Статьи

BTL в регионах – все дальше, все глубже, все "страньше"?

BTL в регионах – все дальше, все глубже, все "страньше"?Ровно год назад мы разместили на профессиональных Интернет-ресурсах материал, в котором говорилось о развитии направления BTL в регионах, в частности,  Тюмени. Основная мысль, прозвучавшая в статье, сводилась к тому, что полноценному развитию рынка BTL в столице Западной Сибири мешает высокая покупательская способность населения.

«Знаменитый высокий уровень платежеспособности тюменского потребителя для BTL оказался тормозом - продукт не нужно агрессивно продвигать, его и так купят.

Особенно это касается продуктов питания» - утверждал автор.

Прошел год - что изменилось? Давайте посмотрим.

Экспансия ритейла влечет и развитие BTL

2007 год стал годом настоящего ритейл-бума в нашем городе. Отныне, каждые выходные, тюменские семьи закупают продукты не на привычных рынках, а в гипермаркетах. В городе представлены практически все крупные торговые сети России - «МЕТРО», «Лента», «Перекресток», «Мосмарт». Ждем прихода «Ашан,а» (продекларированы намерения на уровне областного правительства). Не отстают по динамике экспансии и региональные игроки - сеть супермаркетов «Монетка» опутала практически весь город, управляющая компания «Мост» имеет по магазину формата «у дома» практически в каждом микрорайоне, холдинговая компания «ФОНД» все крупные магазины сети «Тамара» переоборудовала в супермаркеты, группа компаний «Партнер» активно развивает торговую сеть магазинов «Пчелка».

Столь бурное развитие торговли не могло не сказаться и на развитии BTL. Стандарты и правила, привносимые федеральными сетями, могут нравиться или не нравиться, но именно они диктуют новые условия игры. Хочешь быть «на полке», продаваться, иметь достойные обороты - будь добр, соблюдай их. Особенно тяжело приходится местным товаропроизводителям - мало того, что их заставляют маркировать продукцию (чего они никогда не делали), мыть картошку и упаковывать ее в сеточки (!!!), так еще и для того, чтобы активно продаваться, нужно постоянно поддерживать промоактивность. Мы считаем, что именно поэтому в ушедшем году возросла активность местных и региональных товаропроизводителей - по данным отдела BTL-проектов Агентства по связям с общественностью «PRимер», 48% от общего количества реализованных промопроектов, пришлось на долю т.н. «прямых», региональных заказчиков.

«Майонезы и мука, соки и воды, сигареты и спиртные напитки, кисели и колбасы - всех сегментов, в которых пришлось поработать за минувший год, и не перечислить», говорит Анна Морозова, генеральный директор АСО «Rимер». Формат и продолжительность проектов, впрочем, остались стандартными - чаще всего местные товаропроизводители и поставщики проводят дегустации своей продукции или выдают подарок за покупку, на протяжении 3-6 недель, с еженедельной ротацией торговых точек.

Хочется отметить, что отношение к призовому или подарочному фонду со стороны местных заказчиков иногда удивляет - либо совершенно ненужные и даже бесполезные вещи, либо цена их производства и качество не соответствует стоимости продукта. Одним из предположений таковой ситуации можно выдвинуть следующее - довольно высокая стоимость промопроектов. Мало того, что возросла стоимость персонала (к этой теме мы вернемся чуть ниже), так еще и появилась такая вещь, как букинг - если еще в 2005-06 годах за аренду промоместа приходилось платить лишь федеральным сетям, то в 2007-м букирование ввели практически повсеместно все торговые точки. Стоимость букирования колеблется от 300 до 90 рублей за промочас, и, в среднем, занимает порядка 45-50% от общего бюджета промопроекта. Для региональных и особенно тюменских производителей, ни морально, ни материально не привыкших к подобным затратам на продвижения, эти расходы буквально как острый нож по горлу.

Федеральные бренды также занимали довольно активную позицию в продвижении на тюменском рынке - по понятным причинам, особой активностью отличались «пивняки» и «сигаретники», однако отличились и такие бренды как «Нестле», «Ферерро Роше», «АВТОВАЗ» и другие.

Тюменские btlьщики - нас по прежнему мало....

Развитие ритейла, выход множества новых торговых марок и брендов и их промоактивности привели и к увеличению количества промоагентств. Если прошлый год мы говорили о том, что в Тюмени всего пять агентств, активно декларирующих и оказывающих BTL-услуги, то в 2007 году и количество агентств увеличилось, и количество проектов, реализуемых агентствами, возросло. Появились такие агентства как «Зебра», «AdHouse», «ad.ag Able», «I-One», по-прежнему развивают данное направление агентства «PRимер», «Виктория», «ГМК», «Альянс-Тюмень» и прочие. Никуда, конечно же, не делись и т.н. home-office, наоборот - их становится все больше или же один представитель реализует проекты все бОльшего числа федеральных агентств, на субподряде. И еще одно наблюдение - следствием высокого интереса и активности федеральных брендов к тюменскому региону стало открытие филиалов или представительств многих региональных (в первую очередь, Екатеринбург) BTL-агентств. В частности, в 2007 году открыли свои представительства агентства «Карло», «57 параллель». Но все-таки, мы считаем, что BTL в областном центре развивается не так активно, как можно было бы - сильных игроков, явно контролирующих рынок этих услуг нет, объем проектов распределен между агентствами примерно одинаково, аналитикой никто не занимается, стратегическим планированием и видением ситуации, в общем и целом, обладают считанные единицы. Опять-таки смеем предположить две причины всему этому.

Первое. Пожалуй, одной из главных проблем, мешающих бурному и полноценному развитию BTL в регионе, остается проблема кадров. Она остра, скорее всего, во всех регионах России, но в нашем регионе, по-моему, особенно. Думаю, коллеги со мной согласятся. Отдел BTL-проектов АСО PRимер проанализировал ситуацию с полевым персоналом и выявились вот такие любопытные цифры - см. диаграмму № 4. Получается, что к 23-м годам численность промоперсонала неуклонно снижается. А ведь это именно тот самый возраст, промоутеров которого так мечтают видеть заказчики! Но нет - нам приходится работать с первым курсом.... Текучка промокадров довольно серьезная, 3-6 тысячи рублей, которые можно заработать на проекте, не прельщают современного подростка, а те навыки и умения, что дает профессия, ему и вовсе «по барабану». В принципе, тюменские BTL-щики осознают эту проблему и пытаются решить ее по мере сил. На регулярно проходящих встречах BTL-агентств города вопрос поднимался неоднократно, но конкретные шаги к улучшению ситуации будут предприняты, скорее всего, уже в 2008 году.

А пока активно используется только один путь - постоянное повышение заработной платы. Если еще два года назад ставка промочаса в агентствах Тюмени колебалась от 65 до 95 рублей час, то сейчас разбег цен начинается, наоборот, с 95...

Второе. Низкий или не соответствующий должному уровень профессионализма ряда агентств, что отпугивает потенциального клиента от долгосрочного сотрудничества. Клиент НЕ доверяет агентствам, каким бы то ни было, отношения зачастую выстраиваются лишь на личном контакте.

Как справедливо было замечено в статье «BTL-индустрия в России: попытка анализа», «клиенты до сих пор не склонны доверять свои годовые бюджеты IMC/BTL агентствам, предпочитая выставлять на тендер проект за проектом. В итоге менеджмент агентств занимается зачастую не планированием ресурсов, а прогнозированием инвестиционных рисков, а размер компании в 20 сотрудников считается чистым безумием. В общем, отношение Клиентов к агентствам часто напоминает отношение родителей к неразумному ребенку, который хотя и умеет водить автомобиль, пользоваться бытовой техникой и имеет неплохие оценки в школе, в целом не воспринимается как совершеннолетний».

В точку! Добавить даже нечего - насколько наглядно это иллюстрирует и наш город....

Впрочем, мы же оптимисты, ведь без оптимизма и здорового чувства юмора не выжить в столь суровом и непредсказуемом бизнесе как BTL - поэтому надеемся на поступательную динамику развития отрасли.

АСО PRимер
Advertology.Ru

10.01.2008

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну


Перестройка моды

Перестройка моды
Перестройка РјРѕРґС‹. Р В РІР‚в„ў этом издании РјС‹ предлагаем РѕР±Р·РѕСЂ феномена альтернативной РјРѕРґС‹, который РІРѕР·РЅРёРє Р Р† конце XX века Р Р…Р В° фоне распада советской империи. РљРѕРіРґР° богема 1980–1990-С… РіРѕРґРѕРІ пыталась рефлексировать Р Р…Р В° современность через контркультурные наряды, без особых шансов Р Р…Р В° реализацию идей Р Р† РІРёРґРµ одежды, так как легкая промышленность Р С‘ СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєР° страны Р Р† этот период стремительно увядали. Эту историю предлагается рассматривать Р Р† канве взлета Р С‘ падения Р Р…Р Вµ менее сложной истории советской РјРѕРґС‹, декларативно претендовавшей Р РЋР С“ первых лет существования Советского РЎРѕСЋР·Р° Р Р…Р В° то, чтобы стать альтернативой буржуазной РјРѕРґРµ. История, похожая Р С—Р С• романтичному настрою Р Р…Р В° историю конструктивистов 1920–1930-С…, РєРѕРіРґР° Р Р…Р В° модный фронт вместо конструкторов Р С‘ швей были призваны художники Р С‘ студенты. Уже поэтому РјС‹ Р Р…Р Вµ можем обойтись без беглого РѕР±Р·РѕСЂР° истории РѕС‚ «альтернативы» начала XX века Р Т‘Р С• «альтернативы» его конца, между которыми лежали разорительные смертоносные РІРѕР№РЅС‹, каждый раз ввергающие страну Р Р† нищету Р С‘ вынуждая население довольствоваться практически любой одеждой. Нелегкие времена, которые смешались Р РЋР С“ периодами Р Р…РЎРЊР С—Р В°, «советского шика» Р С‘ «застоя», РєРѕРіРґР° линия «социалистического костюма» деградировала, Р В Р’В° советская СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєР° оказалась Р Р…Р Вµ готова Р С” удовлетворению возросших нужд населения Р С‘ индивидуализации РІРєСѓСЃР°. Само существование этих проблем Р Р† Р РЋР РЋР РЋР В  Р Р…Р Вµ признавалось Р С‘ Р Р† должной мере Р Р…Р Вµ изучалось, что Р С‘ сыграло Р Р† итоге ключевую роль Р Р† поисках альтернатив Р Р…Р В° любом СѓСЂРѕРІРЅРµ, РѕС‚ носибельных, Р Т‘Р С• самых вычурных художественных форм. Р В РЎв„ў концу Р В РўС’Р В РўС’ века размылось Р С‘ понимание мейнстрима Р Р† РјРѕРґРµ, РЎС“ разных социальных РіСЂСѓРїРї РѕРЅРѕ было СЃРІРѕРµ. Р СњР С•, РіРѕРІРѕСЂСЏ Р С• РјРѕРґРµ, РјС‹ пытаемся рассказать Р С• жителях прежде всего РњРѕСЃРєРІС‹ Р С‘ крупных РіРѕСЂРѕРґРѕРІ советского пространства. Р В РЎСљР В Р’Вµ укрощенная неофициальная РјРѕРґР°, балансируя Р Р…Р В° грани перформанса Р С‘ дизайнерского шоу, появилась внезапно. Новые модельеры молниеносно отвоевали собственное пространство Р Р…Р В° СЂРѕРє-сцене, Р Р† сквотах Р С‘ Р Р…Р В° официальных подиумах. Р В Р Р‹ началом Перестройки отношение Р С” представителям субкультур постепенно менялось – РѕС‚ откровенно негативного Р С” ироничному Р С‘ заинтересованному. Р СњР С• еще достаточно долго РјРѕРґРЅРёРєРѕРІ Р РЋР С“ РёС… вызывающим дресс-РєРѕРґРѕРј обычные советские граждане воспринимали приблизительно также как инопланетян. Самодеятельность Р Р† области РјРѕРґС‹ активно процветала Р С‘ Р Р† студенческой среде 1980-С…. Из СЂСЏРґРѕРІ студенческой художественной вольницы Р Р† РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј Р С‘ вышли новые, альтернативные дизайнеры. Часть РёР· РЅРёС… ориентировалась Р Р…Р В° художников-авангардистов, Р Р…Р Вµ принимая Р Р† расчет реальную РјРѕРґСѓ. Приключения художников Р Р† рамках РјРѕРґРЅРѕР№ индустрии, Р С–Р Т‘Р Вµ имена советских дизайнеров переплелись Р РЋР С“ известными именами РёР· РјРёСЂРѕРІРѕР№ РјРѕРґРЅРѕР№ индустрии для всех участников этого движения закончились Р С—Р С•‑разному. Каждый выбрал СЃРІРѕР№ путь.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

07.03.2025 - 07:24
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация