Статьи

Когда разум оскорбляет чувства

Когда разум оскорбляет чувстваКомпания Coca-Cola сообщила о своем решении добровольно убрать рекламу, оскорбившую чувства верующих. «Руководствуясь принципами ответственного маркетинга, мы приняли решение убрать холодильные установки с изображением нижегородских православных храмов.

В ближайшее время все подобные изображения будут убраны с улиц либо заменены другими», - сообщают в компании. Напомним, что конфликт возник в середине декабря 2007 года, когда группа православных направила обращение в прокуратуру Нижегородской области, губернатору и главе епархии, в котором обвинила Coca-Cola в распространении «кощунственной рекламы, оскорбляющей религиозные чувства и унижающей национальное достоинство». Обвинение связано с тем, что производитель напитка в рекламных изображениях, установленных на улицах города, использовал православные кресты и купола Строгановской церкви, набатный колокол возле храма Иоанна Предтечи, памятник Минину и Пожарскому и виды Нижегородского кремля.

Отметим, что это далеко не первый случай, когда реклама оскорбляет верующих в лучших чувствах. Так, полгода назад группа архангелогородцев, среди которых были священники, бизнесмены, журналисты, врачи, учителя, пенсионеры, обратилась в прокуратуру области с требованием привлечь к ответственности фирму, разместившую кощунственную, по мнению верующих, рекламу - изображение полуголой девицы в повязке с черепами, электрогитарой в руках и большим крестом на шее. Авторы обращения заявили, что подобный плакат (кстати, рекламирующий жалюзи) оскорбляет чувства верующих, противоречит Конституции РФ, запрещающей возбуждение религиозной вражды, и федеральному Закону о рекламе, не допускающему использование религиозных символов в рекламных целях и формирует грубо искаженный образ женщины-христианки.

Как рассказал газете «СЕЙЧАС» заместитель директора социологической службы Украинского центра экономических и политических исследований им. Александра Разумкова Михаил Мищенко, в мире довольно часто подают в суд на рекламу. «Как правило, это происходит в случаях, когда реклама вызывает неприятные ассоциации у той или иной группы людей. Показателен случай в Германии, когда в рекламе был использован слоган «Каждому свое». После этого еврейская община обратилась в суд, ведь, как известно, именно эта надпись была над входом в фашистские концлагеря. А, например, различные феминистские организации часто подают в суд на рекламу, в которой используется обнаженное женское тело».

В целом эксперты отмечают, что количество безнравственных роликов и пошлой рекламы в последние годы растет. А эротическая тема эксплуатируется практически везде, в том числе в рекламе полов, сантехники и стройматериалов. Однако, говорят они, это вовсе не вызов общественности, а оправданный маркетинговый ход. «Реклама является эффективной только тогда, когда она задевает чувства, причем порой совсем не те, которые рассчитывал «задеть» рекламодатель. То, что у одних вызывает положительные эмоции, у других может вызвать резко отрицательную оценку, поэтому реклама постоянно балансирует на грани дозволенного. А если реклама будет устраивать абсолютно всех, она попросту не будет эффективной», - отметил г-н Мищенко.


Несмотря на то что украинский потребитель не настолько придирчив к рекламе, как европейский, ежегодно в Украине подается около 100 серьезных судебных исков на рекламу

Большой проблемой, встающей перед потребителями «эффективной рекламы», по мнению психологов, является решение вопроса, как оградить от нее детей. Нередки случаи, когда после просмотра очередной телепередачи словарный запас малышей пополняется настолько, что родители не рискуют с ними некоторое время «выходить в люди». «Как известно, «повторение - мать учения». А таким многократным и повсеместным повторением, как реклама, можно сформировать у ребенка практически любые ценности. Дети впитывают из рекламных роликов все, что можно: тексты, интонации, манеру поведения. И, судя по количеству безнравственной рекламы, у нас есть все шансы получить поколение с достаточно низким уровнем культуры», - рассказала газете «СЕЙЧАС» психолог Оксана Навроцкая.

Но если для производителей телевизионной рекламы может служить оправданием тот факт, что реклама на детей совсем не рассчитана, то в России умудрились сделать оскорбительной для детей рекламу ЦУМа «Скоро в школу». В рекламе использовались образы детей и приводились выражения: «Кто не в Prada, тот лох!», «Все люди, как люди, а я в Burberry», «Я одна в классе. Действительно одна! Просто от зависти все лопнули», «Вот я и в школу! Теперь меня интересуют только шмотки. А вы, два старых урода, мне больше не нужны!», «Хочу быть богатым, знаменитым, ездить на Bentley, одеваться только в ЦУМе», «Папочка! Если ты меня правда любишь, купи! Купи! Купи! Мне туфли, платье, шляпку!!! D&G, Armani, Prada». Справедливости ради отметим, что реакция на такую, с позволения сказать, рекламу последовала незамедлительно: Федеральная антимонопольная служба России установила, что реклама содержит оскорбления по отношению к детям и их возрастным ценностям, формирует негативное отношение и содержит явное осуждение тех, кто не приобрел рекламируемые товары. «Реклама побуждает несовершеннолетних обратиться к родителям с просьбой приобрести товары в ЦУМе, а также создает у них впечатление, что обладание такими вещами дает преимущество перед сверстниками. Реклама поощряет у несовершеннолетних нездоровый вещизм, формируя комплекс неполноценности у тех, кто не одевается в ЦУМе», - говорится в сообщении ФАС.

В 2005-м оскорблять потребителей повадились производители бутербродов. Так, сеть ресторанов быстрого питания Subway была вынуждена принести свои извинения после нелепой шутки о штате Канзас. Неприятность случилась поле того, как двое жителей этого штата, остановившись в ресторане штата Орегон, увидели надпись, рекламирующую сэндвич с лососем, которая гласила: «Еще одна причина порадоваться, что вы не живете в Канзасе». Вернувшись домой, супруги написали письмо руководству сети и потребовали разъяснений. У администрации хватило дальновидности тут же извиниться за непродуманный рекламный ход и заявить, что компания не хотела оскорбить кого-либо из жителей штата Канзас. Летом того же года разразился скандал между Шотландией и Венгрией из-за венгерской рекламы сети ресторанов быстрого питания Burger King. Основу рекламы составил венгерский анекдот о шотландце, который пригласил своего друга в ресторан на ужин и захотел, чтобы тот оплатил весь счет. В рекламе намекнули, что сытная и вкусная еда в Burger King настолько дешева, что даже шотландец будет счастлив заплатить за себя и за друга. Увидев ролик, член парламента Шотландии Брюс Кроуфорд назвал эту рекламу «унизительной и стереотипной» и потребовал, чтобы ресторан Burger King немедленно прекратил его демонстрировать. В свою очередь представители Burger King заявили, что в рекламной кампании нет ничего плохого, она просто-напросто обыгрывает «культурные особенности».

Вообще надо сказать, что в Европе судебные иски на производителей рекламы не так уж и часты, ведь там рекламные ролики проверяются на «адекватность» еще до выхода в эфир. Как рассказал газете «СЕЙЧАС» руководитель Ассоциации наружной рекламы Артем Биденко, «за столетнюю историю рекламы в Европе сложилось так, что многие крупные компании и рекламные агентства заранее обращаются в союзы родителей, в ассоциации по защите прав потребителей и другие общественные организации с тем, чтобы реклама прошла предварительную цензуру. Это позволяет впоследствии избежать судебных исков». Специалисты отмечают, что украинскому рекламному рынку пока что очень далеко до такого «саморегулирования», ведь отечественный рекламный бизнес еще очень молод. Кстати, по словам г-на Биденко, несмотря на то что украинский потребитель не настолько придирчив к рекламе, как европейский, все же ежегодно в Украине подается около 100 серьезных судебных исков на рекламу.

Отдельный разговор - социальная реклама, которая в свое время изрядно подпортила настроение киевлянам. Черные билборды с надписью «Мамо, чому я урод?» буквально сбивали с ног. «Понятно, что таким образом украинцев пытались заставить серьезнее относиться к проблеме наркомании. Однако, на мой взгляд, это больше выглядело как спекуляция на горе семей, в которых растут нездоровые дети. Причем, заметьте, далеко не всегда семей наркоманов. Но даже в том случае, если это ребенок наркоманов, он ни в чем не виноват, а реклама буквально вышвыривает его из социума», - считает Оксана Навроцкая. В конечном итоге рекламу убрали и извинились. На этом инцидент был исчерпан, ведь, по словам Артема Биденко, «в данной рекламе не было злого умысла и она не задавалась целью кого-то оскорбить».

ГЛАВНОЕ 

Одним из основных требований, предъявляемых к рекламе в европейских странах, является корректность и точность, причем рекламные ролики проверяются на «адекватность» общественными организациями до выхода в эфир. Украинскому рекламному рынку еще далеко до такого «саморегулирования», поскольку рекламный бизнес чересчур молод и опыта специалистам пока недостает. Отечественные рекламодатели не слишком опасаются оскорбить чувства потребителей: украинцы далеко не так придирчивы, как европейцы, да и в законодательстве подкованы значительно слабее.

Тем не менее эксперты советуют рекламодателям не расслабляться. Ведь гораздо сильнее по карману может ударить ситуация, когда задеты чувства большой группы людей - например, целой нации, религиозной общины, конфессии. Если степень влияния этой группы достаточно сильна, общественность может даже бойкотировать товар - тогда потери будут гораздо больше, чем в случае штрафа по решению суда.

Наталья МИЧКОВСКАЯ
liga.net

17.01.2008

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну


Перестройка моды

Перестройка моды
Перестройка РјРѕРґС‹. Р В РІР‚в„ў этом издании РјС‹ предлагаем РѕР±Р·РѕСЂ феномена альтернативной РјРѕРґС‹, который РІРѕР·РЅРёРє Р Р† конце XX века Р Р…Р В° фоне распада советской империи. РљРѕРіРґР° богема 1980–1990-С… РіРѕРґРѕРІ пыталась рефлексировать Р Р…Р В° современность через контркультурные наряды, без особых шансов Р Р…Р В° реализацию идей Р Р† РІРёРґРµ одежды, так как легкая промышленность Р С‘ СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєР° страны Р Р† этот период стремительно увядали. Эту историю предлагается рассматривать Р Р† канве взлета Р С‘ падения Р Р…Р Вµ менее сложной истории советской РјРѕРґС‹, декларативно претендовавшей Р РЋР С“ первых лет существования Советского РЎРѕСЋР·Р° Р Р…Р В° то, чтобы стать альтернативой буржуазной РјРѕРґРµ. История, похожая Р С—Р С• романтичному настрою Р Р…Р В° истоРРРвЂР Р†РІР‚ћСћР В РІР‚™Р’ Р В Р’ РІР‚№Р В Р’ РІР‚љР В РЎвЂ˜Р РЋР вЂ№ конструктивистов 1920–1930-С…, РєРѕРіРґР° Р Р…Р В° модный фронт вместо конструкторов Р С‘ швей были призваны художники Р С‘ студенты. Уже поэтому РјС‹ Р Р…Р Вµ можем обойтись без беглого РѕР±Р·РѕСЂР° истории РѕС‚ «альтернативы» начала XX века Р Т‘Р С• «альтернативы» его конца, между которыми лежали разорительные смертоносные РІРѕР№РЅС‹, каждый раз ввергающие страну Р Р† нищету Р С‘ вынуждая население довольствоваться практически любой одеждой. Нелегкие времена, которые смешались Р РЋР С“ периодами Р Р…РЎРЊР С—Р В°, «советского шика» Р С‘ «застоя», РєРѕРіРґР° линия «социалистического костюма» деградировала, Р В Р’В° советская СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєР° оказалась Р Р…Р Вµ готова Р С” удовлетворению возросших нужд населения Р С‘ индивидуализации РІРєСѓСЃР°. Само сущеСРВВРвР‚™Р’ Р В Р’ РІР‚™Р’ Р РЋРІР‚њР В Р Р‹Р Р†Р вЂљРЎв„ўР В Р’ Р вЂ Р В РЎвЂўР В Р вЂ Р В Р’°Р Р…РёРµ этих проблем Р Р† Р РЋР РЋР РЋР В  Р Р…Р Вµ признавалось Р С‘ Р Р† должной мере Р Р…Р Вµ изучалось, что Р С‘ сыграло Р Р† итоге ключевую роль Р Р† поисках альтернатив Р Р…Р В° любом СѓСЂРѕРІРЅРµ, РѕС‚ носибельных, Р Т‘Р С• самых вычурных художественных форм. Р В РЎв„ў концу Р В РўС’Р В РўС’ века размылось Р С‘ понимание мейнстрима Р Р† РјРѕРґРµ, РЎС“ разных социальных РіСЂСѓРїРї РѕРЅРѕ было СЃРІРѕРµ. Р СњР С•, РіРѕРІРѕСЂСЏ Р С• РјРѕРґРµ, РјС‹ пытаемся рассказать Р С• жителях прежде всего РњРѕСЃРєРІС‹ Р С‘ крупных РіРѕСЂРѕРґРѕРІ советского пространства. Р В РЎСљР В Р’Вµ укрощенная неофициальная РјРѕРґР°, балансируя Р Р…Р В° грани перформанса Р С‘ дизайнерского шоу, появилась внезапно. Новые модельеры молниеносно отвоевали собственное пространство Р Р…Р В° СЂРѕРє-сцене, Р Р† сквотах Р С‘ Р Р…Р В° официальных подиумах. Р В Р Р‹ началом Перестройки отношРРвЂР В Р’ Р вЂ Р Р†Р вЂљРЎвЂєР РЋРЎвЂєР В Р’ Р’ РІР‚™Р’µР В Р’ Р вЂ¦Р В РЎвЂ˜Р В Р’Вµ Р С” представителям субкультур постепенно менялось – РѕС‚ откровенно негативного Р С” ироничному Р С‘ заинтересованному. Р СњР С• еще достаточно долго РјРѕРґРЅРёРєРѕРІ Р РЋР С“ РёС… вызывающим дресс-РєРѕРґРѕРј обычные советские граждане воспринимали приблизительно также как инопланетян. Самодеятельность Р Р† области РјРѕРґС‹ активно процветала Р С‘ Р Р† студенческой среде 1980-С…. Из СЂСЏРґРѕРІ студенческой художественной вольницы Р Р† РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј Р С‘ вышли новые, альтернативные дизайнеры. Часть РёР· РЅРёС… ориентировалась Р Р…Р В° художников-авангардистов, Р Р…Р Вµ принимая Р Р† расчет реальную РјРѕРґСѓ. Приключения художников Р Р† рамках РјРѕРґРЅРѕР№ индустрии, Р С–Р Т‘Р Вµ имена советских дизайнеров переплелись Р РЋР С“ известными именами РёР· РјРёСЂРѕРІРѕР№ Р В Р’В Р РЋРвРвЂР РЋРІвЂћСћР В Р’ Р вЂ Р Р†Р вЂљРЎвЂєР РЋРЎвЂєР В Р’ Р’ РІР‚™Р’˜Р В Р’ Р’ РЎвЂўР В РўвЂ˜Р В Р вЂ¦Р В РЎвЂўР В РІвЂћвЂ“ индустрии для всех участников этого движения закончились Р С—Р С•‑разному. Каждый выбрал СЃРІРѕР№ путь.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

07.03.2025 - 07:26
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация