Интервью

"Не сдаемся и не собираемся" - Ирек Богуславский

"Не сдаемся и не собираемся" - Ирек БогуславскийСовладельца и топ-менеджера казанской компании "Нэфис косметикс" Ирека Богуславского возмущают слухи о его родстве с президентом Татарстана. "У меня фамилия какая? Какой я родственник?" - гневно переспрашивает он.

О том, как он со своими партнерами получил контроль над крупнейшим производителем моющих и чистящих средств с российским капиталом и чем ему в действительности помогают татарстанские власти, Богуславский рассказал в интервью.

- Как вы пришли в этот бизнес?

- Это было в 1998 г., химкомбинат им. Вахитова находился в состоянии банкротства, а его оборот был около 60 млн руб. Мой товарищ Дмитрий Харитонов был сюда назначен внешним управляющим, и мы пришли помочь.

- Просто по дружбе?

- Мы старые партнеры. Мы все учились в Казанском финансово-экономическом институте: [гендиректор Казанского жирового комбината (КЖК) Дмитрий] Харитонов, [генеральный директор "Нэфис косметикс" Дмитрий] Хайбуллин, [председатель совета директоров КЖК Дмитрий] Самаренкин.

- А как вы стали владельцами "Нэфис косметикс"?

- Никаких революционных изменений - рейдерских операций, преднамеренных банкротств, допэмиссий. Акции мы потом просто выкупили у мелких акционеров.

- Почему "Нэфис" к моменту вашего прихода находился в состоянии банкротства?

- "Нэфис" вообще, наверное, одно из немногих предприятий, которые выжили в этой отрасли в условиях жесткой конкуренции с транснациональными корпорациями. Одно из немногих, кто успешно ведет свой бизнес по всем канонам, принесенным сюда "западниками", - в маркетинге, дизайне, рекламе, новых технологиях в дистрибуции, производстве и т. д. Дело в том, что наши западные конкуренты изначально были более сильными, более подготовленными, у них был план действий, они имели помощь центральных офисов мультинациональных корпораций, специальные бюджеты на борьбу с местными производителями, а также поддержку со стороны своих государств. А у отечественных предприятий никакой поддержки не было, в том числе от государства. Разве что правительство Татарстана оказало нам тогда ту помощь, которая была в его силах.

Западные компании оставляют глубокие рытвины на рынках тех государств, куда пришли: в Чехии, например, нет своего национального производителя бытовой химии, в Польше тоже. В большинстве стран постсоветского пространства сектор бытовой химии под контролем иностранных компаний. Посмотрите на Украину. Мы пытаемся сделать так, чтобы Россия этих "успехов" избежала.

- И что же вы делаете?

- Я где-то читал об одном исследовании. Если в компьютер загрузить все данные об СССР до Второй мировой войны и о гитлеровской Германии - ресурсы, вооружение, подготовка солдат, боевой дух, - компьютер все время выдает, что победа должна была быть за гитлеровской Германией. Но факты говорят об обратном. Вот и мы не сдаемся и не собираемся. На самом деле ничего сложного нет: бизнесменам надо много трудиться, а государству - вводить правильные формы поддержки национального производителя.

- А какие преференции вам нужны?

- Нам ничего не надо. То, что нам нужно, мы сами придем и заберем. Если бы мы просили, нас бы слопали давно. Речь идет о том, чтобы создать благоприятные условия для любого отечественного бизнеса. Главный вопрос - воспитание в отечественных производителях понимания того, что они дома. Французы, например, четко знают, что вот мы у себя дома, а вот эти - чужие. А у нас как происходит? Многие сетевые компании, которые сегодня торгуют здесь, мультинациональные, и с нашими конкурентами их связывают старые узы дружбы, которые завязались еще за рубежом.

- Следуя такой логике, вам с "Пятерочкой", должно быть, договориться гораздо проще, чем с Metro, например.

- Нет. "Пятерочка" и другие отечественные сети выработали свою позицию, исходя из уже сложившихся рыночных условий, которые задали как раз мультинациональные компании. Это государство должно создать условия, в которых у отечественных производителей были бы какие-то преференции, а не наоборот. Сегодня все полки бытовой химии почти без исключений заняты 2-3 западными производителями. Почему их не могут занять отечественные предприятия, их ведь немало? Да они условий этих не могут выдержать, понимаете?

- Но у вас же получается. Значит, можно выдержать условия?

- Кто знает, если бы нас поддерживали на своей территории, мы бы, может, уже заняли превалирующие позиции и перешли к зарубежной экспансии. А мы должны отстаивать свои рубежи здесь, внутри. Это очень тяжело. А по идее должен быть закон, регламентирующий работу сетей, где, допустим, было бы сказано, что отечественному производителю должно быть предоставлено определенное место. То же самое должно быть и на телевидении - квоты на рекламный эфир для отечественных брендов.

- Закон о розничной торговле готовится.

- Готовится когда - когда все погибли, что ли?! Все, уже почти никого нет! Скажите, кто регламентирует, какая наценка должна быть в сети? Кто регламентирует, что они не должны брать всякого рода побочные платежи? По идее сеть должна зарабатывать только на торговой наценке, в этом ее маржинальный доход.

- Допустим, сети не берут бонусов за выкладку, ретро-бонусов и т. п. Но торговая наценка вдвое выше, чем сейчас. Это более честные правила игры, с вашей точки зрения?

- А может быть, втрое [выше]? Должно быть государственное регулирование, какая наценка возможна, и прочие правила. Иначе мы придем к тому, что останется 5-6 сетей и они будут договариваться, что почем продавать и вообще кому можно торговать в этой стране, а кому нельзя.

- Как получилось, что в структуру "Нэфиса" вошел КЖК?

- Жиркомбинат был построен в 1996 г. Мы его купили в 2003 г. Это был очень интересный актив. На тот момент он имел 202 млн руб. годового оборота, 44 млн руб. прямых убытков в год и в несколько раз больше долгов.

- И зачем вы его купили? Насколько я помню, все масложировые компании от этой идеи отказались.

- И правильно сделали. (Смеется.) В этом случае мы еще раз доказали, что при большом желании можно что-то сделать, невзирая на объективные обстоятельства. Когда нам его предложили, мы, в принципе, быстро сориентировались, что из него можно сделать супермашину. В какой-то степени это профильный для нас бизнес, потому что связывает нас с сырьем: мы используем масло для производства хозяйственного мыла и технических кислот - олеиновой, стеариновой, глицерина. За год-полтора мы переделали всю технологию, купили оборудование по производству майонезов, кетчупов, соусов. Купили производство частей тары, построили дополнительное складское помещение. На это мы потратили $10-12 млн.

С 2005 г. начали покупать сырое масло, перерабатывать и рафинировать его у себя.

- Каковы ваши рекламные бюджеты?

- В общей сложности чуть больше 1 млрд руб. в год. Около 25% мы отдаем на масложировую продукцию и около 75% - на бытовую химию. Практически все, что мы делаем [для рекламы и продвижения своей продукции], делаем сами. Единственное исключение - образ крошек Sorti, который придумало агентство Movie.

- Почему вы построили маслоэкстракционный завод, ориентированный на переработку рапса?

- Идея на самом деле не моя. В 1986 г. [президент Татарстана] Минтимер Шарипович Шаймиев, который тогда занимался аграрным направлением, привез рапс из Европы и начал его здесь культивировать. Была создана компания "Татрапс", она занималась производством масла, КЖК должен был его перерабатывать, а жмых - использоваться для животноводства. Однако в 1990-е гг. "Татрапс" обанкротился. В 2005 г. президент приехал к нам на КЖК, мы показали ему все свои достижения и рассказали, что хотим построить завод по переработке рапса. Начать планировали в 2007 г. Он говорит: давай в 2007 г. уже будем его запускать. Подключился премьер республики, дали 612 млн руб. из инвестиционно-венчурного фонда в обмен на пакет акций. Этот пакет мы обязаны выкупить у правительства до 2010 г. по фиксированной цене.

- Рапс считается более сложной в переработке культурой. Почему вы решили поставить именно на нее?

- Рапс для России - это золотая линия. Смотрим на карту: подсолнечник растет на юге, там собирается около 6 млн т. Рапс же можно сеять от Приморья до Калининграда. Притом рапс сеется раз в три года, подсолнечник - раз в семь лет. И вы посмотрите на подсолнух с его огромным стеблем и листьями - можете представить, как он истощает почву? В прошлом году в Татарстане вырастили около 100 000 т рапса, в этом - 130 000 т, к 2010 г. будут выращивать порядка 300 000 т. Да и в России объемы его выращивания за четыре года выросли вчетверо.

- Готовы ли вы тратить деньги на продвижение рапсового масла на рынке?

- Не нужно ничего доказывать. Все и так будут покупать. Мы уже продавали рапсовое масло, и за счет того, что оно было дешевле, потребитель с огромным удовольствием его покупал. Впрочем, не исключено, что мы выйдем с предложением к Минсельхозу прорекламировать рапсовое масло как категорию без упоминания конкретных брендов.

- Что вы думаете о росте цен на сырье и масло в этом году? Вам это выгодно?

- Почему народ не хочет, чтобы Путин уходил? Потому что боится дестабилизации. Вот и рынку нужна стабильность. Как вы думаете, выгодно ли производителю, когда условия на рынке начинают плясать?

- А сговор переработчиков, в котором вас подозревают чиновники, имеет место?

- Есть не сговор, а ажиотаж. Страх производителя сельхозпродукции недозаработать и недополучить и страх у переработчиков остаться без сырья. В результате происходит броуновское движение, когда каждый чем-то занят, и необоснованно растут цены на сырье. Естественно, цены на продукцию будут их догонять. Но может, это и к лучшему - в конце концов, надо же дать заработать крестьянину.

А вообще, конечно, должно быть государственное регулирование и дотирование аграриев. Можно, например, говорить им: за сданную тонну семечки, за результат вашего труда, вы получаете вот такую дотацию. Но при одном условии: цена должна варьироваться не более чем от и до.

- Правда ли, что у вас есть планы производства биоэтанола?

- У нас есть технико-экономическое обоснование. А у республики очень положительное отношение к идее иметь здесь комплекс глубокой переработки зерновых. Мы в Татарстане около 5 млн т зерна производим, а продовольственной пшеницы потребляем 300 000-400 000 т. Мы хотим перерабатывать 1 млн т и получать биоэтанол плюс импортозамещающие продукты - глюкозу, протеины, модифицированный крахмал и т. п. Плюс будут получаться барда и отруби для комбикормов и развития животноводства.

- Какой объем инвестиций вы планируете?

- 350-400 млн евро. Одни мы это точно не сделаем - проект должно поддержать правительство не только Татарстана, но и России.

- Производство биоэтанола при нынешнем уровне издержек экономически эффективно?

- Оно абсолютно рентабельно! При таких-то ценах на нефть… Вопрос не в этом, а в том, что мы сейчас не можем подойти к производству биоэтанола без вмешательства государства. Во-первых, необходим закон об обязательном использовании биотоплива в баке каждого автомобиля. Второе - отмена акцизов на технический этанол. И третье, что отсюда логично вытекает, - госпрограмма развития отрасли, в которой будет определено, где будут построены заводы, по месту возникновения сырья.

- Готовы ли вы строить завод без госпрограммы?

- Я что, Ротшильд или фальшивомонетчик? Если б у меня деньги так просто печатались, я бы вообще ничего не делал - печатал бы и забирал себе.

- Вы верите в то, что в ваших секторах все национальные производители рано или поздно станут частями транснациональных компаний?

- Будет зависеть от политики государства.

- Допустим, его позиция неизменна. Вы для себя такой сценарий видите?

- Если бы я такое будущее для себя видел, я бы давно уже поступил, как многие другие. С предложениями продать бизнес приходят, но очень тактично - сразу и не скажешь. На сегодняшний день желания продавать у меня никакого нет. Через какое-то время начинаешь относиться к бизнесу как к любимому хобби и найти грань сложно.С чего начинал Богуславский

"Залезать на поле государства не очень интересно - ни в нефть, ни в газ. А наш бизнес - это дизайн, креатив, ролики, дистрибуция".

Одним из таких креативных проектов Богуславский считает клинику по пересадке волос Real Trans Hair, которую создал вместе с партнерами в Москве в середине 1990-х.

"Мое субъективное мнение - это, наверное, самая высокопрофессиональная и самая надежная клиника по пересадке волос".

Богуславский вложил в Real Trans Hair около $2 млн. Еще он занимался пошивом спецодежды, разливал вино, торговал машинами "АвтоВАЗа" и мехами татарстанской компании "Мелита".

Ведомости

31.10.2007

на печать


Комментарии

""""&
30.11.2010 11:25 | сообщение #1
 

Восхищаюсь этим человеком!!!! Браво Браво Браво

Написать комментарий

 Проверочный код

Анализ рынков

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

14.11.2024 - 05:54
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация