Статьи

Не забудьте выключить телевизор. Кто и как нами манипулирует

Не забудьте выключить телевизор. Кто и как нами манипулирует

Ну, как прошли праздники, уважаемые читатели? Головушка не болит? Не устали от просмотра всех и всяческих телепрограмм? Впрочем, устали - это еще ладно. Даниил Дондурей, главный редактор журнала "Искусство кино" (Москва), социолог и кинокритик, полагает: наши телеканалы нами вовсю манипулируют, а в погоне за рейтингом вообще способствуют нашей деградации. И на всем этом, к слову, неплохо зарабатывают...

Почем головы

Телевидение - это бизнес, кто спорит. И как бизнес, оно имеет право и даже просто обязано зарабатывать - грех упрекать.

- Объем рекламных денег, пришедший в российские телекомпании в 2007 году, - чуть больше четырех миллиардов долларов, - рассказал Даниил Дондурей на заседании клуба региональной журналистики в Москве. - Причем два канала - Первый и "Россия" - имеют почти миллиард долларов каждый.

Почему одни каналы получают больше, другие меньше? Все дело в рейтинге. Какие программы привлекают больше внимания телезрителей - те и получают больше. Компании, которые занимаются распределением рекламы, покупают не конкретную передачу, полагает эксперт. Они покупают головы зрителей.

Общая столовая

Казалось бы, что в этом криминального? Магазины тоже строят там, где больше проходит покупателей. А товары производят те, которые лучше покупают. Но, как считает Даниил Борисович, телевидение - не совсем обычный вид бизнеса, это еще и сфера "создания смыслов, представлений людей о прошлом и будущем, об экономике, личности, свободе и справедливости". И если рассматривать его... ну, скажем, как производство алюминия или спирта, то содержательные критерии оценки "телепродукта" снимаются. Остается один критерий: рейтинг.

"Телевизор - это обычный бытовой прибор - такой, как холодильник или стиральная машина", - цитирует наш эксперт выступление гендиректора НТВ Владимира Кулистикова в газете "Известия". "Телевидение - это общественная столовая. Мы все работаем в сфере обслуживания". (Константин Эрнст, гендиректор Первого канала, журнал "Сеанс").

Это нонсенс

При таком подходе главная задача руководителя канала - "добыть" рейтинг. Как это сделать? Есть по крайней мере три пути.

Можно создать некий качественный продукт, интересный большинству. Обращение Путина перед Новым годом - из этого разряда: его смотрит каждый третий гражданин России старше четырех лет.

Можно эксплуатировать интерес к звездам. Сейчас секретная жизнь звезд - куда более важная вещь, чем "какая-то свобода или другие глупости".

- Третий путь связан с интересом к патологиям, аномалиям, со страхом смерти, - продолжает кинокритик. - В нашей стране сформирована невероятная терпимость к насилию. Ни в одной стране мира не могло быть показано интервью с маньяком Пичужкиным, который в прайм-тайм рассказывал, что доставляет ему большее удовольствие забить женщину молотком или задушить ее проволокой! НТВ, суббота, "Чистосердечное признание". И ни одного отзыва общественной организации или патриарха на следующее утро! Это нонсенс! Этого не может быть в цивилизованной стране. А у нас уже создана аудитория в 25-30 миллионов человек (это не только мужчины, но и подростки), которая нечувствительна к чему-то меньшему. Это как сидеть на таблетках экстази.

Рейтинг - все

Культура, благородство, помощь другим, жажда творчества - все то, что побуждает нас двигаться "вверх", - этого вы не найдете на нашем телевидении, кроме как на канале "Культура" и в каких-то маргинальных передачах на других каналах, полагает социолог. По его словам, на телеканалах просто не принимают сюжеты, если в них рассказывается о хороших людях. Не принимают!

Бизнесмены на ТВ показаны моральными уродами. Как-то прошла невероятная передача: "Дети против родителей", где рассказано, как дети заказывают убийство родителей... Террористы уже сами предупреждают телерепортеров: "Мы будем там-то". Им неинтересно убить 50 и даже 1000 человек. Они должны атаковать 50 миллионов - и сделать это они могут только по телевидению. Увы, лишь это будет давать рейтинг.

Наши Сусловы

Казалось бы, телевизор - штука демократичная: нажал на кнопочку - и нет ничего. Но Даниил Борисович считает: большинство людей не могут не включать телевизор. Уже сегодня на просмотр телепрограмм у россиян уходит в два с лишним раза больше времени, чем на чтение книг, газет, походы в кино, цирк, слушание музыки и так далее, вместе взятое.

- Руководители кинопроизводств на телеканалах - главные заказчики мифов в нашей стране, это наши Сусловы (Михаил Суслов - главный идеолог компартии в СССР до начала 1980-х годов. - Прим. ред.), их всего человек 10. Но эфир - это наше национальное достояние, - считает эксперт. - Оно принадлежит всему обществу. В том числе меньшинству.

Им все можно

Лично я, признаться, не во всем согласна с Даниилом Борисовичем. В конце концов посмотрели мы на маньяка да и пошли работать, а не жертв искать...

Но эксперт все же полагает: телевидение тянет нас вниз, и этому падению нет конца. Как будем конкурировать с мировыми державами, если более 50% населения обожают Ленина, а 43-47% - Сталина? Культура - неотъемлемая часть человеческого капитала, и качество этого капитала стараниями телебоссов ухудшается.

Другой вопрос, что делать? Сам эксперт против того, чтобы вводить цензуру. Он еще надеется: общество осознает, что происходит (для того и говорит), и через свои объединения начнет влиять на тех, кто все это делает...

Кстати, свои мысли он высказал президенту РФ летом прошлого года и в основном нашел понимание - да вот только ничего не изменилось. На мой взгляд, это и понятно: телебоссы несут в массы нужную властям идеологию (в свободное от показа маньяков время), а за это им все можно простить...

Как нас измеряют

Рейтинг - это доля людей, смотревших программу от общего количества жителей России старше четырех лет. Кто и как его измеряет?

Существует служба "ТНС Гэллап Медиа". В городах с населением более 100 тысяч человек она фиксирует то, что смотрели люди. Примерно 2,5 тыс. семей имеют специальный пульт, который фиксирует движение по каналам с точностью до минуты. Данные поступают в специальную компьютерную систему, обрабатываются и передаются в Москву.

Правда, данные измерения дают несколько искаженную картину. Во-первых, только 47% населения страны живет в этих городах, где проводится данное измерение. Во-вторых, прибор не может фиксировать, смотрит человек телевизор или нет, а сегодня в двух случаях из трех телевизор включается даже тогда, когда его никто не смотрит.

Враги из телевизора

Когда полтора года назад в Тбилиси были арестованы четыре российских офицера, всего от 8% до 12% граждан на вопрос: "Кого вы считаете врагами?" - называли Грузию. Буквально через шесть дней, по данным трех основных социологических служб России (Левады-центра, ФОМа, ВЦИОМа), Грузию воспринимали как враждебное государство от 35% до 44% опрошенных. Всего шесть дней потребовалось телевидению, чтобы перенастроить целую страну, полагает Даниил Дондурей.

Прошлое из телевизора

Весь прошлый год по российскому телевидению шла мощнейшая идеологическая работа по дискредитации 90-х годов. В одной из терепередач на Первом канале известный политтехнолог Глеб Павловский сказал: "Свидетельством ельцинской эпохи является то, что количество людей в колониях и тюрьмах с 1992 года по 1994 год увеличилось почти на 500 тысяч, а в 1937 году всего на 300 тысяч".

- И это сказал человек, который в "Фаланстере" (есть в Москве такой магазин элитарных книг) каждую неделю покупает по 20 книг, - возмущается Даниил Дондурей. - Хотя каждый образованный человек знает: после того как Политбюро приняло решение о раскулачивании и врагах народа, с 1 августа 1937 года по 1 октября 1938 года были арестованы 1 миллион 350 тысяч человек, из которых 786 тысяч были расстреляны. Расстреляны, понимаете? Павловский знает, что это тотальная, аморальная ложь. Но говорит.

Герой из телевизора

Герои сегодняшних дней - не наши коллеги: земляки, одноклассники, друзья друзей, а "говорящие головы" из ящика.

В конце декабря 2006 года был опубликован рейтинг российской элиты. Опрошенным предлагалось назвать людей из спорта, политики, предпринимательства и т. д. Трое из первой двадцатки были телегерои: Андрей Малахов, Ксения Собчак и Владимир Познер. Именно в такой последовательности - на 11-м, 13-м и 17-м местах. Андрей Малахов одиннадцатый по влиянию и значению на страну. Разве это не печально?

Цифра

Более четырех часов в сутки, или почти 1500 часов в год, смотрит ТВ средний россиянин старше четырех лет. Для сравнения: на работе мы заняты в среднем чуть больше 1700 часов в год.

Надежда СКАЛОН
altapress.ru

17.01.2008

на печать


Комментарии

EZH
17.01.2008 10:58 | сообщение #1
 

Безусловно телевидение, особенно государственное, аморально. Но, автор, на мой взгляд сгущает краски, массовое общество, или, если хотите общество потребления это не российское изобретение. Не думаю что стоит рассматривать происходящее как возврат в средневековье. Думающие и понимающие граждане есть и внашей стране, и они не смотрят смехопанораму, мыльные оперы и прочий "продукт" нашего тв.
В конце концов, есть интернет и кабельное тв, а вопрос воспитания молодого поколения это уже государстенная политика и тут я вижу лишь один способ повлиять на ситуацию-не молчать, и не позвалять своим менее порядочным коллегам обслуживать порочные политические и бизнес элиты. Улыбка

21.01.2008 16:30 | сообщение #2
 

Согласен с каждым словом этой статьи. Зомбированный народ - страшная перспектива нашего общества (а, мб, и всего человечества). И лучше об этом говорить заранее.
Частное мнение: Г-н Павловский - один из самых продажных политологов. У него, правда, на лице это написано.

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну


Перестройка моды

Перестройка моды
Перестройка РјРѕРґС‹. Р В РІР‚в„ў этом издании РјС‹ предлагаем РѕР±Р·РѕСЂ феномена альтернативной РјРѕРґС‹, который РІРѕР·РЅРёРє Р Р† конце XX века Р Р…Р В° фоне распада советской империи. РљРѕРіРґР° богема 1980–1990-С… РіРѕРґРѕРІ пыталась рефлексировать Р Р…Р В° современность через контркультурные наряды, без особых шансов Р Р…Р В° реализацию идей Р Р† РІРёРґРµ одежды, так как легкаРРРРвЂвРІР‚ћСћР В РІР‚™Р’ Р В Р вЂ Р В РІР‚љРІвЂћвЂ“Р В Р’В Р В Р РЏ промышленность Р С‘ СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєР° страны Р Р† этот период стремительно увядали. Эту историю предлагается рассматривать Р Р† канве взлета Р С‘ падения Р Р…Р Вµ менее сложной истории советской РјРѕРґС‹, декларативно претендовавшей Р РЋР С“ первых лет существования Советского РЎРѕСЋР·Р° Р Р…Р В° то, чтобы стать альтернативой буржуазной РјРѕРґРµ. ИсСвЂСвРРвРвР‚љР’ Р В Р’ РІР‚љРЎвЂєР РЋРЎвЂєР В Р’ Р’ Р’ Р’ РЎвЂўР РЋР вЂљР В РЎвЂ˜Р РЋР РЏ, похожая Р С—Р С• романтичному настрою Р Р…Р В° историю конструктивистов 1920–1930-С…, РєРѕРіРґР° Р Р…Р В° модный фронт вместо конструкторов Р С‘ швей были призваны художники Р С‘ студенты. Уже поэтому РјС‹ Р Р…Р Вµ можем обойтись без беглого РѕР±Р·РѕСЂР° истории РѕС‚ «альтернативы» начала XX века Р Т‘Р С• «альтернативы» его конца, между которыми лежали разорРВРвЂв„СРЎвЂєР В Р’ Р’ РІР‚™Р’ Р В Р’ РІР‚™Р’ Р РЋРІР‚˜Р РЋРІР‚љР ВµР В»РЎРЉР Р…ые смертоносные РІРѕР№РЅС‹, каждый раз ввергающие страну Р Р† нищету Р С‘ вынуждая население довольствоваться практически любой одеждой. Нелегкие времена, которые смешались Р РЋР С“ периодами Р Р…РЎРЊР С—Р В°, «советского шика» Р С‘ «застоя», РєРѕРіРґР° линия «социалистического костюма» деградировала, Р В Р’В° советская СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєР° оказалаРРРВРВ Р’ РІР‚™Р’ Р В Р вЂ Р В РІР‚љРІвЂћвЂ“РѓРЎРЉ Р Р…Р Вµ готова Р С” удовлетворению возросших нужд населения Р С‘ индивидуализации РІРєСѓСЃР°. Само существование этих проблем Р Р† Р РЋР РЋР РЋР В  Р Р…Р Вµ признавалось Р С‘ Р Р† должной мере Р Р…Р Вµ изучалось, что Р С‘ сыграло Р Р† итоге ключевую роль Р Р† поисках альтернатив Р Р…Р В° любом СѓСЂРѕРІРЅРµ, РѕС‚ носибельных, Р Т‘Р С• самых вычурных художественных форм. Р В РЎв„ў концу Р В РўС’Р В РўС’ века Р В Р’РРРВ РІР‚ Р В РІР‚љРІвЂћСћР В РІР‚™Р’ Р В Р’ Р’ Р вЂ№Р В Р’ РІР‚љР В Р’°Р В·Р С˜РЎвЂ№Р В»Р С•РЎРѓРЎРЉ Р С‘ понимание мейнстрима Р Р† РјРѕРґРµ, РЎС“ разных социальных РіСЂСѓРїРї РѕРЅРѕ было СЃРІРѕРµ. Р СњР С•, РіРѕРІРѕСЂСЏ Р С• РјРѕРґРµ, РјС‹ пытаемся рассказать Р С• жителях прежде всего РњРѕСЃРєРІС‹ Р С‘ крупных РіРѕСЂРѕРґРѕРІ советского пространства. Р В РЎСљР В Р’Вµ укрощенная неофициальная РјРѕРґР°, балансируя Р Р…Р В° грани перформанса Р С‘ дизайнерского шоу, появилась внезапно. Новые РјРѕРТвРвЂСвРВ Р вЂ Р В РІР‚љРЎвЂєР РЋРЎвЂєР В Р’ Р’ Р’ РІР‚™Р’˜Р В Р’ Р’ Р’µР В»РЎРЉР ВµРЎР‚С‹ молниеносно отвоевали собственное пространство Р Р…Р В° СЂРѕРє-сцене, Р Р† сквотах Р С‘ Р Р…Р В° официальных подиумах. Р В Р Р‹ началом Перестройки отношение Р С” представителям субкультур постепенно менялось – РѕС‚ откровенно негативного Р С” ироничному Р С‘ заинтересованному. Р СњР С• еще достаточно долго РјРѕРґРЅРёРєРѕРІ Р РЋР С“ РёС… вызывающим дресСРРвЂв„ССвЂС” РЎвЂњ-РєРѕРґРѕРј обычные советские граждане воспринимали приблизительно также как инопланетян. Самодеятельность Р Р† области РјРѕРґС‹ активно процветала Р С‘ Р Р† студенческой среде 1980-С…. Из СЂСЏРґРѕРІ студенческой художественной вольницы Р Р† РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј Р С‘ вышли новые, альтернативные дизайнеры. Часть РёР· РЅРёС… ориентировалась Р Р…Р В° художниРВРвЂввЂС›РЎС›Р В Р’ РІР‚™Р’ Р В Р’ РІР‚™Р’ Р РЋРІР‚ќР В РЎвЂўР В Р вЂ -авангардистов, Р Р…Р Вµ принимая Р Р† расчет реальную РјРѕРґСѓ. Приключения художников Р Р† рамках РјРѕРґРЅРѕР№ индустрии, Р С–Р Т‘Р Вµ имена советских дизайнеров переплелись Р РЋР С“ известными именами РёР· РјРёСЂРѕРІРѕР№ РјРѕРґРЅРѕР№ индустрии для всех участников этого движения закончились Р С—Р С•‑разному. Каждый выбрал СЃРІРѕР№ путь.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

07.03.2025 - 07:26
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация