Статьи

Механический мезальянс

Механический мезальянсКонцерн Volkswagen, купив 31% акций шведской Scania, стал лидером почти во всех сегментах автомобильного рынка Европы. При этом сам промышленный гигант в любой момент может быть поглощен относительно небольшой компанией Porsche, которая собирается довести свою долю в VW с 30 до 51%.

Покупка, для которой Porsche заняла почти 10 млрд евро, выглядит довольно странно, как победа Давида над Голиафом.

На заводах VW, крупнейшего производителя машин в Европе и пятого в мире, работают почти треть миллиона человек, а на заводах Porsche - всего 11 400. Продажи VW приближаются к 105 млрд евро, у Porsche этот показатель в 15 раз меньше - 7 млрд евро. Тем не менее даже при таком явном неравенстве сторон объединение в холдинг, активы которого превысят 150 млрд евро, может принести пользу обеим фирмам.

VW планирует в 2010 году выпустить 10 млн автомобилей. Россию, Индию и Китай в вольфсбургской штаб-квартире концерна рассматривают как новые рынки сбыта, но у Volkswagen есть одна серьезная проблема - плохие продажи в США. Рост курса евро относительно к доллару заметно снижает прибыль от реализации бюджетных автомобилей VW в Америке.

Porsche готов защитить Volkswagen

от недружественного поглощения каким-нибудь крупным инвестиционным фондом, что немаловажно для автогиганта, переживающего не самые лучшие времена. В то же время сам Porsche нуждается в капитале Volkswagen для создания новых моделей автомобилей. Без Volkswagen у него могут возникнуть трудности с исполнением новых законов по защите окружающей среды, поскольку сейчас нечем заменять энергоемкие и сильно загрязняющие воздух модели.

Как удалось карлику Porsche, который в 1993 году находился на грани банкротства, совершить такой, без преувеличения, подвиг? В конце 2005 года Porsche купил 18,65% акций VW и тем самым предотвратил поглощение компании со стороны DaimlerChrysler, BMW или Renault. 26 марта 2007 года Porsche довел объем своего пакета акций Volkswagen до 30,9%.

Покупка была сделана после того, как ЕС потребовал в октябре от Германии отменить так называемый закон о Volkswagen, как противоречащий европейским правилам. Согласно этому закону, ни один акционер VW не может иметь больше 20% голосующих акций, независимо от общего количества принадлежащих ему бумаг. Сейчас немцы хотят видоизменить закон так, чтобы правительство земли Нижняя Саксония, крупнейший после Porsche акционер, обладало правом вето на принимаемые решения.

Подарок Германии человечеству

Немецкие обыватели, конечно, тоже интересуются слияниями и поглощениями, но их больше беспокоит скандал, в центре которого оказался Volkswagen.

В феврале в Брауншвейге закончился судебный процесс, полгода приковывавший к себе внимание всей Германии. Следующие 2 года и 9 месяцев Клаус Фолькерт, бывший председатель рабочего совета Volkswagen, проведет за решеткой. Судья Герстин Дрейер признал его виновным в 48 случаях "нарушения обязанностей и доверия". В переводе на обычный язык это означает, что Фолькерт делал не то, что ему предписано служебными обязанностями.

Суд над Фолькертом и Клаусом-Иоахимом Гебауэром начался в ноябре 2007-го и сразу же стал  считаться самым громким процессом года. Ничего удивительного: во-первых, Volkswagen - главный, пожалуй, символ немецкого бизнеса. А во-вторых, он показал, какую цену компании пришлось заплатить за несколько десятилетий идиллической картины общего благополучия и процветания.

"Скандал с Volkswagen должен послужить сигналом для других немецких компаний, - считает Михаэль Фихтер, специалист по трудовым отношениям в Свободном университете Берлина. - Он показывает, какие серьезные проблемы могут возникать, когда между представителями рабочих и администрацией существуют чересчур близкие отношения".

Германия дала миру много полезных изобретений, в том числе и особую систему трудовых отношений, которая называется Mitbestimmung (соопределение). Рабочие самой экономически развитой и мощной европейской страны имеют в наблюдательных советах и правлениях компаний своих представителей, которым гарантировано такое же количество мест, что и акционерам, и получают немаленькие оклады так же, как высокопоставленные менеджеры компаний. Вторым центром влияния, если так можно выразиться, на немецких предприятиях являются рабочие советы и профсоюзы.
Вне всяких сомнений, с точки зрения защиты прав трудящихся немецкая модель является очень справедливой и продвинутой. Однако и в ней имеются свои подводные камни, которые так ярко показал скандал в Volkswagen.

Наибольшее развитие эта система трудовых отношений получила в Volkswagen. Недаром автогигант из Вольфсбурга уже много лет приводят как пример для подражания мирного и взаимовыгодного сосуществования между администрацией и рабочими.

На суде в Брауншвейге выяснилось, что образцово-показательные трудовые отношения в Volkswagen обеспечивались не за счет заботы о чаяниях рабочих со стороны администрации. Руководство VW нашло более легкий путь решения одной из самых сложных проблем любого бизнеса. Оно установило доверительные отношения с представителями рабочих, а те, уже не бесплатно, конечно, обеспечивали мир на предприятиях и поддержку рабочих важным и зачастую рискованным решениям, принимаемым правлением.

Автомобили, девочки и премии

Содействие хорошо оплачивалось. Целое десятилетие, с 1995-го по 2005 год, правление Volkswagen подкармливало рабочую верхушку. Именно в этом и обвинялся на суде в Брауншвейге Клаус-Иоахим Гебауэр, один из менеджеров по кадрам. Список обвинений еле-еле уместился на 80 страницах. Для того чтобы его зачитать, понадобилось два часа.

Забота Гебауэра о кадрах - конечно, не о всех, а только о нужных людях - верхушке рабочего коллектива - заключалась в создании негласной системы поощрений. Профсоюзных деятелей возили в турпоездки по всему свету. Мало того, что они оформлялись как деловые командировки, так их участники еще и "оттягивались" во время путешествий на полную катушку. Как только кто-то в кругах профсоюзных боссов произносил слово "поездка", все сразу понимающе переглядывались и многозначительно улыбались.

"Командировки" сотрудников больше напоминали секс-туры. Менеджеры под руководством кадровика обеспечивали рабочих лидеров дорогими проститутками. Самым популярным пунктом программы таких поездок были походы по публичным домам. Дело доходило до того, что профсоюзных боссов обеспечивали даже бесплатной виагрой.

За все платил, конечно, Volkswagen. Командировочным, которые получали защитники интересов рабочих во время таких поездок, могли бы позавидовать сотрудники самых крупных и богатых компаний. Не забывал Гебауэр и про жен своих подопечных. Те получали подарочные купоны самых дорогих магазинов Парижа и других центров мировой моды на десятки тысяч евро.

Чаще других профсоюзных работников в "деловые коммандировки" ездил 64-летний Клаус Фолькерт, большой любитель женской красоты и дорогих шелковых костюмов. Вкус к роскошной жизни у бывшего литейщика развивался по мере продвижения по профсоюзной карьерной лестнице.

В качестве главной улики обвинение предоставило суду электронную переписку между главным рабочим боссом Volkswagen и его 43-летней любовницей, бразильянкой Адрианой Баррос.

Они познакомились в 2003 году во время поездки профсоюзных боссов VW в Лиссабон. Надо сказать, что Гебауэр обеспечивал своих подопечных не первыми попавшимися девочками, а отобранными в соответствии с их заявками. Система заказов очень напоминала меню в ресторане.

Фолькерту тогда захотелось экзотики, и он заказал на следующий вечер молоденькую смуглую и красивую проститутку из Бразилии. Адриана, протеже Гебауэра, удовлетворяла всем требованиям, кроме одного - возраста, но его она с лихвой компенсировала опытом и умением.

Своим мастерством Адриана произвела на Фолькерта такое сильное впечатление, что он отправил ее на самолете первым классом в Париж и поселил в роскошной гостинице George V, где как раз должно было состояться заседание правления Volkswagen.

Так Адриана Баррос стала "штатной" любовницей Клауса Фолькерта. Компания платила ей больше 23 000 евро в квартал за "культурные проекты".

Любовницы, конечно, были не только у Фолькерта, но Адриана выделялась среди товарок своими капризами и запросами. Особенно сильно она попортила нервы секретарше Гебауэра, которая фигурировала на суде под именем Сильке. Ей нередко приходилось выполнять щекотливые поручения шефа. Взыскательная жрица любви часто настаивала на замене билетов и гостиниц и предъявляла немало других требований.

Сильке со слезами на глазах рассказала, как шеф поручил ей найти квартиру в Брауншвейге, где профсоюзные лидеры могли бы тайком встречаться с проститутками. Она нашла квартиру с подземным гаражом и лифтом, в котором можно было незаметно подняться на шестой этаж прямо к двери квартиры.

Кроме содержания любовницы, Volkswagen перечислял Клаусу Фолькерту и обычные взятки, замаскированные под бонусы. За два года он получил самых разных премий и выплат на 1,9 млн евро. Всего же ему вменялось в вину нанесение ущерба VW на общую сумму 2,4 млн евро.

Фолькерт и его адвокаты на процессе утверждали, что он не только не нанес Volkswagen ущерба, но и приносил компании немалую пользу, сполна отрабатывая  деньги. К примеру, сумел отговорить рабочих испанского завода Volkswagen от забастовки, что позволило компании сэкономить десятки миллионов.

Клаус-Иоахим Гебауэр получил условный срок и был оштрафован на 700 000 евро. Мягкое наказание объясняется тем, что, в отличие от Фолькерта, он свою вину полностью признал и помогал следствию.

Фолькерт даже после вынесения приговора настаивал на своей невиновности. Многие считают, что упрямство стоило ему свободы и что апелляция, поданная его адвокатами, никак ему не поможет  и окажется лишь напрасной тратой времени и денег.

Работа, работа и еще раз работа

Еще одним пострадавшим в скандале Volkswagen стал Петер Хартц, бывший директор компании по кадрам и один из самых известных людей в деловом мире Германии. Достаточно сказать, что в свое время он был советником Герхарда Шредера по экономическим вопросам и являлся одним из авторов социальных реформ в той части, которая касалась трудовых отношений.

Хартц любил подчеркнуть, что его жизнь состоит из трех повторяющихся слов: работа, работа и еще раз работа. 1 августа 2005 года он должен был отметить полувековой трудовой юбилей - в первый день последнего летнего месяца 1955 года Хартц начал работать учеником на машиностроительном заводе. Правление Volkswagen сделало ему к юбилею запоминающийся подарок: его уволили с громким скандалом.

Именно Хартц ставил подписи на платежных документах, по которым Фолькерту переводились "премиальные". За все свои грехи он получил два года условно и был приговорен к штрафу в 570 000 евро.

Еще один топ-менеджер Volkswagen, Гельмут Шустер, в свое время был директором Skoda и по совместительству отвечал за деятельность компании за рубежом, в частности в Индии. Он вместе с Гебауэром организовал поездку представителей рабочего совета VW в Индию, которую они называли "1001 ночью". Кстати, один из участников той поездки вспоминал напор, с каким Гебауэр и Шустер уговаривали их развлечься с проститутками.

О том, как Шустер исполнял свои прямые обязанности, красноречиво говорит история с пропавшими 3 млн евро. Во время переговоров по строительству завода он попросил Ботчу Рао, министра промышленности штата Андхра-Прадеш, произвести частичную предоплату работ. Министр распорядился перечислить 3 млн евро на счет, указанный Шустером. По странному стечению обстоятельств принадлежал он индийской фирме, имевшей те же инициалы, что и Volkswagen - Vashishta Wahan, но не являющейся частью VW Group. Как только деньги поступили на счет Vashishta Wahan, они были переведены на другой счет, после чего бесследно исчезли.

Шустер и его адвокаты заявили, что правление Volkswagen было полностью проинформировано о переводе денег и что потерей для компании их считать нельзя, потому что изначально они как раз и предназначались для покрытия расходов "по первоначальному планированию и развитию". Как бы то ни было, но деятельность Гельмута Шустера в Индии насторожила правление. Решение о строительстве завода Volkswagen в этой стране до сих пор не принято.

Шустер не первый раз имел дело, мягко говоря, с сомнительными партнерами. В 2003 году, например, до Вольфсбурга дошли слухи, что поставлять автомобили и детали в Анголу он намерен вместе с известным мошенником Йоханом Йоханссеном.

Было у Шустера немало и других подозрительных сделок, позволивших ему заработать миллионы, так что на роскошную жизнь в Праге ему хватало. По чешской столице Шустер разъезжал на "Ламборгини", за что и получил прозвище Ламбо Шустер. Очевидно, что вести такой образ жизни на одно жалованье члена правления даже такого гиганта, как Volkswagen, невозможно.

Ничего не слышу, ничего не вижу

Интерес, с каким в Германии следили за всеми перипетиями этого громкого процесса, достиг апогея, когда в зале суда появился 70-летний Фердинанд Пих, внук легендарного Фердинанда Порше, основателя Porsche и Volkswagen, австриец по национальности. Пих приехал в суд на эффектном черном VW Tiguan, за рулем которого сидела его жена Урсула. Пих был исполнительным директором Volkswagen с 1993 по 2002 годы, то есть в самый разгар разбиравшихся на суде событий, а затем возглавил и наблюдательный совет компании.

Можно сколько угодно гадать, знал ли Фердинанд Пих о том, что творится у него под носом, или не знал, но на процессе он выступал в качестве свидетеля. Конечно, Пих заявил, что ничего не ведал ни о тайном фонде, из которого оплачивались развлечения профсоюзных боссов, ни о штатных проститутках, поскольку занимался не трудовыми отношениями, а практической работой.

Надо заметить, что Фердинанд Пих совершенно справедливо ставит себе в заслугу возрождение Volkswagen, находившегося, когда он возглавил компанию, на грани банкротства. Никто его достижений не умаляет, но мало кто поверил, что поощрения представителей рабочих проходили без его одобрения или хотя бы ведома.
Говорить так позволяют профессиональные принципы патриарха немецкого автомобилестроения, известного тем, что он вникает во все детали. Пих решает все производственные вопросы, даже, к примеру, выбирает цвет приборных щитков на моделях VW. Известно и то, что у него есть целая армия тайных осведомителей из рабочих, позволяющая ему быть в курсе всего, что происходит в компании.

Наверное, понимая всю смехотворность позиции страуса, спрятавшего голову в песок, Фердинанд Пих признал, что до него доходили слухи о любовнице Фолькерта из Бразилии, но он считал себя не вправе вмешиваться в личную жизнь подчиненных.

В ответ на вопрос защиты, не знал ли он о существовании банковского счета №1860, через который оплачивались развлечения профсоюзных лидеров, Пих ответил, что у Volkswagen 6000 или 7000 счетов и знать их все он не мог да и не был обязан.

Плохую службу заслуженному автомобилестроителю, про которого говорят, что вместо крови у него бензин, едва не сыграло утверждение защиты, что один из обиженных сотрудников компании прислал ему  в 2003 году письмо с описанием грешков профсоюзных лидеров. Однако и сам Пих, и дававший после него показания Стадлер, возглавлявший в те годы канцелярию исполнительного директора, а сейчас - Audi, заявили, что ни о каком письме с разоблачением коррупционеров ничего не знают.

Фердинанд Пих, самый высокооплачиваемый менеджер в Германии, постарался снизить накал страстей и назвал создание тайного фонда и походы профсоюзных боссов по девочкам, организованные его подчиненными, "обычными недочетами" в работе, но при этом неизменно подчеркивал, что ничего о них не знал.
Однажды во время перекрестного допроса Пиха в зале суда раздался смех. Он поправил адвоката, который неправильно произнес слово "Ламборгини" - название марки дорогих спортивных машин, которые выпускает одно из подразделений Volkswagen.

"Те, кто покупает "Ламборгини", - назидательно сказал Фердинанд Пих, - могут называть его, как хотят. Те же, кто себе этого позволить не может, должны произносить это слово правильно".

На вопросы Пих отвечал кратко и слегка раздраженно. Многие считают, что эта нервозность объяснялась не осознанием собственной виновности, а необходимостью защищать свою репутацию и честь семьи.

Без политиков не обошлось

Подобные скандалы в Германии - не такая уж и большая редкость. Недавно череду громких судебных процессов пережил DaimlerChrysler. Скандал в Volkswagen отличается от остальных не только масштабами и длительностью, но и политической окраской. Дело в том, что правительство Нижней Саксонии до сих пор владеет крупным пакетом акций компании (18%) и влияет на принятие важных решений. Несколько высокопоставленных политиков не только заседают в наблюдательном совете, но и получают там оклад.

Скандал до основания потряс крупнейшего на континенте производителя машин. После того как стало известно, что творилось в Volkswagen, многие удивлялись, как там вообще ухитрялись производить машины. Скандал вызвал сильное недовольство у миллионов простых немцев, которым на несколько лет заморозили зарплаты и сократили социальные пособия. Они окончательно убедились в том, что славные дни, когда Volkswagen действительно делал машины для народа, а не для того, чтобы конкурировать с роскошными Mercedes и BMW, остались в прошлом.

ПО ЗАВЕТАМ ФЮРЕРА

ИСТОРИЯ КОМПАНИИ VOLKSWAGEN БЕРЕТ СВОЕ НАЧАЛО В 1933 ГОДУ; все закрутилось после встречи Адольфа Гитлера, который, хотя и не умел водить автомобили, но очень ими интересовался, и Фердинанда Порше. Фюрер попросил Порше внести кое-какие изменения в модель 1931 года, чтобы она больше подходила рабочему человеку. Так родилась идея народного автомобиля - Volkswagen.

ОФИЦИАЛЬНО КОМПАНИЯ ОБРАЗОВАНА В 1937 ГОДУ НЕМЕЦКОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ АССОЦИАЦИЕЙ. В следующем году в местечке, которое позднее получило название Вольфсбург, было начато строительство нового завода. После начала войны компания перешла на выпуск военной продукции.

САМЫМ ЗНАМЕНИТЫМ, без преувеличения, можно сказать, культовым АВТОМОБИЛЕМ VOLKSWAGEN, ЯВЛЯЕТСЯ, КОНЕЧНО, "ЖУК", получивший это прозвище благодаря своей оригинальной форме. Первые "жуки" сошли с конвейера в 1949 году. 30 июля 2003 года на заводе в Пуэбле, Мексика, выпустили последнего "жука". Прямо с конвейера автомобиль с номером 21 529 464 отправился в музей компании в Вольфсбурге

ЧТО ТАКОЕ VOLKSWAGEN GROUP

ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ: Volkswagen, Audi (куплена в 1964 году); NSU (1969), SEAT (1986), Skoda (1990), Volkswagen Commercial Vehicles, Bentley (1998), Bugatti (1998), Lamborghini (1998), Scania AB (2008)
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ НАБЛЮДАТЕЛЬНОГО СОВЕТА - Фердинанд Пих
ОБЪЕМ ПРОДАЖ: 104,875 млрд евро (2006 год)
ДОХОД: 8,6 млрд евро (2007 год).
ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ: 2,75 млрд евро (2006 год)
ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА: 6,2 млн автомобилей (2007 год)
ЧИСЛЕННОСТЬ РАБОЧИХ И СЛУЖАЩИХ: 324 900 (18 000 ИТР) (2006 год)

Сергей Мануков
Компания

27.03.2008

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну


Дизайн - протест, Дизайн - провокация

Дизайн - протест, Дизайн - провокация
Дизайн - протест, Дизайн - провокация. В эпоху развития всемирной паутины и свободы распространения печатных материалов дизайнеры продолжают активно использовать свои таланты. Считается, что хорошее изображение стоит тысячи слов. На протяжении всей истории дизайнеры использовали этот девиз, создавая простые, но, тем не менее, мощные работы, которые быстро доносили едкие послания до аудитории. В книге "Дизайн – протест, дизайн – провокация" исследуются графические работы, которые создавались как отклик на социальные и политические волнения по всему миру. Безусловно, сейчас самое время для выхода подобной книги. Внимание! Книга на английском языке (imprint)

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

07.03.2025 - 07:23
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация