Статьи

Пластик двойного назначения

Пластик двойного назначенияКобрендовые банковские карты как способ повышения лояльности клиента уже давно завоевали популярность во всем мире. В России оборот по наиболее успешным кобрендам превышает объем по обычным картам того же класса более чем на 60%. Однако успешных совместных проектов на рынке единицы, а наиболее интересные ниши по-прежнему не заняты.
Согласно статистике международной платежной системы MasterCard, в Европе каждая пятая карта является кобрендовой, в Азиатско-Тихоокеанском регионе - каждая четвертая, а в США - каждая вторая. При этом обороты по кобрендовым картам в среднем на 50% выше, чем по обычным. По словам главы российского представительства международной платежной системы MasterCard Андрея Королева, большая часть всех кобрендов в мире сегодня приходится на проекты в области ритейла. "В частности, около 60% всех кобрендов в мире по картам MasterCard - это программы с крупными торговыми сетями и супермаркетами, примерно 10% приходится на проекты с авиакомпаниями, а кобренды с сетями заправочных станций и сотовыми операторами занимают примерно одинаковые доли - по 5%",- отмечает Андрей Королев.

В России самыми массовыми кобрендами сегодня являются авиакобренды. А самый массовый авиакобренд - у Сбербанка с "Аэрофлотом" - действует шесть лет и насчитывает около 218 тыс. карт. Статистика Сбербанка по оборотам - на зависть конкурентам: торговый оборот за первый квартал 2008 года по кобрендовым картам составил более 3,8 млрд руб. В сравнении с обычными картами Сбербанка торговый оборот по кобрендовым в среднем выше в 1,6 раза. Наиболее динамично развивающимся является авиакобренд Альфа-банка и "Аэрофлота". Менее чем за два года банк выдал около 192 тыс. совместных карт. Среднемесячный оборот по ним почти в 1,8 раза выше, чем по обычным. В отличие от карт Сбербанка карты Альфа-банка - настоящие револьверные кредитные карты с возобновляемым кредитным лимитом. По мнению конкурентов, одна из главных причин успеха проекта Альфа-банка - в грамотном и очень активном продвижении проекта на рынок.

Попытать счастье с авиакобрендами только за последние пять месяцев решили еще три российских банка. В частности, кобренд с авиакомпанией "Скай Экспресс" - первым низкобюджетным авиаперевозчиком в России - запустил банк "Тинькофф Кредитные системы". Как и в случае с другими авиакобрендами, все держатели карты под названием "Летают все!" при использовании ее в магазинах и банкоматах накапливают бонусы, которые можно обменять на бесплатный авиаперелет. За каждые потраченные по карте 5 руб. начисляется балл. Для получения премиального полета надо набрать как минимум 10 тыс. баллов. Постоянным клиентам каждый 11-й полет в одну сторону предоставляется бесплатно. За открытие карты начисляется приветственный бонус - 2 тыс. баллов. По карте предусмотрены кредитный лимит до 300 тыс. руб. и льготный период выплаты кредита до 55 дней.

Минусы этого кобренда в том, что карту сложно получить, а тарифы и условия обслуживания довольно запутанны. Как объяснили в колл-центре банка, чтобы открыть карту, необходимо сначала стать участником программы лояльности "Скай Экспресс". Потом информация о клиенте попадает в банк, и только после одобрения заявки банком клиент получит предложение об открытии карты. На это требуется 3-6 недель.

Другой авиакобренд выпустили компания "Трансаэро" и Росбанк на базе карт MasterCard Mass и MasterCard Gold. Держатели карт становятся участниками программы "Трансаэро Привилегия". При открытии соответственно статусу карты начисляются 100 или 200 приветственных баллов. За каждые потраченные в магазинах 100 руб. начисляется балл. За снятие наличных в банкомате баллы не начисляются. Держатели карт получают возможность совершить бесплатный полет в одну сторону или туда-обратно, повысить класс на выбранном регулярном рейсе, получить дополнительные услуги при регистрации и повысить приоритет в листе ожидания, а также получить двойное начисление баллов на новых направлениях и возможность передать свои привилегии другому лицу. Главный недостаток этого проекта в том, что карта дебетовая. Да еще банк практически не занимается продвижением этого кобренда.

Еще один авиакобренд - у Ханты-Мансийского банка и авиакомпании "ЮТэйр" - практически идентичен предложению Росбанка. Баллы начисляются только за покупки по карте из расчета 150 руб. за балл. За открытие карты MasterCard Standard "Статус - Ханты-Мансийский банк" начисляется 250 баллов. Карты эти тоже дебетовые.

"В России очень много кобрендов запускалось и запускается лишь по имиджевым соображениям,- считает вице-президент Ситибанка Михаил Бернер.- Как правило, такие кобренды просто нерентабельны". По мнению же члена правления ВТБ 24 Георгия Горшкова, вообще стоит иметь в виду, что культура путешествий в России радикально отличается от европейской или американской. "В США, например, самолет - это такое же средство передвижения, как поезд или автомобиль. Цены на авиабилеты там значительно ниже, поэтому люди летают очень много,- отмечает Георгий Горшков.- Хотя авиационные кобренды в России и могут быть интересными для банка, но ожидать от них такого же масштаба, как от аналогичных западных проектов, просто не приходится. Успешным для российского банка можно считать кобренд с объемом от 20 тыс. карт. Однако и эти цифры достижимы далеко не для всех банков, тем более если речь идет о сотрудничестве с некрупными авиаперевозчиками".

Впрочем, новой тенденцией на российском рынке кобрендовых карт в ближайшие годы может стать переориентация банков с авиакобрендов на рынок ритейла. Так, уже в этом году на рынке появилось два новых проекта. В частности, Ситибанк запустил кобренд со "Стокманном". "У "Стокманна" больше полумиллиона лояльных клиентов, у которых есть собственные карты "Стокманна". И это наша целевая аудитория",- говорит Михаил Бернер. Только на рекламу и оформление точек продаж партнеры затратили более €1 млн. За первый месяц в рамках проекта было эмитировано уже почти 3 тыс. совместных карт.

При совершении любой покупки по карте "Стокманн-Сити" 1% от суммы покупки начисляется на бонусный счет. Каждый бонус равен одному рублю. Накопленные таким образом бонусы можно потратить на новые покупки в торговых центрах "Стокманн". Бонусами можно оплатить до 90% стоимости любого товара. Оставшуюся часть покупки необходимо оплатить кредитной картой "Стокманн-Сити". Кроме того, по карте "Стокманн-Сити" действуют такие же льготы, что и по карте постоянного покупателя "Стокманна" (скидка до 20% на определенную группу товаров). За открытие карты на бонусный счет начисляется 500 приветственных бонусов для стандартной кредитной карты "Стокманн-Сити" и 1000 бонусов - для кредитной карты. По карте предусмотрен кредитный лимит до 160 тыс. или 600 тыс. руб. в зависимости от класса карты, а также льготный период погашения кредита - до 50 дней. Правда, сама по себе кредитная карта Ситибанка - удовольствие не из дешевых: стоимость годового обслуживания составляет 950 и 2950 руб. соответственно, процентная кредитная ставка - до 28% годовых.

Банк "Тинькофф Кредитные системы" совместно с компанией SELA и MasterCard также выпустил кредитную карту. Ее держателям предоставляется скидка 7% на ассортимент марки SELA. В подарок всем новым держателям карты дается подарочный сертификат SELA на 300 руб., предусмотрены кредитный лимит до 300 тыс. руб. (для активных пользователей - до 2 млн руб.) и льготный период кредитования - до 55 дней. Правда, заметный минус этой программы - в сложности получения карты и полнейшей запутанности тарифов. Так же как и в случае с кобрендом этого банка со "Скай Экспресс". По одному из тарифных планов (4.0 SELA) стоимость ежегодного обслуживания карты составляет 890 руб., процентная ставка - 22,9-29,9% в зависимости от типа операций по карте. По карте предусмотрен льготный период - до 55 дней. Кроме того, комиссия за снятие наличных - 2,9% от выданной суммы плюс 190 руб. А поскольку собственных банкоматов у банка нет, то без комиссии наличные снять просто не удастся.

Однако в целом интересных ритейловых кобрендов в России пока что очень мало. "С одной стороны, далеко не все такие кобренды интересны клиентам, поскольку сама по себе кредитная карта как платежный инструмент еще не стала массовым явлением в России, да и лояльность потребителей к какому-то конкретному розничному бренду еще достаточно низка. Клиент сегодня чаще ориентируется на более дешевое предложение, чем на имя компании и уровень сервиса,- рассуждает Георгий Горшков.- С другой стороны, и сами ритейлеры зачастую не понимают истинной ценности кобрендов. Многие партнеры смотрят на сотрудничество с банком больше как на источник получения комиссионного дохода, нежели как на усилие в сторону построения лояльности. Вдобавок значительная часть ритейлеров сегодня в качестве приоритетов видят географическое расширение, выход в регионы, а не повышение лояльности уже существующих клиентов. И это закономерный этап развития розничного рынка. Кардинально ситуация изменится не раньше чем года через три". В том, что ситуация постепенно изменится, не сомневается и Михаил Бернер: "Ритейлеры придут к пониманию того, что кобренды с сильным банком - это дополнительное преимущество, и популярные сегодня ценовые билборды типа "колбаса на 30 копеек дешевле" просто отойдут".

В этом году среди российских кобрендов появились и новые аффинити-карты, или благотворительные карты. Как правило, начисляемые по аффинити-картам привилегии и бонусы направляются в помощь какому-то фонду, клубу или любой другой организации. В России уже есть несколько подобных проектов (у Юниаструмбанка и по картам системы Diners Club). На этот раз кредитные аффинити-карты выпустил банк "Авангард" совместно с Московским физико-техническим институтом (МФТИ). Карта предназначена только для выпускников МФТИ. Выпускник должен перечислить в Фонд поддержки ветеранов МФТИ Клуба выпускников МФТИ 3 тыс. руб., чтобы получить карту MasterCard Gold МФТИ, или 1 тыс. руб. для получения MasterCard Standard МФТИ. Банк не взимает плату за выпуск и обслуживание карт. Остальные условия, в том числе беспроцентный период на срок до 50 дней, являются стандартными для карт банка. При этом "Авангард" будет перечислять в фонд института 0,5% от сумм операций оплаты товаров и услуг по картам MasterCard МФТИ. Предполагается, что эти средства будут направлены на материальную поддержку заслуженных ветеранов института.

Мировая статистика по кобрендам свидетельствует о том, что заметными по объему являются кобренды с автозаправками и проекты в области телекоммуникаций. Потенциально и в России оборот по тем же кобрендовым картам с операторами сотовой связи может быть заметно выше, чем по авиакобрендам, поскольку сотовые телефоны сегодня доступны всем. В России же сегодня нет ни одного массового кобренда ни с сетью бензоколонок, ни с сотовыми операторами. Хотя попытки создания последних банками предпринимались. Впрочем, в Ситибанке заявили, что в ближайшее время планируют реанимировать свой проект с "МегаФоном" и выпустить новые совместные карты уже с более привлекательными условиями для клиента. По мнению Андрея Королева, "перспективными направлениями для развития кобрендовых проектов в России сегодня являются проекты с сетями крупных супермаркетов, бензозаправочными станциями, а также мультипартнерские программы, которые в одном проекте смогут объединить сразу нескольких партнеров - как правило, из разных областей бизнеса: рестораны, кинотеатры, магазины одежды и т. д.". Однако такие проекты требуют значительных затрат на продвижение продукта на рынок. "Многие банки и партнеры думают, что запуском кобренда основная работа заканчиваются, однако на практике самое сложное и дорогое - впереди. Кобренды требуют постоянной работы и маркетинговой поддержки, что невозможно не только без соответствующих бюджетов, но и без заинтересованности обоих партнеров в данном проекте",- считает Михаил Бернер.
ЕЛЕНА КОВАЛЕВА
КоммерсантЪ

06.05.2008

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну


Энергия шрифтов 2

Энергия шрифтов 2
Энергия шрифтов 2. Книга "Энергия шрифтов 2" предлагает читателю более 1600 различных шрифтов, созданных в самых известных на сегодняшний день дизайн-студиях всего мира для дизайнеров, режиссёров, арт-директоров и типографов, и рассказывает о лучших работах. "Энергия шрифтов 2" поможет Вам найти наиболее высококачественные и современные шрифты. Вы узнаете о таких агентствах, как No Bodoni, Underware, You WorkForThem, а также Parkinson, Holland Fonts и Neufville Digital. Стили шрифтов варьируются от лучших классических работ Франсистека Сторма до новейших работ студии Atomic Media. Полный список дизайнерских мастерских, их веб-сайтов и телефонных номеров позволяет читателю напрямую задать интересующий его вопрос дизайнеру. Не менее полезны окажутся глоссарий терминов по типографике и индекс для быстрого поиска. "Энергия шрифтов 2" издана вместе с диском. Книга и диск - это лучший способ найти универсальный шрифт на все случаи жизни или же особенный экспериментальный шрифт для изысканного проекта.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

06.03.2025 - 15:51
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация