Не забудьте выключить телевизор. Кто и как нами манипулирует

Ну, как прошли праздники, уважаемые читатели? Головушка не болит? Не устали от просмотра всех и всяческих телепрограмм? Впрочем, устали - это еще ладно. Даниил Дондурей, главный редактор журнала "Искусство кино" (Москва), социолог и кинокритик, полагает: наши телеканалы нами вовсю манипулируют, а в погоне за рейтингом вообще способствуют нашей деградации. И на всем этом, к слову, неплохо зарабатывают...
Телевидение - это бизнес, кто спорит. И как бизнес, оно имеет право и даже просто обязано зарабатывать - грех упрекать.
- Объем рекламных денег, пришедший в российские телекомпании в 2007 году, - чуть больше четырех миллиардов долларов, - рассказал Даниил Дондурей на заседании клуба региональной журналистики в Москве. - Причем два канала - Первый и "Россия" - имеют почти миллиард долларов каждый.
Почему одни каналы получают больше, другие меньше? Все дело в рейтинге. Какие программы привлекают больше внимания телезрителей - те и получают больше. Компании, которые занимаются распределением рекламы, покупают не конкретную передачу, полагает эксперт. Они покупают головы зрителей.
Общая столовая
Казалось бы, что в этом криминального? Магазины тоже строят там, где больше проходит покупателей. А товары производят те, которые лучше покупают. Но, как считает Даниил Борисович, телевидение - не совсем обычный вид бизнеса, это еще и сфера "создания смыслов, представлений людей о прошлом и будущем, об экономике, личности, свободе и справедливости". И если рассматривать его... ну, скажем, как производство алюминия или спирта, то содержательные критерии оценки "телепродукта" снимаются. Остается один критерий: рейтинг.
"Телевизор - это обычный бытовой прибор - такой, как холодильник или стиральная машина", - цитирует наш эксперт выступление гендиректора НТВ Владимира Кулистикова в газете "Известия". "Телевидение - это общественная столовая. Мы все работаем в сфере обслуживания". (Константин Эрнст, гендиректор Первого канала, журнал "Сеанс").
Это нонсенс
При таком подходе главная задача руководителя канала - "добыть" рейтинг. Как это сделать? Есть по крайней мере три пути.
Можно создать некий качественный продукт, интересный большинству. Обращение Путина перед Новым годом - из этого разряда: его смотрит каждый третий гражданин России старше четырех лет.
Можно эксплуатировать интерес к звездам. Сейчас секретная жизнь звезд - куда более важная вещь, чем "какая-то свобода или другие глупости".
- Третий путь связан с интересом к патологиям, аномалиям, со страхом смерти, - продолжает кинокритик. - В нашей стране сформирована невероятная терпимость к насилию. Ни в одной стране мира не могло быть показано интервью с маньяком Пичужкиным, который в прайм-тайм рассказывал, что доставляет ему большее удовольствие забить женщину молотком или задушить ее проволокой! НТВ, суббота, "Чистосердечное признание". И ни одного отзыва общественной организации или патриарха на следующее утро! Это нонсенс! Этого не может быть в цивилизованной стране. А у нас уже создана аудитория в 25-30 миллионов человек (это не только мужчины, но и подростки), которая нечувствительна к чему-то меньшему. Это как сидеть на таблетках экстази.
Рейтинг - все
Культура, благородство, помощь другим, жажда творчества - все то, что побуждает нас двигаться "вверх", - этого вы не найдете на нашем телевидении, кроме как на канале "Культура" и в каких-то маргинальных передачах на других каналах, полагает социолог. По его словам, на телеканалах просто не принимают сюжеты, если в них рассказывается о хороших людях. Не принимают!
Бизнесмены на ТВ показаны моральными уродами. Как-то прошла невероятная передача: "Дети против родителей", где рассказано, как дети заказывают убийство родителей... Террористы уже сами предупреждают телерепортеров: "Мы будем там-то". Им неинтересно убить 50 и даже 1000 человек. Они должны атаковать 50 миллионов - и сделать это они могут только по телевидению. Увы, лишь это будет давать рейтинг.
Наши Сусловы
Казалось бы, телевизор - штука демократичная: нажал на кнопочку - и нет ничего. Но Даниил Борисович считает: большинство людей не могут не включать телевизор. Уже сегодня на просмотр телепрограмм у россиян уходит в два с лишним раза больше времени, чем на чтение книг, газет, походы в кино, цирк, слушание музыки и так далее, вместе взятое.
- Руководители кинопроизводств на телеканалах - главные заказчики мифов в нашей стране, это наши Сусловы (Михаил Суслов - главный идеолог компартии в СССР до начала 1980-х годов. - Прим. ред.), их всего человек 10. Но эфир - это наше национальное достояние, - считает эксперт. - Оно принадлежит всему обществу. В том числе меньшинству.
Им все можно
Лично я, признаться, не во всем согласна с Даниилом Борисовичем. В конце концов посмотрели мы на маньяка да и пошли работать, а не жертв искать...
Но эксперт все же полагает: телевидение тянет нас вниз, и этому падению нет конца. Как будем конкурировать с мировыми державами, если более 50% населения обожают Ленина, а 43-47% - Сталина? Культура - неотъемлемая часть человеческого капитала, и качество этого капитала стараниями телебоссов ухудшается.
Другой вопрос, что делать? Сам эксперт против того, чтобы вводить цензуру. Он еще надеется: общество осознает, что происходит (для того и говорит), и через свои объединения начнет влиять на тех, кто все это делает...
Кстати, свои мысли он высказал президенту РФ летом прошлого года и в основном нашел понимание - да вот только ничего не изменилось. На мой взгляд, это и понятно: телебоссы несут в массы нужную властям идеологию (в свободное от показа маньяков время), а за это им все можно простить...
Как нас измеряют
Рейтинг - это доля людей, смотревших программу от общего количества жителей России старше четырех лет. Кто и как его измеряет?
Существует служба "ТНС Гэллап Медиа". В городах с населением более 100 тысяч человек она фиксирует то, что смотрели люди. Примерно 2,5 тыс. семей имеют специальный пульт, который фиксирует движение по каналам с точностью до минуты. Данные поступают в специальную компьютерную систему, обрабатываются и передаются в Москву.
Правда, данные измерения дают несколько искаженную картину. Во-первых, только 47% населения страны живет в этих городах, где проводится данное измерение. Во-вторых, прибор не может фиксировать, смотрит человек телевизор или нет, а сегодня в двух случаях из трех телевизор включается даже тогда, когда его никто не смотрит.
Враги из телевизора
Когда полтора года назад в Тбилиси были арестованы четыре российских офицера, всего от 8% до 12% граждан на вопрос: "Кого вы считаете врагами?" - называли Грузию. Буквально через шесть дней, по данным трех основных социологических служб России (Левады-центра, ФОМа, ВЦИОМа), Грузию воспринимали как враждебное государство от 35% до 44% опрошенных. Всего шесть дней потребовалось телевидению, чтобы перенастроить целую страну, полагает Даниил Дондурей.
Прошлое из телевизора
Весь прошлый год по российскому телевидению шла мощнейшая идеологическая работа по дискредитации 90-х годов. В одной из терепередач на Первом канале известный политтехнолог Глеб Павловский сказал: "Свидетельством ельцинской эпохи является то, что количество людей в колониях и тюрьмах с 1992 года по 1994 год увеличилось почти на 500 тысяч, а в 1937 году всего на 300 тысяч".
- И это сказал человек, который в "Фаланстере" (есть в Москве такой магазин элитарных книг) каждую неделю покупает по 20 книг, - возмущается Даниил Дондурей. - Хотя каждый образованный человек знает: после того как Политбюро приняло решение о раскулачивании и врагах народа, с 1 августа 1937 года по 1 октября 1938 года были арестованы 1 миллион 350 тысяч человек, из которых 786 тысяч были расстреляны. Расстреляны, понимаете? Павловский знает, что это тотальная, аморальная ложь. Но говорит.
Герой из телевизора
Герои сегодняшних дней - не наши коллеги: земляки, одноклассники, друзья друзей, а "говорящие головы" из ящика.
В конце декабря 2006 года был опубликован рейтинг российской элиты. Опрошенным предлагалось назвать людей из спорта, политики, предпринимательства и т. д. Трое из первой двадцатки были телегерои: Андрей Малахов, Ксения Собчак и Владимир Познер. Именно в такой последовательности - на 11-м, 13-м и 17-м местах. Андрей Малахов одиннадцатый по влиянию и значению на страну. Разве это не печально?
Цифра
Более четырех часов в сутки, или почти 1500 часов в год, смотрит ТВ средний россиянин старше четырех лет. Для сравнения: на работе мы заняты в среднем чуть больше 1700 часов в год.
17.01.2008
Комментарии
Написать комментарий