренции между ними. Независимыми поставщиками признаются независимые производители данного товара или продавцы товара, произведенного указанным производителем. На рынке также должны действовать имущественно и организационно независимые покупатели в количестве, достаточном для конкуренции между ними и создания необходимого объема платежеспособного спроса.

Конкурентность на рынке не допускает наличия препятствий в отношении возможности для конкурирующих структур получения нужного сырья, материалов и комплектующих изделий, а также технологий, информации, трудовых и финансовых ресурсов. Все поставщики продукции на данный товарный рынок с целью создания на этом рынке эффективной конкуренции и недопущения злоупотреблений доминирующим положением должны быть соизмеримыми по объемам поставок в натуральном измерении поставляемой продукции и характеризоваться наряду с потребителями независимым экономическим поведением при отсутствии сговоров и горизонтальных соглашений.

Не допускается также наличие вертикальных соглашений между поставщиками продукции ее производителями, ограничивающих свободу в установлении цен и объемов поставок. Среди факторов, характеризующих наличие условий для развития конкурентности на товарных рынках, следует отметить рост числа поставщиков и величину поставок продукции в т. ч. за счет импорта из-за рубежа или другого региона, ликвидацию межрегиональных барьеров для осуществления товарообмена, а также снижение барьеров для входа на рынок, развитие предпринимательства и создание малых предприятий для насыщения рынков продукцией и создание конкурентной среды по технологическим переделам, реализацию продукции на рынках путем организации торгов, аукционов и тендеров, организацию или выделение самостоятельных хозяйствующих субъектов - потребителей и поставщиков реализуемой на данном товарном рынке продукции.

Если говорить о факторах конкурентных преимуществ применительно к отдельным видам продукции, то они сводятся, в основном, к прогрессивным показателям качества и удобства эксплуатации. В числе таких факторов можно назвать:
лучшее соотношение цены и качества;
более современный дизайн;
лучшая по оформлению и качеству упаковка (очень часто производитель для улучшения имиджа товара идет на изменение внешнего оформления или формы упаковки);
лучшие условия технического обслуживания и ремонта (включая до- и послепродажное обслуживание);
условия гарантии (сроки, возможность замены и др.);
условия эксплуатации и хранения;
сроки и условия поставки;
соблюдение экологических требований при эксплуатации, хранении и утилизации.

В последнее время соблюдение требований охраны окружающей природой среды и экологической безопасности стало рассматриваться как важнейший фактор конкурентоспособности. Эти требования особенно актуальны в связи с высоким уровнем изношенности основных фондов в производственных и транспортных отраслях, преобладанием грязных, энергоемких и ресурсоемких производств, накоплением гигантских масс не переработанных промышленных и бытовых отходов, а также запасов ядовитых и радиоактивных веществ.

В целом, как следует из определений отдельных элементов и факторов конкурентности на товарных рынках, модель такой конкурентности можно охарактеризовать пятью основными признаками:
наличие достаточно большого числа продавцов и покупателей данного вида продукции;
однородность реализуемой продукции;
отсутствие возможности у отдельных продавцов или покупателей влиять на рыночную цену;
отсутствие препятствий на вход и выход с рынка;
максимальная информированность продавцов и покупателей о товарах и ценах.

При проведении маркетинговых исследований товарных рынков по оценке уровня конкурентности в целом по данному рынку и по отдельным видам реализуемой на рынке продукции необходимо помимо конкретных показателей, характеризующих конкурентоспособность каких-либо товаров, учитывать более общие показатели состояния экономики. В число таких показателей могут включаться: уровень демонополизации и развития конкуренции по отдельным регионам и Российской Федерации в целом, учет факторов интеграции российской экономики в мировую систему хозяйства, взаимосвязанности проблем демонополизации и развития конкуренции на федеральном, отраслевом и региональных уровнях.

Маркетинговый анализ конкурентности по более конкретным субъектам товарного рынка может быть направлен на такие стороны предпосылок рыночной конкуренции, как:
разработка и выпуск новых товаров;
организация работы торгового аппарата продавцов и покупателей;
организация рекламы и стимулирования сбыта;
меры по модернизации и усовершенствованию реализуемой продукции;
изменение политики цен;
логистика (выбор наиболее эффективных каналов товародвижения, ритмичность поставок);
сокращение издержек обращения;
изменение кредитной политики;
изменение условий финансирования сделок по конкурирующим товарам.

Изложенное выше позволяет сделать определенные выводы. Только выход на рынок с конкурентоспособным товаром делает возможным для предприятия выжить в условиях рыночной экономики. Если понимать это положение в более широком смысле, то можно сказать, что конкуренция обеспечивает рациональное функционирование рыночного механизма и даже в определенной мере способствует регулированию пропорций общественного производства. Таким образом, можно считать, что конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Конкуренция на рынке между производителями товаров и услуг является борьбой за долю рынка, получение максимально-возможной прибыли или достижение других конкретных целей. Такая конкуренция прежде всего проявляется в предложении новых, лучших по качеству товаров, улучшении качества уже выпускаемых изделий, усилении рекламы своей продукции, принятии специальных мер по продвижению этой продукции на рынок и т. п. Конкуренция выступает в качестве силы, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения, одновременно уравновешивающей рыночные цены.

Конкурентоспособность предлагаемой на рынке продукции является центральным моментом при выборе эффективной конкурентной стратегии. Если оценивать более конкретные положительные моменты воздействия конкурентности на товарных рынках, то следует отметить, что она способствует развитию научно-технического прогресса, заставляя товаропроизводителя применять лучшее сырье, материалы и комплектующие изделия, добиваясь одновременно их более экономного использования; при этом из производства вымываются устаревшая техника, энергоемкие и материалоемкие технологии, прекращается выпуск некачественных товаров. Вырабатывается чуткая реакция на изменение спроса, рост цен и издержек производства и обращения; в известной мере выравнивается норма прибыли и размер заработной платы.

В. Одесс
Журнал "Конъюнктура товарных рынков"

09.07.2008

на печать


Комментарии

Гость
15.10.2010 11:21 | сообщение #1
 

Подмигивать

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну


Сетки. Креативные решения для графических дизайнеров

Сетки. Креативные решения для графических дизайнеров
Сетки. Креативные решения для графических дизайнеров. Креативно разработанная и правильно примененная сетка это то, что отличает обычную композицию листа от действительно яркой и «цепляющей». Эта книга поможет дизайнерам обрести вдохновение и отшлифовать умение создавать великолепные композиции страниц и разворотов. Сетка присутствует на всех страницах книги. Все журналы, буклеты, многостраничные издания представлены не просто лучшими разворотами,  а композиционными листами с проступающей сеткой и подробными комментариями, детализирующими процесс работы и точными параметрами сеток. Вы поймете, как дизайнер использовал модульную сетку для создания узнаваемого ритма страниц и разворотов, не теряя при этом динамики и гибкости изображения. Книга «Сетки» наполнена интересными компоновками шрифта, изображений и незапечатанного фона. Помимо этого, в книге рассматриваются новаторские идеи информационного дизайна. Для каждой работы дано не только детальное описание, но и размеры сеток, что позволит Вам адаптировать, улучшить и применить понравившиеся идей в новых проектах. На диске - шаблоны сеток в InDesign и QuarkXPress. Книга действительно необходима графическим дизайнерам, чья творческая деятельность связана с созданием плакатов, упаковки и многостраничных изданий.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

02.03.2025 - 18:09
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация