Статьи

Самый маленький телевизор

Самый маленький телевизорВ конце прошлого года телепередачи на экране мобильника хотя бы иногда смотрели всего 0,68% пользователей мобильной связи в мире. Российский «Мегафон», предложивший мобильное ТВ столичным абонентам еще в 2004 г., заинтересовал лишь 1% из них. Почему же аналитики в один голос пророчат этой услуге большое будущее?

Аналитические компании оценивают количество людей, хотя бы иногда использовавших свои мобильные телефоны для просмотра ТВ, в 20 млн (данные TeleAnalytics) - 30 млн (данные In-Stat) на конец 2007 г. Это мизер в сравнении с общим количеством сотовых абонентов - их сейчас, по данным международной ассоциации GSM и CDMA Development Group, около 3,4 млрд. Но, как говорится, мелочь, а приятно. Приятные эмоции в данном случае испытывают операторы, сумевшие заинтересовать своих абонентов мобильным телевидением. Ведь счета, которые они выставляют таким пользователям, как правило, заметно выше среднестатистического абонентского счета (ARPU).

Всего, по данным Ericsson, в мире сейчас действует более 120 мобильных видеосетей разных стандартов, из них около 100 доступны абонентам сотовой связи.

Телевидение в миниатюре

Подобно большинству нетрадиционных услуг мобильной связи, мобильное ТВ первым делом начало развиваться в странах Азии - Японии и Корее. На руках у японцев, по данным In-Stat, которые приводит газета Herald Tribune, примерно 20 млн трубок с встроенными телеприемниками, т. е. такими аппаратами пользуются примерно 19% всех японских сотовых абонентов. У жителей Южной Кореи их 8,2 млн (18,4%). Ни в той ни в другой стране на мобильное ТВ не нужно подписываться и вносить ежемесячную плату - достаточно просто включить телеканал. А уж оператор позаботится о том, чтобы списать с вас деньги за просмотр.

Из европейцев наиболее прогрессивными оказались итальянцы. В 2006 г. 3 Italy запустила ТВ для мобильных телефонов, и сейчас телепередачи смотрят примерно 800 000 человек (около 10% абонентов). В остальных странах мобильное телевидение, как правило, - нишевая услуга, которой пользуются в лучшем случае 1% сотовых абонентов.

Почему? Одна из причин: телевещание требует высокой пропускной способности каналов, в идеале - от 2 Мбит/с. Такую скорость обеспечивают технологии мобильной связи третьего поколения (3G), и тем не менее при просмотре ТВ могут тормозить другие услуги. Не случайно мобильное ТВ наиболее популярно там, где видеоконтент не пересылается по сотовой сети, а транслируется на телефон в режиме потокового вещания с независимых передатчиков. Иными словами, оператор строит дополнительную вещательную сеть.

Другая причина: смотреть телепередачи на экране телефона, пусть даже большого коммуникатора, неудобно. Корреспондент «Ведомостей» убедился в этом на собственном опыте, тестируя в 2007 г. сервис мобильного ТВ в одной из шведских сотовых сетей 3G. Небольшой размер дисплея вкупе с высокой степенью сжатия практически исключают возможность разглядеть мелкие детали - к примеру, мяч на футбольном поле. Недаром первое знакомство британских абонентов сотовой сети «3» с мобильным телевидением оказалось неудачным, ведь та сделала ставку на трансляцию избранных моментов футбольных матчей.

Еще несколько сдерживающих факторов выявила в своем исследовании рынка мобильного ТВ Ericsson. Это сложные конфигурации и настройки мобильных устройств, в которых пользователь не всегда в силах разобраться; недостаточно высокое качество изображения (частота обновления кадров значительно ниже, чем в традиционном телевидении); частые опасения абонентов, что за просмотр ТВ им будет выставлен высокий счет; резко возрастающее энергопотребление телефонов, работающих в режиме приема телесигнала (соответственно, батарея быстрее разряжается); и не в последнюю очередь - наличие мощного конкурента в лице интернета с его интерактивными видеосервисами.

Нужно присмотреться

В нашей стране мобильное ТВ еще только зарождается. Тестируют подобные сервисы все крупнейшие операторы сотовой связи, но абонентам эту услугу предоставляет пока только «Мегафон». В 2004 г. мобильное ТВ от «Мегафона» стало доступно в Москве, а год спустя - на Северном Кавказе и Северо-Западе.

Первоначально оператор адресовал сервис бизнес-абонентам и обеспеченной молодежи: им предлагались каналы Rambler TV, «РБК-ТВ», «Муз-ТВ» и Neo TV в режиме реального времени плюс записи сюжетов, клипов и т. д. Тарифицировалась услуга на базе ежемесячной абонплаты - $19 в месяц (плюс НДС). При этом трансляция каналов велась при помощи сравнительно «медленной» технологии передачи данных GPRS (предел - 171,2 кбит/с), в результате такое «телевидение» больше напоминало слайд-шоу.

В ноябре 2007 г. абонплата за неограниченный просмотр ТВ снизилась до 240 руб. (с учетом НДС). Платить можно и за минуты просмотра, но подавляющее большинство пользователей мобильного ТВ - подписчики безлимитного тарифа, говорит директор по развитию бизнеса «Мегафон-Москва» Василий Кузичев. Качество сервиса также подтянулось: на смену GPRS пришла более высокоскоростная технология EDGE (до 384 кбит/с). Сейчас московский «Мегафон» транслирует 10 каналов: информационный «Вести 24», деловой «РБК-ТВ», православный «Спас», развлекательные ТНТ, «Рен ТВ», Travel TV, FashionTV, Word Fashion Channel, World Music Channel и «Муз-ТВ». Чем более высокоскоростная технология доступна для телефона, тем выше качество картинки, объясняет Кузичев. Например, в Петербурге, где с октября 2007 г. работает сеть 3G, построенная на базе технологии HSDPA (предельная скорость - 3,6 Мбит/с), это полноценное телевидение. Тем не менее мобильным ТВ пока заинтересовалось небольшое количество абонентов «Мегафона». В Москве, например, более или менее постоянно услугой пользуются, по словам Кузичева, «десятки тысяч» человек - около 1% всех столичных абонентов компании. В среднем каждый зритель тратит на просмотр 25 минут в месяц, добавляет он.

В других странах, где мобильное ТВ уже работает, пользователи уделяют ему, по данным Ericsson, в среднем 3-25 минут в день; причем 30-40% всех просмотров длятся менее пяти минут.

В начале мая о завершении тестирования мобильного ТВ в петербургской сети 3G (пока не действующей в коммерческом режиме) сообщила МТС. Компания рассчитывает, что через год после запуска услуг мобильного ТВ ими будет пользоваться «до 10%» абонентов 3G-сетей. При этом к 2011 г. МТС надеется привлечь в 3G 11 млн пользователей. Помимо трансляции телеканалов, оператор планирует оказывать интерактивные видеоуслуги - например, See me on TV (позволяет вывести видеозвонок на экран телевизора; может использоваться, в частности, в интерактивных телешоу), Site Cam (вывод на экран телефона изображений с интерактивных веб-камер; позволяет изучить, например, загруженность дорог), «видео по заказу». МТС тестирует не только ТВ на базе 3G-сети, но и технологию прямого вещания DVB-H. Эти технологии «органично дополняют друг друга: мобильное ТВ в сетях 3G позволит предоставлять абонентам персонализированные сервисы и более персонализированный контент, DVB-H позволяет максимально эффективно распределять нагрузку на сеть, не имеет ограничений на максимальное количество активных абонентов», говорится в материалах МТС.

Большие надежды

Тем не менее аналитики обещают мобильному ТВ хорошие перспективы. Pyramid Research ожидает: уже в 2010 г. смотреть телепередачи на экранах телефонов будут 122-170 млн пользователей, а доходы операторов от этих сервисов составят $16-29 млрд. In-Stat прогнозирует, что в 2011 г. мобильных телезрителей будет около 125 млн, хотя рынок оценивает значительно осторожнее - $12 млрд к 2012 г.

Развитие мобильного ТВ - в интересах и абонентов, и операторов, считают эксперты Ericsson. Недавние исследования Accenture показали: во всем мире телезрители ожидают появления новых способов доставки видеоконтента и устройств, которые позволили бы им смотреть те программы, которые они хотят, в удобное время. МТС, ссылаясь на результаты исследований проектной группы ВМСО, утверждает: 77,8% опрошенных этой группой европейцев считают, что иметь доступ к телеканалам с мобильника - «отличная идея». При этом сотовые абоненты, по данным Ericsson, готовы платить $10-15 в месяц за неограниченный просмотр телеканалов на экране мобильного телефона (заказ видео при этом может тарифицироваться отдельно).

Это дает операторам шанс заработать дополнительные деньги. Для российских операторов это цель вполне актуальная: хотя их ARPU от квартала к кварталу растет, но все меньшими темпами. Если во II квартале 2007 г. темпы роста среднего счета на абонента по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. у МТС, «Вымпелкома» и «Мегафона» составили 16%, 30% и 18% соответственно, то в III квартале ARPU МТС и «Мегафона» прибавил лишь 10%, а «Вымпелкома» - 20%. А в IV квартале темпы роста еще снизились, составив 9% у МТС с «Мегафоном» и 15% у «Вымпелкома» (данные MForum Analytics).

Но всего этого недостаточно для успешного развития мобильного ТВ. Нужен еще и контент, желательно - адаптированный для просмотра на небольших устройствах в течение непродолжительного времени. Идеальный формат для мобильного ТВ - короткометражные фильмы или ролики, снятые преимущественно крупным планом.

В этом формате пока работает немного теле- и киностудий и каналов. В частности, это Discovery и BBC. В России разработкой контента для мобильного ТВ занимается, в частности, «Стрим-контент», входящая в холдинг «Система масс-медиа» (СММ). Именно с СММ сотрудничает МТС, тестируя мобильное ТВ (обе подконтрольны АФК «Система»). «Стрим-контент» разработала несколько собственных форматов каналов, которые возможны для вещания в мобильном режиме, рассказал ее гендиректор Николай Зацепин. Кроме того, компания заключила соглашения с рядом российских и западных правообладателей для ретрансляции их каналов на мобильных устройствах. Но говорить о каналах, выпущенных специально для использования на мобильных устройствах, Зацепин считает преждевременным: «Денег в этом сегменте рынка пока нет ни от абонентов, ни от рекламодателей, создание таких эксклюзивных каналов может быть оправдано только имиджевой составляющей».

Спешить с запуском производства каналов для мобильника не стоит, согласен гендиректор телекомпании «Новый выбор» Александр Камынин (выпускает платные каналы «Совершенно секретно» и «Парк развлечений»). Пока нет коммерческих сетей мобильного ТВ, нет и рынка для сбыта такого контента, объясняет он. Кроме того, контент для мобильного ТВ очень ограничен тематически - в основном это новости, спорт, музыкальные клипы, детские мультфильмы. И парадокс в том, что аудитории, на которые такие каналы могут быть нацелены, в большинстве своем не самые платежеспособные, рассуждает Камынин. Единственное исключение - предприниматели: они могли бы заинтересоваться мобильными видеоновостями, но у них и без того нет недостатка в информации, отмечает он.

Игорь Цуканов
Ведомости

20.05.2008

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну


Лучший дизайн брошюр 10

Лучший дизайн брошюр 10
Лучший дизайн брошюр 10. В книге «Лучший дизайн брошюр 10» Вы найдете: эксклюзивную коллекцию лучших современных брошюр со всего мира; высококачественные фотографии, на которых можно рассмотреть все тонкости работ; сотни вдохновляющих примеров, которые помогут Вам в выполнении самых сложных  задач. Серия книг «Лучший дизайн брошюр» на протяжении многих лет является мировым бесселером. Ни один выпуск не похож на предыдущий, ведь дизайн не стоит на месте! Не исключение и десятая книга, представляющая все самое новое, лучшее, запоминающееся созданное дизайнерами за последний год.  Когда проблемы требуют быстрого решения, а идеи никак не приходят, нет ничего лучше, чем обратиться к опыту товарищей по цеху. Не за готовыми формами, конечно, а за вдохновением. Эта книга будет Вашим советчиком, настолько она богата свежими идеями иллюстраций, типографики, цвета и формы.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

07.03.2025 - 03:06
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация