Статьи

Реклама по-украински: ошибки, которые вызывают смех и тоску

Реклама по-украински: ошибки, которые вызывают смех и тоскуПо мнению специалистов, реклама с ошибками отпугивает покупателей и бьет по имиджу рекламодателя. Увы, ее изготовители выходят сухими из воды, если макет халтуры согласован с заказчиком.

Реклама, как известно - двигатель торговли. А если двигатель "чихает", то и автомобиль из-за этого едет плохо. Увы, внимательно читая бигборды, рекламные плакаты, вывески и так далее, нередко натыкаешься на множество ошибок. Некоторыми из них проиллюстрирована данная статья. Особенно много несуразностей возникает из-за слабого знания как заказчиками, так и разработчиками рекламы украинского языка, который они, согласно закону о рекламе, должны использовать. Последнее, что запомнилось - "прядки волосся" из рекламы шампуня. Увы, правильно "пасма волосся", ведь по-украински прядка - это все равно что по-русски... прялка, приспособление, с помощью которого получались нити, применяемые затем для шитья, вязания. Представляете - прялка на голове?

АРОМОКСАМЫТ? А ЧТО ЭТО?

Приведу еще несколько примеров. Используемое в рекламе известной марки кофе слово "аромат", по мнению языковедов, допустимо, однако является вторичным, заимствованным, эквивалентным украинскому - "пахощі". А вот якобы креативное творение "аромоксамыт", которое должно означать нечто вроде "бархатистый аромат" и вовсе не выдерживает никакой критики, считают специалисты по словообразованию из Института украинского языка Национальной академии наук. А "Ціплятко Ціпа", прекрасно звучащее по-русски, в украинском должно превратиться в "курчатко". Кайф, как говорится, уже не тот, разве что Курой его назвать... Да и "шкоднік"-кот в рекламе продукта "творожок" должен бы превратиться в "пустуна", опрокинувшего тарелку с "сыром" - увы, в украинском эквивалента слову "творог" нет. Авторы слогана об эпиляторах "Все пройде гладко", похоже, не понимают значения последнего слова в данном контексте. Ведь "гладкий" по-украински значит "толстый", поэтому надо бы сказать "Все пройде гладенько".

ПЛАТИ, А НЕ ЧИТАЙ.

То, что некоторые малограмотные водители маршруток пишут "Проїзд по Київу", а в ответ на замечания отвечают: "Плати, а не читай!" - неудивительно. Но почему образованные украинские банкиры призывают с бигбордов "отримати беззалоговий кредит" и выплачивать его "на протязі" (дословно на сквозняке, правильно "протягом") многих лет? Ведь правильно "беззаставний" кредит от слова "застава", по-русски - залог. Кстати, получается весьма забавно: "залога" в украинском - гарнизон крепости, а "застава" в русском - отряд пограничников. Ну и закончу весьма живучей классикой: словосочетаниями "оточуюче середовище", "отримати травму" и "нанести шкоду". Призываю помнить: в украинском языке середовище "навколишнє", травм "зазнають", а шкоду "завдають". А вот "отримують" честно заработанные деньги или наоборот, тумаки за халтуру.

КЛИЕНТ ВСЕГДА... НЕПРАВ

Возникает вопрос: кто платит, если в рекламу вкрадывается ошибка? Как правило, тот, кто "заказывает музыку", то есть рекламу. Сотрудница одной из рекламных фирм Елена рассказала нам, что если макет согласован с заказчиком и подписан им, то исполнитель никакие претензии не принимает, если, конечно, они не оговорены особо. Например, что за грамматические, стилистические, логические и другие ошибки отвечает разработчик рекламы. Да и в большинстве случаев заказчиков интересуют не "блохи" в виде отсутствующих запятых, а креативность идеи, эксклюзивные фото, влияющие на восприятие рекламы потенциальным покупателем.

САНКЦИИ ВОЗМОЖНЫ.

Впрочем, как рассказала нам Елена, в компаниях с мировым именем к рекламе относятся очень серьезно и стараются не допускать ляпсусов, которые могут нанести хоть минимальный ущерб имиджу фирмы. И если их менеджер, отвечающий за разработку рекламного макета, ошибся даже в мелочи: например, в тексте нет запятой, а она должна быть, к нему могут быть применены санкции. В основном наказывают материально, но несильно, например, лишив части премии, с работы, как правило, за такие упущения не увольняют.

БУКВА СТОИМОСТЬЮ 1000 ДОЛЛАРОВ.

Один из журналистов "Сегодня", работавший ранее фотокором в глянцевом журнале, рассказал историю о том, как пострадал их не в меру дотошный, но не подкованный в дайвинге выпускающий из-за того, что решил без согласования с заказчиком исправить макет. Он добавил всего одну букву, но итоге получилось, что фирма рекламирующая снаряжение для подводных погружений, предлагала свою продукцию не дайверам, а... драйверам, то есть, в переводе с английского, водителям. Возмущенный заказчик потребовал вернуть деньги, а это немало, около 1000 долларов. Увы, босс незадачливого "корректора" пошел на принцип, сказав, что платить будет виновный, и всю сумму взыскали с зарплаты бедняги-выпускающего.

БЛЮВОТА И НАРКОТИК.

Если вспомнить наиболее неудачные примеры рекламы иностранных товаров в Украине, на ум приходит в первую очередь пресловутая минералка Blue water (в транскрипции звучит как "блю вота", что отнюдь не добавляет аппетита украинцам, коим предлагают испить такой водицы) и шоколадный батончик Vispa (понятно, что "віспа" ассоциируется с опасной болезнью). Например, известная российская фирма, производящая шоколад "Аленка", решила выпустить на экспорт в западные страны новинку - шоколадку "Кузя, друг Аленки", видать, по аналогии со знаменитой куклой Барби и ее другом Кеном. И все было бы хорошо, не напиши россияне название на этикетке еще и латиницей: Kuzya, drug Alenki. Скандал получился еще тот - ведь drug по-английски означает... наркотик.

"СТРЕМИТЕЛЬНЫЙ ДОМКРАТ"

Помните небезызвестного автора Ляписа-Трубецкого из "Двенадцати стульев" Ильфа и Петрова, у которого волны "... падали вниз стремительным домкратом"? О домкрате не говорим - даже неавтомобилистам и так все понятно. А вот падать вверх можно? Как говорят украинцы, "отож-то й воно", ибо глагол "падать", как и "спуститься" уже означает движение вниз, равно как "подниматься" - движение вверх. Но почему-то многие употребляют совместно - падать вниз. Увы, и спустя семь с лишним десятилетий таких примеров на страницах газет немало: растоптал ногами (а руками и другими частями тела это можно сделать?), беременная женщина (хотелось бы увидеть хоть одного мужчину в интересном положении), своя автобиография (тут лишнее либо "своя" либо "авто").

БЛОХИ.

Вот несколько примеров ляпсусов из современных газет (названия не указываем из журналистской солидарности, ибо как говорится, "нет собак без блох, а газет без ошибок").

"Экспериментальная гелЕоустановка". Пожалуй, писала эту фразу женщина, причем не технарь. Ибо она знает, что такое гель, наверняка им пользуется, но явно не имеет понятия, что данный технический термин происходит от имени бога солнца Гелиоса, о котором написано в учебнике по истории за 7-й класс.

"БИруши". Забавное словечко "БЕруши" - всего-навсего сокращение двух слов: "Береги уши", давшее название изобретению против шума советских времен. Увы, автор не удосужился...

Еще один "ляпис" в своей заметке "зарядил" дробовик пулями. Вот его фраза: "Жених решил стрелять по яблоку из дробовика (то есть дробью. - Авт.). Пули (?!), рикошетом отскочив от стены, попали в гостей..."

В этой ситуации вспоминается сакраментальная фраза: "Учите матчасть!", прежде чем о чем-то написать.

Александр Панченко
segodnya.ua

29.08.2007

на печать


Комментарии

Lis
29.08.2007 10:00 | сообщение #1
 

Мы с наследником (11 лет) так развлекаемся в метро, читая ляпы, а если серьезно то сколько не говори заказчику о слысле слова, все равно "свой перл" впихнет. Засыпаю

corsar
29.08.2007 11:00 | сообщение #2
 

А всё от того, что рекламу делают русскоязычные, а нормального корректора укр. языка нанять жабка давит. Иностранные компании уже поняли, что менталитет не тот, и заказывают российскую рекламу в России, а на укр. локализируют, ещё и бездарно или англ, или русскую.

Грамотей
31.08.2007 9:28 | сообщение #3
 

Цитата:
"на протязі" (дословно на сквозняке, правильно "протягом")



Вообще-то правильно "упродовж", а не "протягом" (сквозняком).

Цитата:
"шкоднік"-кот в рекламе продукта "творожок" должен бы превратиться в "пустуна", опрокинувшего тарелку с "сыром" - увы, в украинском эквивалента слову "творог" нет.



Есть: см. словарь.
Русское слово "творог" в разном контексте может переводится и как "сир", и как "творог", так что "творожок" по-украински - вполне к месту.
Кот в рекламе не "шкоднік", а "шкідник", как и нужно; тут перевод по смыслу, а не дословный.
Так что, "матчасть" прежде всего нужно поучить самому гражданину Панченко.

ччч
22.10.2007 0:57 | сообщение #4
 

Где можно найти образцы реклам с ошибками????????????? Вспомнил Вспомнил

Phantomas
22.10.2007 9:54 | сообщение #5
 

Конкурс дурацкой рекламы "ARTиШОК" http://www.advertology.ru/index.php?name=Artishock

aaa
03.12.2009 17:51 | сообщение #6
 

беременная женщина (хотелось бы увидеть хоть одного мужчину в интересном положении) - вообще-то, еще может быть, например, беременная кошка... :)

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну


Восемнадцатый век. Искусство и Просвещение

Восемнадцатый век. Искусство и Просвещение
Восемнадцатый век. Искусство и Просвещение. Книга посвящена художественной культуре XVIII столетия в контексте идеологических процессов и стратегий власти этого переломного исторического периода. С одной стороны — застойно-архаичная консервативная власть, сращенная с теми или иными религиозными институтами. Она так или иначе взаимодействует с новыми идеями просветителей. С другой — виртуальная, но крайне влиятельная власть новых либеральных идеологов. Художник попадает в эти хитроумно действующие жернова, вращающиеся в разных плоскостях. Активные поиски, историческая динамика придают живописи и архитектуре, музыке и литературе этой плодотворной эпохи неотразимо живой и привлекательный вид. Поставить рядом и попытаться осмыслить как единое целое мастеров разных искусств — задача трудная и благодарная. Перед нами — завершители великих художественных традиций и новаторы разных искусств, от Антуана Ватто до Жака-Луи Давида, от Шардена до Гойи, от Даниэля Дефо до Гёте, от Баха до Моцарта. Якимович Александр Клавдианович — российский искусствовед, критик, историк искусства. Доктор искусствоведения, действительный член Российской академии художеств. Работал в НИИ истории и теории искусства АХ СССР, в Институте искусствознания, в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, в музее «Царицыно». Член Международной ассоциации художественных критиков (AICA) c 1986 года, вице-президент AICA с 1992 по 1994 год. C 1998 года — ведущий научный сотрудник Института культурологии. Издание адресовано как специалистам, так и широкому кругу читателей, интересующихся историей и искусством второй половины XVIII века.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

24.03.2025 - 18:21
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация