Статьи

Распродажа на полмиллиарда

Распродажа на полмиллиардаВопреки активным заявлениям розничных сетей о своем интересе к сделкам M&A бума слияний и поглощений на рынке продуктового ритейла в минувшем году не произошло. По подсчетам в 2007 году на приобретения сети потратили около 500 млн долл.
Всего было объявлено о заключении семи сделок. Участники рынка полагают, что, несмотря на большое количество предложений о слияниях и поглощениях на рынке ритейла, в 2008 году существенного рывка в объеме сделок ожидать не стоит.

Трудности выбора

В начале года почти все федеральные торговые сети посчитали своим долгом включить в программы развития на 2007 год пункт об освоении региональных рынков за счет поглощения локальных игроков. Предполагалось, что флагманом в консолидации отрасли выступят Х5 Retail Group и «Магнит». Но Х5 порадовала рынок всего двумя небольшими покупками - она приобрела 100% акций липецкой сети «Корзинка» (22 магазина) за 115 млн долл. и объявила о подписании соглашения по приобретению 100% подмосковной сети «Страна геркулесия» за 65 млн долл. В течение года Х5 также вела переговоры о покупке московской сети «Марка», однако никаких соглашений по этому поводу пока не подписано.

Другие игроки рынка совершили всего по одной покупке. «Седьмой континент» приобрел ивановский «Ситимаркет» (сеть «Светофор»). Кроме того, «Семерка» вела переговоры о покупке пермской сети «Семья». Однако, как заявили в компании, «стоимость этой сети оказалась слишком высокой». Сеть SPAR выкупила франчайзи «Пятерочки» в Ярославле, холдинг «Марта» стал владельцем сети «Планета» в Калуге. Самую крупную покупку сделала французская Auchan, купившая недавно у турецкой Enka 14 гипермаркетов «Рамстор». На это приобретение пришлось более 50% от общего оборота сделок по поглощению, который составил около 500 млн долл.

Потенциальный консолидатор рынка «Магнит» и вовсе ничего не купил. Хотя, по словам участников рынка, «Магнит» в течение года присматривался к сетям на Урале и в Сибири. Директор департамента по работе с инвесторами «Магнита» Олег Гончаров отказался прокомментировать развитие компании путем поглощений, сославшись на то, что «это скользкий вопрос».

В сегменте слияний за минувший год произошла всего одна сделка - новосибирской ГК «Холидей» и кемеровской УК «Кора». В результате сделки акционеры ГК «Холидей» получили 83% акций объединенной компании, а акционеры «Коры» - 17% акций плюс 80 млн долл. Совокупная выручка объединенной сибирской компании в текущем году составит около 750 млн долл.

Практически все федеральные игроки заявили РБК daily, что продолжают рассматривать сделки M&A в качестве стратегического пути развития. Переговоры о поглощениях в Москве и регионах ведут Х5, «Магнит», «Седьмой континент», «Мосмарт», «Виктория», «Вестер». По подсчетам экспертов, сейчас в России есть несколько десятков сетевых игроков с оборотом более 100 млн долл., являющихся потенциальными претендентами на покупку для федеральных компаний. «Нам постоянно приходят предложения от региональных сетей, которые готовы сливаться и продавать свой бизнес. Мы рассматриваем все предложения», - говорит председатель совета директоров сети «Вестер» Олег Болычев. «Переговоров, действительно, на рынке ведется много, но выходят на сделки единицы», - отмечает председатель совета директоров компании «Виктория» Николай Власенко.

Камни преткновения

По словам участников рынка, существует два основных камня преткновения в консолидации розничных активов. Первый - слабая конкуренция на рынке. «Она позволяет компаниям активно развиваться органическим путем, - поясняет г-н Власенко. - Входной барьер на рынок довольно низкий, и иногда проще и дешевле открывать собственные магазины, чем покупать региональных игроков, у большинства из которых настолько сложная, непрозрачная юридическая структура, что на проверку бизнеса сети у нас в среднем уходит полгода». По словам г-на Власенко, в течение года «Виктория» провела переговоры с несколькими торговыми сетями в регионах, но на сделки выйдет только в следующем году. «В 2008 году путем поглощений мы планируем зайти в два региона», - говорит г-н Власенко. По словам генерального директора «Мосмарта» Эрика Блондо, в течение 2007 года его компания выбрала семь претендентов на покупку в регионах: «Сейчас это число сократилось до четырех, из которых в следующем году мы выберем одну-две компании для покупки».

Второе препятствие консолидации отрасли игроки определяют как «конфликт ценового интереса» между продавцами и покупателями. «Покупатели сегодня не готовы платить дорого, а продавцы не хотят отдавать свой бизнес дешево», - говорит Николай Габышев, управляющий партнер инвестиционно-банковского бутика Pollyanna Capital Partners, среди клиентов которой присутствуют региональные розничные сети. «Сегодня региональная розничная сеть может оцениваться на уровне 0,5-0,6% от годового оборота либо 7-8 EBITDA. Причем в эту оценку входит и стоимость недвижимости, - отмечает Дмитрий Воронов, генеральный директор торговой сети «Ариана» в Петрозаводске. - Для качественных региональных сетей оценка может быть на уровне федеральных с учетом небольшого дисконта, но не вдвое дешевле». «Публичные компании, такие как Х5, «Седьмой континент», в оценке регионального бизнеса отталкиваются от мультипликаторов, по которым рынок оценивает их самих и применяют некие дисконты к продаваемым сетям - в среднем 15-20%, - рассказывает г-н Габышев. - Такой алгоритм оценки присущ крупным сетям, чье руководство стремится повысить капитализацию компаниям для своих акционеров».

По словам экс-акционера торговой сети «Копейка» Александра Самонова региональные операторы сегодня не могут быть оценены по мультипликаторам публичных компаний, поскольку не соответствуют стандартам, предъявляемым к бизнесу. Поэтому при оценке определяются денежные потоки, инвестиционные расходы и оценивается недвижимость. Из полученной цены вычетается сумма долга.

По мнению Александра Котлярова, исполнительного директора тульской сети магазинов «Семейная копилка» (оборот более 100 млн долл. в 2007 году), бизнес региональных компаний не может быть оценен по единому алгоритму: «Федеральные ритейлеры в первую очередь покупают долю на рынке, уникальную возможность присутствия в регионе и перспективы роста. Ведь в некоторые регионы им крайне сложно войти самостоятельно, поскольку там рынок уже поделен сильными местными сетями, которые гораздо эффективнее используют локальные ресурсы, уже заняли лучшие площадки, хорошо знают специфику потребительского спроса. У них отлажена логистика и работа с местными поставщиками». Одним из таких регионов является Тульская область, на рынке которой доминируют «Семейная копилка» (38 универсамов) и SPAR (21 универсам).

Фактор роста

В 2008 году от крупнейших компаний не стоит ждать существенного рывка в сделках M&A. «Пока сделки в ритейле технически остаются довольно долгим и сложным процессом, - говорит управляющий директор Moorgate Capital Андрей Зубков. - В ближайшие год-два консолидаторами рынка в большей степени будут выступать локальные игроки, выходящие за пределы своих рынков». По мнению эксперта, каптализация качественных региональных компаний, а, соответственно, и их стоимость для федеральных сетей, будет увеличиваться прежде всего на фоне рыночного роста. «Кроме того, региональные сети могут сделать упор на развитие оригинальных концепций, например, кулинармаркетов, предлагающих широкий ассортимент готовых блюд, а также на освоение городов - спутников крупных производств с населением 10-20 тыс. человек, куда федеральные игроки еще не дошли», - дополняет г-н Воронов.

По оценкам аналитика «Ренессанс Капитала» Натальи Загвоздиной, до 2011 года продовольственная розница будет ежегодно прибавлять в весе по 22%, а капитализация российских ритейлеров в ближайшие два года увеличится более чем вдвое, с 14 млрд долл. в 2007 году до 30-35 млрд долл. в 2009 году. «Даже если в оценке локального бизнеса федеральными игроками мультипликаторы не изменятся и покупатели будут по прежнему предлагать за качественные региональные сети 0,4-0,5 от оборота, то им все равно придется заплатить больше, поскольку базовая стоимость этих компаний будет постоянно расти», - заключает совладелец калининградской продуктовой сети «Семья» Олег Пономарев.

МАРИЯ СОЛОВИЧЕНКО
РБК daily

11.01.2008

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

27.12.2024 - 08:19
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация