Отметились

Проектов по использованию RFID для управления складскими запасами и логистикой, впрочем, реализовано уже предостаточно - ими отметились, например, Wal-Mart, Tesco, Marks & Spencer. Но непосредственно покупателей все это мало касалось. Познакомить их со всеми возможностями чудо-технологии одной из первых решилась немецкая Metro Group. Корреспондент SM побывала в ее "магазине будущего". Оказалось - совсем не страшно.
Все по уму
Четыре месяца назад один из отделов универмага Galeria Kaufhof в Эссене стал первой розничной площадкой, где на каждом товаре есть RFID-метка, а полки, примерочные и даже зеркала могут похвастаться "интеллектом". Возьмите с такой полки брюки - и расположенный рядом монитор тут же расскажет вам, какие размеры есть в наличии. А монитор в примерочной еще и посоветует к брюкам подходящую рубашку.
Но этим список чудес "магазина будущего" исчерпывается. Нет в Galeria Kaufhof ни систем поиска товаров, ни спецкасс, позволяющих за секунду подсчитать стоимость выбранного покупателем вороха одежды. Все только в планах. "Мы пока не оценивали, как изменилась эффективность работы магазина, - признается Герд Вольфрам, управляющий директор подразделения Metro Group Information Technology. - Но мы видим, что покупателям явно нравятся новшества сервиса, привнесенные благодаря RFID".
Идея всерьез заняться RFID захватила руководство Metro давно. Первые шаги были предприняты еще в 2003 г.: на базе супермаркета Extra в городке Райнберг под Дюссельдорфом был создан первый Future Store. Сейчас этот магазин закрыт, но скоро будет открыт более крупный. Основой для него станет гипермаркет Real в другом городе-сателлите Дюссельдорфа - Тенисфорсте.
Кое-что из технологий Future Store реализовано и в обычных гипермаркетах Real. Например, "умные весы" с видеокамерой. Они сами распознают уложенные на них фрукты или овощи и автоматически печатают ценник. Сейчас он обычный, со штрих-кодом, но ему на смену придет самоклеющаяся RFID-метка. В отделах с большим количеством внешне похожих товаров, например в винном, есть системы навигации. После того как вы выберете на электронном терминале нужное вино, на полу рядом с полкой, где оно расположено, проектор высветит изображение бутылки и ее цену.
Налетай, подешевело
Внедрение RFID до последнего времени сдерживалось дороговизной этой технологии. Три года назад стоимость одной метки доходила до $0,5. Недешево стоили также сопутствующее оборудование и услуги по его внедрению. К примеру, в 2004 г. общая RFID-система логистики обошлась Wal-Mart и 100 его крупнейшим поставщикам в $250 млн. Сейчас метки сильно подешевели - в России, по словам руководителя RFID-проектов компании IDLogic Анны Карповой, они стоят от €0,12 до €0,15 ($0,19-0,23). Metro Group благодаря масштабу использования они обходятся и вовсе в €0,08-0,09 ($0,12-0,14).
Первый RFID-проект Metro, рассказывает Вольфрам, был направлен на решение известной любому ритейлеру проблемы out-of-stock (отсутствие товара в магазине или на складе). На пустующих полках теряется в среднем 8% годовой выручки ритейлеров - в целом по миру это около $93 млрд в год. Использование RFID даже на уровне склада позволяет сократить out-of-stoсk на 15-20%.
Проект был завершен в октябре 2007 г. "Сейчас в 180 немецких магазинах Metro Cash & Carry и Real, а также в распределительных центрах и на складах Metro Group Logistics (MGL) все поставки полностью автоматизированы. Это первый пример практического использования RFID такого масштаба в Европе", - гордится Вольфрам. По его словам, новая система помогла сэкономить по итогам 2007 г. около €8 млн.
Согласно исследованию американского системного интегратора Alinean, использование RFID на складах помогает предотвращать ошибки при поставках, при этом скорость обработки заказов увеличивается на 20-30%, а эксплуатационные расходы снижаются на 2-5%. Что в итоге приводит к росту годовой выручки на 2-7%. Благодаря RFID гораздо проще отследить или найти пропавший товар в цепочке поставок, что позволяет снизить потери на этом этапе на 18%.
Ближе к телу
Пока поставщики Metro Group клеят метки не на каждый товар по отдельности, а на целые палеты. Но в инновационном центре компании, расположенном в городе Нейссе, кипит работа над уменьшением маркируемых единиц - хотя бы до упаковки (по 5-10 штук товара в каждой).
Прототип будущей системы уже готов. Для демонстрации ее работы сотрудник центра убирает со специально подготовленной палеты одну упаковку, а потом провозит палету через специальные ворота, оборудованные считывающим устройством. На огромном мониторе бежит вереница строк. В процессе приемки товара красные строки становятся серыми. Все, кроме одной: ворота недосчитались той самой убранной упаковки. О проблеме тут же будет сообщено поставщику. И никакой суеты - ни бумажных накладных, ни ручного пересчета.
