Статьи

Поисковая операция

Поисковая операция"Это не вопрос доли рынка, это создание рынка",- говорит харизматичный миллиардер, один из основателей компании Google Сергей Брин. Прилетев в Москву, он встретился с российскими журналистами и рассказал, где компания Google видит новые перспективные сферы для применения своих технологий.

Сергей Брин смеется, когда его спрашивают, следит ли он за готовящейся сделкой между Microsoft и Yahoo!. "Microsoft хочет купить Yahoo! - что, правда?" - переспрашивает он и делает удивленное лицо. Это что-то вроде восклицания "Вау, мы высадились на Луне!" при виде пожелтевшей фотографии с астронавтами в архивном журнале.

35-летний миллиардер, вместе с партнером Ларри Пейджем создавший компанию - символ новой экономики, выглядит как студент западного колледжа, заехавший в Россию на каникулы. Он и правда здесь вроде как на каникулах. По словам Брина, его нынешний приезд в Москву спустя почти пять лет не имеет бизнес-цели (он улаживает семейные дела). Тем не менее, проведя накануне в офисе российского Google вечер вопросов и ответов в стиле TGIF (Thanks God It's Friday), Брин перед отлетом домой нашел время и ответил на вопросы журналистов.

Это добрый жест, и вся атмосфера встречи - начиная с его дырявых тапочек и униформы технологического предпринимателя (джинсы и серая футболка), через задорный настрой Брина и заканчивая его охотными ответами на самые разные вопросы - отлично поддержала концепцию, которую я назвал для себя по имени серии занятных мультиков, крутившихся когда-то на канале MTV,- "немотивированные случаи проявления доброты".

"Я считаю, что главное - создать что-нибудь хорошее для пользователя. По крайней мере, у нас всегда находится способ, как это не только окупить, но и получить от этого хороший доход. Мы не считаем. Мы просто смотрим, что можем сделать важного и полезного. Если это будет действительно важное и полезное, то тогда мы найдем способ заработать на этом",- говорит Брин. Наверное, это отдельное искусство: сначала придумывать что-нибудь хорошее, а уже потом учиться зарабатывать на этом деньги. В случае компании Google и Сергея Брина эта концепция работает.

Партнеры по ширпотребу

Когда Брин и Пейдж придумывали поисковый алгоритм, идея поиска была не такой уж и новой. Уже тогда существовала целая обойма процветающих компаний: Yahoo!, Excite, AltaVista, Infoseek, сервис HotBot. Сегодня, отвечая на вопрос "Почему именно вам удалось стать тем, чем стал Google?", Брин не вспоминает про PageRank и BackRub - технологии, позволившие получать принципиально иной уровень релевантности поисковой выдачи, основанной на старом как научный мир принципе анализа цитируемости документа, а также "авторитетности" ссылающихся источников (аспирантам Стэнфорда Брину и Пейджу были хорошо известны эти принципы). Сегодня Брин рассказывает о том, что его успех - это скорее недосмотр конкурентов: "Их не интересовал поиск. Они хотели стать порталами. Мы оказались единственными, кто поставил на поиск".

В конце 1990-х компании и правда интересовались поиском мало. "Поиск был ширпотребом. Commodity",- объясняет Брин. "Обузой",- уточняет Владимир Долгов, директор российского Google. Доминирующей бизнес-моделью в Сети была ставка на баннерную и спонсорскую рекламу, компании оказывались заинтересованными в трафике, а это значило, что пользователя нельзя отпускать со своего сайта. Поисковая модель, напротив, первым делом толкала к тому, чтобы кликнуть на результат и перейти по ссылке. Кто бы мог подумать, что может быть по-другому. "Я вообще очень везучий человек",- утверждает Брин.

Брин говорит сегодня про Пейджа, что в связке "друзья" и "партнеры" первое, пожалуй, главнее. Про второе говорят историографы Google. Ведь это именно Пейдж придумал BackRub, и Брин был впечатлен красотой и масштабом идеи, которой Пейдж с ним поделился. "Сергей Брин прекрасно понимал, на что идет, когда поступал в аспирантуру Стэнфордского университета в области вычислительной техники. Элитная программа Стэнфорда известна во всем мире благодаря сочетанию академического уровня образования и широких связей в мире корпораций",- пишет Джон Бэттелл в книге "Поиск". Так что, наверное, это и правда было везение, только очень управляемое.

Выгода для миллионов

Везение создателей Google заключалось еще и в том, что на момент создания технологии, а позднее компании, и еще позже - при получении первого чека на $100 тыс. от основателя компании Sun Энди Бехтольшейма и $25 млн у самых авторитетных инвесторов Кремниевой долины ни Пейдж, ни Брин так и не знали, как же их компания будет зарабатывать деньги. Бизнес-модели экономики поиска еще не существовало.

В чем точно были уверены создатели Google, так это в том, что они не хотят совмещать поиск с рекламой. В научной работе, написанной ими про философию поиска, они приводили пример поискового запроса по слову "сотовый телефон", который в одной из первых ссылок выводил статью о риске использования телефона водителями во время движения. "Очевидно, что поисковой системе, размещающей платные рекламные объявления, связанные с мобильными телефонами, будет сложно оправдать появление такой страницы перед рекламодателями",- следовал вывод. "Мы ожидаем, что поисковые системы, финансируемые рекламодателями, будут необъективными",- говорилось в работе.

Со временем Брин и Пейдж избавились от предубеждения к рекламе, но все же бизнес-моделью Google стал заработок не на медийной рекламе. Создав технологии AdSense и AdWords, Google дал возможность миллионам небольших компаний тратить с умом каждый рекламный цент, а главное, он позволил зарабатывать миллионам не самых крупных сайтов.

Aps - он и в Африке aps

Поиски своей бизнес-модели и исполнение роли создателя "блага" для пользователя ведут Google дальше. Сегодня бизнес компании - довольно интересное балансирование между поощряемой современными гуру от бизнеса "концентрацией вглубь" и стремлением разбежаться вширь. Кроме собственно поиска Google - это еще и электронная почта Gmail, карты Google Maps и целая куча-мала различных aps (как выражается Брин, вопросительно поднимая глаза на Владимира Долгова. "Aps и есть aps, это понятно",- отвечает тот). Список этих самых aps (applications - приложения) еле умещается на странице "Программы и службы Google". И это только верхушка айсберга - компания постоянно присматривается к перспективным активам, и "быть купленным Google" становится хоть и счастливым лотерейным билетом, но серийным.
Кроме продуктов, время от времени извергаемых разработческим котлом, кипящем внутри компании, на счету Google такие заметные на интернет-рынке сервисы, как фотохостинг Picasa, социальная сеть Orkut, видеосервис YouTube (цена покупки $1,65 млрд), блогохостинг Blogger.com, поражающий воображение сервис объемной видеосъемки городских улиц StreetView и многие другие проекты, заставляющие заподозрить Google во втягивании во всю ту же портальную модель, за которую Брин так жестоко критикует коллег по цеху.

Google не занимается лишь интернетом, он выходит и за рамки виртуального пространства. Компания претендует на частоты сотовой связи, участвовала в проекте доставки интернета по телефонным проводам вместе с компанией Sprint и объявила о создании оператора WiMAX в альянсе с такими гигантами, как Intel, Comcast, TimeWarner. "Чем больше людей присоединятся к интернету, тем больше пользы будет Google",- объясняет Брин.

Идея "расширения базы", возможно, одна из главных стратегий компании наряду с повышением качества продуктов ("мы улучшаем интерфейсы и технологии"). Огромную аудиторию Google нашел среди пользователей сотовых телефонов. Тот конкурс за частоты Google не выиграл, но теперь у компании есть шанс зайти на рынок с другой стороны. "Сейчас с точки зрения бизнеса Google у сотовых телефонов масса проблем",- рассказывает Брин. Для них неудобно разрабатывать ПО, его трудно локализовывать, у мобильников неудобный интерфейс и они работают под разными операционными системами. Разрабатываемая платформа Android должна решить эти проблемы и стать универсальной и стандартной средой, удобной для разработчиков и, конечно же, отлично подходящей для продуктов Google.

Когда я намекаю на это, Брин тут же уходит в защиту: "Android станет абсолютно открытым и бесплатным решением, основанным на принципах open source. Так что мы не будем владеть рынком, скорее мы хотим продвинуть эту индустрию еще на шаг вперед. Интернет и веб-сервисы уже есть в сотовых телефонах, но успех рынка может быть значительно больше".

Брину не близка идея монополизации веба. И именно здесь он позволяет себе непривычно резкое заявление о Microsoft, которая "хочет купить интернет": "Microsoft сделала много плохих вещей. Интернет был изначально открытой средой, если сюда придет Microsoft, она постарается его закрыть". Неудивительно, что у самого Сергея на компьютере стоит Linux.

Как электричество

Офлайновые проекты компании не ограничиваются сферой ИТ. Брин делится планами о проекте чистого топлива, над которым работает его компания, а также об инвестиции компании в проект 23AndMe - стартапа, запущенного Анной Воджиски, женой Сергея Брина. Идея стартапа - быстрое тестирование ДНК человека. Смысл его для компании в том, что это тоже поиск. Геном - код. Чем не сфера для применения поисковых технологий Google.

Технологии поиска применимы в самых разных сферах. Google уже ищет по документам, картам, почте, книгам. Я спрашиваю Брина о том, думает ли он о новых сферах, где можно задействовать ключевую компетенцию компании. "Да, да, точно!" - говорит Брин, но не раскрывает, о каких именно.

Когда мы разговариваем о поиске, я вспоминаю метафору Николаса Карра об T, переставших быть конкурентным преимуществом. Вроде электричества в проводах, без которого бизнес невозможен, но зато и доступно оно уже всем.

Я спрашиваю Брина, не стал ли поиск, после того как Google продемонстрировал миру его важность, таким же commodity и не размываются ли уникальные преимущества Google под натиском конкурентов. Сегодня Yahoo! ищет уже сравнимо хорошо, а "Яндекс" в России и Baidu в Китае - еще лучше, занимая при этом гораздо большие доли своих локальных рынков.

На все это Брин отвечает, что Google постоянно совершенствует поиск и что это главная цель компании: "Мы занимаемся поиском гораздо серьезнее, чем кто-либо другой. У нас выделяется на это больше всех ресурсов, работают больше программистов". Ну а каждый новый сервис и каждый новый продукт увеличивает самое главное, что есть у компании,- ее и без того гигантскую аудиторию.

Сергей Брин родился в 1973 году в Москве в семье преподавателя математики. В 1979-м семья переехала в США. Брин изучал вычислительную технику и математику в Мэрилендском университете, где читал лекции по математике его отец Михаил Брин. Окончив университет, в 1993 году Брин поступил в Стэнфорд, где в 1995-м познакомился со своим теперешним "другом номер один" и партнером Ларри Пейджем. В 1996-м они создали поисковую технологию, легшую в основу сервиса Google, а, получив первые инвестиции, в 1998-м основали компанию Google Inc. В мае 2007 года Сергей Брин женился на Анне Воджиски, сестре Сьюзен Воджиски, в чьем гараже началась история Google. Выведя в 2004 году Google на IPO, Брин стал одним из самых молодых и известных миллиардеров мира (по оценке Forbes, его состояние на 2007 год составило $16,6 млрд). Увлекается спортом (сейчас это кайтинг), находится в академическом отпуске докторантуры факультета вычислительной техники Стэнфорда.

Константин Бочарский
Секрет Фирмы

27.05.2008

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну


Энергия шрифтов 2

Энергия шрифтов 2
Энергия шрифтов 2. РљРЅРёРіР° "Энергия шрифтов 2" предлагает читателю более 1600 различных шрифтов, созданных Р Р† самых известных Р Р…Р В° сегодняшний день дизайн-студиях всего РјРёСЂР° для дизайнеров, режиссёров, арт-директоров Р С‘ типографов, Р С‘ рассказывает Р С• лучших работах. "Энергия шрифтов 2" поможет Вам найти наиболее высококаРРРРРВ РІР‚™Р’ Р В РІР‚ Р В РІР‚љРІвЂћвЂ“‡РµСЃС‚венные Р С‘ современные шрифты. Р В РІР‚в„ўР РЋРІР‚в„– узнаете Р С• таких агентствах, как No Bodoni, Underware, You WorkForThem, Р В Р’В° также Parkinson, Holland Fonts Р С‘ Neufville Digital. Стили шрифтов варьируются РѕС‚ лучших классических работ Франсистека Сторма Р Т‘Р С• новейших работ студии Atomic Media. Полный СЃРїРёСЃРѕРє дизайнерских мастерских, РёС… веб-сайтов Р С‘ телефонных номеров позволяет читателю напрямую задать интересующиРВРВР’ Р вЂ™Р’ Р Р†Р вЂљРІвЂћСћР В РІР‚™Р’ Р В Р’ РІР‚™Р’ Р Р†РІР‚ћвЂ“ его РІРѕРїСЂРѕСЃ дизайнеру. Р В РЎСљР В Р’Вµ менее полезны окажутся глоссарий терминов Р С—Р С• типографике Р С‘ индекс для быстрого РїРѕРёСЃРєР°. "Энергия шрифтов 2" издана вместе Р РЋР С“ РґРёСЃРєРѕРј. РљРЅРёРіР° Р С‘ РґРёСЃРє - это лучший СЃРїРѕСЃРѕР± найти универсальный шрифт Р Р…Р В° РІСЃРµ случаи жизни или же особенный экспериментальный шрифт для изысканного проекта.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

07.03.2025 - 03:03
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация