Фоторобот эпохи

В современном мире, в котором господствует глобализация, фотография становится универсальным языком общения. Вообразите: когда-то скептики утверждали, что людям не будут нужны фототелефоны! Но что забавно: щелкая камерой в своем мобильном, каждый подспудно ощущает себя творцом реальности. Как не вспомнить фразу Сальвадора Дали: «Разве трудно писать картины? Нет, это либо легко, либо невозможно».
На днях в редакции раздался звонок. «Мы ищем фотографии для стильного интерьера в новом ресторане. Не поможете подыскать подходящие изображения?» В принципе на этом можно было бы прилично заработать. В последнее время винтажные снимки продаются порой дороже классической живописи. В чем разгадка?
Фотографии - самый актуальный дизайнерский объект. Когда и как фотография, задуманная Луи Дагерром как один из подручных инструментов криминалистики, стала искусством? И каким образом фотограф из персонажа ранга швейцара или аниматора превратился в представителя одной из самых востребованных и хорошо оплачиваемых профессий современности? К тому же фотограф (точнее, его образ жизни) сегодня представляет собой ролевую модель творческой личности.
Для него чуть ли не обязательна такая богемная атрибутика, как студия-мансарда, дизайнерский и модный внешний вид. Наверное, если попросить людей на улице назвать современных фотографов, большинство вспомнят хотя бы пару имен вроде Хельмута Ньютона, Анри Картье-Брессона или Марио Тестино. А спросите о современных художниках - скорее всего, многие затруднятся с ответом.
«Сегодня в искусстве уже все придумано, - считает известный дизайнер Ора-Ито, - поэтому дизайнеры и художники, как и музыканты, делают в основном сэмплы: берут всего понемногу и смешивают. К примеру, дизайн 1950-х, выполненный в современном материале, выдается за новый, революционный продукт. Плагиат! Но никто в этом не признается. Я же открыто говорю, что занимаюсь сэмплингом. Честен, как самурай».
Фотография честнее, откровеннее, в ней живет тот самый гуманитарный драйв, который превращает ремесло в искусство. Фотография еще сохраняет за собой роль бескомпромиссного зеркала реальности, когда фотографы открывают вам глаза на нечто неожиданное, радикальное и неординарное. Достаточно посмотреть на произведения, выставленные в рамках конкурса World Press Photo.
При этом фотография - коммерческий продукт, лежащий в основе всей «глянцевой» индустрии. В известной степени, фотография - эстетическая основа общества потребления. В этом смысле фотографы сделали для победы либеральной цивилизации, демократии и свободного рынка во всем мире ничуть не меньше, чем Никсон, Рейган, Киссинджер или советолог Бжезинский, придумавший прятать военные операции за миротворческими акциями ООН. Но это еще не все: именно фотография оказывается полем для самых экстравагантных экспериментов в области визуальной культуры.
В целом именно это парадоксальное и противоречивое сочетание социальной активности, коммерции и крайнего эстетства всегда являлось движущей силой любого искусства. Однако так называемые изящные искусства, к числу которых относятся живопись и скульптура, некогда величайшие жанры, сегодня превратились в концептуальные инсталляции, интересные довольно узкому кругу людей. Можно смело утверждать, что фотография стала главным жанром актуального искусства и создала эстетику и мировоззрение того самого мира, который мы называем глянцем, или обществом потребления.
Секс и деньги - главные темы, которые тиражированы гламурной фотографией в качестве лейтмотива в саундтреке к современной культуре, где коммерция причудливо переплетается с провокацией, а провокация становится всего лишь игровой формой потребления, не более того. «В каждом из нас есть немного от порнозвезды», - сказал однажды Терри Ричардсон, автор рекламы Sisley. В эпатирующем имидже Sisley - идея схватывать те моменты, когда человеческая сексуальность неожиданно и невольно прорывается на поверхность.
Реклама имитирует фотодневники - snapshots (моментальные фотографии). Постеры Sisley, изображающие полураздетую девушку, держащую в зубах крест, сначала были опротестованы в Федеральном агентстве по антимонопольной политике христианским «Общественным комитетом за нравственное возрождение Отечества», а чуть позже - разбиты и порваны неизвестными активистами.
Coco de Mer развесил по всему Лондону постеры с лицами простых людей в момент оргазма (создателям эротических программ известно, что подглядывание за соседской девушкой нравится людям больше, чем съемка голливудской красотки с поставленным светом и профессиональной камерой). Эта неординарная работа получила «Золотого льва» на Каннском фестивале рекламы.
Calvin Klein избрал своим кредо сексуальность, и это произвело фурор среди американской общественности. Журналы Time и Newsweek назвали его рекламную кампанию «аморальными фотографиями», однако молодежь приняла ее на ура - продажи возросли c $113 млн в 1994-м до $465 в 1995-м. И всего-то - несколько снимков!
Так именно фотография оказалась главным инструментом в руках новых мифотворцев - создателей культовых брендов. Секрет фотографии в том, что она создает иллюзию реальности. Даже самая модная и стилистически выверенная картинка выглядит так, словно непринужденно взята прямо из жизни, и вы смотрите на стильные кадры, не подозревая, сколько часов работы фотографа, стилиста и компьютерного дизайнера вложено в одну-единственную картинку, призванную возбудить в зрителе желание подражать ее героям. Вы легко помещаете себя на место глянцевых героев, которые глядят на вас с огромных биллбордов и журнальных страниц...
07.05.2008
Комментарии
Написать комментарий