Но, конечно, рассматривать новинки, предназначенные для работы с покупателями, куда интереснее. В пилотном проекте для Galeria Kaufhof отрабатывается система, которая применяется для отдельных товаров, промаркированых RFID-метками. "Пока это работает только в рамках одного отдела, но впоследствии мы рассчитываем использовать этот концепт для поставок одежды на все наши магазины", - говорит Вольфрам.
Выглядит концепт как конвейер в химчистке: вращающаяся лента, на которой висят вешалки с одеждой. Проходя через считывающие ворота, вся бессистемно поступающая на склад одежда за несколько оборотов распределяется по стойкам в соответствии с заказами магазинов. Причем с подбором по размерам, коллекциям или другим заданным параметрам. В магазине для быстрого учета товара применяется уже ручной сканер - достаточно просто направить его в сторону нужной стойки.
Для успокоения клиентов, наслушавшихся о "Большом брате", в инновационном центре Metro Group разработали прибор для быстрого стирания информации с RFID-меток. По желанию клиента это сможет сделать любой продавец. Правда, сотрудники центра надеются, что таких желающих будет немного. Ведь использовать RFID-метки в быту будет очень удобно. "Умная" стиральная машина не даст постирать вместе красную и белую футболки. А холодильник будет "знать", когда истекает срок годности лежащих в нем продуктов. Правда, ждать всех этих удобств еще долго - лет пятнадцать как минимум.
На пороге
В России Metro Group, вероятно, войдет в число первых ритейлеров, использующих технологию RFID в торговых залах. Наша страна - один из самых крупных рынков для немецкого розничного гиганта. В прошлом году общая выручка российских Metro Cash & Carry, Real и MediaMarkt превысила €3 млрд. Так что, когда Metro займется тиражированием технологий за пределами Германии, мы будем не последними в очереди.
Отечественные розничные торговцы тоже присматриваются к RFID. Но очень осторожно. "Сейчас идет стадия недорогих пилотных проектов", - говорит директор по RFID-проектам IDLogic Анна Карпова. По ее словам, в 2007 г. емкость российского рынка RFID-систем составила $60-70 млн. В прошлом году у IDLogic в разработке было 15 RFID-проектов, из них два - на складских комплексах московских ритейлеров. Остальные заказчики - это библиотеки, архивы и различные производства.
Один из самых масштабных проектов по внедрению RFID-систем в 2007 г. реализовала компания "Ситроникс". Каждый, кто ездит в метро, мог заметить, что прежние проездные карты с магнитной полосой постепенно были заменены на бесконтактные. Но этот опыт "Ситроникса" мало пригодился бы ритейлерам: использующиеся в картах метрополитена RFID-метки слишком примитивные и дорогие.
"Стоимость RFID-меток все еще высока для дискаунтеров", - сетует IT-директор группы компаний "Дикси" Алексей Викторов. Но и в недешевой "Азбуке вкуса" тоже считают деньги. "Мы обратили внимание на RFID с того момента, когда информация о них стала доступной для специалистов. Интересны все возможные решения при условии адекватной цены внедрения. Но при нынешних ценах на оборудование и материалы, а также специфике организации логистических процессов выгода от внедрения RFID неочевидна", - рассуждает IT-директор этой сети супермаркетов Денис Сологуб.
"Мы рассчитали, сколько будет стоить оборудовать RFID один дистрибуторский центр уровня гипермаркета. По полной программе - с погрузкой/отгрузкой, автоматической инвентаризацией, комплексной системой управления карами. Одно оборудование потянуло на €120 000. А услуги системного интегратора по его внедрению обойдутся примерно в 10-15% от этой цены", - рассказывает Анна Карпова.
Но это на самом деле недорого: на Западе системные интеграторы берут за свои услуги 100% стоимости оборудования. По данным Alinean, переход на RFID будет стоить небольшим компаниям порядка $500 000, крупным - от $2 млн для большой инсталляции. И около 20% от этих сумм ежегодно потребуется на техническую поддержку.
Есть и еще одна трудность. По словам Карповой, в мире еще не сложился единый стандарт RFID: Америка, Европа и Япония используют разные частоты. В Россия разрешены европейские, поэтому работать, к примеру, с азиатскими поставщиками у наших ритейлеров не получится. Но рано или поздно единый мировой стандарт все же появится. "Любой крупный производитель должен иметь возможность ставить одни и те же метки на товары, отгружаемые как в Америку, так и в Европу", - говорит Вольфрам.
По оценкам аналитиков компании IDTechEx, через 10 лет, когда большинство придуманных в инновационном центре Metro Group концептов станет частью повседневной жизни, мировой рынок RFID увеличится как минимум в 5 раз, до $27 млрд. Этому росту поспособствует и Россия. "За какие-то два года RFID перестала быть дорогой игрушкой и превратилась в рабочий инструмент для многих компаний", - радуется Карпова. Она считает, что только в этом году количество внедрений RFID-систем увеличится по сравнению с 2007 г. на 50-60%. Рано или поздно российские розничные сети придут к мысли, что выгоды от внедрения RFID стоят любых затрат.
27.03.2008
Комментарии
Написать комментарий