Статьи

Фоторобот эпохи

Фоторобот эпохиВ рекламном ролике одной телефонной компании главный герой фотографирует все предметы подряд: чашку кофе, такси, унитаз, - сохраняя их в памяти своего смартфона. Зритель никак не может понять, для чего нужно засорять свой телефон всей этой ерундой.
Однако в следующей сцене герой оказывается в Токио, где никто не знает ни слова по-английски. Находчивый парень показывает японцам фотографии на своем телефоне, и они понимают, что ему нужно. Где выпить кофе? Как вызывать такси? Где здесь туалет?

В современном мире, в котором господствует глобализация, фотография становится универсальным языком общения. Вообразите: когда-то скептики утверждали, что людям не будут нужны фототелефоны! Но что забавно: щелкая камерой в своем мобильном, каждый подспудно ощущает себя творцом реальности. Как не вспомнить фразу Сальвадора Дали: «Разве трудно писать картины? Нет, это либо легко, либо невозможно».

На днях в редакции раздался звонок. «Мы ищем фотографии для стильного интерьера в новом ресторане. Не поможете подыскать подходящие изображения?» В принципе на этом можно было бы прилично заработать. В последнее время винтажные снимки продаются порой дороже классической живописи. В чем разгадка?

Фотографии - самый актуальный дизайнерский объект. Когда и как фотография, задуманная Луи Дагерром как один из подручных инструментов криминалистики, стала искусством? И каким образом фотограф из персонажа ранга швейцара или аниматора превратился в представителя одной из самых востребованных и хорошо оплачиваемых профессий современности? К тому же фотограф (точнее, его образ жизни) сегодня представляет собой ролевую модель творческой личности.

Для него чуть ли не обязательна такая богемная атрибутика, как студия-мансарда, дизайнерский и модный внешний вид. Наверное, если попросить людей на улице назвать современных фотографов, большинство вспомнят хотя бы пару имен вроде Хельмута Ньютона, Анри Картье-Брессона или Марио Тестино. А спросите о современных художниках - скорее всего, многие затруднятся с ответом.

«Сегодня в искусстве уже все придумано, - считает известный дизайнер Ора-Ито, - поэтому дизайнеры и художники, как и музыканты, делают в основном сэмплы: берут всего понемногу и смешивают. К примеру, дизайн 1950-х, выполненный в современном материале, выдается за новый, революционный продукт. Плагиат! Но никто в этом не признается. Я же открыто говорю, что занимаюсь сэмплингом. Честен, как самурай».

Фотография честнее, откровеннее, в ней живет тот самый гуманитарный драйв, который превращает ремесло в искусство. Фотография еще сохраняет за собой роль бескомпромиссного зеркала реальности, когда фотографы открывают вам глаза на нечто неожиданное, радикальное и неординарное. Достаточно посмотреть на произведения, выставленные в рамках конкурса World Press Photo.

При этом фотография - коммерческий продукт, лежащий в основе всей «глянцевой» индустрии. В известной степени, фотография - эстетическая основа общества потребления. В этом смысле фотографы сделали для победы либеральной цивилизации, демократии и свободного рынка во всем мире ничуть не меньше, чем Никсон, Рейган, Киссинджер или советолог Бжезинский, придумавший прятать военные операции за миротворческими акциями ООН. Но это еще не все: именно фотография оказывается полем для самых экстравагантных экспериментов в области визуальной культуры.

В целом именно это парадоксальное и противоречивое сочетание социальной активности, коммерции и крайнего эстетства всегда являлось движущей силой любого искусства. Однако так называемые изящные искусства, к числу которых относятся живопись и скульптура, некогда величайшие жанры, сегодня превратились в концептуальные инсталляции, интересные довольно узкому кругу людей. Можно смело утверждать, что фотография стала главным жанром актуального искусства и создала эстетику и мировоззрение того самого мира, который мы называем глянцем, или обществом потребления.

Секс и деньги - главные темы, которые тиражированы гламурной фотографией в качестве лейтмотива в саундтреке к современной культуре, где коммерция причудливо переплетается с провокацией, а провокация становится всего лишь игровой формой потребления, не более того. «В каждом из нас есть немного от порнозвезды», - сказал однажды Терри Ричардсон, автор рекламы Sisley. В эпатирующем имидже Sisley - идея схватывать те моменты, когда человеческая сексуальность неожиданно и невольно прорывается на поверхность.

Реклама имитирует фотодневники - snapshots (моментальные фотографии). Постеры Sisley, изображающие полураздетую девушку, держащую в зубах крест, сначала были опротестованы в Федеральном агентстве по антимонопольной политике христианским «Общественным комитетом за нравственное возрождение Отечества», а чуть позже - разбиты и порваны неизвестными активистами.

Coco de Mer развесил по всему Лондону постеры с лицами простых людей в момент оргазма (создателям эротических программ известно, что подглядывание за соседской девушкой нравится людям больше, чем съемка голливудской красотки с поставленным светом и профессиональной камерой). Эта неординарная работа получила «Золотого льва» на Каннском фестивале рекламы.

Calvin Klein избрал своим кредо сексуальность, и это произвело фурор среди американской общественности. Журналы Time и Newsweek назвали его рекламную кампанию «аморальными фотографиями», однако молодежь приняла ее на ура - продажи возросли c $113 млн в 1994-м до $465 в 1995-м. И всего-то - несколько снимков!

Так именно фотография оказалась главным инструментом в руках новых мифотворцев - создателей культовых брендов. Секрет фотографии в том, что она создает иллюзию реальности. Даже самая модная и стилистически выверенная картинка выглядит так, словно непринужденно взята прямо из жизни, и вы смотрите на стильные кадры, не подозревая, сколько часов работы фотографа, стилиста и компьютерного дизайнера вложено в одну-единственную картинку, призванную возбудить в зрителе желание подражать ее героям. Вы легко помещаете себя на место глянцевых героев, которые глядят на вас с огромных биллбордов и журнальных страниц...

rdig.ru

07.05.2008

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну


Управление цветом в Упаковке

Управление цветом в Упаковке
Управление цветом в Упаковке. Цвет - самый главный инструмент графического дизайнера, пытающегося создать неотразимый дизайн. «Управление цветом в упаковке» максимально полно разъяснит дизайнеру, как можно управлять цветом при разработке дизайна упаковки. В книге проработан каждый аспект управления цветом, начиная с отличительных характеристик, воздействия и разборчивости, рейтинга «аппетитности» и эмоционального отклика на определенный цвет и заканчивая техническими параметрами, требованиями предпечатной подготовки и вопросами демонстрации и старения. Книга «Управление цветом в упаковке» - ценный источник информации, в ней собрано более 300 образцов дизайна упаковки, созданных признанными дизайнерами планеты. Это не только источник замечательных идей, но и весьма полезное практическое руководство, в котором можно найти ответы на любые вопросы: как работать в условиях ограниченного бюджета, вызвать правильную реакцию потребителя по отношению к продукту и как создать дизайн упаковки, способный работать в нескольких палитрах, объединяющих разные группы продукта.  «Управление цветом в упаковке» - это уникальный сборник сгруппированной информации, наглядно демонстрирующей практические и технические приемы, используемые в современном дизайне упаковки, включая субтрактивные, аддитивные и трехмерные цветовые пространства. «Управление цветом для упаковки» - это визуально подкрепленное детальное изложение практических примеров, благодаря которому вы познакомитесь не только с новыми идеями по использованию цвета в упаковке, но и со способами их технического воплощения.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

06.03.2025 - 20:35
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация