Статьи

Отметились

ОтметилисьПять лет назад популярный британский интернет-журнал The Register опубликовал пространную статью о перспективах применения технологии RFID в торговле. Она наделала много шума. Авторы статьи называли RFID не иначе как "Большим братом".
Пройдет год-другой, пугали они, и на всех товарах появятся идентификационные радиометки, с помощью которых торговцы смогут заглянуть чуть ли не в спальни несчастных потребителей! Однако годы прошли, а розничные сети так и не научились толком использовать RFID.

Проектов по использованию RFID для управления складскими запасами и логистикой, впрочем, реализовано уже предостаточно - ими отметились, например, Wal-Mart, Tesco, Marks & Spencer. Но непосредственно покупателей все это мало касалось. Познакомить их со всеми возможностями чудо-технологии одной из первых решилась немецкая Metro Group. Корреспондент SM побывала в ее "магазине будущего". Оказалось - совсем не страшно.

Все по уму

Четыре месяца назад один из отделов универмага Galeria Kaufhof в Эссене стал первой розничной площадкой, где на каждом товаре есть RFID-метка, а полки, примерочные и даже зеркала могут похвастаться "интеллектом". Возьмите с такой полки брюки - и расположенный рядом монитор тут же расскажет вам, какие размеры есть в наличии. А монитор в примерочной еще и посоветует к брюкам подходящую рубашку.

Но этим список чудес "магазина будущего" исчерпывается. Нет в Galeria Kaufhof ни систем поиска товаров, ни спецкасс, позволяющих за секунду подсчитать стоимость выбранного покупателем вороха одежды. Все только в планах. "Мы пока не оценивали, как изменилась эффективность работы магазина, - признается Герд Вольфрам, управляющий директор подразделения Metro Group Information Technology. - Но мы видим, что покупателям явно нравятся новшества сервиса, привнесенные благодаря RFID".

Идея всерьез заняться RFID захватила руководство Metro давно. Первые шаги были предприняты еще в 2003 г.: на базе супермаркета Extra в городке Райнберг под Дюссельдорфом был создан первый Future Store. Сейчас этот магазин закрыт, но скоро будет открыт более крупный. Основой для него станет гипермаркет Real в другом городе-сателлите Дюссельдорфа - Тенисфорсте.

Кое-что из технологий Future Store реализовано и в обычных гипермаркетах Real. Например, "умные весы" с видеокамерой. Они сами распознают уложенные на них фрукты или овощи и автоматически печатают ценник. Сейчас он обычный, со штрих-кодом, но ему на смену придет самоклеющаяся RFID-метка. В отделах с большим количеством внешне похожих товаров, например в винном, есть системы навигации. После того как вы выберете на электронном терминале нужное вино, на полу рядом с полкой, где оно расположено, проектор высветит изображение бутылки и ее цену.

Налетай, подешевело

Внедрение RFID до последнего времени сдерживалось дороговизной этой технологии. Три года назад стоимость одной метки доходила до $0,5. Недешево стоили также сопутствующее оборудование и услуги по его внедрению. К примеру, в 2004 г. общая RFID-система логистики обошлась Wal-Mart и 100 его крупнейшим поставщикам в $250 млн. Сейчас метки сильно подешевели - в России, по словам руководителя RFID-проектов компании IDLogic Анны Карповой, они стоят от €0,12 до €0,15 ($0,19-0,23). Metro Group благодаря масштабу использования они обходятся и вовсе в €0,08-0,09 ($0,12-0,14).

Первый RFID-проект Metro, рассказывает Вольфрам, был направлен на решение известной любому ритейлеру проблемы out-of-stock (отсутствие товара в магазине или на складе). На пустующих полках теряется в среднем 8% годовой выручки ритейлеров - в целом по миру это около $93 млрд в год. Использование RFID даже на уровне склада позволяет сократить out-of-stoсk на 15-20%.

Проект был завершен в октябре 2007 г. "Сейчас в 180 немецких магазинах Metro Cash & Carry и Real, а также в распределительных центрах и на складах Metro Group Logistics (MGL) все поставки полностью автоматизированы. Это первый пример практического использования RFID такого масштаба в Европе", - гордится Вольфрам. По его словам, новая система помогла сэкономить по итогам 2007 г. около €8 млн.

Согласно исследованию американского системного интегратора Alinean, использование RFID на складах помогает предотвращать ошибки при поставках, при этом скорость обработки заказов увеличивается на 20-30%, а эксплуатационные расходы снижаются на 2-5%. Что в итоге приводит к росту годовой выручки на 2-7%. Благодаря RFID гораздо проще отследить или найти пропавший товар в цепочке поставок, что позволяет снизить потери на этом этапе на 18%.

Ближе к телу

Пока поставщики Metro Group клеят метки не на каждый товар по отдельности, а на целые палеты. Но в инновационном центре компании, расположенном в городе Нейссе, кипит работа над уменьшением маркируемых единиц - хотя бы до упаковки (по 5-10 штук товара в каждой).

Прототип будущей системы уже готов. Для демонстрации ее работы сотрудник центра убирает со специально подготовленной палеты одну упаковку, а потом провозит палету через специальные ворота, оборудованные считывающим устройством. На огромном мониторе бежит вереница строк. В процессе приемки товара красные строки становятся серыми. Все, кроме одной: ворота недосчитались той самой убранной упаковки. О проблеме тут же будет сообщено поставщику. И никакой суеты - ни бумажных накладных, ни ручного пересчета.

Но, конечно, рассматривать новинки, предназначенные для работы с покупателями, куда интереснее. В пилотном проекте для Galeria Kaufhof отрабатывается система, которая применяется для отдельных товаров, промаркированых RFID-метками. "Пока это работает только в рамках одного отдела, но впоследствии мы рассчитываем использовать этот концепт для поставок одежды на все наши магазины", - говорит Вольфрам.

Выглядит концепт как конвейер в химчистке: вращающаяся лента, на которой висят вешалки с одеждой. Проходя через считывающие ворота, вся бессистемно поступающая на склад одежда за несколько оборотов распределяется по стойкам в соответствии с заказами магазинов. Причем с подбором по размерам, коллекциям или другим заданным параметрам. В магазине для быстрого учета товара применяется уже ручной сканер - достаточно просто направить его в сторону нужной стойки.

Для успокоения клиентов, наслушавшихся о "Большом брате", в инновационном центре Metro Group разработали прибор для быстрого стирания информации с RFID-меток. По желанию клиента это сможет сделать любой продавец. Правда, сотрудники центра надеются, что таких желающих будет немного. Ведь использовать RFID-метки в быту будет очень удобно. "Умная" стиральная машина не даст постирать вместе красную и белую футболки. А холодильник будет "знать", когда истекает срок годности лежащих в нем продуктов. Правда, ждать всех этих удобств еще долго - лет пятнадцать как минимум.

На пороге

В России Metro Group, вероятно, войдет в число первых ритейлеров, использующих технологию RFID в торговых залах. Наша страна - один из самых крупных рынков для немецкого розничного гиганта. В прошлом году общая выручка российских Metro Cash & Carry, Real и MediaMarkt превысила €3 млрд. Так что, когда Metro займется тиражированием технологий за пределами Германии, мы будем не последними в очереди.

Отечественные розничные торговцы тоже присматриваются к RFID. Но очень осторожно. "Сейчас идет стадия недорогих пилотных проектов", - говорит директор по RFID-проектам IDLogic Анна Карпова. По ее словам, в 2007 г. емкость российского рынка RFID-систем составила $60-70 млн. В прошлом году у IDLogic в разработке было 15 RFID-проектов, из них два - на складских комплексах московских ритейлеров. Остальные заказчики - это библиотеки, архивы и различные производства.

Один из самых масштабных проектов по внедрению RFID-систем в 2007 г. реализовала компания "Ситроникс". Каждый, кто ездит в метро, мог заметить, что прежние проездные карты с магнитной полосой постепенно были заменены на бесконтактные. Но этот опыт "Ситроникса" мало пригодился бы ритейлерам: использующиеся в картах метрополитена RFID-метки слишком примитивные и дорогие.

"Стоимость RFID-меток все еще высока для дискаунтеров", - сетует IT-директор группы компаний "Дикси" Алексей Викторов. Но и в недешевой "Азбуке вкуса" тоже считают деньги. "Мы обратили внимание на RFID с того момента, когда информация о них стала доступной для специалистов. Интересны все возможные решения при условии адекватной цены внедрения. Но при нынешних ценах на оборудование и материалы, а также специфике организации логистических процессов выгода от внедрения RFID неочевидна", - рассуждает IT-директор этой сети супермаркетов Денис Сологуб.

"Мы рассчитали, сколько будет стоить оборудовать RFID один дистрибуторский центр уровня гипермаркета. По полной программе - с погрузкой/отгрузкой, автоматической инвентаризацией, комплексной системой управления карами. Одно оборудование потянуло на €120 000. А услуги системного интегратора по его внедрению обойдутся примерно в 10-15% от этой цены", - рассказывает Анна Карпова.

Но это на самом деле недорого: на Западе системные интеграторы берут за свои услуги 100% стоимости оборудования. По данным Alinean, переход на RFID будет стоить небольшим компаниям порядка $500 000, крупным - от $2 млн для большой инсталляции. И около 20% от этих сумм ежегодно потребуется на техническую поддержку.

Есть и еще одна трудность. По словам Карповой, в мире еще не сложился единый стандарт RFID: Америка, Европа и Япония используют разные частоты. В Россия разрешены европейские, поэтому работать, к примеру, с азиатскими поставщиками у наших ритейлеров не получится. Но рано или поздно единый мировой стандарт все же появится. "Любой крупный производитель должен иметь возможность ставить одни и те же метки на товары, отгружаемые как в Америку, так и в Европу", - говорит Вольфрам.

По оценкам аналитиков компании IDTechEx, через 10 лет, когда большинство придуманных в инновационном центре Metro Group концептов станет частью повседневной жизни, мировой рынок RFID увеличится как минимум в 5 раз, до $27 млрд. Этому росту поспособствует и Россия. "За какие-то два года RFID перестала быть дорогой игрушкой и превратилась в рабочий инструмент для многих компаний", - радуется Карпова. Она считает, что только в этом году количество внедрений RFID-систем увеличится по сравнению с 2007 г. на 50-60%. Рано или поздно российские розничные сети придут к мысли, что выгоды от внедрения RFID стоят любых затрат.

SmartMoney

27.03.2008

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

07.03.2025 - 07:26
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация