Репортажи

Это еда!!!

Это еда!!!Современные художники научат рекламистов, как делать культ из еды. Когда российскому куратору выпадает задача (по-нашему - бриф) найти самую глобальную и актуальную идею для всех и каждого, начинает  судорожно варить котелок. Разум кипит. Мозги плавятся. В голове - каша.  И никого, кто бы мог все разжевать, не вешая лапши. Вот тут-то и рождается сакраментальная тема «Это не еда».
Спрашиваем у автора выставки Ольги Лопуховой:

Здесь так много смыслов и ассоциаций....А чего здесь нет?

Думаю, многого еще нет, я исходила из тех работ, что приходили на ум, а потом спрашивала художников или додумывала сама. Например, пустые стеклянные банки Саши Гнилицкого, которые он рисовал в Шаргороде, ассоциировались у меня напрямую со старым городским кладбищем. Я спросила его, не нарушаю ли я этой ассоциацией его авторскую позицию. И он ответил - нет, банки - ведь гробики и есть...

 

Мария Константинова. «Ein freundlich Gesicht ist das beste Gericht (Приветливое лицо - лучшее блюдо)», 1987-88

Еда - суперпопулярная и в то же время антропологическая тема. Глобальнее электричества и Интернета...

Да, как сказал  участник выставки Андрей Бильжо, в этих трех буквах умещается вся человеческая жизнь!

Может быть, все-таки русская жизнь?

Возможно. Ирина Нахова рассказывала, как появилась ее первая работа, связанная с едой - «Пища богов». Году в 1995-м она экспонировалась в галерее ХL. Работа  не сохранилась, но осталась история. Ее американские друзья очень любили приглашать гостей и готовить вкусную еду. При этом они так уморительно вспоминали весь процесс приготовления, что это было почище любого эротического фильма! Художницу поразило тогда, как можно ТАК говорить о еде!

Ольга Чернышева. Из инсталляции «Черно-белая кулинарная книга», 1992. Холст, масло.

Тогда - это лет двадцать назад? Когда еще не вышли литературные изыски  Вайля-Гениса, Сорокина, когда в еду не играли?

Да. На выставке есть несколько работ «эпохи дефицита». Они более тяжеловесны и абсолютно небуржуазны. Сюжеты - либо про отсутствие еды, как работа  Сергея Воронцова, либо про замену пищеварением  рабочего процесса, как «Сварка» Стасюнаса. А теперь ничего не стоит наполнить мясной фактурой росчерк Nike или мышку американского спецназа. Еда стала знаком.

Нина Котел. «Ладья», 1993.Холст, масло

А насколько серьезно, по-вашему,  влияние рекламы на современные сюжеты о еде?

Я бы так сказала: чем более декоративно и легкомысленно  сегодняшнее произведение, тем более оно напоминает рекламу. Например, на недавней выставке Вика Мюниса был портрет Маяковского, выложенный черной икрой. И это вполне могло бы стать рекламой какой-нибудь новой икорной марки. А когда Андрей Логвин выкладывал икрой «Жизнь удалась»  это рекламой не было. В советское время дефицита как раз икра была вполне доступным, по крайней мере, для горожан, продуктом. Но продуктом праздничным, как шампанское, оливье или конфеты «Мишка».

То есть, если у Мюниса икряной Маяковский - знак «союзной» принадлежности, (помните,  дочь Мистера-Твистера Сюзи мечтала «питаться зернистой икрой и в Волге ловить осетрину»), то Логвиновский плакат - образ изнутри, материально, языком ощущаемого счастья.

Да, и фотографии Мюниса выполнены в такой гламурно-глянцевой стилистике, а у Логвина все нарисовано кривенько и вполне искренне, как надпись на заборе. Свою роль играет и развеска - Мюниса в Манеже, а Логвина, в свое время, в маленькой галерее. «Жизнь удалась» может рекламировать только жизнь в целом, менталитет, а не продукт или потребительское отношение .

Александра Митлянская, Валерий Орлов. Из серии «Общепит-1», 1997

Можно ли сказать, что вместо рекламы в искусстве (или наряду с ним),  нам свойственен и удается соц-арт, ироничная игра в адвертайзера? Мы делаем бумажные гамбургеры  - рекламу без продукта или наоборот, «мясные» логотипы, прозрачно намекая на то, что гамбургер - «больше чем» еда, а спортсмены и солдаты - «больше чем» сапиенсы...

Да. Соц-Арт - явление в целом, специфически российское.

А почему нет  Олега Кулика со скулящим поросенком и бессловесными карпами?  

Эти работы не в тему. Они о жизни и смерти и слишком бъют в лоб. В центре Artplay на выставке «Тингатинга» мне очень понравилось дерево, ветки которого венчали детские головки. Даже захотелось купить эту картину, благо стоила она недорого. Оказалось, это африканская мифология и реальность - головки детей, потерявшихся и погибших в лесу. Настроение и желание иметь эту работу пропало сразу.

Татьяна Либерман. «Перец», 1997.

Выставка  обошлась без трупов?

Здесь есть страсти, но они кипят в сознании. Вот, пожалуйста, табличка «Осторожно, трупный яд!» - конфеты выпуска 1993 года. А э работа Стивена Шанабрука, который отлил конфеты из шоколада, используя в качестве форм слепки человеческих глаз, сделанные в моргах. Неплохо сохранились, поэтому без надписи их давно бы уже съели.

Что для вас вкуснее всего на выставке?

Я выделяю для себя работы, с которых все начиналось - «Дыни» Тани Либерман, видео группы АЕС, макросъемки Алены Кирцовой и Юры Пальмина , а любимая сейчас- банки Саши Гнилицкого.

Последняя - категорически не еда, и даже не упаковка, а - консервант, склеп, череп ...А как пришла в голову сама идея выставки?

Лежала дома книжка Фуко, изданная «Художественным журналом» На обложке была репродукция известной работы Рене Магритта «Это не трубка».

Книга о самом любимом рекламистами художнике -  Магритте...

Нет о разнице между «означающим» и «означаемом». В общем, как у Дэвида Линча в ‘Twin Peaks' - «совы не те, кем они кажутся....» И захотелось сделать чисто кураторский проект...  

Группа АЕS.«Желтый готовит еду, белый ест», 1998.Видео.

Р.S. Проект, удался, фукианское остранение от еды не убедило.  Потому что из еды у нас по-прежнему делают культ. Без  Кулика или африканских аборигенов, без задней мысли о вечном каждый экспонат имеет ярко ощутимый вкус, ибо замешан на остром голоде, будь то многажды вареная и превратившаяся в ампирную арку «Кость» Нины Котел или хрустящий на зубах межрасовый боевик группы AES  «Желтый готовит, Белый ест». Я бы назвала это настоящей рекламой, ибо что есть беспомощный фрейдизм «Мамочка, Calve!» в сравнении со смачным перформансом шестидесятника Льва Рубинштейна в сером свитерке, цитирующего между укусами бутерброда с перцем-грибочками-сыром-зеленюшкой (весь набор майонезной салатной гаммы) страницы книги о «Вкусной и здоровой пище»! Точнее, цитировалась его книга воспоминаний «Погоня за шляпой» о 50-х, когда эта книжка издавалась огромными, национальными тиражами, а все, что мог наскрести маленький Рубинштейн по сусекам, были сухари и лед. Голодный желудок включает мозги и вопреки социологическим аксиомам формирует «хомо артистикуса».   После чего даже сытый, он фонтанирует креативом, вступая в брак по любви с перцем-вагиной, соскребая с лица лепру-винегрет и отпуская из банки на свободу клубничный джем. Он одинаково честен с салфеткой за воротником, в поварском колпаке и на тарелке. 

Можно было бы побрюзжать, что, мол, проект обращает рекламиста к сущности товара, его качеству и т.п. Но лучше по-другому:  проект накалывает глаз на сущность образа. Когда тот еще совпадает с объектом в ненасытном котелке.

Денис Салаутин, Дмитрий Файн. "Салаты".1988.

Выставка в фонде «Эра», в Трубниковском переулке, продлится до 25 января.

Юлия Квасок
Advertology.Ru

09.01.2008

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну


Энергия шрифтов 2

Энергия шрифтов 2
Энергия шрифтов 2. Книга "Энергия шрифтов 2" предлагает читателю более 1600 различных шрифтов, созданных в самых известных на сегодняшний день дизайн-студиях всего мира для дизайнеров, режиссёров, арт-директоров и типографов, и рассказывает о лучших работах. "Энергия шрифтов 2" поможет Вам найти наиболее высококачественные и современные шрифты. Вы узнаете о таких агентствах, как No Bodoni, Underware, You WorkForThem, а также Parkinson, Holland Fonts и Neufville Digital. Стили шрифтов варьируются от лучших классических работ Франсистека Сторма до новейших работ студии Atomic Media. Полный список дизайнерских мастерских, их веб-сайтов и телефонных номеров позволяет читателю напрямую задать интересующий его вопрос дизайнеру. Не менее полезны окажутся глоссарий терминов по типографике и индекс для быстрого поиска. "Энергия шрифтов 2" издана вместе с диском. Книга и диск - это лучший способ найти универсальный шрифт на все случаи жизни или же особенный экспериментальный шрифт для изысканного проекта.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

07.03.2025 - 03:03
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация