Статьи

Бизнес на ностальгии

Бизнес на ностальгииКогда вы отправляетесь в заграничную поездку, то стараетесь привезти родственникам и друзьям какой-нибудь национальный сувенир. Из Чехии традиционно возят «Бехеровку», из Польши - краковскую колбасу, а из Латвии - «Рижский бальзам».

Самая известная латвийская сувенирная достопримечательность производится в Риге с XVIII века. Сегодня продукт выпускает один из крупнейших латвийских производителей алкоголя - Latvijas Balzams, входящий в холдинг SPI Group российского бизнесмена Юрия Шефлера. Согласно исследованию агентства A.W. Olsen & Partners, «Рижский бальзам» стал самой узнаваемой из латвийских торговых марок на европейском и российском рынках. Как считают эксперты, сильная сторона бренда - неразрывная связь с образом страны, а слабая - несколько «нафталиновый» имидж, который необходимо освежить и на местном, и на зарубежных рынках. При этом аналитики отмечают высокое качество дизайна упаковки: бальзам разливается в характерные керамические бутылки с патентованной черной этикеткой.

Стоит отметить, что с бальзамом связан ряд скандалов. В 2001 году Latvijas Balzams обратился с иском в Арбитражный суд Санкт-Петербурга, ходатайствуя о запрете производства бальзама на опытном заводе «Нива». Петербургское предприятие разливало свой напиток в похожие на латвийские глиняные бутылки, на которых красовались сходные с настоящими этикетки. Его производство было прекращено лишь в 2002-м.

Другой популярный в свое время латвийский алкогольный продукт - «Рижское шампанское» - оценен экспертами достаточно низко. Причина скорее не в качестве, а в неправильной маркетинговой политике. По сравнению с советскими временами круг потребителей товара заметно уменьшился, не помогают ни конкурентная цена, ни тот факт, что «Рижское шампанское» было одним из лучших в СССР. В первую очередь отток потребителей связан с появлением на рынке патентованного шампанского из Франции и игристых вин из других стран. Иностранцы реализуют мощные рекламные кампании, а производителям «Рижского шампанского» пришлось, среди прочего, изменить название продукта. Как известно, шампанское и коньяк теперь являются защищенными торговыми марками, производство которых возможно только в одноименных французских провинциях.

Рыбка золотая, без канцерогенов

По мнению экспертов, второй по узнаваемости латвийский продукт - «Рижские шпроты», при этом подчеркивается, что бренд ассоциируется со страной, а не с конкретным производителем консервов. Продвижению «Рижских шпрот» мешают возникающие время от времени споры производителей о праве на торговую марку. Кроме того, название иногда используется журналистами как негативный образ, обозначающий ограниченную номенклатуру латвийских экспортных товаров. Несмотря на все издержки, на местном рынке «Рижские шпроты» по-прежнему являются узнаваемым и популярным продуктом.

Лучшие образцы консервов почти на два года исчезли с российского рынка. Причиной тому послужила «шпротная война» между Латвией и Россией (см. «Рыбка раздора [1]», «Эксперт С-З» №17 (319) от 7 мая 2007 года) из-за решения Россельхознадзора запретить ввоз на территорию России продукции латвийских производителей: мол, в шпротах и шпротном масле превышено содержание канцерогенного бензопирена. В свою очередь, латвийские производители утверждали, что их оклеветали и что содержание бензопирена соответствует всем европейским нормам. По их мнению, беда заключалась в системах замера, которые применял Россельхознадзор, а также в том, что латвийские шпроты «убрали» калининградские конкуренты. По заверениям рижан, бензопирен - «естественный» канцероген, который содержится в любой обжаренной продукции. К примеру, в шашлыке его допустимый уровень на порядок выше, чем в шпротах.

Сегодня «война» закончилась, произошла гармонизация российских и европейских санитарных норм и на отечественные прилавки потихоньку возвращаются знакомые консервные банки из Латвии. Однако в России встречаются и подделки. Настоящая латвийская продукция продается только под торговой маркой «Рижские шпроты в масле» и выпускается фабрикой Brivais Vilnis, а также компанией Gamma-A. Цена латвийских шпрот класса «премиум» может доходить до 300 рублей за банку.

Как отметил председатель правления Brivais Vilnis Арнольд Бабрис, для качественных консервов годится только балтийская килька. «Рыбка должна быть выловлена в зимний период, когда она не кормится и у нее пустые животики. Технология производства качественных шпрот очень сложна, это один из самых трудоемких рыбных продуктов. Свежая килька сортируется и вручную нанизывается на веревку, тем самым ее готовят для копчения. Механизировать процесс практически невозможно, поскольку потребитель, открыв банку, желает видеть шпроты одинакового размера. Затем происходит процесс копчения. Для этой цели мы согласно старинным рецептам используем только белую ольху. Следует отметить, что многие производители экономят на копчении, применяя хвою. Однако в этом случае у шпрот появляется горьковатый привкус. По окончании копчения готовую рыбку обрабатывают - удаляют головы, а в эксклюзивных продуктах еще и хвостики. Далее происходит ручная укладка», - объясняет тонкости создания своей продукции Бабрис.

Серенада шоколадной долины

Третье место в «хит-параде» национальных торговых марок заняла конфета Serenade кондитерской фабрики Laima. Эксперты отмечают, что успеху бренда способствует его название, дизайн, а также качество и узнаваемость производителя. К сожалению, в 2001 году в одной из конфет обнаружили червя и, несмотря на единичность случая, последствия до сих пор сказываются как на продажах продукта, так и на фабрике. Классический стиль оформления продукции способствует привлечению взрослых клиентов с консервативным вкусом, но не помогает ее продвижению среди детей и молодежи.

Председатель правления Laima Нормундс Озолиньш рассказывает, что фабрика старается учитывать возрастные особенности потребителей. По его словам, кондитеры производят около 200 продуктов, многие из которых можно считать историческими брендами. Несмотря на бережное отношение к известным маркам, на рынок ежегодно вводятся новые виды сладкой продукции. «К бренду Serenade мы относимся очень щепетильно, так как это самая старая торговая марка нашей компании. С течением времени менялись детали, но уникальная рецептура конфет осталась неизменной. Отмечая в этом году 70-летний юбилей Serenade, мы обновили дизайн, а также ввели новые расфасовки - 190-граммовую сувенирную коробку и 210-граммовую коробку с рождественским сюжетом. В Риге даже стал курсировать юбилейный трамвай Serenade, который напоминает, что конфета является неотъемлемой частью латвийского образа. Наша ценовая политика способствует тому, что продукт оказывается доступен как маленьким, так и взрослым сладкоежкам», - делится планами Озолиньш.

Не хлебом единым

В начале 1950-х годов в СССР появилось первое портерное пиво производства латвийского завода Aldaris. Темное сладкое пиво с ярко выраженным карамельным вкусом быстро завоевало популярность, особенно среди представительниц прекрасного пола.

Однако традиции меняются и современное Aldaris Porteris не является массовым продуктом, оно рассчитано на тонких ценителей пенного напитка, которые помнят историю его создания. «Porteris производится с момента основания завода, когда он еще имел немецкое название Waldschlosschen. В наше время Porteris потребляется в столь незначительных количествах, что с точки зрения бизнеса его вообще невыгодно производить. Однако оно воспринимается как символ, поэтому для Porteris было выбрано роскошное оформление (темная бутылка с золотисто-коричневой этикеткой. - «Эксперт С-З»), которое позволяет настоящим ценителям насладиться его шармом», - поясняет руководитель отдела по связям с общественностью пивоварни Илмарс Ярганс.

Еще один популярный латвийский «вкусный» бренд - ржаной хлеб Laci. История этой торговой марки не столь длинна, как у других знаменитых видов латвийской продукции, однако не менее интересна. Дело в том, что производство по-своему уникального продукта налажено небольшим семейным предприятием. Профессиональный пекарь Нормунд Скаудис с 1993 года печет и продает кисло-сладкий ржаной хлеб собственной рецептуры, в который запекаются сухофрукты и орехи. Благодаря добавкам хлеб становится похожим на кондитерское изделие.

Хлеб Laci так бы и остался неизвестным, если бы не маркетинговые таланты Скаудиса. Он сумел превратить маленькую пекарню, выпекавшую несколько десятков караваев в день, в крупномасштабное производство. Сегодня хлебопекарни Скаудиса производят 40 сортов хлеба, как с добавками, так и без них. «Мы расширяем наш бизнес за счет увеличения объемов производства и ассортимента продукции. В ближайшее время мы планируем наладить экспорт в Россию, так как в этой стране очень ценят вкусный хлеб, мы уже ведем переговоры с предпринимателями из Новгорода. Кроме того, у нас есть постоянные клиенты в Германии, Австралии и США. Мы снабжаем покупателей через сеть специальных магазинов, но наш хлеб можно приобрести и через интернет. Заказ будет доставлен в течение нескольких дней», - объясняет директор по маркетингу предприятия Laci Атис Блинс.

Среди латвийских чемпионов экспортного рынка стоит отметить также косметическую фабрику Dzintars, которая уже давно работает на российском рынке. Прошлый год, однако, был для Dzintars не очень успешным. Причина кроется в превратностях российского законодательства, объявившего спиртосодержащую непищевую продукцию акцизным товаром. Из-за нововведений предприятию пришлось получать лицензии на всю линию косметических продуктов. Кроме того, для продолжения деятельности компания должна была установить единую государственную автоматизированную информационную систему, что привело к дополнительным издержкам. Однако, несмотря на жесткую конкуренцию и непростые условия для бизнеса, уходить с российского рынка Dzintars не собирается. Рубеж, занятый еще в советское время, стоит слишком дорого.

Юрий Гуральник
expert.ru

06.07.2008

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

27.12.2024 - 08:08
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация